КГУ «Общеобразовательная средняя школа №14 отдела образования города Костаная» Поурочный план урока по географии в 8 классе |
Раздел: | РАЗДЕЛ 6. Страноведение с основами политической географии 6.1 Страны мира |
ФИО педагога: | Зелинская К.М. |
Дата: | 26.04-02.05.2022 |
Класс: | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока: | Политическая карта мира |
Цели обучения в соответствии с учебной программой: | 8.6.1.1 – характеризует основные объекты политической карты Коррекционные цели (инклюзив):4,8,9,14 |
Цели урока: | Сформировать общее представление об условиях формирования политической карты; раскрыть суть государственной границы, суверенного государства и его отличие от страны; совершенствовать умения работы с контурной картой, атласом при характеристике государства и зависимых территорий. |
Ход урока: |
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока 5 мин. | Организационный момент. Психологический настрой. Повторение пройденного материала. Мозговой штурм. Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть Хорошего настроения. Вы готовы к уроку? – Да! Тогда начнем наш урок. Мозговой штурм: Мировое хозяйство… Определение темы и цели урока. | Запись темы урока. Отвечают на вопросы поставленные учителем. Определяют тему урока (Отсюда вытекает целепологание) | ФО: взаимооценивание, комментарии. | Презентация Атлас |
|
Середина урока 35 мин | Знакомство с темой. Работа с учебником, с текстом. Инклюзивная работа. Изучение пройденного материала. Развитие функциональной грамотности (текст, карта). Групповая работа. Задание 1. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, карту, политическую карту, составляет и заполняет Кластер «Политическая карта». Дескриптор. Обучающийся ФО: «Две звезды одно пожелание» группы друг другу почасовой стрелке. Обратная связь: учитель направляет учащихся и дополняет работу учащихся Парная работа. Задание 2. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, карту, политическую карту, Составить Таблицу «Объекты политической карты». Дескриптор. Обучающийся Составляет Таблицу «Объекты политической карты». Объяснение и защита постеров. ФО: «Плюс, минус, интересно» взаимооценивание в паре. Обратная связь учитель наблюдает за работой, исправляет и дополняет ответы учащихся Групповая работа. Задание 3 - Практикум. Используя учебник, раздаточный материал, карта, параграф, нанести на контурную карту мира страны и их столицы. 1 группа – Страны Европы 2 группа – Страны Азии 3 группа – Страны Северной и Южной Америки 4 группа – Страны Африки и Австралии Дескриптор. Обучающийся ФО: «Две звезды ФО: «От кулака до пяти пальцев». Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала. Групповая работа. Задание 4 - Практикум. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, политическую карту мира, найти, назвать и показать страну и столицу. Дескриптор. Обучающийся Находит, называет и показывает на политической карте мира страны и их столицы. ФО: «Две звезды одно пожелание» группы друг другу почасовой стрелке. Обратная связь: учитель направляет учащихся и дополняет работу учащихся Индивидуальная работа. Задание 5. Используя учебник, параграф, презентацию, раздаточный материал, выполнить задания разного уровня, используя Приложение 1,2. Приложение 1 1. Что изображают на политической карте: 3Б | А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы | 2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б | А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг | 3. Определи международные территории: 3Б | А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова | 4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б | 4.1. Италия | А. островное | 4.2. Мадагаскар | В. архипелаг | 4.3. Япония | С. полуостровное | . Приложение 2 1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б | 1.1. Франция | А. непризнанное государство | 1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория | 1.3. Бермудские острова | С. международная территория | 1.4. Антарктида | Д. суверенное государство | 2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | | Столица | Географическое положение | Регион | 2.1. Италия | | | | 2.2. Филиппины | | | | . Правильные ответы: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1-А,В,С, 2-А, 3-В,С,Е, 4.1-С, 4.2-А, 4.3-В ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 1.1-Д, 1.2-А, 1.3-В, 1.4-С, 2.1-Рим, Полуостровное,Южная, 2.2-Манила,Страна-архипелаг,Юго-Восточная Дескриптор. Обучающийся Выполняет задания разного уровня, используя Приложение 1,2. ФО «ТриМ» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала. | Просматривают презентацию. Учащиеся читают из учебника, параграф. Отвечают на вопросы, записывают термины, составляют кластеры, заполняют таблицы, защищают работы. Оценивают друг друга. | ФО: взаимооценивание, комментарии. | ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА: Современная политическая карта мира - https://www.youtube.com/watch?v=z_wheM3YCYQ Угадай страну на карте за 10 секунд! - https://www.youtube.com/watch?v=UE-Hmw1Zb2w |
Выполнение заданий. | ФО: наблюдение, комментарии учителя. | Раздаточный материал: Задания разного типа. |
Информация о ДЗ 2 мин | Инструктаж о выполнении домашнего задания. Параграф 49, читать, ответить на вопросы на стр.230 | Запись ДЗ, особенностей его выполнения | | |
Конец урока 3 мин | Рефлексия деятельности. Рефлексия по уроку Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Обратная связь «Мишень» | Учащиеся, используя вводные слова, оценивают свою работу на уроке. | | Презентация |
Приложение 1
1. Что изображают на политической карте: 3Б |
А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы |
2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б |
А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг |
3. Определи международные территории: 3Б |
А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова |
4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б |
4.1. Италия | А. островное |
4.2. Мадагаскар | В. архипелаг |
4.3. Япония | С. полуостровное |
Приложение 1
1. Что изображают на политической карте: 3Б |
А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы |
2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б |
А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг |
3. Определи международные территории: 3Б |
А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова |
4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б |
4.1. Италия | А. островное |
4.2. Мадагаскар | В. архипелаг |
4.3. Япония | С. полуостровное |
Приложение 1
1. Что изображают на политической карте: 3Б |
А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы |
2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б |
А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг |
3. Определи международные территории: 3Б |
А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова |
4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б |
4.1. Италия | А. островное |
4.2. Мадагаскар | В. архипелаг |
4.3. Япония | С. полуостровное |
Приложение 1
1. Что изображают на политической карте: 3Б |
А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы |
2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б |
А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг |
3. Определи международные территории: 3Б |
А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова |
4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б |
4.1. Италия | А. островное |
4.2. Мадагаскар | В. архипелаг |
4.3. Япония | С. полуостровное |
Приложение 1
1. Что изображают на политической карте: 3Б |
А. государства | В. столицы | С. границы государств | Д. климатические пояса | Е. численность населения | Ж. горные системы |
2. Определи Географическое положение Казахстана: 1Б |
А. Внутриконтинентальное | В. Островное | С. Полуостровное | Д. Страна-архипелаг |
3. Определи международные территории: 3Б |
А. Остров Тасмания | В. Пролив Дрейка | С. Антарктида | Д. Гренландия | Е. Река Дунай | Ж. Река Волга | З. Гавайские острова |
4. Установи соответствие между странами и типом географического положения: 3Б |
4.1. Италия | А. островное |
4.2. Мадагаскар | В. архипелаг |
4.3. Япония | С. полуостровное |
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показать ответ
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показать ответ
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показать ответ
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показать
ответ
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показатьтвет
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Показать ответ
Приложение 2
1. Установи соответствие между объектом политической карты и его правовым статусом: 4Б |
1.1. Франция | А. непризнанное государство |
1.2. Республика Абхазия | В. зависимая территория |
1.3. Бермудские острова | С. международная территория |
1.4. Антарктида | Д. суверенное государство |
2. Составь характеристику государствам Европы и Азии: 6Б | Столица | Географическое положение | Регион |
2.1. Италия | |
2.2. Филиппины | |
Поать ответ8 класс Тема: «Политическая карта мира»
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это изображение земной поверхности условными обозначениями в уменьшенном виде на плоскости бумаги, выполненное с помощью математических закономерностей.
Первая географическая карта была создана около 2500 лет назад в Древней Греции, ее автором был Анаксимандр. Она имела форму круга, в центре находилась Греция. Вокруг нее были известные в те времена земли. Вся суша была окружена океаном.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ |
По территориальному охвату | По масштабу | По содержанию | По назначению |
мировая материков и океанов стран и их частей | крупномасштабные (1 : 200 000 и крупнее) среднемасштабные (от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000) мелкомасштабные (1 : 1 000 000 и мельче) | общегеографические (физические) тематические (климатическая, экономическая, природных зон, политическая и другие) | административные дорожные туристические синоптические учебные |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА – это специальная географическая карта, на которой вместе с общей географической информацией (материки, океаны, крупные реки и острова) показаны государства, их границы, столицы, а также зависимые территории.
Страны мира по географическому положению делятся на
приморские (страны, имеющие выход к морю);
внутриконтинентальные (страны, не имеющие выход к морю);
островные и страны-архипелаги (страны, расположенные на острове или группе островов).
ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: Казахстан, Монголия, Боливия, Непал, Чад и т. д.
ПРИМОРСКИЕ |
Материковые, омываются морем | Полуостровные | Островные | Страны-архипелаги |
Франция, Китай, Канада, Египет, Бразилия | Швеция, Дания, Италия, Саудовская Аравия, Индия и т. д. | Ирландия, Куба, Великобритания, Мадагаскар, Шри-Ланка и т. д. | Япония, Филиппины, Индонезия, Коморские острова и т.д. |
Большинство стран мира расположено на материках и имеет выход к Мировому океана.
В мире насчитывается 44 страны, не имеющие выхода к морю (в Африке — 16, в Европе — 14, в Азии — 12, в Южной Америке — 2).
Материки и части света | Страны |
АФРИКА | Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мали, Нигер, Руанда, Свазиленд, Уганда, ЦАР, Чад, Эфиопия, Южный Судан |
ЕВРОПА | Австрия, Андорра, Беларусь, Ватикан, Венгрия, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Молдавия, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Чехия, Швейцария |
АЗИЯ | Азербайджан, Армения, Афганистан, Бутан, Казахстан, Киргизия, Лаос, Монголия, Непал, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан |
ЮЖНАЯ АМЕРИКА | Боливия, Парагвай |
Острова, которые принадлежат данному государству, окрашиваются в тот же цвет. Рядом с названием острова указывается название этой страны.
Островные государства (47 стран) могут занимать один остров, несколько островов или находиться на нескольких тысячах островов (Индонезия — 13 тыс. островов, Филиппины — 7 тыс., Япония — 4 тыс.).
Крупнейшие островные государства
Объекты политической карты можно разделить на 2 группы:
Главными объектами политической карты являются государства. Государства обладают суверенитетом (независимостью). Государственный суверенитет – это норма международного права. Государства могут самостоятельно решать вопросы внутренней жизни и внешней политики. Суверенное государство - государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств.
В мире насчитывается около 200 независимых государств.
Материки и части света | Количество суверенных государств |
Весь мир | 194 |
Африка | 54 |
Азия | 47 |
Европа | 44 |
Северная Америка | 23 |
Австралия и Океания | 14 |
Южная Америка | 12 |
Территории: колонии, заморские департаменты, международные, арендованные, оккупированные.
Колония – это страна или территория, находящаяся под властью другого государства. Она лишена самостоятельности. В 1960 году ООН (Организация Объединенных Наций) приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и их народам. Был составлен список колоний, которым должна быть предоставлена независимость. На 2017 год в данном списке осталось 17 территорий.
Заморские департаменты и территории – это территории, которые принадлежат государству, но удалены от него.
Зависимые территории - территории, которые находятся под властью другого государства.
Самой крупной зависимой территорией по площади является ГВИАНА в Южной Америке (заморский департамент Франции).
ГИБРАЛТАР (принадлежит Великобритании) — самая известная зависимая территория в Европе.
К несамоуправляющимся территориям относятся некоторые острова в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. На многих из этих островов размещены военно-морские и военно-воздушные базы тех стран, которым они принадлежат.
В XVIII–XIX существовало большое количество зависимых территорий (колоний), особенно в Америке, Африке, Австралии и Океании. Самыми крупными колониями обладали Великобритания, Испания, Франция, Португалия, Голландия, Германия.
На политической карте выделяют международные, арендованные, оккупированные территории.
Международными являются те территории, которые расположены за пределами государственных границ. Право на их использование есть у всего мирового сообщества. Ни одно государство не имеет права присвоить их. Они служат для научных целей. К таким территориям относят: Антарктиду, открытое море, океан, воздушное пространство над ними, международные реки и каналы (реки Дунай, Рейн, Висла, проливы Дрейка, Магелланов, Ла-Манш), дно океанов или морей, космическое пространство.
Арендованные территории – это территории, которые временно используются отдельным государством. Например, космодром Байконур в Казахстане арендован Россией.
Оккупированные территории – это территории, которые насильно присоединены с помощью военных действий.
СТРАНА - территория, которая имеет определённые государственные границы и живёт по определённым законам.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - это линия, которая отделяет одно государство от другого и устанавливается по соглашению между этими странами.
СТОЛИЦА - главный город, в котором размещаются учреждения, осуществляющие управление страной.
Все государства мира различаются между собой по ряду показателей:
особенности географического положения;
размер территории;
численность населения;
форма государственного правления;
уровень развития экономики.
Названия стран подписываются на изображении их территории. Небольшие государства обозначаются цифрами, их названия выносятся в легенду карты.
СТРАНЫ ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ
Около половины суши занимают 6 крупнейших стран мира:
Россия (столица - Москва),
Канада (Оттава),
Китай (Пекин),
США (Вашингтон),
Бразилия (Бразилиа)
Австралия (Канберра).
Крупнейшие страны мира (площадь в млн км²)
Большинство стран мира имеет небольшие по размерам территории. Существуют и совсем маленькие по площади территории государства (Ватикан, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Андорра, Люксембург). Огромное количество маленьких государств расположено на островах (Науру, Тувалу, Мальта и др.).
Страны по численности населения
Первое место в мире принадлежит Китаю,
второе — Индии.
Далее с огромным отрывом следуют США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия и др.
В целом в мире преобладают страны с небольшим количество населения и небольшой площадью. Самым маленьким по территории и численности населения является государство Ватикан.