Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа №1
Согласовано Заместитель директора школы по ВР ___________ Е.В.Михайлова «_____»______________2018 г. | | Утверждено Директор школы _____________А.В. Меркушева Приказ № _____ от «_____»______________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Робототехника»
(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС ООО)
Программа рассчитана на учащихся 2 классов
Срок реализации - 1 год
Составила
руководитель кружка
Кадейкина Ольга Петровна
(учитель информатики и ИКТ)
2018 год
с. Слобода
Данная программа является авторской. Программа составлена с использованием методических материалов из книги для учителя LEGO Education WeDo. А также материалы, используемые с сайта Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
Изучение робототехники во 2 классах направлено на достижение следующей цели:
- научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Занятия в данном объединении внеурочной деятельности помогают решать следующие образовательные задачи:
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
Расширение области знаний о профессиях;
Умение учеников работать в группах.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Планируемые результаты
Изучение робототехники во 2-х классах даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов
в направлении личностного развития:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
готовность к профессиональному самоопределению.
в метапредметном направлении:
научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
научиться планировать пути достижения целей;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
в предметном направлении:
Знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в RCX;
как использовать созданные программы;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
Уметь:
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов.
Содержание изучаемого курса
Введение (2 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. История развития робототехники.
Конструирование (12 ч.)
Правила работы с конструктором Lego.
Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.
Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры:
• Датчик касания;
• Датчик освещенности.
Сборка моделей по инструкции. Разработка и сбор собственных моделей.
Программирование (12 ч.)
Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами, соединение команд.
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.
Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Линейная и циклическая программа. Знакомство с датчиками.
Проектная деятельность в группах (6 ч.)
Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей.
Свободное моделирование (3 ч.)
Соревнования.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего (час) | Количество часов |
теория | практика |
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Конструирование | 12 | 1 | 11 |
3. | Программирование | 12 | 1 | 11 |
4. | Проектная деятельность в группах | 6 | | 6 |
5. | Свободное моделирование | 3 | | 3 |
Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы занятий. | Кол-во часов | Примечание |
план | факт |
1 | | | Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами Lego. | 1 | Инструктаж по ТБ |
-
| | | Введение в робототехнику. Конструкторы компании ЛЕГО | 1 | Беседа |
-
| | | Конструирование первого робота | 1 | Практикум |
-
| | | Изучение среды управления и программирования | 1 | Беседа |
-
| | | Программирование робота | 1 | Практикум |
-
| | | Собираем робота «крокодила» по инструкции | 1 | Практикум |
-
| | | Конструируем робота «обезьянки-барабанщицы» | 1 | Практикум |
-
| | | Конструируем «рычащего льва» | 1 | Соревнование |
-
| | | Программируем изученные модели. | 1 | Соревнование |
-
| | | Программируем робот «танцующие птицы» | 1 | Практикум |
-
| | | Изучение датчиков расстояния, движения и наклона. | 1 | Консультация |
-
| | | Собираем робот «порхающая птица». | 1 | Консультация |
-
| | | Построение модели «горилла». | 1 | Практикум |
-
| | | Построение модели «морская черепаха» | 1 | Практикум |
-
| | | Создание макета заповедника. | 1 | Ролевая игра |
-
| | | Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор. | 1 | Практикум |
-
| | | Построение модели «умная вертушка» и ее испытание. | 1 | Практикум |
-
| | | Конструирование «нападающего» для модели «Футбол». | 1 | Практикум |
-
| | | Конструирование «вратаря» для модели «Футбол». | 1 | Практикум |
-
| | | Конструирование «ликующих болельщиков» для модели «Футбол». | 1 | Практикум |
-
| | | Программирование модели «Футбол» и её испытание. | 1 | Ролевая игра |
-
| | | Конструируем и программируем модель «Спасение самолета». | 1 | Практикум |
-
| | | Конструируем и программируем модель «Спасение от великана». | 1 | Практикум |
-
| | | Конструируем и программируем модель «Непотопляемый парусник». | 1 | Практикум |
-
| | | Собираем робота высокой сложности. | 1 | Консультация |
-
| | | Программирование робота высокой сложности. | 1 | Консультация |
-
| | | Построение модели «прыгающий кролик» | 1 | Практикум |
2 | | | Разработка проектов по группам «Мой робот». | 1 | Проектная деятельность |
-
| | | Конструирование проектов по группам «Мой робот». | 1 | Проектная деятельность |
-
| | | Программирование проектов «Мой робот». | 1 | Проектная деятельность |
-
| | | Исследование проектов «Мой робот». | 1 | Проектная деятельность |
-
| | | Подготовка к защите проектов «Мой робот». | 1 | Проектная деятельность |
-
| | | Показательное выступление. | 1 | Выставка |
-
| | | Свободное моделирование. | 1 | Соревнование |
-
| | | Свободное моделирование. Резервный урок. | 1 | |
| | | Итого: | 35 | |