СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Крылатая женщина Марина Цветаева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эссе "Крылатая женщина Марина Цветаева" речь идёт о некоторых особенностях поэзии Марины Ивановны Цветаевой, душа которой живёт в каждом её стихотворении и никого не оставляет равнодушным.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Крылатая женщина Марина Цветаева"»

Крылатая женщина Марина Цветаева

Если душа родилась крылатой …

М.И. Цветаева

Всем известно, что имя Марина морское. В стихотворении Марины Ивановны Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» читаем строки: «Мне дело - измена, мне имя - Марина, я - бренная пена морская». Она в каждой своей строчке «серебрится и сверкает», возможно, поэтому её великие стихотворения так легко ложатся на музыку. В ней уже есть музыка, которая журчит, поёт и бьёт ключом.

Но когда я представляю себе Марину Цветаеву, крылатую женщину со страстной и мятущейся душой, то вспоминаю Нику Самофракийскую: вся она порыв и ветер, трепет души и взмах крыла. Ещё в юности Марина устремилась навстречу своей грозной эпохе, которая сметала всё на своём пути. Досталось сильно и ей, девочке из хорошей семьи, девочке с шести лет писавшей стихи, девушке, учившейся в Сорбонне. Жизнь Марины начиналась, как волшебная сказка, а закончилась, как древнегреческая трагедия.

Рассказывая про Цветаеву, всегда добавляю: «Это единственный человек, которого не стоит осуждать за самоубийство». Почему? Нужно просто узнать некоторые факты биографии великой женщины, душа которой дышала, пела, рвалась к любви и свету и жестоко страдала.

Марина Цветаева хотела «жить образцово и просто», но её неспокойная натура требовала борьбы, страстей и суровых испытаний. Вот только не слишком ли много таких испытаний выпало на долю одного человека?

В стихотворении «Рыцарь ангелоподобный» юная Марина признаётся, что у неё крылатая спина. Она желала стать «нежной, бешеной и шумной», именно такой и была. Как писала, так и жила. Душа этой женщины была не только крылатой, но мятежной и безумно страстной. Она сама ощущает внутри «жестокий мятеж» и гадает, откуда он. А ещё признаётся, что её «нрав бродяч и волосы пахнут ветром». Марина готова была бросить вызов всему миру. Стихотворения её звучат, как откровения, как исповедь:

Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно - слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!

Никакие границы не могли сдержать Марину, но могли огорчить человеческое недопонимание, узость мышления и неспособность вырваться из тесных рамок своего обывательского мирка и увидеть мир огромный.

У неё душа птицы, крылатая душа. В стихотворении 1923 года Марина Ивановна так точно описывает свою душу, что мы можем её себе отчётливо и ясно представить:

Шестикрылая, ра - душная,
Между мнимыми - ниц! - сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду - ша!

Каждой птице нужны ветер, простор и бездонное небо, поэтому в лирике Цветаевой часто возникает образ ветра, к которому героиня неоднократно обращается с такими словами:

Ветер, ветер, выметающий,
Заметающий следы!
Красной птицей залетающий
В белокаменные лбы.

Ветер у Марины Цветаевой – «первый вестник мятежу, висельник и ветреник»,
настоящая родственная душа. Озорной, неприкаянный и свободный, как она сама. Ветер у неё всегда рядом с крыльями, он им нужен, ведь крылья – это руки её, душа и способность к полёту. В стихотворении «Ветер звонок, ветер нищ» Цветаева признаётся:

Только ты, мой блудный брат,
Ото рта отводишь яд!

Размышляя о своём происхождении и бесприютной натуре, Марина Цветаева написала такие строки:

Какой-нибудь предок мой был - скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!

Она вся пахнет ветром, горьковатой полынью и морем. Эта вольнолюбивая женщина много скиталась, любила, страдала и рвалась к своему ускользающему счастью. И скрипку упомянула тоже не случайно, ведь на ней играют не смычком, а сильными чувствами и страдающей душой.

Про птиц и их крылья Марина Цветаева пишет часто и проникновенно:

- Где лебеди? - А лебеди ушли.
- А вороны? - А вoроны - остались.
- Куда ушли? - Куда и журавли.
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.

Марина Ивановна всем нам «принесла серебряных два крыла», которые до сих пор трепещут в её стихотворениях и поэмах, не дают нам окончательно увязнуть в мещанской сытости и вещизме, напоминают, что в жизни есть полёт, взмах крыла и озорной ветер, свистящий в ушах.

Марина Цветаева безумно любила книги и неоднократно признавалась им в любви, но даже эти дорогие её сердцу создания она доверяет ветру, который сопровождал её в скитаниях и странствиях по миру. С ним она успела подружиться и почувствовать родственную связь:

Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.

Крылья достаются не всем, а Марине Цветаевой достались. Если вы думаете, что душа её в аду – ошибаетесь. Она поднялась так высоко, что никакой ад ей уже не страшен. Она за гранью добра и зла, ада и рая, жизни и смерти, уже обрела бессмертие и вечный покой, как мастер, о котором всем нам рассказал Михаил Афанасьевич Булгаков. 

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» Марина Цветаева замечает, что на земле стоит «лишь одной ногой». Где же другая? Развевается и трепещет на ветру. Одной своей ногой, стоящей на земле, и руками, устремлёнными ввысь, Марина напоминает дерево, корни которого ушли в землю, в то время как ветви-руки стремятся к небесам.

Как все великие поэты, она была пророком и в декабре 1920 года предсказала свою смерть, отметив: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!». Она, как всегда, абсолютно права, потому что всё про себя знает и вполне объективно оценивает.

Среди бескрылых людей она нашла немногочисленных собратьев с крыльями. Например, Владимира Маяковского, которого называет «архангелом-тяжелоступом» и с удовольствием наблюдает, как он «оглоблей гребет – крылом архангела ломового».

Цветаева даже смерть рисует не мрачной и унылой, а искрящейся весельем, обращаясь к нам с призывом:

На солнце, на ветер, на вольный простор любовь уносите свою!

Так умеют жить, любить и умирать только крылатые люди. У неё крылья на спине, руки-крылья и крылатая душа. Вспомните шестикрылого серафима в «Пророке» Александра Сергеевича Пушкина! Взмах этих крыльев и дуновения ветра чувствуются в каждом творении этой трепетной и мятежной натуры, которую зовут Марина Ивановна Цветаева.

В одной книге как-то прочитала, что хорошо пишут мужчины и одержимые женщины. Марина Цветаева именно такая, по-настоящему одержимая. Надо только ясно понять, чем она одержима. На мой взгляд, полётом, поэтому ей и нужны крылья. Даже её самоубийство – это полёт, путь в бесконечность. Она, подобно Дедалу и Икару, поднялась слишком высоко и упала, опалив крылья.



Марина Цветаева с сыном. 1930-ые годы.

Ника Самофракийская. Около 190 до нашей эры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!