СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Секреты орфографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма кружка "Секреты орфографии"

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Секреты орфографии"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружковой деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Виноградовой; Вентана-Граф, Москва, 2014г.), в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

На прохождение программы «Секреты орфографии» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество составляет 68 часов.

В соответствии с Годовым календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год, утвержденный на заседании педагогического совета от 29 августа 2017 года (протокол № 1), 35 учебная неделя отводится на экскурсии по предметам.


Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.

Задачи программы:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).            

Методы и формы работы над программой

             Программа занятий по общеинтеллектуальному направлению для младших школьников «Секреты орфографии»   включает два  раздела, которые направлены на  приобретение  и закрепление  знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;

созданию условий, способствующих  развитию  познавательных умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Используются методы и формы работы: практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

                                           






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью

  • корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки

  • определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:

В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

В говорении ученик научится:

  • вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;

  • кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;

  • рассказывать о себе, своей семье, друге.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;

  • кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;

  • выражать отношение к прочитанному/услышанному

  • понимать на слух  речь учителя во время ведения занятия;

                        связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;

  • понимать основную информацию услышанного;

  • извлекать конкретную информацию из услышанного;

  • понимать детали текста;

  • вербально или невербально реагировать на услышанное;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки)

  • использовать контекстуальную или языковую догадку;

В чтении ученик овладеет техникой чтения:

  • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;

  • с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространённые предложения;

  • основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное);

  • с определённой скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.

Ученик овладеет умением читать:

  • читать небольшие тексты различных типов, применяя разные стратегии, обеспечивающие понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;

  • читать и понимать содержание текста на уровне значения, то есть сумеет на основе понимания связи между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;

  • пользоваться справочными материалами

Ученик получит возможность научиться:

  • читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;

  • читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространённые предложения с однородными членами;

В письме ученик научится:

  • правильно списывать;делать подписи к рисункам;отвечать письменно на вопросы;

Ученик получит возможность научиться

  • писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50–60 слов);

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  ЗАНЯТИЙ


Формирование познания устройства русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты.

  1. Работа со словарём. Создавать копилки слов.

  2. Тренинговые  упражнения.

  3. Составление загадок, кроссвордов, закономерных рядов, шарад, метаграмм.

  4. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Отработка  полученных знаний по орфографии; закрепление  навыков грамотного письма, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучении

      1. Игры и упражнения с приставками.

   2. Работа с текстом

   3. Тренировочные упражнения.

   4. Составлять рассказы по картинке.

Дополнительными формами контроля являются работы творческого характера:

 1. проведение конкурсов  рисунков, газет, плакатов;

2. составление загадок, кроссвордов, закономерных рядов, шарад, метаграмм в ходе практических заданий;

4. составление презентаций по выбору учащихся.

             Исходя из предлагаемых форм контроля, предлагается бальная система оценивания. Учащиеся набирают максимальное количество баллов по каждому мероприятию,  и в зависимости от набранных баллов оценивается общий результат. В конце изученной темы проводится подведение итогов, и учащиеся  награждаются  поощрительными призами, дипломами, грамотами, удостоверениями.

-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
-Составлять рассказы по картинке.

      














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

К.ч.

основные формы организации учебных занятий

основные виды учебной деятельности

Дата

Примечание

план

факт

1

Как обходились без письма?

1

«А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.

Заучивание песенок – «напоминалок».



2

Древние письмена.

1

Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ».



3

Как возникла наша письменность?

1

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?

Творческое задание «Придумай свой алфавит».



4

Меня зовут Фонема.

1

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами.

Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».



5

Для всех ли фонем есть буквы?

1

«Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Игра «Строим дом».



6

«Ошибкоопасные» места

1

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость.

Тренировочные упражнения.



7

Тайны фонемы

1

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы.

Заучивание песенки - «запоминалки».



8

Опасные согласные

1

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?»



9

На сцене гласные

1

Добрый «волшебник» - ударение. Гласные без хлопот!

Игра «Поставь ударение».



10

«Фонемы повелевают буквами»

1

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!


Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения Игры со словами.



11

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!

Тренировочные упражнения.



12

Ваши старые знакомые

1

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.

Тренировочные упражнения.



13

Правила о непроизносимых согласных

1

Песенки - «напоминайки». Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тренировочные упражнения.



14

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик

Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт».



15

Строительная работа морфем

1

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки

». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.



16

Где же хранятся слова?

1

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке.

Работа со словарями.



17

Поговорим о всех приставках сразу

1

Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-).

Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Игры с приставками.



18

Слова – «родственники»

1

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов

Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.



19

Кто командует корнями?

1

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

10н



20

«Не лезьте за словом в карман!»

1

Корень и главное правило. Пересказ текста. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова.

Тренировочные упражнения. Игра – собирание слов.

10н



21

«Пересаженные» корни

1

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова.


Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

11н



22

Сказочное царство слов .

1

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.

Конкурс на знание пословиц и поговорок .

11н



23

Путешествие в страну Слов.

1

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».

Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Игра « Найди лишнее слово»

12н



24

Чудесные превращения слов.

1

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

12н



25

В гостях у слов- родственников.

1

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.

13н



26

Добрые слова.

1

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Работа с текстами на данную тему.

Игра «Умеете ли вы здороваться?».

13н



27

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Объяснение устаревших слов.

Творческая работа.

14н



28

Новые слова в русском языке.

1

«Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах .

Игра «Угадай-ка».

14н



29

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев .

. Игра «Шесть и шесть».

15н



30

Синонимы в русском языке.

1

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Беседа «Что обозначают слова- синонимы».

15н



31

Слова- антонимы.

1

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор».

Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов.

16н



32

Слова- омонимы.

1

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…».

Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

16н



33

Крылатые слова.

1

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла.

Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

17н



34

В королевстве ошибок.

1

Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

Игра « Произноси правильно». Игра «Исправь ошибки». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

17н



35

В стране Сочинителей.

1

Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.


. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Беседа о рифмах .

18н



36

Искусство красноречия.

1

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.

Собственные упражнения в создании разных речей.

18н



37

Праздник творчества и игры.

1

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

19н



38

Трудные слова.

1

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах.

Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

19н



39

Анаграммы и метаграммы.

1

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».


Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

20н



40

Шарады и логогрифы.

1

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

Иллюстрирование слов- ответов.

20н



41

Откуда пришли наши имена.

1

Знакомство с происхождением имен.

Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

21н



42

Занимательное слообразование.

1

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

Шарады.

21н



43

Что такое орфоэпия?

1

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Беседа

22н



44

Что такое фонография или звукозапись?

1

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Презентация

22н



45

Звуки не буквы!

1

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука».

Составление транскрипций.

23н



46

Звучащая строка.

1

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Презентация

23н



47

Банты и шарфы.

1

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы .

Разыгрывание ситуаций с этими словами.

24н



48

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Правильная постановка ударений в словах.

24н



49

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи.

Выполнение заданий «Орфоэпия и фонетика».

25н



50

Имена вещей.

1

Знакомство с термином

« лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся

Словарный диктант

25н



51

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.


Презентация

26н



52

В царстве смыслов много дорог.

1

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова.


Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

26н



53

Как и почему появляются новые слова?

1

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.


Работа со словарем

27н



54

Многозначность слова.

1

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.


Игра «Прямое и переносное значение слов».

27н



55

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Работа со словарем

28н



56

Об одном и том же - разными словами.

1

Изучается особенность синонимического ряда слов.

Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

28н



57

Как возникают названия.

1

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации».

Работа с этимологическими и историческими словарями.

29н



58

Слова – антиподы.

1

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.

Работа со «Словарем антонимов русского языка».

29н



59

Фразеологические обороты.

1

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Работа с текстом

30н



60

Словари «чужих» слов.

1

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».

Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

30н



61

Капитан и капуста.

1

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Работа со словарем. Сравнение значения слов.

31н



62

«Он весь свободы торжество».

1

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Работа с текстом

31н



63

Мы говорим его стихами.

1

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Работа с текстом

32н



64

Слова, придуманные писателями.

1

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Работа с текстом

32н



65

Слова уходящие и слова – новички.

1

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Беседа

33н



66

Словарь языка Пушкина.

1

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря.


Работа со словарем.

33н



67

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

34н



68

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Работа со словарем

34н




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!