СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Золотая ниточка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная разработка. Срок реализации данной программы 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Кружок Золотая ниточка.»

Пояснительна записка

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Актуальность программы

– приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы

заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:

  1. Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

  2. Формировать интерес к рукоделию.

  3. Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

  4. Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.

  5. Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.

  6. Развивать художественный вкус и творческую инициативу.

  7. Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.

  8. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Курс предназначен для обучающихся 5-11 классов. Срок реализации 1 год (по 2 часа в неделю), всего 68 часов.

В проведении занятий могут участвовать учителя технологии, народные умельцы и родители. Занятия могут проводиться в учебных мастерских, в музеях, на выставках и т.д.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения –рассказ, диалог, беседа.

Формы и методы обучения и воспитания

Учитывая особенности обучающихся, цели и задачи программы, занятия можно проводить применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Обучающиеся должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.

  2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.

  3. Безопасные приемы работы.

  4. Начальные сведения о цветовом сочетании.

  5. Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.

  6. Условные обозначения вязальных петель.

  7. Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

  1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.

  2. Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.

  3. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.

  4. Подбирать инструменты и материалы для работы.

  5. Изготавливать изделие.

  6. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.





























календарно-тематический план

№ п/п

Дата проведения

Тема

Общее кол-во часов

1


Вводное занятие.

1

2


Основы материаловедения.

1

3


Основные приёмы вязания крючком.

6

4


Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения.

2

5


Основы цветоведения.

1

6


Вязание узорного полотна.

6

7


Декоративная корзинка.

4

8


Сувениры.

5

9


Игрушка, карандашница.

7

10


Декоративное панно.

4

11


Шарфик.

5

12


Шапочка.

5

13


Варежки.

5

14


Носки, тапочки.

6

15


Сумка.

5

16


Косынка или шаль для куклы.

2

17


Кружева.

4

18


Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

1



Итого:

68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

ТЕМА 2

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.

ТЕМА 3

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.

II уровень. Вязание игрушек.

ТЕМА 4

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.

ТЕМА 5

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе­ние цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

ТЕМА 6

ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника). Анализ схемы салфетки.

Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.

ТЕМА 7

ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.

Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.

I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.

II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.

ТЕМА 8 СУВЕНИРЫ

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.

ТЕМА 9

ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА

Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.

Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.









ТЕМА 10

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО

Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.

Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.

ТЕМА 11 ШАРФИК

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве­та в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.

ТЕМА 12

ШАПОЧКА

Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполне­ния узоров.

Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.

I уровень. Вязание шапочки для куклы.

II уровень. Вязание шапочки на себя.

ТЕМА 13

ВАРЕЖКИ

Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.

Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

I уровень. Вязание варежек для куклы.

II уровень. Вязание варежек на себя.





ТЕМА 14

НОСКИ, ТАПОЧКИ

Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.

I уровень. Вязание изделий для куклы.

II уровень. Вязание изделий на себя.

ТЕМА 13

СУМКА

Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.

ТЕМА 16

КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ

Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.

Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.

Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.

ТЕМА 17

КРУЖЕВА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа

выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.

ТЕМА 18

ВОРОТНИК

Теоретические сведения. Способы вязания воротников по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения воротника. Запись выполнения воротника.

Практическая работа. Выполнение образцов для вязания воротников.

Вывязывание воротника.

ТЕМА 19

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫСТАВКУ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Заочная экскурсия на производство и выставку трикотажных изделий.

Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставок трикотажных изделий.

ТЕМА 20

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • кисточки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

    • акварельные краски;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • таблица «Основные приёмы вязания»;

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания;

    • изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

4. Журнал «Школа и производство».

5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.

15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.

Интернет ресурсы


1.http://www.valentina.ru/yarmark.php?act=0&themgr=29&themlv=0&thempc=0
2. http://knittochka.ru/vyazanie-kryuchkom/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya-kryuchkom.html
6.http://vse-sekrety.ru/1218-nakrahmalit-vjazanoe-izdelie.html
3.http://fb.ru/article/237250/angel-kryuchok-shema-vyazaniya-figurki-angelov-svyazannyie-kryuchkom-shemyi-i-opisaniya


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!