СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 1 по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четверть

Неделя

День

Урок 1

Тема урока:

А.С. Грибоедов «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». (История создания, особенности  конфликта)

Цель:

 

1.Познакомить с историей создания комедии, со смыслом заглавия пьесы, героями.

 - проанализировать, раскрывает ли заглавие идею и основной конфликт комедии;

-закрепит знания о драм. произвед.       

 2.Формирование аналитического мышления и интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

3. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Результат обучения для ученика А:

Знают историю создания комедии и могут систематизировать данные знания, могут сравнить драм. произв. разных направлений через понимание литер. понятий о драм. произв., могут выделить главные моменты в проблеме и на основе этого поставить цели, определить алгоритм работы. Знают героев и могут их классифицировать.

Результат обучения для ученика Б:

Знает историю создания комедии ,могут объяснить смысл названия,

Находит ключевые слова, размышляет над проблемными вопросами произведения, собирает нужные характеристики в графы таблицы, знают героев и их особенности, понимают функции литер. понятий.

Результат обучения для ученика В:

Знают историю создания комедии, понимать основные понятия по теме «Драм.произв.»,умеют отвечать на открытые вопросы, находить ответы на них в учебнике, знать и уметь перечислить основных героев комедии.

Основные ключевые идеи:

"Горе от ума"- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Интересна и загадочна история создания, а также смысл названия "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. Этому будет способствовать основной подход – исследовательская беседа.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Презентация работает как фоновая иллюстрация ко всем этапам урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Прием «Корзина идей» (идеи о смысле названия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Постановка проблемы

 

Учитель  настраивает ребят на работу, по итогам которых каждый учащийся получит оценку в зависимости от количества набранных баллов, которые будет заносить в свой маршрутный лист, заранее начерченный в тетради.

 

№п/п

Задания

Самооценка

Оценка группы

 

 

 

 

 

 Соревнование идет не только индивидуальное, но и между группами, для чего каждая из них получает маршрутный лист группы.

 

№п/п

Задания

Результат 

Ф.И. активных уч-ся

 

 

 

 

 

Ваша задача, слушая друг друга, конспектировать важные, на ваш взгляд, моменты. После выступления вы можете, пользуясь карточками, задавать вопросы или дополнять услышанное. Конспекты, вопросы, сообщения – это баллы группы и каждого из вас. По итогам наших уроков все получат оценки в зависимости от набранных баллов.

 

Приветствие.  Надеюсь, вы все сегодня в хорошем настроении. Оно и не должно быть иным, потому что сегодня у нас замечательное событие – первая встреча с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 

 

 

Задание учащимся.

Подчеркните ключевые слова темы. С чем  ассоциируются у вас эти слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Скажите, какие моменты пьесы вас особенно поразили и почему?

 

- Скажите, а почему Грибоедов назвал своё произведение «Горе от ума»? Нет ли противоречия в названии? Как название соотносится с содержанием пьесы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём прогнозирование.

 

Попытайтесь сформулировать основную проблему произведения.

 

Обучающиеся слушают вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь темы урока и осмысление.

 

 

Обучающиеся делятся впечатлениями, записывая на доске или ватмане.

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения об авторском замысле, заключённом в названии, и его связи с содержанием

 каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

 

Обучающиеся выдвигают гипотезы.

«Почему передовые люди начала 19 века оказывались в изоляции от остального общества?"

Основная часть

 

1.Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Деление на группы.

 

 

 

 

 

 

3.Работа над новым материалом по группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Задание: проблема "ума" в комедии.

Прием « Я утверждаю, что…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Следующий этап и решение следующей задачи – чтение афиши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выводы по уроку.

Рефлексия ученическая и учительская.

 

 

Работая с названием пьесы, вы уловили противоречие, некий конфликт. Попытайтесь сформулировать его как тему урока и скажите, какие задачи мы могли бы поставить перед собой на первом уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для дальнейшей работы предлагаю объединиться в группы.

 

 

 

 

 

 

 Мы начинаем решать поставленные задачи:

1 группа работает со статьёй учебника. «История создания комедии».Составить кластер.

 

2 группа работает со справочниками по литературоведению и отвечает на вопрос , является ли комедия классицистическим произведением с опорой на таблицу.

 

Традиции

Новаторство

Соблюдение правила единства места, времени.

 

Наличие традиционных черт в системе героев:

а) любовный треугольник (Софья — Чацкий — Молчалин);

 

б) амплуа субретки (Лиза), «глупого» отца (Фамусов), резонера (Чацкий);

 

в) персонажи — персонификации пороков (Скалозуб и др.).

 

Говорящие фамилии

Нарушение правила единства действия.

Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично.

Историзм в изображении действительности.

Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например, характер Чацкого, Софьи, Молчалина).

Мастерство в создании психологических портретов.

Отказ от V действия, как знака благополучной развязки.

Новаторство в вопросах языка и организации стиха (использование свободного ямба, с помощью которого создаются образ живой разговорной речи)

 

3 группа : используя доп. источники(словари, интернет)

Вспоминает основные понятия драмы:

-что такое драма? Какие особенности драм. произв.?Какие виды драм. произв. существуют? Дать им определение. Что такое реплика? Составить постер.

 

4 группа :смысл названия комедии(Сопоставьте первоначальное название комедии "Горе уму" с окончательным "Горе от ума". Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог "от"?) Составить постер

 

Выступление групп.

 

 

 

 

 

Каждая группа получает одинаковое задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что это означает? (автор часто даёт подсказки, как следует представлять себе героев). Фамилии бывают говорящими, особенно в классицистических произведениях, указан  возраст, портреты персонажей.

Группы  через приём Говорящие фамилии делают сообщения об особенностях  героев. (Использует доп. материал из учебника)

 

1гр.: Фамусов, Скалозуб

2 гр.: Молчалин, Горич.

3гр.  Софья, Хлестова.

4 гр.: Чацкий, Репетилов.

 

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: "Ум подготавливает счастье". (Гельвеций)

 

 

Обучающиеся формулируют  задачи урока для себя:

знакомство с историей создания пьесы

подтвердить или опровергнуть утверждение, что пьеса является произведением классицизма

анализ афиши (говорящие фамилии)

 

Обучающиеся садятся за столы по цвету карточек, которые они вытянули.

 

Самостоятельно собирают материал, составлять план ответа.

Обсуждение по группам.

 

 

 

 

 

Группа отображает найденные отличия в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики вспоминают определения, систематизируют их так, чтобы объяснить другим.

 

 

 

 

 

 

 

Глубокое аудирование учеников, записи в тетради .

 

 

Представи-

тель каждой команды начинает ответ со слов «Я утверждаю, что…, учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, таким образом происходит коррекция и дополнение ответов всем классом. На общем ватмане собираются все верные ответы, решается проблема.

 

Работа с афишей.

Обсуждение. Выявляют и интерпретируют авторскую позицию.

Выступают,

опираясь на текст.

 

 

 

 

Обучающиеся формулируют выводы.

Заключительная часть

 

 

 

 

 

 

 

1.Прием «Терминологический диктант».

Учитель называет определения понятий, а учащиеся записывают понятия-термины.

 

2.Итоговое заполнение листов оценивания и самооценивания.

Поднимите таблички с баллами от 1до 3

( или смайликами), которые вы считаете отражают степень вашего труда на сегодняшнем уроке. Выскажитесь, чьи ответы были лучшими и почему.

 

3.Суммативное оценивание.

 

 

Обучающиеся оценивают свою работу и работу друзей, мотивируя оценку.

 

Ресурсы:

Презентация, текст комедии, иллюстрации к комедии,карточки с заданиями, маршрутные листы для групп. Сигнальные карточки, рабочие тетради.

Домашнее задание:

наизусть: Монолог Фамусова из комедии «Горе от ума» (Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка,  отменная манера».). Цит. план хар-ки героев ( фам. общ.: Фамусов, Скалозуб, Репетилов, Хлестова)А: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?» Б: Мини-игра на знание текста

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!