Цель:
|
1. Создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического типа, а также сути «чичиковщины».
Задачи:
1.Продолжив изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя ,раскрыть средства создания образа Чичикова. Помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность.
2. Развитие устной речи учащихся, аналитического мышления, навыков сопоставления, обобщения и структурирования.
3.На примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе. Воспитание коллективизма.
|
Основные ключевые идеи:
|
Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути. Для раскрытия идеи на уроке особое внимание уделяется работе с текстом, исследовательской беседе учащихся, умению слушать и слышать другого при работе в группе.
|
Вводная часть
1.Организационный момент
2. Деление на группы (одновременно это и активизация знаний по изученной теме «Образы помещиков»)
Презентация работает как фоновая иллюстрация ко всем этапам урока.
3. Предварительная работа в группах.
Прием «Корзина идей»
|
Ребята, изучая поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души», мы узнали историю создания произведения, познакомились с нравами в губернского города, побывали в гостях у помещиков. Но среди героев гоголевской поэмы "Мертвые души" особое место занимает Чичиков.
Кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?
-ответить на эти вопросы – цель нашего урока.
Ученики берут листочки с написанными на них портретными характеристиками помещиков, объединяются в группы соответственно одинаковым записям. Дополн. задание: объединившись, определить , кто из помещиков представлен в данном отрывке, найти соответствующую иллюстрацию.
Затем представить своего персонажа.
Запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный.(Стикеры с положительными и отрицательными качествами расположить в разных частях корзины)
Выступление спикеров групп.
|
Обучающиеся слушают вступительное слово учителя
Запись в тетрадь темы урока и осмысление.
Учащиеся создают группы,
Выполняют задание.
Ход работы: индивидуальная работа (1мин.), Обсуждение в парах (1 мин.), обсуждение в группе и записи на стикерах ( 1 мин.)
Взаимооценивание групп.
Приём «Светофор»
|
Основная часть
1.Формулировка проблемного вопроса:
«Чичиков: кто же он такой?»
Ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.
Что о Чичикове говорят критики?
Приём «Слушающая тройка»
2. Что о Чичикове говорят герои поэмы?
Приём «Поймай вопрос»
3.Работа над образом Чичикова. Приём «Постер»
4.Индивидуальные задания для учеников А и Б (сильные и средние)
5.Работа в группах. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.
6.Работа в группах. Приёмы «Ложное утверждение» и «Алмазное ранжирование»
6.Выводы по уроку.
|
Ученики получают задание в начале урока. СПИКЕР объясняет тему (либо делится своим мнением о проблеме).
ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей.
СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру».
Каждая группа «ловит» свой вопрос, который заключается в том, что необходимо узнать, какой персонаж так высказывается о Чичикове.
Можно передать вопрос другой группе, но «стоимость» ответа при этом уменьшается.
-Что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?
(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности).
Задание группам: нарисовать постер, отражающий основные вехи биографии героя.
I группа: Детство героя, учёба в городском училище.
II группа: Государственная служба.
III группа: Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.
IV группа: Гоголь о Чичикове.
Обобщающие выводы:
(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)
Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.
Ученику Б к концу урока составить синквейн по образу Чичикова, ученику А – эссе.
Приём «Карусель»
2 группы :приём «Ложное утверждение»
3 и 4 группа -«Алмазное ранжирование»: расположить по ранжиру положительные и отрицательные стороны Чичикова.
Положительный или отрицательный герой предстал перед нами?
Живая или мёртвая душа – Чичиков?
-Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя?
- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?
- Как по- вашему, что такое «чичиковщина»?
|
Учащиеся внимательно слушают, затем оценивают.
Приём «Большой палец»
Каждая группа «Ловит» свой вопрос, обсуждает 30 сек. и отвечает, либо перекидывает вопрос другой группе.
Исследовательская беседа помогает выявить главное для разработки постера структурировать и обобщить.
Глубокое аудирование учеников, записи в тетради .
Взаимооценивание «Светофор»
Группы записывают напротив фамилий помещиков качества, которые сближают их с Чичиковым. Затем переходят за стол другой группы, читают записанное, оценивают.
Ученики слушают составленные высказывания, обсуждают , в ходе исследовательской беседы обнаруживают ложное.
В ходе исследовательской беседы располагают по ранжиру черты героя.
Дискуссия.
Ответы учащихся.
|