ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа дополнительного образования разработана для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию комплексной программы по физической культуре(сдаче норм ГТО).
Дифференцированная часть физической культуры обусловлена региональными особенностями школы и реализуется на кружке «Комплекс ГТО», который проводится один раза в неделю по 1 часу.
В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Рабочей программы по физической культуре, направлена на:
- реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью рабочей программы по физической культуре является формирование у учащихся 6-8 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, подготовка к сдачи норм ГТО, содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; выступление на соревнованиях за честь школы.
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры рабочей программы для кружка «Комплекс ГТО», положена программа, рекомендованная Департаментом образования. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма и сдачи норм ГТО, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса достигается за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах гто с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся и состояния их здоровья.
Содержание изучаемого курса
МЕСЯЦ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ч.) | ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ |
Сентябрь-Май | Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль, ЗОЖ - его составные, упрощенные правила судейства, основы судейской терминологии, умение самостоятельно заниматься физкультурой | | Теоретические знания школьники получают на занятиях в течение 10-15 минут вводной части |
Сентябрь | Легкая атлетика | 8 | |
Октябрь | Легкая атлетика Спортивные и подвижные игры | 2 6 | |
Ноябрь | Спортивные и подвижные игры | 8 | |
Декабрь | Спортивные и подвижные игры Лыжная подготовка | 6 2 | |
Январь | Лыжная подготовка | 8 | |
Февраль | Лыжная подготовка | 8 | |
Март | Лыжная подготовка Гимнастика | 4 6 | |
Апрель | Гимнастика Легкая атлетика | 4 6 | |
Май | Легкая атлетика | 8 | |
Всего часов: | 78 | |
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | По плану | По факту |
| Легкая атлетика | | | |
1 | Инструктаж по Т.Б.Инструктаж №1 Гигиенические требования к занятиям физкультурой. | 1 | | |
2 | Медленный бег до 8 мин. Игра футбол. | 1 | | |
3 | Разновидности ходьбы. Бег 60м,100м. | 1 | | |
4 | Челночный бег. Прыжки в длину с места. | 1 | | |
5 | Самоконтроль при физических занятиях. Бег на короткие дистанции (60 м).,(100м.) | 1 | | |
6 | Прыжки в длину с разбега. Игра футбол | 1 | | |
7 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». | 1 | | |
| Спортивные и подвижные игры | | | |
8 | Т.Б. во время спортивных и подвижных игр. Правила игры в баскетбол. | 1 | | |
9 | Совершенствование передвижения с мячом. | 1 | | |
10 | Совершенствование бросков мяча в корзину. | 1 | | |
11 | Ведение мяча с сопротивлением противника. Игра5*5. | 1 | | |
12 | Бросок мяча с места. Передача мяча в движении. | 1 | | |
13 | Выполнение штрафного броска. Игра без ведения. | 1 | | |
| Лыжная подготовка | | | |
14 | Правила ухода за лыжами. Лыжные мази. Передвижение на лыжах до 1 км. | 1 | | |
15 | Как помочь друг другу при обморожениях. Передвижение на лыжах до 1,5 км | 1 | | |
16 | Совершенствование попеременного двухшажного хода | 1 | | |
17 | Совершенствование одновременного бесшажного хода. | 1 | | |
18 | Правила соревнований. Совершенствование скользящего шага с палкой. | 1 | | |
19 | Спуск с гор в средней стойке, подъём «ёлочкой». | 1 | | |
20 | Спуск с гор в средней стойке. Подъёмы «лесенкой». | 1 | | |
21 | Соревнование по лыжным гонкам.3км. | 1 | | |
22 | Совершенствование спусков и подъёмов. Торможение «плугом». | 1 | | |
23 | Передвижение на лыжах 2-3 км на время. | 1 | | |
| Гимнастика | | | |
24 | Круговая тренировка: - сгибание, разгибание рук в упоре лежа - подъём туловища из положения лежа - прыжки на скакалке | 1 | | |
25 | Акробатические упражнения - перекаты, "мост", "берёзка","лодочка". | 1 | | |
26 | Кувырок вперёд, назад. | 1 | | |
27 | Опорный прыжок через козла. | 1 | | |
28 | Эстафеты с элементами акробатики. Полоса препятствий на время | 1 | | |
| Легкая атлетика | | | |
29 | Прыжки на скакалке на месте и с передвижением вперёд и в сторону. | 1 | | |
30 | Совершенствование техники метания гранаты на дальность. | 1 | | |
31 | Кросс 2000м.Игра Волейбол. | 2 | | |
32 | Сгибание рук в упоре лежа. Прыжки в длину с места. | 1 | | |
33 | Поднимание туловища за 1 мин.. Подтягивание из виса. | 1 | | |
| Итого: | 34 | |
Требования к знаниям и умениям учащихся,
критерии оценки.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы, которые являются критериями оценки эффективности подготовки юных спортсменов. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится 2 раза в учебном году: в сентябре и в мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам. (отдельно для девочек и мальчиков).
ТАБЛИЦА НОРМ ГТО — 4 СТУПЕНЬ (ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ) |
| — бронзовый значок | | — серебряный значок | | — золотой значок |
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Возраст 13-15 лет |
Мальчики | Девочки |
| | | | | |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) |
1. | Бег на 60 м (сек.) | 10,0 | 9,7 | 8,7 | 10,9 | 10,6 | 9,6 |
2. | Бег на 2 км (мин., сек.) | 9.55 | 9.30 | 9.00 | 12.10 | 11.40 | 11.00 |
или на 3 км (мин., сек.) | Без учета времени | — | — | — |
3. | Подтяги- вание из виса на высокой пере- кладине (кол-во раз) | 4 | 6 | 10 | | | |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | — | — | — | 9 | 11 | 18 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | — | — | — | 7 | 9 | 15 |
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол) | Пальцами | Ладо- нями | Пальцами | Ладо- нями |
ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ |
5. | Прыжок в длину с разбега (см) | 330 | 350 | 390 | 280 | 290 | 330 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 175 | 185 | 200 | 150 | 155 | 175 |
6. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.) | 30 | 36 | 47 | 25 | 30 | 40 |
7. | Метание мяча весом 150 г (м) | 30 | 35 | 40 | 18 | 21 | 26 |
8. | Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) | 18.45 | 17.45 | 16.30 | 22.30 | 21.30 | 19.30 |
или на 5 км (мин., сек.) | 28.00 | 27.15 | 26.00 | — | — | — |
или кросс на 3 км по пере- сеченной местности * | Без учета времени |
9. | Плавание на 50 м (мин., сек.) | Без учета | 0.43 | Без учета | 1.05 |
10. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 |
11. | Туристический поход с проверкой туристических навыков | на дистанцию 10 км |
12. | Самозащита без оружия (очки) | 15-20 | 21-25 | 26-30 | 15-20 | 21-25 | 26-30 |
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе | 12 |
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
* Для бесснежных районов страны |
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. |
Методическое обеспечение и литература.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2008.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2005).