СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто такие насекомые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кто такие насекомые»

Бюджетное профессиональное учреждение Орловской области «Мезенский педагогический колледж»









Технологическая карта урока по окружающему миру

на тему: «Кто такие насекомые»,

проведённого во 2 классе

студенткой 41а группы

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах















с. Плещеево, 2024


Класс: 1

Тема: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;

    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • Развивающие:

    • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

  • Воспитательные:

    • воспитывать интерес к окружающему миру;

    • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;

    • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;

  • узнавать насекомых в загадках, по рисункам;

  • приводить примеры насекомых;

  • пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе;

  • сочинять продолжение сказочной истории;

  • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

  • регулятивные:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

    • осуществлять самопроверку;

    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

  • познавательные:

    • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

    • выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • коммуникативные:

    • слушать собеседника и вести диалог;

    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

    • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;

    • уважительно относиться к иному мнению.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (POWER POINT); «Светофор» для оценки своих достижений; костюмы (элементы костюмов) Муравьишки Вопросика, Стрекозы, Мухи, Пчелы; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; изображение деревьев (повторение пройденного материала); изображения насекомых для отгадывания загадок; карточки «Кто не является насекомым?»; шаблоны для Божьей коровки; ромашка и бабочки (желтые, синие, красные) для осуществления рефлексии.




























Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).

Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, меня зовут ...

- Чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

-А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? (успеха)

-Какие качества понадобятся каждому из вас, для того чтобы достичь успеха? (Внимательность, заинтересованность, терпеливость и тяга к новым знаниям).

-Я желаю вам успеха.

- Начнём.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин).

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы обводите цветными кружками.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация. Слайд 2)

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)

– Проверим ваши результаты. Поднимите кружок соответствующего цвета

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – жёлтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) (Слайд 7)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?


III. Выявление места и причины затруднения (2мин.)

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) (Слайд 8)

Посмотри на летний луг,

Прислушайся внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

– Что вы услышали? Знакомы ли вам эти звуки?  Кого вы узнали?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)


IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин.)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Тема нашего урока: «Кто такие насекомые»

– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках Окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Кто они? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик)

Узнайте! Кто из них сегодня пришел к нам в гости?!

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (Муравей.) (Слайд 9)

– Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик (в руках ромашка)  и говорит:
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.


V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин).


Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


1 гость:

Муха (крылья):

2 гость:

Стрекоза (3 части тела):

V. Физминутка «Стрекозы»

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

На кувшинку приземлилась

3 гость:

Пчела (усики):

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муха, муравей...) (Слайд 10)

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки.

- Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Крылья».

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют... Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным. (Слайд 11)

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют Усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным. (Слайд 12)

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: Головы, Груди и Брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?

– У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

Значит, и этот признак нельзя считать главным (Слайд 13)

Муравей:

Я кажется понял! (подчеркивает 6 ног)

4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

«6 ног»

Учитель.

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
 богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? (Оказывается! Нет! Только насекомые!)

Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

(Наличием трёх пар ног.) (Слайд 14)


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 – 10 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький(Комар(Слайд 15)

– В городе Усинске, далеко на север от Саратовской области…  Поставлен памятник комару 7 лет назад… 12 октября 2012 года. Комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) (Слайд 16)

Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? (Пчела) (Слайд 17)

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта...(Божья коровка) (Слайд 18)

Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это – ... (Муха) (Слайд 19)

Наблюдаю я полёт –
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья, будто в паутинке,
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? (Стрекоза) (Слайд 20)

– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

(3 минуты )

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 1)
– Проверим результат вашей работы. (Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с Эталоном.) (Слайд 21)

Проверка - «Светофор»



VIII. Включение в систему знаний и повторение

( 5 минут)

Цель этапа :

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимо тм нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

– А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?
– Сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») (Слайд 22)

На нашей планете существует около 1,5 млн. видов насекомых
Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.

- Представьте, что насекомые исчезли.
- Что тогда?
Погибнет вся природа, а значит и человек! Человек – часть природы.

Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы),
другие – вред (комары, саранча).

Но все насекомые важны и нужны в природе.
Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.



IX. Рефлексия учебной деятельности

( 1-2 минуты)

Цель этапа: самооценка учащимся результатов своей учебной деятельсти, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: (раскрасьте в соответствующих цвет)

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.


СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.


КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. (Слайд 23)

Учитель: Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)













МУХА

1.                       Крылья

2.                       6 НОГ

(3 пары ног)


ПЧЕЛА

1. Усики

2. 6 НОГ

(3 пары ног)


СТРЕКОЗА

1.   3 части тела

(голова, грудь, брюшко)

 2. 6 НОГ

(3 пары ног) 








 

                                     



 

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!