МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Саратовской области
Администрация Аткарского муниципального района
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы №8 города Аткарска Саратовской области в селе Прокудино
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании ШМО Руководитель___________ Чибасова Г.П. протокол №1 от «25» августа 2023 г | Зам. директора по ВР ________/И.М.Малянова/ «25» августа 2023 г. | Директор школы __________/Е.В.Калинина/ приказ № от «28 » августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровый ребенок- успешный ребенок»
(для 5-9 классов образовательных организаций)
Прокудино 2023 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка «Здоровый ребенок – успешный ребенок» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, примерными программами внеурочной деятельности (Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.), планируемыми результатами начального общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления развития личности учащихся и составлена в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Рабочая программа имеет спортивно–оздоровительную направленность, адресована учащимся 1-4 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциям.
Проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Концепция спортивно- оздоровительного направления – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях доверено воспитание новых поколений россиян. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы и полноценным гражданином Российской Федерации.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- Обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению спортивно-оздоровительного курса для детей начальной школы от 7 до 10лет.
Программа курса включает в себя 34 занятия (1 час в неделю) и рассчитана на 1 год
Реализация программы предполагает формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе проведения игр, бесед, экскурсий, школьных конференций, дней здоровья, спортивных мероприятий, участия в творческой деятельности, такой как, конкурсов рисунков, плакатов, выпуска газет, листовок, просмотр видеофильмов.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Первый уровень результатов - приобретения учениками знаний о здоровом питании, полезных продуктах; вредных привычках; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Второй уровень результатов - приобретение понимания о способах и особенностях движения и передвижения человека; о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Третий уровень результатов - приобретение опыта в составлении и правильном выполнении комплекса физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; в организации и проведении подвижных игр; уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, последовательность действий на занятии;
- работать по предложенному учителем плану;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- использовать технологию проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- оценивать собственный результат и адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно выявлять правила общения и поведения в школе, дома и в обществе, и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осознавать необходимость заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Тематическое планирование
№ п/п | Названия разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеауди-торных активных занятий |
1. | Раздел 1. Введение: «Вот мы и в школе» | 4 часа | 4 часа | |
2. | Раздел 2. Питание и здоровье | 5 часов | 3 часа | 2 часа |
3. | Раздел 3. Моё здоровье в моих руках | 7 часов | 5 часов | 2 часа |
4. | Раздел 4. Я в школе и дома | 6 часов | 3 часа | 3 часа |
5. | Раздел 5.Чтоб забыть про докторов | 4 часа | 2 часа | 2 часа |
6. | Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение | 4 часа | 2часа | 2 часа |
7. | Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 часа | 2 часа | 2 часа |
| Итого | 34 | 21 | 13 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № темы | Тема занятия | Дата- план | Дата-факт |
Раздел 1.Введение: «Вот мы и в школе» (4ч.) |
1. | 1. | Что мы знаем о ЗОЖ | | |
2. | 2. | По стране «Здоровейка» | | |
3. | 3. | В гостях у Мойдодыра | | |
4. | 4. | Я хозяин своего здоровья | | |
Раздел 2. Питание и здоровье. (5ч.) |
5. | 1. | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | | |
6. | 2. | Культура питания. Этикет. | | |
7. | 3. | «Я выбираю кашу» | | |
8. | 4. | «Что даёт нам море» | | |
9. | 5. | Светофор здорового питания (викторина) | | |
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках. (7ч.) |
10 | 1 | Сон и его значение для здоровья человека | | |
11 | 2 | Закаливание в домашних условия | | |
12 | 3 | День здоровья «Будьте здоровы» | | |
13. | 4 | Иммунитет | | |
14. | 5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | | |
15. | 6 | Спорт в жизни ребёнка | | |
16. | 7 | Слагаемые здоровья | | |
Раздел 4. Я в школе и дома. (6ч.) |
17. | 1 | Я и мои одноклассники | | |
18. | 2 | Почему устают глаза | | |
19. | 3 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | | |
20. | 4 | Шалости и травмы | | |
21. | 5 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | | |
22. | 6 | Умники и умницы | | |
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. (4ч.) |
23. | 1 | С. Преображенский «Огородники» | | |
24. | 2 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | | |
25. | 3 | День здоровья «Самый здоровый класс» | | |
26. | 4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | | |
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. (4ч.) |
27. | 1 | Мир эмоций и чувств | | |
28. | 2 | Вредные привычки | | |
29 | 3 | «Веснянка» | | |
30 | 4 | В мире интересного. Научно –практическая конференция | | |
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей». (4ч.) |
31. | 1 | Я и опасность. | | |
32. | 2 | Чем и как можно отравиться. «Красивые грибы» | | |
33. | 3 | Первая помощь при отравлении | | |
34 | 4 | Наши успехи и достижения. Диагностика | | |
Учебно - методическое обеспечение программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М: Просвещение, 2009. 41с
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М: Просвещение, 2010, 204 56 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начального общего образования [Текст] / М: Просвещение, 2009, 50 с.
Список литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
11