Рабочая программа кружковой деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; Вентана-Граф, Москва, 2014г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
На прохождение программы «Секреты орфографии» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество составляет 68 часов.
В соответствии с Годовым календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год, утвержденный на заседании педагогического совета от 29 августа 2017 года (протокол № 1), 35 учебная неделя отводится на экскурсии по предметам.
Программа занятий по общеинтеллектуальному направлению для младших школьников «Секреты орфографии» включает два раздела, которые направлены на приобретение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;
созданию условий, способствующих развитию познавательных умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Используются методы и формы работы: практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:
связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;
Формирование познания устройства русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты.
Отработка полученных знаний по орфографии; закрепление навыков грамотного письма, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучении
1. Игры и упражнения с приставками.
2. Работа с текстом
3. Тренировочные упражнения.
4. Составлять рассказы по картинке.
1. проведение конкурсов рисунков, газет, плакатов;
2. составление загадок, кроссвордов, закономерных рядов, шарад, метаграмм в ходе практических заданий;
4. составление презентаций по выбору учащихся.
Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию, и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся награждаются поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями.
-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
-Составлять рассказы по картинке.
№ | Тема | К.ч. | основные формы организации учебных занятий | основные виды учебной деятельности | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Как обходились без письма? | 1 | «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. | Заучивание песенок – «напоминалок». | 1н | | |
2 | Древние письмена. | 1 | Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». | 1н | | |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? | Творческое задание «Придумай свой алфавит». | 2н | | |
4 | Меня зовут Фонема. | 1 | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. | Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». | 2н | | |
5 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. | Игра «Строим дом». | 3н | | |
6 | «Ошибкоопасные» места | 1 | «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. | Тренировочные упражнения. | 3н | | |
7 | Тайны фонемы | 1 | Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. | Заучивание песенки - «запоминалки». | 4н | | |
8 | Опасные согласные | 1 | Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». | Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» | 4н | | |
9 | На сцене гласные | 1 | Добрый «волшебник» - ударение. Гласные без хлопот! | Игра «Поставь ударение». | 5н | | |
10 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! | Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения Игры со словами. | 5н | | |
11 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! | Тренировочные упражнения. | 6н | | |
12 | Ваши старые знакомые | 1 | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. | Тренировочные упражнения. | 6н | | |
13 | Правила о непроизносимых согласных | 1 | Песенки - «напоминайки». Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. | Тренировочные упражнения. | 7н | | |
14 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 1 | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик | Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». | 7н | | |
15 | Строительная работа морфем | 1 | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки | ». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. | 8н | | |
16 | Где же хранятся слова? | 1 | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. | Работа со словарями. | 8н | | |
17 | Поговорим о всех приставках сразу | 1 | Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). | Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Игры с приставками. | 9н | | |
18 | Слова – «родственники» | 1 | Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов | Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. | 9н | | |
19 | Кто командует корнями? | 1 | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. | . Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. | 10н | | |
20 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Корень и главное правило. Пересказ текста. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. | Тренировочные упражнения. Игра – собирание слов. | 10н | | |
21 | «Пересаженные» корни | 1 | Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. | Работа с словарём. Тренировочные упражнения. | 11н | | |
22 | Сказочное царство слов . | 1 | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. | Конкурс на знание пословиц и поговорок . | 11н | | |
23 | Путешествие в страну Слов. | 1 | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». | Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Игра « Найди лишнее слово» | 12н | | |
24 | Чудесные превращения слов. | 1 | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. | Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. | 12н | | |
25 | В гостях у слов- родственников. | 1 | Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Выбор из стихотворений слов- родственников. | Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. | 13н | | |
26 | Добрые слова. | 1 | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Работа с текстами на данную тему. | Игра «Умеете ли вы здороваться?». | 13н | | |
27 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Объяснение устаревших слов. | Творческая работа. | 14н | | |
28 | Новые слова в русском языке. | 1 | «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . | Игра «Угадай-ка». | 14н | | |
29 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев . | . Игра «Шесть и шесть». | 15н | | |
30 | Синонимы в русском языке. | 1 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте. | Беседа «Что обозначают слова- синонимы». | 15н | | |
31 | Слова- антонимы. | 1 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». | Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. | 16н | | |
32 | Слова- омонимы. | 1 | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». | Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | 16н | | |
33 | Крылатые слова. | 1 | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла. | Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». | 17н | | |
34 | В королевстве ошибок. | 1 | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. | Игра « Произноси правильно». Игра «Исправь ошибки». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | 17н | | |
35 | В стране Сочинителей. | 1 | Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. | . Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Беседа о рифмах . | 18н | | |
36 | Искусство красноречия. | 1 | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. | Собственные упражнения в создании разных речей. | 18н | | |
37 | Праздник творчества и игры. | 1 | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 19н | | |
38 | Трудные слова. | 1 | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. | Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | 19н | | |
39 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». | Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | 20н | | |
40 | Шарады и логогрифы. | 1 | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. | Иллюстрирование слов- ответов. | 20н | | |
41 | Откуда пришли наши имена. | 1 | Знакомство с происхождением имен. | Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | 21н | | |
42 | Занимательное слообразование. | 1 | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». | Шарады. | 21н | | |
43 | Что такое орфоэпия? | 1 | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. | Беседа | 22н | | |
44 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. | Презентация | 22н | | |
45 | Звуки не буквы! | 1 | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». | Составление транскрипций. | 23н | | |
46 | Звучащая строка. | 1 | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. | Презентация | 23н | | |
47 | Банты и шарфы. | 1 | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . | Разыгрывание ситуаций с этими словами. | 24н | | |
48 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». | Правильная постановка ударений в словах. | 24н | | |
49 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. | Выполнение заданий «Орфоэпия и фонетика». | 25н | | |
50 | Имена вещей. | 1 | Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся | Словарный диктант | 25н | | |
51 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. | Презентация | 26н | | |
52 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. | Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». | 26н | | |
53 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | Работа со словарем | 27н | | |
54 | Многозначность слова. | 1 | Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. | Игра «Прямое и переносное значение слов». | 27н | | |
55 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. | Работа со словарем | 28н | | |
56 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | Изучается особенность синонимического ряда слов. | Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. | 28н | | |
57 | Как возникают названия. | 1 | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». | Работа с этимологическими и историческими словарями. | 29н | | |
58 | Слова – антиподы. | 1 | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. | Работа со «Словарем антонимов русского языка». | 29н | | |
59 | Фразеологические обороты. | 1 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | Работа с текстом | 30н | | |
60 | Словари «чужих» слов. | 1 | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». | Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. | 30н | | |
61 | Капитан и капуста. | 1 | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. | Работа со словарем. Сравнение значения слов. | 31н | | |
62 | «Он весь свободы торжество». | 1 | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. | Работа с текстом | 31н | | |
63 | Мы говорим его стихами. | 1 | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. | Работа с текстом | 32н | | |
64 | Слова, придуманные писателями. | 1 | Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. | Работа с текстом | 32н | | |
65 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | Беседа | 33н | | |
66 | Словарь языка Пушкина. | 1 | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. | Работа со словарем. | 33н | | |
67 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | 34н | | |
68 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | Работа со словарем | 34н | | |