КТД по духовно-нравственному воспитанию
"Доброта творит чудеса"
Провела учитель русского языка и литературы Невзорова Н.М.
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.
Воспитать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
добро и зло
доброта, злоба
добрый человек, злой человек
Эпиграф к мероприятию:
Из всех наук, которые должен знать человек,
главная наука есть о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра
Л.Н. Толстой
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.
Способствование воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Участники: учащиеся 7-8 классов.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Презентационный материал, выполненный в PowerPoint.
Учитель : Приветствую вас, дорогие ребята.
Каждый день, встречаясь, мы произносим хорошо известное всем слово – Здравствуйте! А знаете ли вы, что это не простое приветствие? Это слово пожелание здоровья.
Посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, и это будет акт добра.
-Наша сегодняшняя встреча и беседа об одном из важнейших в наше время, нравственных понятий. А что это за понятия, скажете вы, просмотрев небольшой видеоролик.
(«Любви достойны все” просмотр ролика)
- Какие чувства вызвал у вас сюжет? Так о чем же мы будем говорить сегодня?
(слайд 1)
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит, жить на земле как люди?
- Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как её прожить.
-Послушайте легенду.(слайд 2-3)
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила она обратиться к седому волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью -Красота, четвертую – Богатство, а пятую – Доброта.
-Они все прекрасны,- сказала Любовь – не знаю кого и выбрать…
-Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
-Ребята кого бы выбрали вы ,если бы были на месте этой девушки?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?
- В русском языке есть немало прекрасных слов определяющих одно из лучших качеств человека- доброту. Попробуйте назвать синонимы (милосердие, отзывчивость, сострадание).
- Молодцы ребята, мы, постараемся разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта и милосердие.(слайд 4)
- Давайте немного поработаем. Перед вами чистые листы, положите на один из них свою руку и обведите ладонь. На каждом пальчике напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей. Но мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Поверните лист бумаги и еще раз обведите свою ладонь. Теперь напишите те свои качества, которые вам мешают и которые бы вы хотели в себе изменить.
-Ребята, все ли пальчики вы сумели заполнить? Наверное, очень трудно вот так сразу распознать даже самого себя… А уж распознать, что в душе другого человека еще сложнее.
Перед нашей встречей я попросила провести социологический опрос у разновозрастной группы людей. Это были ученики нашей школы, их родители и учителя. Всех попросили назвать 5 качеств доброго человека и 5 качеств - злого человека. Победителями стали чаще всего называемые качества.
- Так кто же это добрый человек? Давайте посмотрим, как это понимает большинство.(слайд5)
- А теперь сравните, свои результаты. Какими качествами доброго человека на своей ладони вы можете гордиться?
Обратите внимание на экран. «Нам жизнь дана на добрые дела». (слайд 6)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- А какие пословицы , поговорки и высказывания о милосердии и о добре вы нашли, это было вашим заданием? (Только порошу не повторять уже услышанное).
Школьники знакомят со своими изысканиями.
- К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким, а что уж говорить о животных… По моей просьбе, сегодня девочки подготовили несколько стихотворений, сейчас вы прослушаете одно из них.
Э.Асадов стихотворение «Яшка» (слайды 7-10)
Учитель: Ребята, о чем кричит своими строками поэт в этом стихотворении?
Человеческое равнодушие, а порой и просто жестокость не могут не вызывать негодования и боли в добрых и отзывчивых людях. И эти фотографии сделаны именно такими людьми с добрым и милосердным сердцем.
(Слайд 11).Сейчас мы попробуем разыграть одну такую ситуацию. Мне понадобятся помощники. Вы будете читать текст по ролям, а остальные внимательно слушать. Влюбленные гуляли по городу. Ни увидели плохо одетого пожилого мужчину. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Сам виноват.
– Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Но он же человек... – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.
–Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
– Спасибо вам, спасибо...
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
– Вы обязательно найдёте себе счастье, пообещал старик.
Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Можете ли вы назвать поступок девушки добрым?
- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…? (ответы ребят)
Послушайте еще одно стихотворение Эдуарда Асадова «Падает снег».
Как вы считаете, нужно ли поступать так, как подсказывает Эдуард Асадов в своем стихотворении? А что сделать, если твой поступок не поймут?
- Добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее, злой – дурное.
(Слайд 12) «Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь,
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты тоже поможешь…»
Помогать людям можно по-разному: добрым словом, деньгами, добрым поступком.
(слайды 13-15)
- У каждого из Вас на парте лежит листик, а на доске вы видите голое дерево, я предлагаю Вам записать свои пожелания людям, птицам и вообще всему живому на Земле… А теперь прикрепите свои листочки на дерево «Доброты», а пока вы поочередно клеите свои листики-пожелания, я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу:
(слайд 16)“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра.
По древнеиндейской легенде бабочки — это чьи-то души, не улетевшие на небеса. И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов. Если Вы возьмете бабочек в руки и нашепчете им свои желания. Бабочки обязательно доставят их на небо. Ваши мечты непременно исполнятся. Творите добро своими руками…
Я тоже хочу сотворить маленькое чудо , я дарю каждому из вас бабочку, говорят каждая высказанная вслух мысль материальна, я хочу пожелать вам встречать на своем пути только милосердных людей, милосердных – это значит милых сердцу – хорошее русское слово. А теперь предлагаю вам взять в руки свою бабочку и произнести свое пожелание, оно обязательно сбудется, если ваше пожелание будет идти от чистого сердца , от всей души. А бабочку обязательно подарите тому, кому произнесете свое пожелание. Кто хочет попробовать? (дети дарят бабочек вместе с пожеланиями).
Хочется верить, что сегодняшняя беседа не прошла даром и вы усвоили правила добра и милосердия. Спасибо за работу.
Э.Асадов
ЯШКА
Учебно-егерский пункт в Мытищах,
В еловой роще, не виден глазу.
И все же долго его не ищут.
Едва лишь спросишь — покажут сразу.
Еще бы! Ведь там не тихие пташки,
Тут место веселое, даже слишком.
Здесь травят собак на косматого мишку
И на лису — глазастого Яшку.
Их кормят и держат отнюдь не зря,
На них тренируют охотничьих псов,
Они, как здесь острят егеря,
«Учебные шкуры» для их зубов!
Ночь для Яшки всего дороже:
В сарае тихо, покой и жизнь…
Он может вздремнуть, подкрепиться может,
Он знает, что ночью не потревожат,
А солнце встанет — тогда держись!
Егерь лапищей Яшку сгребет
И вынесет на заре из сарая,
Туда, где толпа возбужденно ждет
И рвутся собаки, визжа и лая.
Брошенный в нору, Яшка сжимается.
Слыша, как рядом, у двух ракит,
Лайки, рыча, на медведя кидаются,
А он, сопя, от них отбивается
И только цепью своей гремит.
И все же, все же ему, косолапому,
Полегче. Ведь — силища… Отмахнется…
Яшка в глину уперся лапами
И весь подобрался: сейчас начнется.
И впрямь: уж галдят, окружая нору,
Мужчины и дамы в плащах и шляпах,
Дети при мамах, дети при папах,
А с ними, лисий учуя запах,
Фоксы и таксы — рычащей сворой.
Лихие «охотники» и «охотницы»,
Ружья-то в руках не державшие даже,
О песьем дипломе сейчас заботятся,
Орут и азартно зонтами машут.
Интеллигентные вроде люди!
Ну где же облик ваш человечий?
— Поставят «четверку», — слышатся речи, —
Если пес лису покалечит.
— А если задушит, «пятерка» будет!
Двадцать собак и хозяев двадцать
Рвутся в азарте и дышат тяжко.
И все они, все они — двадцать и двадцать
На одного небольшого Яшку!
Собаки? Собаки не виноваты!
Здесь люди… А впрочем, какие люди?!
И Яшка стоит, как стоят солдаты,
Он знает, пощады не жди. Не будет!
Одна за другой вползают собаки,
Одна за другой, одна за другой…
И Яшка катается с ними в драке,
Израненный, вновь встречает атаки
И бьется отчаянно, как герой!
А сверху, через стеклянную крышу, —
Десятки пылающих лиц и глаз,
Как в Древнем Риме, страстями дышат:
— Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!
Ну, кажется, все… Доконали вроде!..
И тут звенящий мальчиший крик:
— Не смейте! Хватит! Назад, уроды! —
И хохот: — Видать, сробел ученик!
Егерь Яшкину шею потрогал,
Смыл кровь… — Вроде дышит еще — молодец!
Предшественник твой протянул немного.
Ты дольше послужишь. Живуч, стервец!
День помутневший в овраг сползает,
Небо зажглось светляками ночными,
Они надо всеми равно сияют,
Над добрыми душами и над злыми…
Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,
Где в старом сарае, при егерском доме,
Маленький Яшка спит на соломе,
Весь в шрамах от носа и до хвоста.
Ночь для Яшки всего дороже:
Он может двигаться, есть, дремать,
Он знает, что ночью не потревожат,
А утро придет, не прийти не может,
Но лучше про утро не вспоминать!
Все будет снова — и лай и топот,
И деться некуда — стой! Дерись!
Пока однажды под свист и гогот
Не оборвется Яшкина жизнь.
Сейчас он дремлет, глуша тоску…
Он — зверь. А звери не просят пощады…
Я знаю: браниться нельзя, не надо,
Но тут, хоть режьте меня, не могу!
И тем, кто забыл гуманность людей,
Кричу я, исполненный острой горечи:
— Довольно калечить души детей!
Не смейте мучить животных, сволочи!
Анализ воспитательного мероприятия: КТД «Доброта творит чудеса»
I. Общие сведения
1. Название мероприятия «Доброта творит чудеса»
2. Дата проведения: февраль, 2021г, 6 класс «Д»
3. Организатор мероприятия: Невзорова Н.М.
4. Состав группы учащихся: 20 человек.
5. Вид деятельности: КТД «Доброта творит чудеса» является частью воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся.
6. Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач:
Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.
Воспитать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, возрастным особенностям учащихся.
Во вступительной части часа был организован «Психологический настрой», который помог эмоционально и убедительно раскрыть цели и задачи мероприятия.
Работа в целом прошла содержательно, интересно и познавательно в этическом плане.
В ходе мероприятия были различные формы занятия, работа с пословицами, легендами, фотоматериалами, поэтическими произведениями… Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, воспитание чувства доброты, вежливости, товарищества, дружбы.
Результативность работы заключалась в том, что учащиеся в ходе проведения беседы, обсуждения различных жизненных ситуаций, отгадывания загадок, комментирования высказываний учились быть милосердными, добрыми, неравнодушными к чужой боли. Всем детям были даны волшебные бабочки-пожелания, символизирующие исполнение пожеланий.
Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на взаимоотношения детей двух классов: ребята стали дружнее, добрее, терпимее друг к другу. Все цели и задачи КТД реализованы.
Методист по ВР __________________ / Л.Н. Зубрилина/