Крымском фестивале педагогических инициатив – 2022
Адаптация вариативных модулей учебного предмета «Технология» в рабочих программах Крымских школ.
Скворцова Наталья Владимировна
учитель технологии МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» и педагог внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» и МБОУ ДО Центр дополнительного образования детей
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед правительством поставлена задача «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Достигнуть этих задач необходимо через «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Эта задача в Крыму реализуется через Национальный проект «Образование». В рамках этого проекта в крымские школы вошли и работают региональные образовательные проекты. В МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.» г. Бахчисарая это «Успех каждого ребенка» и «Точка роста». Целью этих проектов является создание условий для обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ основного и дополнительного образования, за счет обновления материально-технической базы.
Изменение в содержании и методах обучения предметной области «Технология» предлагается производить через реализацию Примерной рабочей программы основного общего образования, одобренной Министерством просвещения России. Новая программа состоит из инвариантных и вариативных модулей. Инвариантные модули обязательны для изучения во всех школах Крыма, а вариативные модули по выбору (в зависимости от материальной базы школы и профессиональной компетенции педагога).
Поскольку не во всех школах Крыма обновлена материальная база (100% обновление планируется завершить к 2024 году ) педагоги не могут активно использовать в своей педагогической деятельности вариативные модули, ссылаясь на отсутствие соответствующего оборудования. Однако именно эти модули вносят значительное обновление содержания и методов обучения предметной области Технология.
Модуль «Робототехника»
5 класс. Знакомство учащихся с робототехникой начинается в 5 классе с программы LEGO Digital Designer. Программа представляет собой виртуальный конструктор LEGO, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D-модели.
Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей. После знакомства с интерфейсом программы, дети приступают к моделированию. Выбор именно этой программы обусловлен популярностью Лего конструкторов у детей.
К пятому классу все дети пробовали работать с блочной системой конструктора Лего или его аналога. Виртуальный конструктор прост и интересен в работе. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом, менять фон. Производится запись сбора модели, которую можно просмотреть и присутствует анимация «Взрыв», которая особенно забавляет и восхищает детей.
Модуль «Робототехника»
6 класс. Первые шаги программирования дети делают в виртуальном конструкторе TRIK Studio.
Эта среда программирования позволяет решать поставленные задачи при помощи последовательного набора картинок, отвечающих за то или иное действие. С более сложным текстовым программированием рекомендую ознакомить детей в следующем учебном году.
Модуль «Робототехника»
7 класс. Предлагаю начать изучение блочного программирования с помощью Scratch. Скретч — визуальный интерфейс для создания игр и анимации. Кроме понятности и доступности Scratch, очень творческая и увлекательная программа.
Система блочного программирования очень активно используется как в виртуальных конструкторах , так и реальных. Программа способствует полному погружению ребят в блочное программирование, активизируя логическое мышление, творческий потенциал и взаимодействие с другими единомышленниками.
Модуль «Робототехника»
8-9 класс. Предлагаю продолжить изучение робототехники и электроники с Tinkercad. Эта платформа уникальна тем, что ее не надо скачивать и устанавливать. Она работает онлайн после регистрации. Программирование как блочное (8кл.), так и текстовое (9кл.).
В режиме реального времени мы можем создавать свои электронные схемы и проверять ее работоспособность , подключив к электрической цепи при помощи встроенного симулятора.
Программа позволяет добавить в проекты виртуальную плату Arduino и создавать проекты на ее основе. Интерактивность виртуальных проектов позволят предотвратить ошибки, ведущие к перегреву или перегоранию, прежде чем подключать реальную сеть. Наличие пошаговых учебных пособий, компонентов и библиотеки кода значительно облегчают моделирование процесса.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование, макетирование»
5 класс. Моделирование в программе Sweet Home 3D. Я использую эту программу в своей работе уже более 8 лет при изучении темы Планировка кухни. Рабочий треугольник. Дети работают в командах, создавая интерьер кухни, используя библиотеку программы.
Совместная работа способствует взаимопониманию между членами команды, критическому отношению к себе и друг другу при решении общих задач. Понятие макетирования мы изучаем через сбор простых бумажных моделей техники и предметов быта.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование, макетирование»
6 класс. Знакомство с программой SketchUp. SketchUp — это программное обеспечение для 3D проектирования. Простые, но эффективные инструменты позволяют создать любые 3D-модели.
7 класс. Мы продолжаем работу в SketchUp и строим фигурную вазу при помощи инструментов «прямоугольник», «дуга», «ведение» и т.д. В программе Рop-up создаем 3-Д открытки собственного дизайна по принципу Киригами.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование, макетирование»
8-9 класс. Знакомство с программой Blender. Создаем простые 3D-модели на основе Меш – объектов. Blender отличается от других программ своей профессиональностью при создании трёхмерной компьютерной графики.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
5 класс. Начинаем этот модуль с изучения панели инструментов графического редактора Paint. Создание рисунка на основе примитивов с использованием всех инструментов панели.
6 класс. Этот модуль осваиванием в программе Power Point, создавая презентации с картинками, таблицами и графическими схемам. Навыки создания презентаций необходимы ученикам на протяжении всего времени обучения.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
7 класс. Создание мультипликации в программе Microsoft PowerPoin. Можно создавать игровую мультипликацию образовательной тематики. Например, для раздела Грибы создаем интерактивную игру по разделению съедобных и ядовитых грибов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
8-9 класс. Графический редактор Компас 3Д - универсальная программа для автоматизированного проектирования. Она позволяет выстраивать чертежи изделий, схемы, спецификации, таблицы, инструкции, расчетно-пояснительные записки, технические условия, текстовые и прочие документы.
Эффективность реализации педагогической инновации в ее результативности за 2021-2022 учебный год: 1. Республиканские конкурсы МАН: 8 дипломов I степени,6 дипломов II степени и 5 дипломов III степени; 2. Всероссийский конкурс научно-технического творчества учащихся «Юные техники ХХI века» диплом I степени.
Спасибо за внимание!