СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Занимательная химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Занимательная химия" с подробным планированием.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Занимательная химия"»

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Знакомство с химией дети начинают с 8 класса. Материал для восприятия предмета сложный и объёмный. Занятия по программе «Занимательная химия» помогают детям более полно и объёмно изучить предмет, получить необходимый багаж знаний и предметных УУД для успешного поступления в высшие учебные заведения химической направленности.

Знания, получаемые в школе на уроках химии, зачастую носят формальный характер. Дети редко связывают знания, полученные на уроках и повседневную жизнь. Тем не менее, в современном мире человек постоянно соприкасается с химическими веществами – бытовая химия, косметика, лекарства и БАДы, строительные и лакокрасочные материалы, пищевые продукты. Занимательная химия раскрывает перед ребёнком возможность применять знания и умения по химии, получаемые на уроках, в повседневной жизни, что даст возможность учащемуся ориентироваться в сложном современном мире, наполненном всевозможными химическими веществами, суметь разобраться в полезности данных веществ, поможет сохранить здоровье. Кроме того, данная программа имеет профориентационную направленность, позволяющую детям ориентироваться в мире профессий, связанных с химией, биологией, экологией.

Актуальность данного курса в том, что занятия по занимательной химии позволяют расширить знания учащихся о химических методах анализа и синтеза, способствует овладению методиками исследования, эксперимента, моделирования, проектирования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Направленность программы: естественнонаучная.

Уровень освоения программы базовый.

Отличительными особенностями данной программы является то, что что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Кроме того, на занятиях учащиеся совершенствуют практические и экспериментальные умения, развивают способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение интересных, нестандартных задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления. Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-11 класса.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Адресат программы обучающиеся 8-11 класса, начавшие изучать предмет «химия» на базовом уровне.

Особенности организации образовательного процесса:

Программа данного объединения модульная и рассчитана на 2 года. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять от 10 до 15 человек. Данное детское объединение - экспериментальное, поэтому состав учащихся должен быть постоянным в течение года. Но возможен дополнительный прием детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению химии на любом этапе освоения программы. Оба модуля программы взаимозаменяемы и возможно обучение только по одному модулю, в зависимости от запроса учащихся.

Модуль №1 - 1 год обучения - 72 часа (1 занятие по 2 ч. в неделю).

Модуль №2 – 2 год обучения - 72 часа (1 занятие по 2 ч. в неделю)





































1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – сформировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к миру веществ и химических превращений через практические умения и навыки по лабораторной технике.



Задачи программы:

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  2. Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, креативные способностей учащихся;



Воспитательные:

  1. Воспитывать гордость к своей стране и нашему народу на примере достижений великих российских учёных-химиков;

  2. Воспитывать осознанное стремление к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

  3. Воспитывать нравственнее и духовное здоровье, формировать активную гражданскую позицию по вопросу охраны окружающей среды, охраны здоровья окружающих людей и своего собственного.


Обучающие:

  1. Формировать умения осуществлять научно-исследовательскую и проектную деятельность;

  2. Формировать у учащихся навыки безопасного и грамотного обращения с веществами;

  3. Формировать практические умения разработки и выполнения химического эксперимента;

  4. Продолжить формирование коммуникативных умений, текстуальности, способности к рефлексии;

  5. Формировать представления о мире профессий, связанных с химией.

  6. Формировать умения решать нестандартные экспериментальные и олимпиадные задач по химии.





1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения



Тема, изучаемые вопросы




Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием

6

2

4

Зачет, практикум

Раздел 2. Химия в быту.

32

9

23


2.1 Кухня.

10

4

6

Практикум

2.2. Аптечка.

6

1

5

Практикум

2.3. Ванная комната.

4

1

3

Практикум

2.4. Туалетный столик.

4

1

3

Практикум

2.5. Техническая и строительная химия.

4

1

3

Практикум

2.6. Садовый участок.

4

1

3

Практикум

Раздел 3. Химия за пределами дома.

34

10,5

23,5


3.1. Магазин.

10

3

7

Игра

3.2. Аптека.

10

1,5

8,5

Практикум

3.3. Мир вокруг нас.

14

6

8

Защита проектов

Резервное время

0

0

0


Итого ( 72 часа)


21,5

50,5




Тематический план 1 года обучения


Тема, изучаемые вопросы




Форма занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

2

3

4

Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.( 12 часов)

Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

Оборудование кабинета химии. Ведение лабораторного хозяйства.

Химическая посуда.

Нагревание, взвешивание. Вытяжной шкаф.

Профориентация (знакомство с профессиями в предметной области «Химия»)

Беседа

Практикум: знакомство с оборудованием кабинета химии

Знакомство с химической посудой

1.5


0,5


Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.

Занимательные опыты

0

2

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. 

Проблема чистоты вещества в химии. Понятие о смесях и их классификация. Разделение смесей различными методами и их сущность.

Беседа

Практикум: Изготовление фильтра, разделение смеси, приготовление растворов

0,5

1,5

Итого:


2

4

Раздел 2. Химия в быту.( 32 часа)

2.1 Кухня. ( 10ч.)

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.


Занимательные опыты



2

Поваренная соль и её свойства.

Практическая работа №1: Выращивание кристаллов из соли.

Объяснение

Практикум: Свойства поваренной соли.

0,5

1,5

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Практическая работа №2: Занимательные опыты с сахаром.

Беседа

Практикум: Свойства сахара

0,5

1,5

Масла. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции.

Беседа, объяснение. Свойства растительных и животных масел. Знакомство со специями.

1,5

0,5

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Объяснение. Лабораторный опыт: Свойства соды Лабораторный опыт: Свойства уксусной кислоты.

Решение нестандартных задач.

1,5

0,5

2.2. Аптечка. (6ч.)

Аптечный иод и его свойства.

Беседа. Практикум: Свойства иода

0,2

1,8

Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Свойства борной кислоты.

Практическая работа№3: Изготовление «лизуна» (пластичной массы) из тетрабората натрия

Беседа. Практикум: Свойства ацетилсалициловой кислоты Практикум: Свойства борной кислоты и ее солей


0,5

1,5

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Перекись водорода и гидроперит.

Беседа. Практикум: Свойства перманганата калия Практикум: Свойства перекиси водорода

0,3

1,7

2.3. Ванная комната.( 4 ч.)

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла.

Объяснение. Практикум: Свойства твердого и жидкого мыла

0,5

1,5

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они нужны в составе порошков.

Беседа. Практикум: Свойства синтетических моющих средств.

Сообщение учащегося «Влияние СМС на окружающую среду»

0,5

1,5

2.4. Туалетный столик.(4 ч.)

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.

Беседа. Практикум: Изучение состава лосьонов, духов, кремов.

0,5

1,5

Можно ли сделать крем в домашних условиях.

Беседа

Практикум: Сравнение «домашней» и промышленной косметики (кремов)

0,5

1,5

2.5. Техническая и строительная химия. ( 4ч.)

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Объяснение. Практикум: Свойства и состав различного клея.


0,5


1,5

Электролит – это что-то знакомое. Хозблок или гараж. Бензин, керосин и другие «- ины».


Объяснение. Решение нестандартных задач.

0,5

1,5

2.6. Садовый участок. (4 ч.)

Медный и другие купоросы. Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».


Объяснение. Практикум: Свойства купоросов.


0,5


1,5

Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.


Беседа. Объяснение. Практикум «Изучение состава огородной химии»

0,5

1,5

Итого


9

23

Раздел . Химия за пределами дома. (34 часа)

3.1. Магазин. (10 ч.)

Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»

Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

Занимательные опыты

Решение нестандартных экспериментальных задач

Дидактическая игра «Знакомые незнакомцы»

0,5

1,5

Практическая работа №4: Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Практическая работа


2

Состав продуктов в магазине. Страшные «Е-шки»

Объяснение, беседа,

Практикум: определение в составе популярных продуктов веществ с обозначением Е

1

1

Разбираемся в формулировках - вода питьевая, столовая вода, газированная вода, минеральная вода.

Беседа. Практикум: Изучение состава разной по названию бутилированной воды.

0,5

1,5

Хозяйственный магазин. Калийная селитра (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох? Раствор аммиака. Стеклоочистители.


Объяснение. Беседа. Сообщение учащегося: «Изобретение пороха Практикум: Свойства аммиака.

Практикум: Изучение состава стеклоочистителя.»

1

1

3.2. Аптека. (10 ч.)

Аптека – рай для химика. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами

Беседа. Сообщение учащегося: «История аптечного дела» Практикум: Что есть в аптеке? Занимательные опыты. Решение экспериментальных задач.


0,5


1,5

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало?

Объяснение.

Практикум: Свойства формалина.

0,5

1,5

Практическая работа №5: Серебряное зеркало.

Практическая работа.


1

Практическая работа №6: Химические свойства и применение глюкозы.

Практическая работа.


1

Экскурсия в аптеку. Профессия фармацевт.

Экскурсия


2

Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др.

Занимательные опыты.

0,5

1,5

3.3. Мир вокруг нас. ( 14 ч.)

Состав воздуха. Чем мы дышим? Основные источники загрязнения воздуха и методы борьбы с ними.


Беседа. Практикум: Состав воздуха.


1


1

Что у нас под ногами. Анализ камней и почвы.

Беседа. Практикум: Анализ камней и почвы.

0,5

1,5

Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит? Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.

Беседа. Практикум: Знакомство с образцами минералов и горных пород Практикум: Свойства карбонатов.

1

1

Работа над проектом.

Проектирование


4

Итоговая конференция

Конференция

2


Подведение итогов.

Беседа. Круглый стол. Составление карт памяти за курс обучения

1,5

0,5

Итого


10,5

23,5

Итого за курс


21,5

50,5

Итого ( 72 часа)



76



Содержание учебного плана 1 года обучения

Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. (6 часов)

Теория:

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Чистые вещества и смеси. Нагревательные приборы и пользование ими. Насыщенные и пересыщенные растворы. Проблема чистоты вещества в химии. Понятие о смесях и их классификация.

Практика:

Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.

Разделение смесей и очистка веществ.

Разделение смесей различными методами и их сущность.

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Приготовление растворов и использование их в жизни.


Раздел 2. Химия в быту.( 32 часа)

2.1. Кухня.(10 ч.)

Теория: Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции.

Практика:

Практическая работа №1: Выращивание кристаллов из соли.

Практическая работа №2: Занимательные опыты с сахаром.

Лабораторный опыт: Свойства соды

Лабораторный опыт: Свойства уксусной кислоты.

2.2. Аптечка. ( 6 ч.)

Теория: Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Необычные свойства обычной зелёнки. Перекись водорода и гидроперит. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Борная кислота

Практика:

Лабораторный опыт: Свойства иода.

Лабораторный опыт: Свойства перекиси водорода.

Лабораторный опыт: Свойства перманганата калия.

Практическая работа№3: Изготовление «лизуна» из тетрабората натрия

2.3. Ванная комната или умывальник. ( 4 ч.)

Теория: Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Практика:

Изучение свойств твёрдого и жидкого мыла. Изучение свойств синтетических моющих средств.

Лабораторный опыт: Соль для ванны и опыты с ней.

2.4. Туалетный столик. (4 ч.)

Теория: Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

Практика:

Изучение свойств и состава косметических средств

2.5. Техническая и строительная химия. ( 4 ч.)

Теория: Паяльная кислота. Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролиты. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Практика: Изучение свойств и состава клея разных марок, решение нестандартных задач по теме «Силикатная промышленность»

2.6. Садовый участок. (4 ч.)

Теория: Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Практика: Изучение свойств медного купороса. Изучение состава и свойств минеральных удобрений.


Раздел 3. Химия за пределами дома. (34 часов)

3.1 Магазин. ( 10 ч.)

Теория: Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Белизна». Калиевая селитра. Каустическая сода. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Вода питьевая, столовая вода, газированная вода, минеральная вода.

Практика:

Экскурсия в хозяйственный магазин.

Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Практикум: Знакомые незнакомцы. Что за вещества прячутся под буквой Е. Пищевые добавки.

Лабораторный опыт: Определение пищевых добавок по этикеткам на продуктах питания.

Практическая работа №4: Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Практикум: Изучение состава бутилированной воды.

3.2. Аптека. ( 10 ч.)

Теория: Формалин. Как посеребрить монету и стекло. Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

Необычный препарат «Ликоподий». Эта вкусная и полезная глюкоза. Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. Профессия провизора и фармацевта.

Практика:

Экскурсия Аптека – рай для химика.

Практическая работа №5: Серебряное зеркало.

Практическая работа №6: Химические свойства и применение глюкозы.

Практикум: Изучение эфиров из аптеки. Состав мази «Вьетнамский бальзам».

3.3. Мир вокруг нас. ( 14ч.)

Теория: Состав воздуха. Основные источники загрязнения воздуха и методы борьбы с ними. Анализ камней и земли. Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Практика:

Лабораторный опыт: обнаружение карбонатов

Знакомство с коллекциями минералов.

































Учебный план 2 год обучения.






Тема, изучаемые вопросы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение. Правила техники безопасности.

10

2,5

7,5

Игра

Раздел 2. Мы в мире химии

62

20,5

41,5

Игра

Практикум

2.1. Измерения в химии. Анализ результатов экспериментов.

14

3,5

10,5

Практикум

2.2. Биосфера

4

1

3

Практикум

2.3. Атмосфера.

6

1

5

Практикум

2.4.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.

8

1

7

Практикум

2.5. Пища, которую мы едим.

10

2

8

Игра, практикум

2.6. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека.

18

10

8

Проект

Итоговая конференция.

2

2



Итого: ( 72 часа)

23

49












Учебно-тематическое планирование.

2-й год обучения.



Тема, изучаемые вопросы


Форма занятия

Кол-во

часов


Теория

Практика

Раздел 1. Введение. Правила техники безопасности. (10 часов)

Лаборатория кабинета химии.

Лабораторное оборудование.

Беседа. Практикум: Составление классификации реактивов.

0,5

1,5

Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Демонстрационное оборудование. Аптечка в кабинете химии. Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы.

Беседа. Практикум: Изготовление этикеток для неорганических веществ. Знакомство с составом аптечки в кабинете химии.

Практикум: Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы

0,5

1,5

Практическая работа№1. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.


Практическая работа


2

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Вытяжной шкаф. Первая помощь при химических ожогах.

Беседа. Практикум: Закрепление правил обращения с опасными веществами на практике.

1

1

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Занимательные опыты. Решение экспериментальных задач.

0,5

1,5

Итого:


2,5

7,5

Раздел 2. Мы в мире химии ( 62 часа)

2.1. Измерения в химии. Анализ результатов экспериментов. (14 часов)

Количественные измерения в химии. Понятие эквивалента, моляльной концентрации.

Лекция

2


Решение задач повышенной сложности

Решение задач

2

4

Анализ результатов эксперимента. Решение экспериментальных задач.

Решение задач

2

2

Проведение дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление

Дидактические игры


2

2.2. Биосфера (4 часа)

Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии

Беседа с элементами лекции. Сообщения учащихся по теме: «Глобальные проблемы экологии»


1

1

Кислотные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами. (Презентации учащихся)

Презентации учащихся

«Вред кислотных дождей»

«К чему приводит уменьшение озонового слоя»

«Антропогенное загрязнение атмосферы» и т.п.


2

2.3. Атмосфера. ( 6 часов)

Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники.

Беседа. Сообщения учащихся «Источники загрязнения воздуха»

0,5

1,5

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия.

Беседа с элементами лекции. Лабораторный опыт: Доказательство выделения растениями кислорода и поглощения из воздуха углекислого газа. Свойства озона. Понятие аллотропии


0,5

1,5

Практическая работа №2. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность.

Практическая работа


2

2.4.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.( 8 часов)

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод.


Лекция.

Практикум: Составление схемы круговорота воды в природе.
Практикум: Растворимость веществ в воде.

0,5

1,5

Практическая работа №3: Жёсткость воды.

Практическая работа


2

Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Объяснение. Решение экспериментальных задач на определение концентрации вредных веществ в воде.

0,5

1,5

Практическая работа № 4. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практическая работа


2

2.5. Пища, которую мы едим. ( 10 часов)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Белки, жиры, углеводы в питании человека. Витамины

Беседа. Просмотр мультимедийной презентации по теме «Построим свой организм правильно» (прил№3)

1

1

Практическая работа № 5. Определение нитратов в плодах и овощах.




Практическая работа


1

Практическая работ № 6. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

Практическая работа


1

Практикум-исследование «Чипсы, газированные напитки».

Исследование состава, свойств продукта. Выявление вредных и полезных для здоровья человека свойств. Оформление результатов исследования в виде сообщения, реферата, презентации.


2

Оформление стенгазеты: Пища, которую мы едим.

Оформление стенгазеты.


2

Пивной алкоголизм

Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Практикум: влияние спиртов на белки.

1

1

2.6. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека. (18 часов)

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.


Демонстрационные опыты.

0,5

1,5

Пылевые загрязнения помещений.

Практическая работа № 7.

Определение относительной запылённости помещений.

Практическая работа

0,5

1,5

Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека.

Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

Беседа. Практикум: Как соблюдать чистоту в доме.

1

1

Химия и человек.


Оформление проектов

6

2

Профориентационная лекция.

Лекция

2


Проведение дидактических игр.

Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.

Игра


2

Итоговая конференция.

Конференция

2


Итого: ( 72 часа)

23

49




Содержание программы

2-й год обучения


Раздел 1. Введение. (10часов.)

Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.

Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории. Практическая работа№1. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Общие правила техники безопасности в кабинете химии.


Раздел №2. Мы в мире химии ( 60 часов).


2.1. Измерения в химии. Анализ результатов экспериментов.(14 часов)

Количественные измерения в химии. Понятие эквивалента, моляльной концентрации. Решение экспериментальных и нестандартных (олимпиадных) задач. Алгоритм анализа эксперимента. Правила оформления результатов эксперимента.

2.2. Биосфера – среда жизни человека ( 4ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.


2.3. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим ( 6ч).

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Практическая работа №2 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.


2.4. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Практическая работа №3: Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа №4 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.


2.5. Пища, которую мы едим (8 ч).

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая работа №5. Определение нитратов в плодах и овощах.

Практическая работа №6 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.


2.6. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье

человека (20 ч).

Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

Практическая работа №7. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.

Подведение итогов (итоговая конференция) (2 ч).



















1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будет – чувство гордости за российскую химическую науку, положительное отношение к труду, целеустремленность.

Обучающийся будет готов к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; научен управлять своей познавательной деятельностью;

Метапредметные результаты

Обучающийся приобретёт умения и навыки различных видов познавательной деятельности, умения применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; умения использовать основные интеллектуальные операции; умение формулировать гипотезы, проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; умение использовать различные источников для получения химической информации.

Предметные результаты I год обучения:

Обучающийся будет знать:

  • Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.

  • Когда соль – яд.

  • Полезные и вредные черты сахара.

  • Что такое «антиоксиданты».

  • Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

  • Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

  • Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и

вкусовые добавки.

  • Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

  • Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства

марганцовки.

  • Какую опасность может представлять марганцовка.

  • Как поступить со старыми лекарствами.

  • Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

  • Какие порошки самые опасные

  • Кто такие «токсикоманы»

  • Чем опасны нитраты.

  • Значение различных минеральных удобрений.

  • Керосин и другое бытовое топливо.


Обучающийся будет уметь:

  • Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности

  • Проводить простейшие опыты, исследования

  • Применять полученные знания на практике и в быту;

  • Производить простейшие расчеты.


Предметные результаты II года обучения:

Обучающийся будет знать:

  • качественный и количественный состав воздуха;

  • последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

  • проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);

  • примерный качественный состав природных вод;

  • роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;

  • методы очистки пресной воды от загрязнений;

  • нормирование качества питьевой воды;

  • проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

  • проблему содержания понятия «парниковый эффект»,

  • проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;

  • состав пищи, пищевых добавок, их действие на организм;

  • проблему, связанную с избытком минеральных удобрений в почве;

  • состав строительных материалов, возможных негативных последствиях от использования некачественных стройматериалов; о строительных материалах, вызывающих аллергические заболевания;

  • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;

  • законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

  • экологические проблемы местного значения;

  • роль химии в решении экологических проблем.


Обучающийся будет уметь:

  • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

  • оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

  • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;

  • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;

  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;

  • анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;

  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.

  • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

  • оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.




























РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

Наименование

Количество

I.

Печатные пособия

  • Комплект портретов ученых-химиков.

  • Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

  • Серия инструктивных таблиц по химии

  • Серия таблиц по неорганической химии

  • Серия таблиц по органической химии

  • Серия таблиц по химическим производствам


1

1








1


1


1


1


II.

Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии

  • Электронные библиотеки по курсу химии

  • Электронные базы данных по всем разделам курса химии




1




1


1


III.

Технические средства обучения

  • Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками)

  • Доска мультимедийная




1









1


IV.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения

  • Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии

  • Специализированные приборы и аппараты

  • Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

  • Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

  • Модели.

  • Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.

  • Набор для моделирования строения неорганических веществ

  • Набор для моделирования строения органических веществ

  • Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)

  • Набор для моделирования строения атомов и молекул

  • Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».



10




4



5



12


12


26


1



12


12


1



1


1



V.

Натуральные объекты, коллекции.

  • Алюминий

  • Волокна

  • Каменный уголь и продукты его переработки

  • Каучук

  • Металлы и сплавы

  • Минералы и горные породы

  • Набор химических элементов

  • Нефть и важнейшие продукты ее переработки

  • Пластмассы

  • Стекло и изделия из стекла

  • Топливо

  • Чугун и сталь



1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1


VI.

Реактивы

Набор № 1, №2 ОС «Кислоты»

Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

Набор № 5 ОС «Металлы»

Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»

Набор № 8 ОС «Галогены»

Набор № 9 ОС «Галогениды»

Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Набор № 11 ОС «Карбонаты»

Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».

Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

Набор № 15 ОС «Соединения хрома»

Набор № 16 ОС «Нитраты»

Набор № 17 ОС «Индикаторы»

Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

Набор № 19 ОС «Углеводороды»

Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»

Набор № 21 ОС «Кислоты органические»

Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины»

Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ»

Набор № 24 ОС «Материалы»


1

1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1


Внутришкольные связи:

- кабинеты информатики, биологии

Внешние связи:

- Школа педагогики ВГУЭС г.Уссурийск


2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  • Учебные пособия по курсу «Химия» 8-11 класс, литература:

  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

  3. Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгоград: Учитель, 2005.-119с.

  4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.

  5. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 за знания, 2007.- 208с.

  6. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.

  7. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.

  8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

  9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.

  10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.-120с.

  11. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.

  12. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004.

  13. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.

  14. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.

  15. Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

  16. Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.

  17. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.

  • Набор мультимедийных презентаций по тематике детского объединения (в количестве 32 шт, по темам курса)

  • Учебные видеофильмы и видеофрагменты по темам курса






2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формами подведения итогов реализации целей и задач программы дто «Занимательная химия» являются:

  • Решение олимпиадных задач различного уровня;

  • Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов

  • Доклады и сообщения учащихся;

  • Проведение недели химии в школе;

  • Выпуск стенгазеты «Занимательно о химии»;

  • Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;

  • Проекты и мини-проекты



Механизм отслеживания получаемых результатов.


1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и дидактические игры, сообщение, практикум);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (практикумы).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.



2.3Методическое обеспечение программы.

Для проведения занятий потребуется кабинет химии, в котором имеется вытяжной шкаф, раковина с холодной водопроводной водой и необходимые для экспериментов оборудование и реактивы. Кроме того для организации занятий в старших классах необходимо несколько персональных компьютеров с выходом в Интернет. Для подготовки необходимого оборудования и материалов можно привлекать старшеклассников из числа наиболее подготовленных. Для организации занятий можно рекомендовать воспитанникам учебное пособие. Методические рекомендации для педагога дополнительного образования (разработки игр, ПРИХ, методики и тематика исследовательских работ и т.п.) приведены в пособиях и статьях. Итогом деятельности воспитанников могут стать вечер химических сюрпризов, уроки химии в начальных классах, выпуск стенной газеты, организация выставки, лекторий для родителей или учителей и т.п


2.4 Календарный учебный график



Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

108

108

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.2021- 31.12.2021

15.09.2022- 31.12.2022

2 полугодие

10.01.2022- 31.05.2022

10.01.2023- 31.05.2023

Возраст детей, лет

13-18

13-18

Продолжительность занятия, час

2

2

Режим занятия

1 раза/нед

1 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

72

72









Список литературы

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Книга для учителя. – М.,1995.

2. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии: Учебное пособие. 8–11-е классы. – М., 1997.

3. Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера//Химия в школе. – 2001. – № 9. – С. 53–58.

4. Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. – Тверь: Твер. гос. ун-т,2001. – 56 с.

5. Исаев Д.С. Анализ загрязненности воды //Химия в школе. – 2001. – № 2. –С.77–78.

6. Исаев Д.С. Об организации дидактических игр //Химия в школе. – 2002. – №6. – С. 50–51.

7. Исаев Д.С. Игра-тренажер “Третий лишний” //Химия в школе. – 2002. – № 9.– С. 72.

8. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М., 1995.

9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

Химические кружки. – М.: Просвещение, 1988.

10. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. –М., 1978.

11. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии / Э.Г. Злотников и др. – М., 1992.

12. Учителю химии о внеклассной работе. Из опыта работы учителей. – М., 1978.

13. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория:Книга для учащихся. – М., 1996.




















ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение №1

«Исследования пищевых продуктов»


Практикум - исследование «Чипсы».

Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:

  • ломкость,

  • растворение в воде,

  • надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира

  • вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.

Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.

Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.

Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.


Практикум - исследование «Мороженое»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.

Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов.

В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).


Практикум - исследование «Шоколад»

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.


Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» (Приложение9).

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками (Приложение 8).

Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).


Практикум исследование «Газированные напитки»

Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека» (Приложение 11).

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками по Приложению 7 и Приложению 2.

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.

Опыт 3. Определение кислотности.

Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом.



Практикум-исследование «Чай»

Опыт 1. Рассматривание чаинок.

Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.


Практикум-исследование «Молоко»

Опыт 1. Работа в группе с этикетками:


Работа с этикетками

МОЛОКО

ККАЛ

ЖИРНОСТЬ

СОСТАВ

УГЛЕВОДЫ

ЖИРЫ

БЕЛКИ

1. Молоко «Простаквашино»

58 ккал

3,2 %

4,7 г.

3,2 г.

2,6 г.

2. Молоко «Вамин»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

3. Молоко «Домик в деревне»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

4. Молоко «Родимая сторонка»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.


Опыт 2. Определение вкуса молока.

Опыт 3. Определение цвета молока.

Опыт 4. Определение консистенции молока.

Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.

Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.

Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.

Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.

Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода.




































Приложение 2.

Тест. Будьте здоровы!

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению и поддержанию. Большинство этих привычек формируется в подростковом возрасте. Тест, для подростков: ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что ждет тебя в будущем – долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

1. Как часто ты моешь руки: очки

- около 20 раз в день; 0

- только перед едой и после туалета; 5

- когда сильно испачкаю? 20

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

- 2 раза (утром и вечером); 0

- 1 раз; 5

- вообще не чищу? 15

3. Как часто ты моешь ноги:

- каждый вечер перед сном; 0

- когда заставит мама; 10

- только когда купаюсь целиком? 20

4. Как часто ты делаешь зарядку:

- ежедневно; 0

- когда заставят родители; 15

- никогда? 25

5. Как часто ты простужаешься:

- 1 раз в 2 года; 0

- 1 раз в год; 5

- несколько раз в год? 15

6. Как часто ты ешь сладости:

- по праздникам и воскресеньям; 0

- почти каждый день; 20

- когда и сколько захочу? 30

7. Как часто ты плачешь:

- не могу вспомнить, когда это было в последний раз; 0

- пару раз на неделе; 15

- почти каждый день? 25

8. От чего ты плачешь:

- от боли; 0

- от обиды; 10

- от злости? 20

9. Сколько ты гуляешь:

- ежедневно от 1,5 до 2 часов; 0

- ежедневно, но меньше часа; 10

- иногда по выходным? 20

10. Когда ты ложишься спать:

- в 21-21.30; 0

- после 22 часов; 10

- после 24 часов? 35

11. Соответствует ли твой вес росту:

- соответствует или чуть меньше; 0

- немного больше; 10

- значительно превышает норму? 50

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

- не больше 1,5 часов, часто с перерывом; 0

- больше 3 – х часов; 10

- смотрю все, что нравится и сколько хочется? 30

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

- около 1,5 часов; 0

- почти 2 часа; 10

- больше 3 часов? 50

14. можешь ли ты взбежать на 5 – й этаж:

- с легкостью; 0

- под конец устаю; 15

- с трудом и одышкой; 25

- не могу? 35

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

- да; 0

- нет? 15

Теперь займемся подсчетом. Если набралось:

От 0 до 20 очков – ты в полном порядке;

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;

От 70 до 110 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;

От 110 и выше – можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет.

Источник: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677.



















риложение 3.

Расход энергии в час на различные виды деятельности человека 

Вид деятельности

Расход энергии (ккал)

Повседневная активность

Сон

65

Лежание без сна

77

Сидение

100

Стояние

110

Чтение про себя

105

Чтение вслух

110

Личная гигиена (одевание, умывание, чистка зубов, принятие душа и др.)

130

Пение

125

Писание

120

Набор текста на клавиатуре

140

Ходьба медленная

200

Ходьба быстрая

300

Домашняя работа

Шитье, вязание, чистка, вышивание и т.п.

120

Ручная стирка

250

Мытьё посуды

140

Мытьё полов

280

Подметание полов

120

Глажение белья

230

Влажная уборка поверхностей

130

Работа на подворье, даче, саду, огороде

Пилка дров

480

Столярные работы

270

Рубка дров

530

Копание, прополка, посадка, уборка снега

340

Активный отдых, развлечения, физкультура, спорт

Игры с детьми

240

Танцы

330

Езда на велосипеде

410

Бег медленный

570

Легкие гимнастические упражнения (зарядка)

170

Тяжелые гимнастические упражнения (гири, штанга)

450

Плаванье, альпинизм

500

Прыжки

550

Катание на лыжах, коньках, роликах, скейтборде и т.п.

600

Тяжелая атлетика

980

Борьба, бокс и др. контактные виды спорта

1100

Примечание: в таблице приведены среднестатистические данные для здорового человека с массой тела = 70 кг

Источник: http://www.doverie-clinica.ru/index.php?page=686

Приложение 4. Витамины в меню школьной столовой. Задание.
  1. В течение всей недели записывайте меню школьной столовой в таблицу №1.
  2. По таблице «Содержание витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)» определите какие витамины входят в состав данных блюд, и запишите их в столбец «Наличие витаминов».
  3. По таблице «Суточная потребность в витаминах» определите, соответствует ли норме количество витаминов для подростка.
Таблица №1

День недели

Блюда

Масса блюда

Наличие витаминов

Соответствие дневной норме

Понедельник

1.




2.



3.



4.



и т.д.



Вторник

1.




2



3



4.



И т.д.





4. Результаты перенесите в программу Excel и покажите в виде диаграммы.

44




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!