№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Приме чания |
Ведение (1ч) |
| | Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | |
Устное народное творчество (7ч) | |
| | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | |
| | Былина. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа | 1 | |
| | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца | 1 | |
| | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка | 1 | |
| | Контрольная работа Тест по теме «Былины». | 1 | |
| | Р.Р. Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» | 1 | |
| | Карело-финский эпос «Калевала» Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов | 1 | |
Древнерусская литература (4ч) | |
| | Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг» | 1 | |
| | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 | |
| | Р/Р Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | 1 | |
| | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 | |
Произведения русских писателей 18 века (2ч) | |
| | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 | |
| | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание» | 1 | |
Произведения Русских писателей 19 века (32ч) | |
| | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 | |
| | Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика | 1 | |
| | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» | 1 | |
| | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина | 1 | |
| | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра | 1 | |
| | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре | 1 | |
| | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель». Образы Самсона Вырина и Дуни. | 1 | |
| | Р.Р. Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 | |
| | М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | 1 | |
| | М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке. | 1 | |
| | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. | 1 | |
| | Р.Р. Сочинение по поэме «Песня про купца Калашникова…» | 1 | |
| | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения | 1 | |
| | Н. В. Гоголь. Страницы жизни. История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |
| | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести | 1 | |
| | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести. Трагедия Тараса Бульбы. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | |
| | Р/Р Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя» | 1 | |
| | Контрольная работа. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя | 1 | |
| | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | |
| | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык». | 1 | |
| | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | |
| | Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 | |
| | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика | 1 | |
| | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | 1 | |
| | Контрольная работа. Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина | 1 | |
| | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | 1 | |
| | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения | 1 | |
| | Р.Р. Классное сочинение по повести «Детство». | 1 | |
| | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 1 | |
| | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 1 | |
| | А. П. Чехов Биография писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе. А. П. Чехов «Злоумышленник» | 1 | |
| | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 | |
Произведения русских писателей 20 века (17ч) | |
| | М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | 1 | |
| | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | |
| | Р.Р. Сочинение-характеристика литературного героя | 1 | |
| | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | |
| | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | |
| | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» | 1 | |
| | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 1 | |
| | Р.Р. Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | |
| | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | |
| | Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое | 1 | |
| | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет. | 1 | |
| | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе | 1 | |
| | Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения | 1 | |
| | Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки | 1 | |
| | Д. С. Лихачев. «Земля родная» | 1 | |
| | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. Песни на слова русских поэтов 20 века. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни | 1 | |
| | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | 1 | |
Зарубежная литература (5ч) | |
| | Р. Бернс «Честная бедность» | 1 | |
| | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины | 1 | |
| | Японские хокку. Особенности жанра | 1 | |
| | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | |
| | Итоговое тестирование | 1 | |