СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 2 по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четверть

Неделя

День  

Урок 2

Тема урока:

 «А судьи кто?» Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества.

 

Цель:

 

1. Показать жизненные идеалы представителей «века минувшего»;

- продолжить работу над характеристикой героев комедии;

-расширить знания о терминах: портрет, речевая характеристика и др.

2.Развивать умение анализировать героев драматического произведения, умения анализировать и обобщать.

3.Воспитывать нравственные качества, необходимые молодому человеку в жизни. 

Результат обучения для ученика А:

Знают и дают оценку поступкам героев, рассуждают о причинах их поведения, связывают  с названием пьесы и основным конфликтом. Моделируют поступки, актуализируя с сегодняшним днём.

Результат обучения для ученика Б:

Знают представителей фамусовского общества ,определяют их качества, задают по ним вопросы, устанавливают черты их характера. Читают наизусть отрывки.

Результат обучения для ученика В:

Знают и умеют перечислить представителей фамусовского общества, могут узнать героя ,знают содержание произведения, воспроизводят основные моменты, выразительно зачитывают отрывки.

Основные ключевые идеи:

Комедия построена на противопоставлении « века минувшего» с

«веком нынешним». Основная идея данного занятия – раскрыть идеи «века минувшего», т.е. представителей фамусовского общества. Основной приём: характеристика персонажей. Использую приёмы КМ для развития мыслительных способностей учащихся, способности учиться самостоятельно.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная часть

 

 

 

Активизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление на группы.

 

Организационный момент

Постановка целей урока.

 

 

 

1.Теоретическая разминка. Найти ложное утверждение.

  Разделитесь на пары.

 Запишите 3 утверждения, одно из которых является ложным.

Передайте свои утверждения другой паре.

Вторая пара читает и обсуждает утверждения, определяя какое из трех не является истиной.

 

2.Мини-игра на знание текста, используя приём

«Поймай вопрос»

Примерные вопросы.

*Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин)

*Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года)

*Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет)

*К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье)

*О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы»)

*От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)

*О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий)

*О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий)

*Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий)

 

Сегодня на уроке для деления на группы предлагаются карточки  с именами героев комедии. Вы ,конечно, догадались, что группа будет анализировать тот персонаж, который записан на карточке.

 

Учащиеся записывают тему и идею урока.

 

Самооценивание.

 

 

 

 

 

Внимательно слушают,

отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики делятся на группы.

 

Основная часть

 

1. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

2.Работа над новой темой.

Парад героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Итоги: Комментированное сопровождение учителя.

 

 

Игра-задание «Оторвите лепесток».

 

Творческое задание.

 

Узнать героя: используются отрывки из видеоресурса Спектакль по комедии. Ответить на тонкие и толстые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа составляет  портрет своего героя, пользуясь планом ,который им даётся. Вам необходимо будет представить своего персонажа. Приём « Постер»

1-я группа- образ Фамусова.  - план к образу: 1) П.А.Фамусов – типичный представитель московского барства;  2) занятие Фамусова, его времяпровождение;  3) взгляды Фамусова на свои служебные обязанности;  4) отношение  к науке, просвещению;  5)  отношение к дочери;  6) отношение к слугам;  7) особенности речи

 

2- я группа – образ Скалозуба. 

3-я группа – образ Молчалина. 

4-я группа – образ Софьи. 

 

«Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное: пьеса А.С.Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощённо для высокой комедии), она строится на конфликте различных типов ума.

 

 

 

Охарактеризуйте своё отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке.

Ум для себя. Ум критический.

 

 

 

Письменный ответ на вопрос. Какой тип ума вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ.

 

Обсуждение.

 

 

 

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают по плану, делают записи в тетрадях,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик самостоятельно делают выводы.

 

 

 

Берут лепестки и прикрепляют на доске.

 

Письмен

ные

ответы на закрытый вопрос.

Зачитывают.

Заключительная

часть.

 

Этап выходного контроля и рефлексии  

Столкновение в комедии «Горе от ума» разных типов ума.

 

 

 

Ученики пишут тест .

Рефлексия: «Плюс. Минус. Интересно».

 

 

 

 

 

Отвечают на готовых бланках.

Ресурсы:

Видеоотрывки из спектакля  « Горе от ума».Карточки с планом хар-ки героев. Тест. Кроссворд. Лист обратной связи. Рабочие тетради

Домашнее задание:

Характеристика Чацкого. Наизусть монолог «А судьи кто?»

А: приготовить презентацию по изученной теме “Фамусовское общество”

Б: прием «Напишите письмо» - написать письмо от имени героя произведения. В- составить кроссворд.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!