РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия
ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ
5-9 классы
20 марта 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-9 классов по теме
«ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ»
Крымская весна - 9 лет мы вместе
Цель: формирование у обучающихся представлений об истории Крыма как исконно русской территории; понимание причин и исторического значения воссоединения России и Крыма.
Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с последующим обсуждением.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2189/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2190/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2191/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2192/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/crimea-57-1/index.html?back_url=/topic/43/grade/57/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-presentation.pdf
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово педагога. Обсуждение вопросов, связанных с историей Крыма как исконно русской территории.
Часть 2. Основная.
Русская весна. Обсуждение причин и исторической значимости присоединения Крыма к России.
Часть 3. Заключительная.
Развитие Крыма в составе Российской Федерации. Подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня наш разговор посвящен важному историческому событию - воссоединению Крыма с Россией.
Ребята, кто знает, когда оно произошло?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, 18 марта 2014 г. был подписан договор о вхождении в состав России двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Россия и Крым - 9 лет вместе, точнее даже будет сказать - снова вместе, поскольку Крым с глубины веков связан с историей России.
Блок 1. Крым - исконно русская территория.
Интерактивное задание.
Учитель открывает слой карты «Крым в истории России», на который нанесены три объекта: Херсонес, Черноморский флот и оборона Севастополя.
Учитель. Давайте познакомимся с историей Крыма, обратившись к интерактивной карте.
Учитель нажимает на иконку «Херсонес», открывается иллюстрация и текст.
| Древний город Херсонес. С Херсонеса начинается история русского Крыма, в 988 году в стенах этого древнего города принял крещение князь Владимир Великий. Приняв крещение сам, Владимир установил христианство на всей Руси. Херсонес можно по праву назвать началом истории православной Руси. |
Учитель. Ребята, а кто знает, какой город сейчас находится на территории древнего Херсонеса? (Севастополь, его строительство началось в XVIII веке при Екатерине II)
Ответы обучающихся.
Учитель. В настоящий момент останки города Херсонеса - это музей под открытым небом. Это одна из главных достопримечательностей Крыма.
Учитель. Был кто-то из вас в Севастополе? Видели останки города Херсонес? А чем еще вам запомнился Севастополь? Видели ли вы военные корабли в бухтах Севастополя?
Ответы обучающихся.
Если никто из детей не был в Севастополе и не видел кораблей Черноморского флота, то учитель добавляет, что одним из символов Севастополя является Черноморский флот.
Учитель нажимает на иконку «Черноморский флот», запускает видеофрагмент.
Дикторский текст:
Огромную роль в создании Черноморского флота сыграл Григорий Александрович Потемкин. Под его руководством развернулось строительство Черноморского флота. В годы Русско-турецкой войны 17871791 гг. Черноморский флот под командованием великого русского адмирала Федора Федоровича Ушакова прославил себя многочисленными победами над превосходящими силами противника (у острова Фидониси (ныне - Змеиный), в Керченском проливе, у острова Тендра и мыса Калиакрия).
Свои славные традиции Черноморский флот продолжал и в годы Крымской войны. В ходе Синопского сражения черноморцы под командованием Павла Степановича Нахимова полностью разгромили турецкую эскадру. Моряки-черноморцы героически сражались во время обороны Севастополя от армии европейской коалиции (Англии, Франции, Турции и Сардинии) в 1854-1855 гг.
Учитель. Ребята, какое значение имел Черноморский флот в истории России? Как победы Черноморского флота повлияли на статус нашей страны в мире? (на протяжении нескольких веков Черноморский флот под командованием великих русских адмиралов славится многочисленными победами над превосходящими силами противника).
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Ребята, если вы отправитесь в путешествие в Севастополь, то обязательно узнаете, что он носит почетное звание города-героя.
Может быть, кто-то расскажет, за что Севастополь удостоен такого высокого звания?
Ответы обучающихся.
Учитель. Севастополь удостоен этого звания за героическую оборону города в Великую Отечественную войну.
Учитель нажимает на иконку «Оборона Севастополя», открывается иллюстрация.
| Оборона Севастополя. Она стала одним из самых ожесточенных сражений Великой Отечественной войны. 250 дней город не сдавался, отбивая яростные атаки немецко-фашистских войск, всеми силами стремясь не допустить врага на нашу родную землю. |
Учитель (подводя итог первого блока занятия). Ребята, наш небольшой исторический экскурс показал, что история Крыма неразрывно связана с историей России. Крым - исторически русская земля и олицетворение русской боевой славы.
Часть 2. Основная. Блок 2. Русская весна.
Учитель. Позднее случилось так, что на протяжении более чем 20 лет Крым не входил в состав Российской Федерации.
В 1954 году Крым был незаконно передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР.
В 1991 году произошел распад СССР, Украина стала независимым государством, а Крым - украинским.
Учитель. Но несмотря на то что Крым вошел в состав другого государства, тесные и дружеские связи между россиянами и крымчанами сохранялись.
Как вы думаете почему? (подавляющее большинство населения Крыма считали себя россиянами, у многих остались родственники на территории России, народы объединял общий язык, общая культура и история)
Ответы обучающихся. Обсуждение.
Учитель. Более того, несмотря на то, что Украина стала независимым государством, Россия всячески помогала братскому народу.
Однако, со временем политика украинских властей приобрела антирусский характер: активно обсуждался запрет на использование русского языка в русскоговорящих регионах Украины, переписывались школьные учебники истории, в которых искажалась история нашей страны, на Украине стали восхвалять и даже устанавливать памятники С. Бандере - военному преступнику, по приказу которого во время Великой Отечественной войны были зверски убиты тысячи мирных жителей.
Учитель. Ребята, как вы думаете, как Крым, состоящий из русскоговорящего населения, относился к такой политике украинских властей?
Почему крымчанами было принято решение вернуться в состав Российской Федерации?
Ответы обучающихся.
Учитель. В продолжение нашего обсуждения давайте посмотрим хронологию событий 2014 года, которые привели к воссоединению Крыма с Россией.
Интерактивное задание (продолжение).
Учитель открывает слой карты «Русская весна» и запускает видеоролик.
Демонстрация видеоролика (титры на фоне видео).
Ноябрь 2013 г.
На Украине усиливается политический кризис.
Январь 2014 г.
Крымчане начинают формировать отряды самообороны.
Февраль 2014 г.
В Киеве происходит государственный переворот, насильственный захват власти.
Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное использование русского языка на территории Украины.
Бессрочная акция протеста с требованием отделить Крым от Украины.
11 марта 2014 г.
Подписана Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
марта 2014 г.
Общекрымский референдум. По результатам голосования 96,77% граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.
марта 2014 г.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством.
марта 2014 г.
В Москве подписывается договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
21 марта 2014 г.
Подписан закон о ратификации договора, а также закон о принятии Республики Крым и Севастополя в состав РФ в качестве субъектов Федерации.
Русская весна.
Учитель. Ребята, насколько важно для нас, россиян, воссоединение Крыма с Россией?
Ответы обучающихся.
Учитель (обобщая ответы обучающихся и подводя итог второго блока занятия). Возвращение Крыма - восстановление исторической справедливости. Подавляющее большинство россиян считают, что российские власти правильно поступили, поддержав стремление жителей Крыма вернуться в состав Российской Федерации, тем самым не дав расколоть Русский мир, уничтожить русский язык и русскую культуру на исконно русской территории.
Часть 3. Заключение.
Блок 3. Крым - 9 лет дома.
Учитель. После воссоединения с Россией на полуострове началось масштабное строительство.
Интерактивное задание (продолжение).
Учитель открывает слой карты «Крым - 9 лет дома», на котором нанесены объекты: Крымский мост, автомобильная трасса «Таврида», Международный аэропорт «Симферополь», замок «Ласточкино гнездо», Международный детский центр «Артек»
Учитель. Ребята, давайте опять обратимся к интерактивной карте, которая иллюстрирует наиболее значимые преобразования на территории полуострова за время его нахождения в составе Российской Федерации.
При нажатии на иконку карты открывается видео с информацией об объекте инфраструктуры Крыма.
Крымский мост через Керченский пролив. Крымский мост - это символ воссоединения Крыма с Россией. Он состоит из двух дорог: железнодорожного пути и автомобильной трассы и считается самым протяженным в Европе.
Автомобильная трасса «Таврида». Федеральная трасса «Таврида» начала строиться в 2017 году - после воссоединения Крыма с Россией. Трасса начинается сразу после Крымского моста и пересекает весь Крымский полуостров.
Международный аэропорт «Симферополь». Современный Международный аэропорт «Симферополь» открыт в 2018 году. Здание аэропорта - это образ крымской волны. Внутри садовые дизайнеры создали зеленую стену из живых и искусственных растений.
Замок «Ласточкино гнездо». Дворец-замок «Ласточкино гнездо» был построен в начале XXвека, а затем превращен в музей. Долгое время он находился в аварийном состоянии, но недавно его отреставрировали и вновь открыли для проведения выставок. В последние 9 лет в Крыму восстанавливают известные памятники культуры, санатории. Строят новые отели. В общем, делают все, чтобы курорты Крыма стали еще привлекательнее для туристов.
Учитель. Новый облик приобрела и страна детства - Международный детский центр «Артек». Внимание на экран!
Демонстрация видеоролика (дикторский текст).
18 марта жители полуострова проголосовали за воссоединение Крыма с Россией. Над Крымом, а значит, и над Артеком были подняты флаги Российской Федерации.
За эти годы после воссоединения Артек прошел путь глобальной модернизации. Почти сто лет назад Артек — это палаточный лагерь. Сейчас в международном детском центре около четырехсот зданий и сооружений. Это девять лагерей, школа, пять музеев, спортивный комплекс, шесть столовых, автопарк, пятнадцать спортивных площадок, морской порт, скалодром, концертный комплекс Артек-арена.
Осенью 2014 года центр стал приобретать новый облик. В 2014 году Артек посетили шесть тысяч детей. А в 2021 почти тридцать три тысячи. Артек — это инфраструктурный образовательный и общественный проект, который формирует нормы и ценности будущего поколения. Мы чтим государственные символы, объединяющие наш многонациональный народ.
Каждое утро в каждом лагере Артека проводится церемония подъема флага. Новый день мы начинаем с гимна Российской Федерации. Через малое, уважительное отношение к символам нашей страны, к нам приходит великая любовь к Родине. В этом флаге сердце каждого из нас. Белый цвет символизирует мир, чистоту и совершенство, синий - небо, верность и честь, красный - отвагу, героизм и самопожертвование. Мы поднимаем флаг России под мирным крымским небом, в месте, наполненном детскими смехом и мечтами, в стране детства в России.
Учитель. Ребята, кто-нибудь из вас был в «Артеке»? Какие главные воспоминания вы увезли с собой с крымской земли? (Если никто не был) Как вы думаете, почему в «Артек» хотят попасть ребята всех возрастов?
Ответы обучающихся.
Учитель (подводя итог третьего блока занятия). Прошло уже 9 лет с тех пор, как Крым вернулся домой. Сегодня крымчане уверены в завтрашнем дне, они - часть Великой державы. Воссоединение с Россией задало высокий темп развития Крыма и Севастополя. За это время построены дороги, мосты, аэропорты, жилье, школы, детские сады и больницы. Открыто железнодорожное и автомобильное движение, решены вопросы с водо- и электроснабжением. Реализованы проекты, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией.
Учитель. «Русская весна», начавшаяся девять лет назад, вспоминается и празднуется каждый год. Этим праздником мы провозглашаем мир и единство России.
Крым, наш русский, российский Крым, навсегда с нами. В сердце каждого из нас.
Демонстрация видеоролика «Крым в сердце каждого из нас».
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Методические рекомендации
ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ
5-7 классы
20 марта 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ»
Крымская весна - 9 лет мы вместе
Цель: формирование у обучающихся представлений об истории Крыма как исконно русской территории; понимание причин и исторического значения воссоединения России и Крыма.
Формирующие ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range Size=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеосюжетов с последующим обсуждением.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2189/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2190/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2191/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2192/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/crimea-57-1/index.html?back_url=/topic/43/grade/57/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-57-presentation.pdf
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается со вступительного слова учителя, рассказывающего о теме занятия. С помощью системы вопросов и обсуждения актуализируются знания обучающихся о празднике - Дне воссоединения Крыма с Россией.
В Блоке 1 «Крым - исконно русская территория» предусмотрено выполнение интерактивного задания, в котором обучающиеся получают информацию о значении древнего города Херсонес для установления христианства на Руси; строительстве Черноморского флота в XVIII веке и его роли в истории России; об обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны и героизме его защитников.
Часть 2. Основная.
В основной части занятия рассматриваются материалы Блока 2 «Русская весна». Учитель объясняет обучающимся, каким образом русский Крым более чем 20 лет не входил в состав Российской Федерации. Демонстрация видеоролика, рассказывающего о событиях конца 2013 года - начала 2014 года, помогает обучающимся сформировать представление об исторических событиях, связанных с воссоединением русского Крыма с Россией.
Часть 3. Заключительная.
В блоке 3 «Крым - 9 лет мы вместе» обучающиеся получают дополнительную информацию о развитии Крыма за последние 9 лет: о масштабном строительстве жилых объектов и инфраструктуры, восстановлении исторических памятников, реконструкции и строительстве в Международном детском центре «Артек».
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.