протокол №___ от _____ августа 2017г. ______________В.В.Вержук
Составлено на основе примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы.»
Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2014 в соответствии с ФГОС 2 поколения
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты | Дата проведения |
| | | | | | | план | факт |
1 четверть: |
Тема 1-го полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (16часов) |
1. | «Классика и современность» | 1 | Урок открытия нового знания | Определяют понятие: классическая музыка. Рассуждают о том, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры; о том, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная. Участвуют в хоровом исполнении музыкального материала. | Устный контроль | Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
2. | «В музыкальном театре. Опера» Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятия: классическая опера. Рассуждают о том, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Называют имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. Определяют принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | Устный контроль. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
3. | «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют ранее изученный материал. Анализируют и обобщают жанрово-стилистические особенности музыки Глинки. Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. | Устный контроль. Карточки с заданиями для творческой работы. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
4. | Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятие: эпическая опера. Выявляют принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития.. Закрепляют понятия из прошлого урока. Выявляют принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития. | Устный и письменный контроль. | Знание богатства музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
5. | «В музыкальном театре. Балет. | 1 | Урок открытия нового знания | Определяют понятие: балет. Называют имена известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др. Выявляют особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; | Устный контроль. | Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
6. | «Балет Б.Тищенко «Ярославна» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют понятия и музыкальный материал из прошлого урока. Называют имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко, | Устный контроль. | Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства, давать определения общего характера музыки. Углубление знаний о жанре балета. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
7. | «Героическая поэма» в русской музыке. Героические образы народов, населяющих регион Сибири. | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепляют понятия: классическая музыка, опера, балет. Рассуждают об историческом прошлом своей Родины, основываясь на прикосновение к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Называют имена русских композиторов: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития. | Карточка с дифференцированным заданием. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
8. | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы» | 1 | Урок открытия нового знания | Выявляют особенности музыки американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений. | Устный и письменный контроль. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, нравственности, любви к Родине | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
9. | «В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». Обобщающий урок | 1 | Урок рефлексии | Опера «Порги и Бесс». Закрепляют понятия блюз, спиричуэл. Определяют понятие: симфоджаз. Размышляют о музыкальных образах и способах их развития, формулируют свою точку зрения. | Устный контроль. | Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
«Особенности драматургии сценической музыки» |
10 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют понятия: классическая музыка, опера, балет. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. | Устный контроль. | Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
11 | Опера Ж.Бизе Балет «Кармен-сюита» | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепляют понятия: классическая музыка, опера, балет. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», Закрепляют понятия: драматургия развития балета, «транскрипция». Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений., выявляют средства музыкальной выразительности, особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства. | Устный контроль. | Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
12 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Актуализируют музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Рассуждают о роли музыки в жизни человека. | Устный контроль. Рисунок. | Сопоставление образного содержания музыкального произведения. Интонация – ключ к раскрытию образа. Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
13 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. Итоговый урок. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяот принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Поют под фонограмму с различным аккомпанементом. Участвуют в вокально-хоровой работе. | Устный опрос, отзыв. | Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова. Понятие особенностей претворения вечных тем искусства и жизни в музыкальных произведениях разных жанров и стилей. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
14 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятие рок- опера. Рассуждают об истории возникновения этого жанра. Выявляют особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. Закрепляют ранее изученный материал. Выявляют особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. Анализируют художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. | Устный контроль. Практика. | Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
15 | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятия сюита, полистилистика. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. | Тестирование. | Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
16 | Музыканты – извечные маги. Полистилистика. Итоговый урок. | 1 | Урок развивающего контроля | Закрепляют понятия сюита, полистилистика. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Карточки для выполнения письменного опроса «Анализ музыки» | Понимание взаимопроникновения и смыслового единства слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Значимость музыкального творчества в жизни человека | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч) |
17 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | Урок открытия нового знания | Сопоставляют различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки); высказывают личностное отношение к произведениям. | Устный контроль | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
18 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 | Урок открытия нового знания | . Выявляют содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль. | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятия«этюд», «транскрипция». Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. | Устный контроль | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
20 | Особенности духовной музыки народов Сибири и ее исполнения. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепление материала прошлого урока. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыки в камерных жанрах. Осмысливают некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Называют имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. | Устный опрос | Понимание интонационно-образной природы духовной и светской музыки родного края, ее жанровое и стилевое многообразие. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
21 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | | Урок развивающего контроля | Закрепляют понятия транскрипция, сюита. Сопоставляют различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывают личностное отношение к произведениям. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. | Письменный контроль (карточки) | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
22 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепляют понятия транскрипция, сюита. Сопоставляют различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывают личностное отношение к произведениям. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Называют имя композитора Шнитке. | Устный контроль. Тест. | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
23 | «Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») | 1 | Урок общеметодологической направленности | Рассуждают о закономерностях музыкальной драматургии. Выявляют содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. Понимание особенностей и жанров камерной инструментальной музыки. Понятия «транскрипция», «интерпретация». | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
24 | «Симфоническая музыка» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Определяют понятия симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Выявляют закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль | Знакомство с особенностями и жанрами камерной инструментальной музыки. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
25 | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. Называют имена выдающихся композиторов Прокофьева и Моцарта и их произведения. | Устный контроль | Понимание стилистических особенностей музыкального языка В. Моцарта, Й. Гайдана, В. Калиникова. Смысл сонаты на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
26 | Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | 1 | Урок рефлексии | Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Письменный контроль(карточки)тест. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч) |
27 | Симфонии С.Прокофьева,Л.Бетховена. | 1 | Урок открытия нового знания | Закрепляют музыкальный материал прошлого урока. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль | Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. Умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения отечественных и зарубежных композиторов. Понимание стилистических особенностей музыкального языка С. Прокофьева, Бетховена, П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
28 | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют музыкальный материал прошлого урока. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Интонационно-образный анализ. | Знакомство с симфоническим творчеством Понимание стилистических особенностей музыкального языка Ф. Шуберта и В. Калинникова. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
29 | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют музыкальный материал прошлого урока. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль. | Умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения отечественных и зарубежных композиторов. Понимание стилистических особенностей музыкального языка С. Прокофьева, Бетховена, П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
30 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». Определяют форму пьесы, Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль. | Понимание особенности жанра – симфоническая картина. Определение средств выразительности, подчеркивающих характер музыкального произведения; Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
31 | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | 1 | Урок общеметодологической направленности | Закрепляют понятия инструментальный концерт. Рассуждают о разновидностях концертов, об истории создания жанра концерт. Закрепляют понятия симфоджаз, легкая, серьезная музыка. Анализируют и сравнивают интонационно-образный строй музыки, творчески интерпретируют содержание музыкальных произведений. Выявляют средства музыкальной выразительности, способы и приёмы развития музыкальных образов. | Устный контроль. Презентация «Лебединая песнь Герш-вина- опера «Порги и Бесс» | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
32 | Музыка народов мира. | 1 | Урок открытия нового знания | Рассуждают о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. | Интонационно-образный анализ. | Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | 1 | Урок открытия нового знания | Называют имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, наиболее значимые их произведения и интерпретации. Закрепление знаний. | Интонационно-образный анализ. | Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
34 | Исследовательский проект. | 1 | Урок развивающего контроля | Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта. Проводить исследовательские наблюдения. Планировать и проводить эксперимент, исследование. Анализировать и обобщать результаты наблюдения, исследования. | Устный контроль.. | Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию. Защита исследовательских проектов. Значимость музыкального творчества в жизни человека. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
35 | «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. | 1 | Урок рефлексии | Совершенствуют умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называют имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Защита проекта. Презентации исследовательских проектов учащихся. | Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека. | 7 а |
| |
7 б |
| |
7 г |
| |
7 я |
| |
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.
3. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.
4. Комплекс уроков по музыке CD диск.
5. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2013
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2012.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2013г.»
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM