Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича»
в том числе: контрольных работ _2_, уроков развития речи _4__ .
№ урока | Тема урока | сроки | Основное содержание урока | Примечание |
п/п | в разделе | план | факт |
Ведение (1 ч). Планируемые результаты: Предметные:умение пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку.; Личностные УУД:самоопределение; контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. |
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | 1 неделя | | Личность автора, его труд, позиция, авторское отношение к героям. Роды литературы. Проблемный вопрос. | |
Русский и зарубежный фольклор. (7 ч) Планируемые результаты: Предметные: уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания, уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. Личностные УУД: основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Метапредметные УУД: Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
2 -3 | 1-2 | Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник» | 2 неделя | | Исторические события в преданиях. | |
4 | 3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | 3 неделя | | Воплощение в былине нравственных устоев русского народа. Микула-носитель лучших человеческих качеств: трудолюбие, мастерство, доброта, физическая сила, чувство собственного достоинства. Гипербола. Портретная характеристика. | |
5 | 4 | Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | 3 неделя | | Выразительное чтение. Характеристика эпического героя. | |
6-7 | 5-6 | Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | 4 неделя | | Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | |
8 | 7 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора | 5 неделя | | Выражение в пословицах духа родного языка. Меткость и точность языка пословиц. Устный пересказ. Работа с афоризмами. Кадетский компонент | |
Древнерусская литература(3 ч). Планируемые результаты: Предметные:умение характеризовать стиль произведения , составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования; знать жанры древнерусской литературы, научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы; применять навыки проектной деятельности на практике Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Метапредметные УУД: Познавательные:уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное |
9 | 1 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет»(«О пользе книг»). | 5 неделя | 20.09 | Широкий и глубокий взгляд на «весь обитаемый мир». Композиция «Поучения». Образ выдающегося общественного деятеля в древнерусской литературе. Русские летописи. «Повесть временных лет» | |
10 | 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 6 неделя | | Нравственный облик главной героини в древнерусской. Прославление любви и верности. | |
11 | 3 | РР Защита проекта | 6 неделя | | Нарабатывать опыт публичных выступлний | |
Литературы XVIII века (3 ч). Планируемые результаты: Предметные:умение понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). Личностные УУД:формирование навыков самоанализа и самоконтроля; Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя; умение анализировать стихотворный текст Коммуникативные:умение читать вслух и понимать прочитанное; Познавательные:умение извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
12 13 | 2 | Жизненный и творческий путь М.В. Ломоносова. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествияна Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | 7 неделя | | «К статуе Петра Великого» «Ода на день восшествия…» «Случились вместе два астронома в пиру» «ночною темнотою» М.В. Ломоносов-Человек, Учёный, Поэт. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество. Признаки «штилей». Выразительное чтение. Кадетский компонент | |
14 | 3 | Жизненный и творческий путь Г. Р. Державина. Стихотворения «Река времен в своем стремле-ньи...», «На птичку», «Признание» | 8 неделя | | Очерк жизни и творчества. Понимание необходимости свободы для творчества. Своеобразие поэзии Державина. Выразительное чтение. Элементы анализа. | |
Литература XIX века 28 часов (27ч + 1ч к.р.) Планируемые результаты: Предметные: пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана написания сочинения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Литература 1 половины XIX века |
15 | 1 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов ПетраIи КарлаXII | 8 неделя | | Пушкин в период создания поэмы «Медный всадник». Конфликт в поэме. Образ Петра Великого в «Полтаве». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев. Кадетский компонент | |
16 | 2 | «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | 9 неделя | | Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэмы. | |
17 | 3 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 9 неделя | | Летописный источник песни. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | |
18 | 4 | Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | 10 неделя | | Значение труда летописца в истории культуры. Характеры героев. Справка о правлении Бориса Годунова. | |
19 | 5 | Проза А.С. Пушкина. цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | 10 неделя | | Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. |
20 | 6 | Р.р. Классное сочинение. «Образ Самсона Вырина в повести». | 11 неделя | | |
21 | 7 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | 11 неделя | | Очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. |
22 | 8 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Особенности сюжета поэмы. | 12 неделя | | Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета. Язык и стих поэмы.. Кадетский компонент |
23 | 9 | Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. Авторское отношение к героям. | 12 неделя | | Защита человеческого достоинства Калашниковым. Способы выражения авторской позиции. Образ автора. Кадетский компонент |
24 | 10 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва» | 13 неделя | | Анализ художественных образов. Сага. Роль сравнений и олицетворений. Эпитет. Олицетворение. Представление о лирическом герое. |
25 | 11 | Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 13 неделя | | Контроль усвоения знаний |
26 | 12 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства | 14 неделя | | История создания повести. Образ Запорожской Сечи. Осада польского города Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей. Анализ сцен. Развитие понятия о литературном герое. Кадетский компонент | |
27 | 13 | Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 14 неделя | | Составление сравнительной характеристики героев. Работа с художественным текстом. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), их роль в создании образов. Кадетский компонент |
28 | 14 | РР Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Домашнее сочинение | 15 неделя | | Составление сравнительной характеристики героев. Работа с художественным текстом. Кадетский компонент |
29 | 15 | Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. | 15 неделя | | Работа с художественным текстом. Кадетский компонент |
30 | 16 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 16 неделя | | И.С.Тургенев «Бирюк» Мастерство в изображении быта крестьян. | |
31 | 17 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | 16 неделя | | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык» «Близнецы» «Два богача» О богатстве и красоте русского языка. Кадетский компонент | |
Поэзия 2-й половины XIX века |
32 | 18 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | 17 неделя | | Слово учителя о Некрасове. Историческая основа поэмы. Композиция. Развитие понятия «поэма» | |
33 | 19 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 17 неделя | | Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. Словарная работа. Чтение статьи «Из воспоминаний А.Я. Панаевой» | |
34 | 20 | Внеклассное чтение. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | 18 неделя | | Слово об А.К. Толстом. Историческая основа баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел в произведениях. Конфликт «рыцарства» и самовластья. Образ Ивана Грозного. Осуждение деспотизма. Верность, мужество, стойкость Шибанова. Правдивость, мужество, благородство Репнина. Кадетский компонент | |
35 | 21 | А.А. Фет «Это утро, радость эта…» ( | 18 неделя | | Слово об А.А.Фете. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. | |
Проза 2-й половины XIX века |
36 | 22 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как…» Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. | 19 неделя | | Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Чтение вступительной статьи о писателе Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении». «Нравственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. Словарная работа. Иллюстрации к повести. | |
37 | 23 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | 19 неделя | | Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Отражение пореформенных процессов в сказке. Смысл названия сказки. Роль гротеска, гипербол в произведении. Физическое и нравственное одичание помещика. Рабское сознание мужиков. | |
38 | 24 | Л.Н.Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Анализ собственных поступков. | 20 неделя | | О творчестве писателя - беседа. Слово о Л. Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Значение темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Духовная близость героя с матерью и разобщенность с отцом. Доброта, самопожертвование и преданность Натальи Савишны. Отношения с Карлом Иванычем. | |
39 | 25 | Л. Н. Толстой «Детство». Духовный мир главного героя повести. | 20 неделя | | Психологизм повести. Свежесть, беззаботность, любовь, вера, присущие детству. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к повести. | |
40 | 26 | А.П.Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов. «Злоумышленник». Два лица России в рассказе | 21 неделя | | Биография писателя. Рассказ «Хамелеон» — живая картина нравов. Смысл названия рассказа Смешное и грустное в рассказе. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, трусости и угодничества. Словарная работа. Осмеяние трусости и угодничества. Приёмы создания комического. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. | |
41 | 27 | РР Сочинение на тему «Что мне запомнилось в литературе 19 века?» | 21 неделя | | | |
Проза конца XIX – начала XX в.(4ч) Планируемые результаты: Предметные: Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах, определять тему и идею романтических рассказов. Личностные УУД: ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные: овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
42 | 1 | И. А .Бунин «Цифры» Сложность взаимоотношений взрослых и детей. «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 22 неделя | | Слово о писателе. Сообщение о писателе на основании высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика. Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. Комментированное чтение. Словарная работа. Пейзаж и его роль в творчестве Бунина. Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, | |
43 | 2 | М.Горький «Детство» Изображение «свинцовых мерзостей жизни» Дед Каширин. | 22 неделя | | Рассказ о писателе. Работа с текстом. Автобиографический характер повести. Обучение составлению рассказа о герое Образы Алёши, бабушки, Цыганка, «Хорошего Дела». Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Иллюстрации к повести. Знать сюжет и содержание повести. Понимать идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям. | |
44 | 3 | М.Горький «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Романтический характер легенды. | 23неделя | | Черты романтизма и реализма. Понятие о романтическом характере. Легенда о Данко как утверждение подвига во имя людей. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде. Иллюстрации к легенде. Кадетский компонент | |
45 | 4 | Л.Н.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие. | 23 неделя | | Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения. | |
ЛИТЕРАТУРА ХХ века |
Поэзия 20-50-х годов ХХ века Планируемые результаты: Предметные Умение выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта Личностные УУД:ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
46 | 1 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…» Мысли автора о роли поэзии в жизни общества. Внеклассное чтение. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 24 неделя | | Тема Родины в поэзии. Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Кадетский компонент | |
47 | 2 | Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой» Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...» | 24 неделя | |
48 | 3 | А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». | 25 неделя | | |
49 | 4 | Час мужества. А.А.Ахматова. «Мужество» Е.М.Виноградов «Москвичи» | 25 неделя | | |
Проза ХХ века (3ч) Планируемые результаты: Предметные: Умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу Личностные УУД:ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
50 | 1 | М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 26 неделя | | Гоголевские традиции в творчестве М.М. Зощенко. Влияние М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на творчество М.М. Зощенко. Своеобразие языка писателя. Несоответствие реальности и мечты в рассказе «Беда». Смешное и грустное в произведении. Способы создания юмористического (значимые название деревни, фамилия героя, игра на несоответствии, диалог). | |
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (7 часов) Планируемые результаты: Предметные Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции Личностные УУД:ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
51 | 1 | А.П.Платонов «Юшка» Внешняя и внутренняя красота человека. | 26 неделя | | Особенности жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку. Роль образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты), их роль в рассказе. | |
52 | 2 | А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | 27 неделя | | Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Вечные нравственные ценности. Положительный герой. Талант мастера и человека в рассказе. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова. Смысл названия рассказа. Роль изобразительно-выразительных средств в рассказе. |
53 | 3 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 27 неделя | | Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения | |
54 | 4 | Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы. | 28 неделя | | Знакомство с писателем. Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Литературные традиции в рассказе. Словарная работа. Кадетский компонент | |
55 | 5 | Е.И..Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 29 неделя | | Обучение целостному анализу эпического произведения. Слово о Е.И. Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла». Роль антитезы в рассказе. Протест против равнодушия, бездуховности. | |
56 | 6 | Е.Н.Носов«Живое пламя». Сила внутренней красоты человека.. | 29 неделя | | Кадетский компонент Сила внутренней, духовной красоты человека. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Память о войне. Смысл названий рассказов. Сопоставление стихотворения К.К. Случевского «Кукла» с рассказом Е.И. Носова. Обучение целостному анализу эпического произведения. | |
57 | 7 | Д.С.Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. | 30 неделя | | Справка об авторе. Жанр публицистики. Д.С. Лихачев о традициях, сокровищах прошлого, о формировании человека в детстве и юности, об открытости русской культуры, о ценности языка, об умении хорошо говорить и писать, о правилах публичного выступления. Публицистика. Воспоминания. Понятие о жанре мемуаров. Значение публицистики Д.С. Лихачева. Кадетский компонент | |
Проза о детях(1 ч) Планируемые результаты: Предметные Умение пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные Личностные УУД: Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Метапредметные УУД: Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
58 | 1 | Ю.П.Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 30 неделя | | Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в композиции. Изобразительно-выразительны с средства, их роль в произведении. Кадетский компонент | |
Поэзия 2-й половины ХХ в. (1 час) Планируемые результаты: Предметные: Умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение Личностные УУД: ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные: овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
59 | 1 | Стихи поэтов 20 века о Родине, о родной природе. | 31неделя | | Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | |
60 | 2 | Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов 20 века. | 31 неделя | | Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобразительно-выразительные средства, характерные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). | |
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов- лауреатов премий и конкурсов (1 час) Планируемые результаты: ПредметныеУмение пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героев. Личностные УУД:ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
61 | 1 | Ю.Н.Кузнецова «Выдуманный жучок» | 32неделя | | Сообщение о Ю.Н.Кузнецовой. Взаимопомощь, дружба и стойкость в борьбе с болезнью. | |
Литература народов России. (2 часа) Планируемые результаты: Предметные: Умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение Личностные УУД: ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные: овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
62 | 1 | Р.Г. Гамзатов «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда…» | 32 неделя | | Размышления поэта об истоках жизни. Кадетский компонент | |
63 | 2 | Контрольная работа по литературе ХХ века | 33 неделя | | |
Зарубежная литература 7 ч Планируемые результаты: Предметные: Умение пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, • находить основные изобразительно-выразительные средства, определять родо-жанровую специфику художественного произведения, характеризовать героев и их поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героев. Умение находить основные изобразительно-выразительные средства, определять родо-жанровую специфику художественного произведения Личностные УУД:ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им Метапредметные УУД: Регулятивные:планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя Коммуникативные:овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
64 | 1 | Зарубежная поэзия Р. Бёрнс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 33неделя | | Рефрен. Штамп. Антитеза. Метафора. Роль Метафоры в тексте. | |
65 | 2 | Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь…» как прославление подвига во имя свободы. | 34неделя | | Слово о писателе. Внимание к униженному и оскорблённому человеку Роль антитезы в тексте. Повествователь. Основные признаки эпических произведений. Слово о Р. Бёрнсе. Герои стихотворений Р. Бёрнса. Представления поэта о справедливости и честности, об истинных ценностях. Противопоставление бедности и богатства, чести и бесчестия. Чтение и обсуждение других стихотворений поэта. Кадетский компонент |
66 | 3 | Японские хокку. Особенности жанра. | 34 неделя | | Особенности жанра хокку (хайку). Жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Лаконичные поэтические картины. Близость хокку к искусству живописи. Зрительные и звуковые образы в хокку. Хокку Мацуо Басе", Кобаяси Исса. Философичность хокку. Трехстишия учеников и их обсуждение. |
67 | 4 | Э.По «Золотой жук» | 35 неделя | | Слово об Э.По. История о находчивости. Кадетский компонент |
68 | 5 | Зарубежная новеллистика О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 35 неделя | | Слово об О. Генри. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Сила любви и преданности, жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов». Особенности стиля писателя (лаконичность, динамичность сюжета, яркие герои). |
69 | 6 | Зарубежная фантастическая проза Р. Брэдбери «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. | 35 неделя | | Мечта о победе добра. Юмор, ироничность, непосредственность интонации, неожиданная концовка. Смысл названия рассказа. Иллюстрации к рассказу. |
70 | 7 | Итоговый урок | 35 неделя | | | |