Кто такой логопед? Роль логопедических занятий для детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Копчинская И.А.
учитель-логопед
1 квалификационной категории
- Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых.
- Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
- Нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.
Направления логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи.
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи:
- словарный запас,
- грамматический строй,
- речевой слух и навык звукового анализа,
- связная речь,
- интонационная выразительность.
Словарный запас
- Должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи:
- Существительные
- Прилагательные
- Глаголы
- Числительные
- Местоимения
- Наречия
- Предлоги
- Союзы
В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова
Попросите ребенка назвать предметы, например:
- Каких ты знаешь животных?
- Какую ты знаешь мебель?
Или, задайте вопрос: каким одним словом можно назвать медведя, зайца, лису, волка, белку?
- Одежда
- Обувь
- Посуда
- Животные
- Птицы
- Овощи
- Фрукты и т.д.
Грамматический строй
Сформированность грамматических систем важна, потому что, даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.
Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания.
А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.
Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности
Звукопроизношение
В пять лет ребенок должен произносить абсолютно правильно не только свистящие звуки [с], [сь] , [з ], [зь], [ц ] , но и шипящие [ш], [ж], [ч], [щ]. Ребенок различает эти звуки между собой. Он говорит совершенно чисто:
- Шапка, кошка, камыш. У кошки пушистый хвост.
В этом возрасте может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [ л], [ль ], [ р] , [ рь ]. Ребенок может пропускать или заменять звук, например, «йыба» или «лыба» вместо «рыба», «йук» вместо «лук». Такое произношение считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойства. Но если ребенок произносит звук [р] грассируя, а звук [ л] заменяет звуком, похожим на [ в] , уже есть повод для обращения к логопеду.
Фонематическое восприятие
Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие.
Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Связная речь
К 5 с половиной годам ребенок легко, без помощи взрослого может:
- составить рассказ по серии картинок или сюжетной картине,
- пересказать рассказ или сказку, которые услышали впервые,
- придумать окончание рассказа, начатого взрослым.
Этапы коррекционной работы логопеда. 1 этап: Развитие артикуляционной моторики .
2 этап: Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
3 этап: Активизация словаря и развитие связной речи