СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП 5 класс "География. Землеведение"

Категория: География
Тема: 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класса к учебнику В.П.Дронов, Л.Е.Савельева "География.Землеведение"

Просмотр содержимого документа
«КТП 5 класс учебник Савельева»

5


Календарно-тематическое планирование

География. Землеведение 5 класс

дата

Тема урока

Практическая работа

Изучаемые вопросы

Д/з

Виды деятельности

Формируемые УУД


Раздел I. Развитие географических знаний о Земле 5 ч

1

1.Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Появление первых географических карт.

Представления о мире в древности: Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

§ 2 стр.8-9

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте

Построение процесса самостоятельного поиска информации. Анализ картографической информации.

2

2.География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.

§ 2стр.10

Работа с текстом учебника, контурной картой. Определение территорий древних государств Европы и Востока. Изучение по картам марщрутов путешествий.

Умение выделять в записках путешественников географические особенности территории. После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки.

3

3.Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия

Значение Великих географических открытий.

Пр.1Работа с картой «Имена на карте».

Открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия

§ 3

Работа с текстом учебника, контурной картой. Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать

географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Изучение по картам мащрутов путешествий. Поиск информации в Интернете о путешествиях.


Выбор источников географической информации (картографические, текстовые), адекватных решаемым задачам;

систематизация, обобщение и использование полученной информации

4

4. Географические открытия XVII–XIX вв. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Пр2 Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды.

§ 4

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые. Поиск информации в Интернете о путешествиях. Изучение по картам мащрутов путешествий.

в тексте учебника

Выполнение практической работы.

Выбор источников географической информации (картографические, текстовые), адекватных решаемым задачам;

анализ картографической информации.

5

5. Географические исследования в ХХ веке Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.


Открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).

§ 5 подготовка презентаций

Чтение и анализ карт атласа. Презентации учащихся по

опережающему заданию «Десять великих путешественников»



Представление в различных формах (в виде презентации) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать картографическую информацию.

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия 7ч

6

1. Земля – часть Солнечной системы.

Возникновение Земли и её геологическая история. Особенности других планет Солнечной системы.

§ 6-7

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа

Сравнение особенностей планет по разным параметрам.

Представлять в виде опорного конспекта географическую информацию, необходимую для решения учебных и практических задач;

7

2. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

Луна – самое близкое к Земле небесное тело. Влияние Луны на нашу планету и жизнь людей.

§ 8

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.

Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам;

8

3. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты.

Влияние наклона земной оси на земные процессы и жизнь людей.

§ 11

Работа с атласом и рисунками учебника. Анализ и формулировка выводов.Составление схемы «Географические следствия формы и размеров Земли».

Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые); анализировать картографическую информацию формулировать вывод.

9

4. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.


Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

§9- 10 стр.36

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение практической работы

Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам;


10

5. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Смена времен года.

Пр.3 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.


Зависимость угла падения солнечных лучей от формы Земли. Дни равноденствий и солнцестояний. § 10, стр37-38

Изучение терминов по теме. Работа с текстом и рисунками учебника, презентацией учителя. Анализ и формулировка выводов.

Анализировать картографическую информацию формулировать вывод.

11

6. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы.

Смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года

§ 8 стр32

Работа с текстом и рисунками учебника, презентацией учителя

Использовать знания для объяснения природных процессов. систематизация, обобщение и использование полученной информации

12

7. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Зависимость смены дня и ночи от осевого вращения Земли

§ 9стр.34-35

Работа с текстом и рисунками учебника, атласа. Выполнение заданий учителя.

Анализировать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам;


Раздел 3 Изображение земной поверхности. 11ч

13

1. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

Изображение земной поверхности

в древности. Географическая карта как изображение Земли на плоскости.Отличия изображения поверхности на плане местности, карте, аэрофотоснимке. § 13

Изучение различных видов изображения земной поверхности. Работа с текстом и рисунками учебника, атласом. Сравнение плана, карты, фото и аэроснимков одной местности. Анализ и формулировка выводов.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Выбирать источники географической информации (картографические, текстовые), адекватные решаемым задачам;


14

2. Масштаб.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы.

Линейный масштаб. Выбор масштаба.

§ 14

Изучение терминов по теме. Работа с планом местности. Определение расстояний по топокарте с помощью иасштаба. Отработка

умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный и наоборот.

Определять виды масштабов: рассчитывать количественные показатели масштаба. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.

15

3. Стороны горизонта. Азимут. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

Пр.№8 Определение азимута

Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.


Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Определение точного направления на предмет по азимуту. § 12

Изучение терминов по теме. Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности Выполнение практической работы.

Использовать компас для определения азимута; определять стороны горизонта. Рефлексия способов и условий действия, самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности;


16

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Пр.№5 Определение положения объектов относительно друг друга: Пр.№9 Ориентирование на местности.

Определения направления на север с помощью различных способов. Ориентирование на местности с помощью компаса. § 12

Ориентирование по компасу на местности Выполнение практической работы.

Ориентироваться на местности при помощи компаса

Рефлексия способов и условий действия, самостоятельный контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

17

5. План местности. Условные знаки.

Изучение местности по топографическому плану. Чтение плана местности с помощью условных знаков.

§ 16



Изучение терминов по теме. Работа с планом местности. Выполнение заданий учителя.

Использовать план местности для решения практико- ориентированных эадач.

18

6. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты


Пр.№10Составление плана местности


Последовательность действий при составлении простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.стр61

Выполнение практической работы.


Формирование картографических навыков. Составлять простейший план местности на основе полученных знаний. Представление результатов проделанной работы

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

19

7. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.

Пр.№6 Определение направлений и расстояний по глобусу и карте

Пр.№7 Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Форма и размеры Земли. Гло

бус — модель земного шара. Географическая карта — изображение Земли на

плоскости. Виды географических

Значение географических карт.

Современные географические карты.

§ 19

Изучение терминов по теме. Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.

Выполнение практической работы.

Определять количественные показатели, характеризующие географические объекты с помощью географической карты.

Умение результативно мыслить и работать с информацией. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл

20

8. Градусная сеть: параллели и меридианы.

Условные линии на карте - меридианы и параллели. Градусная

сеть на глобусе и карте для определения местоположения объекта.

§ 17

Изучение терминов по теме. Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов

Определять параллели и меридианы по глобусу и картам. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.

21

9. Географические координаты: географическая широта.

Параллели как линии географической широты. Определение

географической широты.

§ 18 стр66-68


Изучение терминов по теме. Определение географической широты объектов по картам атласа.

Анализ картографического содержания.

Определять по картам географическую широту объекта.

Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл



22

10. Географические координаты: географическая долгота.

Меридианы как линии географической долготы. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические

координаты.

§ 18 стр.68

Изучение терминов по теме. Определение географической долготы объектов по картам атласа.

Анализ картографического содержания.

Определять по картам географическую долготу объекта. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл

23

11. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Пр. №4 Определение координат географических объектов по карте.

Способы определения географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. § 18 стр68-69


Определение географических координат объектов по картам атласа. Поиск объектов по географическим координатам. Определение по картам высот объектов, расстояний между объектами. Выполнение практической работы.

Составление алгоритма действий по определению координат. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Анализ картографического содержания.

Определять географические координаты различных объектов.




Раздел 4 Природа Земли и человек 11ч

24

1. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

Изучение земной коры человеком Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера —твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Из чего состоит земная кора?

§ 20,22

Изучение терминов по теме. Выполнение в тетради рисунка

«Внутреннее строение Земли».Описание модели строения Земли. Выявление особенностей оболочек строения Земли на основе анализа иллюстраций.



Представлять в виде рисунка географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; Составление простого плана по прочитанному тексту учебника.



25

2. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

Пр.№11 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.





Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком.

§ 21

Магматические , осадочные метаморфические горные породы

деление минералов и горных пород по отличительным признакам.

Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. Анализ схемы преобразования горных пород. Выполнение практической работы.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации горных пород. Объяснять происхождение горных пород.

Умение результативно мыслить и работать с информацией.

Систематизация, обобщение и использование полученной информации

26

3. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения.

Виды движения земной коры. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения. Медленные вертикальные движения

земной коры. Виды залегания горных пород.

§ 24-25




Установление по карте крупнейших горных областей. Сообщения о крупнейших

землетрясениях. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от движения литосферных плит. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения

Установление причинно-следственных связей

Выявление географических зависимостей и закономерностей, объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

27

4. Вулканы, гейзеры.

Извержения вулканов, гейзеры, закономерности в их размещении на поверхности Земли

§ 26

Выявление закономерностей распространения вулканизма и землетрясений. Изучение терминов по теме. Сообщения о крупнейших извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой.

Установление причинно-следственных связей Объяснение географических явлений, выявление географических закономерностей. Представлять информацию в виде презентации

28

5. Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины.

Разнообразие форм рельефа Земли, изображение основных форм рельефа на планах и картах.

Распознавание на карте различных форм рельефа. Изучение терминов по теме. Работа с атласом, презентацией учителя.

Анализировать картографическую информацию. Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.

29

6. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени.







Рельеф равнин. Изменение равнин во времени.

Человек на равнинах.

§ 29 стр-108-110

Работа с атласом и контурной картой. Анализ и формулировка выводов.

Выбирать источники географической информации (картографические), адекватные решаемым задачам;

анализировать информацию формулировать вывод.

построение самостоятельного процесса поиска



30

7. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.

Различие равнин по характеру поверхности, высоте.

§ 29стр.114

Изучение терминов по теме. Работа с атласом, презентацией учителя. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты рельефа. Анализ и формулировка выводов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Классифицировать формы рельефа Земли по абсолютной высоте. составление плана и последовательности действий. Составление схемы.

31

Равнины. Пр.№12 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа

Различие равнин по характеру поверхности, высоте. § 29 стр113

Работа с атласом и контурной картой. Определение по картам количественных и качественных характеристик крупнейших равнин, их географического положения. Анализ и формулировка выводов. Выполнение практической работы.

Выбирать источники географической информации. Сравнивать географические объекты, и проводить их простейшую классификацию;

построение самостоятельного процесса поиска

32

9. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

Пр.№13 Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.


Рельеф гор. Различие гор по высоте.

Изменение гор во времени. Человек в горах.

§ 29 стр.110-112

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке Выполнение практической работы.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать по карте географические объекты составление плана и последовательности действий

33

10. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединно океанические хребты, материковый склон







Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна.

§ 30, подготовка презентаций

Выявление особенностей расположения форм рельефа дна океана. Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит.

Анализировать картографическую информацию.Умение результативно мыслить и работать с информацией.

Составление схемы.

34









11. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.







Практическое значение исследований Мирового океана для человека. Знаменитые исследователи Мирового океана.

Работа с презентацией учителя.

Презентации учащихся по теме «Знаменитые исследователи Мирового океана»

Представлять в виде презентации географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!