ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Кто такой домовой?»
Работу выполнил :
Федоренко Алексей
ученик 4 В класса
МБОУ – СОШ №8
г.Искитим
Руководитель:
Шахристова Е.Н.
ВВЕДЕНИЕ
"...зачем теперь мифы и чудеса?! Кругом телевизоры, пылесосы, И вот домовые, лишившись спроса, По слухам, ушли из домов в леса. А город строился, обновлялся: Все печи - долой и старье - долой! И вот наконец у трубы остался Последний в городе домовой..."
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их.
Объект исследования - домовой.
Предметом исследования является вера людей в существование домовых.
Гипотеза исследования. Я полагаю, что современные люди верят в существование домовых.
Цель исследования: выяснить, сохранилась ли вера людей в домовых. Задачи:
- Познакомиться с историей происхождения домовых.
- Изучить жизнь домовых.
- Провести опрос и анкетирование.
Если есть дом, то как же без домового?..
Происхождение домового.
Раньше, люди наделяли весь мир душой: душа была у всего – у леса, у реки, у отдельных деревьев, у животных и так далее. То есть всё, что имело для человека то или иное значение, наделялось душой. Именно таким образом сознание наших предков и создало домового.
Другие названия домовых.
Как называть домового, люди толком не знали и придумывали разные имена: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец.
В Древнем Риме именовались "пенатами" или "ларами".
В США - "боуги", в Шотландии - "богл" и брауни, в Германии - боглеман.
В Японии "они". У украинцев его называют "хатнiй дiдко", поляки называют домового - "хованец", чехи - "скржитек", "рарашек". Похожее существо есть и у осетин - "бындур", "бынаты хицау", у ингушей - "тарам".
В Норвегии домового называют Ниссе. На Гавайях - менахуны, в Испании - дуэнде, в Англии - фейри, в домах у финнов живут кодин-халтья, у датчан – кобольды.
Домовой неугомонный хлопотун, неустанно заботится, чтобы все было в порядке, оберегает дом от злых духов.
Он всегда привязан только к одному дому и в доме может жить только один домовой.
Что любит и не любит домовой.
Любит: семьи, где царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, любит детей, домашних животных : холит их, расчёсывает шерсть, кормит, поит... Особенно, любит лошадей. По поводу кошек есть разные мнения: одни говорят, что любит их; другие говорят - не любит: часто пинает и бросает об пол. Из еды -хорошо просоленную горбушку хлеба. Так же не откажется от молока, конфет, печенья и каши.
Не любит: жить без людей совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет, кричит... Без человеческого общества домовой лютеет - становиться злым и агрессивным. Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами.
Именно с домовым люди предполагают идти на контакт – он же вроде как свой, к тому же всегда рядом и лучше с домовыми не ссориться, а попытаться подружиться с ним.
Советую для поддержания хороших отношений с домовым поздравить его с днём рождения. В ночь с 9-е февраля на 10-е оставьте ему угощение.
«Поздравляю с днем рождения, домовой-хозяюшка! Я про тебя всегда помню,
не забываю, вкусной едою угощаю, так и ты меня и мою семью не забывай, в обиду никому не давай! Спасибо тебе, хозяин, за доброту и ласку! »
Я провёл опрос среди учащихся 4 классов класса, в котором приняли участие 40 человек и 6 человек старшего возраста.
Я задал следующие вопросы:
Кто такой домовой?
Где, по вашему мнению, живут домовые?
Во что он одет?
Что делать если домовой пакостничает в доме?
Что надо сделать, чтобы заселить домового в новый дом?
Результаты анкетирования.
Домовой – это домашний дух, задачей которого является – хранить домашний очаг. Многие люди, хотя бы раз чувствовали присутствие домового, но некоторые из них не придавали этому значение. Для современной жизни – это маленькая сказка, поверив в которую, жить становится интереснее.
Цель моей работы достигнута, я выяснил, что вера современных людей в существование домовых сохранилась.
Задачи, которые я ставил в работе, достигнуты: я познакомился с историей происхождения домовых, изучил жизнь домовых, провёл опрос среди старшего поколения и среди учащихся 4-х классов.
Большинство опрошенных четвероклассников верят в существование домового.
Люди старшего поколения верят в домовых потому, что в них верили их родители, бабушки и дедушки. Большинство опрошенных с домовым не встречались.
Таким образом, моя ГИПОТЕЗА о том, что современные дети и взрослые верят в существование домовых, подтвердилась.
Эта тема оказалась ещё интереснее, чем я думал. Хочется как можно больше узнать о домовых и подружиться с домовым в своём доме.