№ дата | Тема урока Практическая работа | Изучаемые вопросы Д/з | Виды деятельности | Формируемые УУД |
| Раздел I. Развитие географических знаний о Земле 5 ч |
1 | 1.Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Появление первых географических карт. | Представления о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. § 2 стр.8-9 | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте | Построение процесса самостоятельного поиска информации. Анализ картографической информации. |
2 | 2.География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. | Путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. § 2стр.10 | Работа с текстом учебника, контурной картой. Определение территорий древних государств Европы и Востока. Изучение по картам марщрутов путешествий. | Умение выделять в записках путешественников географические особенности территории. После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки. |
3 | 3.Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия Значение Великих географических открытий. Пр.1Работа с картой «Имена на карте». | Открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия § 3 | Работа с текстом учебника, контурной картой. Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Изучение по картам мащрутов путешествий. Поиск информации в Интернете о путешествиях. | Выбор источников географической информации (картографические, текстовые), адекватных решаемым задачам; систематизация, обобщение и использование полученной информации |
4 | 4. Географические открытия XVII–XIX вв. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Пр2 Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников. | Исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды. § 4 | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые. Поиск информации в Интернете о путешествиях. Изучение по картам мащрутов путешествий. в тексте учебника Выполнение практической работы. | Выбор источников географической информации (картографические, текстовые), адекватных решаемым задачам; анализ картографической информации. |
5 | 5. Географические исследования в ХХ веке Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | Открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). § 5 подготовка презентаций | Чтение и анализ карт атласа. Презентации учащихся по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | Представление в различных формах (в виде презентации) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать картографическую информацию. |
Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия 7ч |
6 | 1. Земля – часть Солнечной системы. | Возникновение Земли и её геологическая история. Особенности других планет Солнечной системы. § 6-7 | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа Сравнение особенностей планет по разным параметрам. | Представлять в виде опорного конспекта географическую информацию, необходимую для решения учебных и практических задач; |
7 | 2. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | Луна – самое близкое к Земле небесное тело. Влияние Луны на нашу планету и жизнь людей. § 8 | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. | Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам; |
8 | 3. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. | Влияние наклона земной оси на земные процессы и жизнь людей. § 11 | Работа с атласом и рисунками учебника. Анализ и формулировка выводов.Составление схемы «Географические следствия формы и размеров Земли». | Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые); анализировать картографическую информацию формулировать вывод. |
9 | 4. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. | Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. §9- 10 стр.36 | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение практической работы | Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам; |
10 | 5. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Смена времен года. Пр.3 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | Зависимость угла падения солнечных лучей от формы Земли. Дни равноденствий и солнцестояний. § 10, стр37-38 | Изучение терминов по теме. Работа с текстом и рисунками учебника, презентацией учителя. Анализ и формулировка выводов. | Анализировать картографическую информацию формулировать вывод. |
11 | 6. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы. | Смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года § 8 стр32 | Работа с текстом и рисунками учебника, презентацией учителя | Использовать знания для объяснения природных процессов. систематизация, обобщение и использование полученной информации |
12 | 7. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | Зависимость смены дня и ночи от осевого вращения Земли § 9стр.34-35 | Работа с текстом и рисунками учебника, атласа. Выполнение заданий учителя. | Анализировать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам; |
Раздел 3 Изображение земной поверхности. 11ч |
13 | 1. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | Изображение земной поверхности в древности. Географическая карта как изображение Земли на плоскости.Отличия изображения поверхности на плане местности, карте, аэрофотоснимке. § 13 | Изучение различных видов изображения земной поверхности. Работа с текстом и рисунками учебника, атласом. Сравнение плана, карты, фото и аэроснимков одной местности. Анализ и формулировка выводов. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам; |
14 | 2. Масштаб. | Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. § 14 | Изучение терминов по теме. Работа с планом местности. Определение расстояний по топокарте с помощью иасштаба. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный и наоборот. | Определять виды масштабов: рассчитывать количественные показатели масштаба. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста. |
15 | 3. Стороны горизонта. Азимут. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Пр.№8 Определение азимута Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. | Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Определение точного направления на предмет по азимуту. § 12 | Изучение терминов по теме. Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности Выполнение практической работы. | Использовать компас для определения азимута; определять стороны горизонта. Рефлексия способов и условий действия, самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности; |
16 | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Пр.№5 Определение положения объектов относительно друг друга: Пр.№9 Ориентирование на местности. | Определения направления на север с помощью различных способов. Ориентирование на местности с помощью компаса. § 12 | Ориентирование по компасу на местности Выполнение практической работы. | Ориентироваться на местности при помощи компаса Рефлексия способов и условий действия, самостоятельный контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
17 | 5. План местности. Условные знаки. | Изучение местности по топографическому плану. Чтение плана местности с помощью условных знаков. § 16 | Изучение терминов по теме. Работа с планом местности. Выполнение заданий учителя. | Использовать план местности для решения практико- ориентированных эадач. |
18 | 6. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты Пр.№10Составление плана местности | Последовательность действий при составлении простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.стр61 | Выполнение практической работы. | Формирование картографических навыков. Составлять простейший план местности на основе полученных знаний. Представление результатов проделанной работы Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
19 | 7. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Пр.№6 Определение направлений и расстояний по глобусу и карте Пр.№7 Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. | Форма и размеры Земли. Гло бус — модель земного шара. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических Значение географических карт. Современные географические карты. § 19 | Изучение терминов по теме. Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. Выполнение практической работы. | Определять количественные показатели, характеризующие географические объекты с помощью географической карты. Умение результативно мыслить и работать с информацией. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл |
20 | 8. Градусная сеть: параллели и меридианы. | Условные линии на карте - меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте для определения местоположения объекта. § 17 | Изучение терминов по теме. Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов | Определять параллели и меридианы по глобусу и картам. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста. |
21 | 9. Географические координаты: географическая широта. | Параллели как линии географической широты. Определение географической широты. § 18 стр66-68 | Изучение терминов по теме. Определение географической широты объектов по картам атласа. | Анализ картографического содержания. Определять по картам географическую широту объекта. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл |
22 | 10. Географические координаты: географическая долгота. | Меридианы как линии географической долготы. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. § 18 стр.68 | Изучение терминов по теме. Определение географической долготы объектов по картам атласа. | Анализ картографического содержания. Определять по картам географическую долготу объекта. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл |
23 | 11. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Пр. №4 Определение координат географических объектов по карте. | Способы определения географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. § 18 стр68-69 | Определение географических координат объектов по картам атласа. Поиск объектов по географическим координатам. Определение по картам высот объектов, расстояний между объектами. Выполнение практической работы. | Составление алгоритма действий по определению координат. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Анализ картографического содержания. Определять географические координаты различных объектов. |
Раздел 4 Природа Земли и человек 11ч |
24 | 1. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | Изучение земной коры человеком Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера —твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Из чего состоит земная кора? § 20,22 | Изучение терминов по теме. Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли».Описание модели строения Земли. Выявление особенностей оболочек строения Земли на основе анализа иллюстраций. | Представлять в виде рисунка географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; Составление простого плана по прочитанному тексту учебника. |
25 | 2. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Пр.№11 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. | Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. § 21 | Магматические , осадочные метаморфические горные породы деление минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. Анализ схемы преобразования горных пород. Выполнение практической работы. | Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации горных пород. Объяснять происхождение горных пород. Умение результативно мыслить и работать с информацией. Систематизация, обобщение и использование полученной информации |
26 | 3. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения. | Виды движения земной коры. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. § 24-25 | Установление по карте крупнейших горных областей. Сообщения о крупнейших землетрясениях. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от движения литосферных плит. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения | Установление причинно-следственных связей Выявление географических зависимостей и закономерностей, объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); |
27 | 4. Вулканы, гейзеры. | Извержения вулканов, гейзеры, закономерности в их размещении на поверхности Земли § 26 | Выявление закономерностей распространения вулканизма и землетрясений. Изучение терминов по теме. Сообщения о крупнейших извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой. | Установление причинно-следственных связей Объяснение географических явлений, выявление географических закономерностей. Представлять информацию в виде презентации |
28 | 5. Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. | Разнообразие форм рельефа Земли, изображение основных форм рельефа на планах и картах. | Распознавание на карте различных форм рельефа. Изучение терминов по теме. Работа с атласом, презентацией учителя. | Анализировать картографическую информацию. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста. |
29 | 6. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. | Рельеф равнин. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах. § 29 стр-108-110 | Работа с атласом и контурной картой. Анализ и формулировка выводов. | Выбирать источники географической информации (картографические), адекватные решаемым задачам; анализировать информацию формулировать вывод. построение самостоятельного процесса поиска |
30 | 7. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. | Различие равнин по характеру поверхности, высоте. § 29стр.114 | Изучение терминов по теме. Работа с атласом, презентацией учителя. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты рельефа. Анализ и формулировка выводов. | Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Классифицировать формы рельефа Земли по абсолютной высоте. составление плана и последовательности действий. Составление схемы. |
31 | Равнины. Пр.№12 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа | Различие равнин по характеру поверхности, высоте. § 29 стр113 | Работа с атласом и контурной картой. Определение по картам количественных и качественных характеристик крупнейших равнин, их географического положения. Анализ и формулировка выводов. Выполнение практической работы. | Выбирать источники географической информации. Сравнивать географические объекты, и проводить их простейшую классификацию; построение самостоятельного процесса поиска |
32 | 9. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Пр.№13 Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. | Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. § 29 стр.110-112 | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке Выполнение практической работы. | Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать по карте географические объекты составление плана и последовательности действий |
33 | 10. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединно океанические хребты, материковый склон | Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна. § 30, подготовка презентаций | Выявление особенностей расположения форм рельефа дна океана. Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. | Анализировать картографическую информацию.Умение результативно мыслить и работать с информацией. Составление схемы. |
34 | 11. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | Практическое значение исследований Мирового океана для человека. Знаменитые исследователи Мирового океана. | Работа с презентацией учителя. Презентации учащихся по теме «Знаменитые исследователи Мирового океана» | Представлять в виде презентации географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; |