СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ктп биология 7 класс УМК В,В,Пасечник.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ктп биология 7 класс УМК В,В,Пасечник.»

Тематическое планирование по учебному предмету

«Биология Животные».

7 класс

70 ч. (2 ч. в неделю)





п/п

Тема

урока

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

предметные

метапредметные

личностные


план

факт

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках и в кабинете.

История развития зоологии

Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником.

бинете.

П: определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов.

Р: описывают и сравнивают царства органического мира Отрабатывают правила работы с учебником.

К: учатся применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран;

Законы по охране животного мира.

Приводят примеры многообразия живых организмов,

Отвечают на вопросы,

заполн. Схему «Царства органического мира»

Отв. На вопросы

Работа с таблицей

Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2

Заполнение схемы(приложение 2)

Делают вывод по уроку.

1 Зоология –наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира; строение и жизнедеятельность животных, связь их со средой обитания, индивидуальное и историческое развитие.

2.В развитии зоологии можно выделить этапы: донаучный и научный.

3.Распределением животных на группы занимается – систематика



2

Современная зоология

Животный мир Новосибирской области

Определяют понятия «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального

П: определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных», классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

Р: умение наблюдать и описывать различных представителей животного Составляют схему «Структура науки зоологии»

К: используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль животных в жизни человека.

Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран;

Законы по охране животного мира.

Приводят примеры многообразия живых организмов,

Отвечают на вопросы,

заполн. Схему «Царства органического мира»

Отв. На вопросы

Работа с таблицей

Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2

Заполнение схемы(приложение 2)

Делают вывод по уроку.

1 Зоология –наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира; строение и жизнедеятельность животных, связь их со средой обитания, индивидуальное и историческое развитие.

2.В развитии зоологии можно выделить этапы: донаучный и научный.

3.Распределением животных на группы занимается – систематика




Раздел 1. Простейшие (2ч.)

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники


особенности строения представителей изученных простейших

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.
образование цисты.

Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы.

П: определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Сравнивают простейших с растениями.

Р: систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений».

К: обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы



Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,

Отвеч. на вопрос:

1.Почему охранять животных и заботится об их видовом разнообразии должен каждый человек на Земле?

2.Подготовленный материал о животных своей местности.

Составление плана в тетради по статье учебника.

Беседуют с использованием рисунков в учебнике



4

Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших.

Тест

Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

П: определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

Р: систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших».

К: умение работать в составе группы.

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие любознательности, интереса к новым знаниям.

1.Отвеч. на вопросы


2.Выполняют тест


Самостоятельная работа по учебнику: используя текст заполнить таблицу(прилож 2)




Раздел 2. Многоклеточные животные (33 ч.)

5

Тип Губки

Развивать умение выделять существенные признаки типа Губки. Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания Выделять сходства между Губками и кишечнополостными.

П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

К: умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассника Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Работа с текстом и

рисунками учебника

Ответы на вопросы и

задания учебника




6

Тип Кишечнополостные.


Выявление существенных особенностей представителей разных классов типа Кишечнополостные. Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными.


П: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение.

К: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Формирование умений строить рассуждения, сравнивать, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми

Работа по извлечению информации со слайдов презентации и из текста учебника, Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие Кишечнополостных и их значение

в природе и жизни человека»,







организмами в природе.




7

Тип Плоские черви

Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

К: умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

Работа с текстом и рисунками учебника, заполнение таблицы «Многообразие Плоских червей»




8

Тип Круглые черви


Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей; сравнивать плоских и круглых червей. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

П: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К: умение слушать, слышать и высказывать свое мнение.

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Обсуждение сообщений учащихся на тему «Многообразие круглых червей». Выполнение рисунков, схем в тетрадях.



9

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека.

П: уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы. Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви.

Р: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

К: уметь воспринимать разные виды информации; умение отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других.

Понимание необходимости бережного отношения к природе. Умение объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе.

работа с текстом учебника. Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», систематизируют кольчатых червей, дают характеристику типа Кольчатые черви. Начинают

заполнение таблицы «Классы Кольчатых червей и их роль в природе и жизни человека».



10

Тип Кольчатые черви: классы Олигохеты и Пиявки.

Лабораторная работа №1. «Внешнее строение дождевого червя»

Знать представителей

типа Кольчатых

класса Малощетинковых и их значение в природе и жизни человека. Проводят наблюдения за дождевыми червями.

П: умение давать определения понятиям, уметь делать выводы на основе полученной информации.

Р: уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; работать с инструктивными карточками. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результат и выводы.

К: умение воспринимать разные формы информации, слушать ответы других, уметь работать в малых группах.

Умение объяснять роль малощетинковых червей в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «диапауза», «Защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (учебник, книги о животных) для получения дополнительной информации, продолжают заполнять таблицу. Выполняют лабораторную работу по изучению внешнего строения и поведения дождевого червя. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результат и выводы.



11

Тип Моллюски. Характеристика типа моллюски.


Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела».


П: освоение знания общей характеристики типа Моллюсков; знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: в дискуссии умение выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; умение критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково).

Умение выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей типа Моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал



12

Классы моллюсков.

Тест


Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр»,

«чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.


П: освоение знаний о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков; знаний о значении моллюсков в природе и жизни человека.

Р: умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

К: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательный интерес к естественным наукам Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей Двустворчатых и Головоногих моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал

Применяет знания на практике

Демонстрирует знания о Моллюсках. Знает, употребляет термины и основные понятия.

Понимает факты, правила, принципы,

Интерпретирует схемы и словесный материал.

Предположительно описывает будущие процессы эволюции животных

Определяет значение Моллюсков и их место в эволюции Выполняют тест



13

Тип Иглокожие.

Определяют понятия: «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Умение различать классы Иглокожих, их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов

П: умение определения особенностей строения животных типа Иглокожие.

Р: умение оценивания степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

К: умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников.

Познавательный интерес к естественным наукам; эстетическое восприятие живой природы. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Принимают участие в беседе. Предоставляют домашние задания.

Рассказывают об известных им Иглокожих. Рассматривают препараты. Ставят цель урока и формулируют задачи урока. Работают с учебником.

Определяют новые понятия : водно-сосудистая система, известковый скелет. Сравнивают представителей разных классов. Готовят вопросы и обсуждают представителей классов Иглокожих для одноклассников.

Выбирают лучшие вопросы и оценивают их. оценивают свою работу.



14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа №2 .«Знакомство с разнообразием ракообразных»


Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез».

П: усвоение знаний о происхождении, многообразии и местообитании членистоногих.

Р: проводят наблюдения за ракообразными; оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

К: умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека; умение осознавать свои интересы. Умение учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Отвечает на вопросы, оценивает.Выполняют лабораторную работу



15

Класс Паукообразные

.

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «легочные мешки», «трахея», «партеногенез».


П: усвоение знаний об особенностях строения восьминогих: отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).

Р: проводят наблюдения за паукообразными, оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы, иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека.

К: в дискуссии умение выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Умение учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.


Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внутреннее строение насекомых. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает



16

Класс Насекомые. Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомых Новосибирской области

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»

Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие».


П: усвоение знания общей характеристики насекомых; знаний о местообитании, строении и образе жизни пчелы

Р: выполняют

непосредственные наблюдения за насекомыми; оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

К: умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Осознание своих возможностей в учении. Повышение интереса к получению новых знаний. Умение уважать себя и верить в успех других.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внутреннее строение насекомых. лабораторную работу Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает



17

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки


Усвоение знаний о местообитании, строении и образе жизни насекомых.


П: умение работать с текстом и выделять в нем главное.

Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: понимая позицию другого, умение различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Умение самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает



18

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.


Усвоение знаний о представителях отрядов Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; знаний о строении и образе жизни насекомых-вредителей растений и насекомых-переносчиках заболеваний.

П: определение понятие «развитие с превращением»; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Р: умение оценить степень успешности своей образовательной деятельности.

К: отстаивая свою точку зрения, умение приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Осознание необходимости использования полученных знаний в жизн

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает



19

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Проектная работа «Перелётные цветы»


Умение определять понятия: «чешуекрылые или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи»; умение определять представителей изучаемых отрядов насекомых.

П: усвоение знаний о значении, строении и образе жизни насекомых, их местообитании.

Р: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

К: подготовка презентации изучаемого материала с помощью компьютерных технологий.

Осознание своих интересов; умение находить необходимый материал в разных источниках информации.


Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает Выполняют проект



20

Отряд Перепончатокрылые

Тест

Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты».

П: усвоение знаний о представителях изучаемого отряда насекомых; усвоение знаний о значении, строении и образе жизни насекомых отряда Перепончатокрылые.

Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами

Р: умение самостоятельно

обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

П: усвоение знаний о представителях изучаемого отряда насекомых; усвоение знаний о значении, строении и образе жизни насекомых отряда Перепончатокрылые.

Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами

Р: умение самостоятельно

обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Выполняют тест



21

Тип Хордовые.

Подтипы: Бесчерепные и Черепные

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.


П: умение получать информацию о значении данных животных в природе и жизни человека из разных источников, работают с учебником и дополнительной литературой.

Р: умение анализировать, сравнивать и обобщать; корректировать свои знания.

К: умение высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, правильно выражать свои мысли.

Умение осознавать и осмысливать информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека; умение рефлексировать, оценивать результаты учебной деятельности.

Работают в парах, обмениваются своим мнением

Формулируют цели урока

Отвечают на вопросы

Самостоятельно (по источникам в Интернете, учебнике) выполняют задания

Обобщают полученные знания.

Делают выводы, корректируют свои знания Оценивают свою деятельность, чувства, настроение.

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы



22

Класс Рыбы.


Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выделяют особенности строения рыб; называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.


П: умение распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания.

Р: умение определять цель работы; корректировать свои знания.

К: умение работать в парах; высказывать свою точку зрения; выражать в ответах свои мысли.

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека.


Индивидуальная работа: каждый ученик с помощью фломастера рисует на отдельном листке рыбу

Афиширование результатов работы: каждый ученик вывешивает на доску свой рисунок

Отвечают на вопросы

Сравнивают свой рисунок с фотографиями рыб

Формулируют цель и тему занятия

Работают индивидуально используя учебник и электронный ресурс



23

Подкласс Хрящевые рыбы

Умение распознавать и описывать представителей хрящевых рыб; доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками; выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания; раскрывать  значение хрящевых рыб в природе.

Умение распознавать и описывать представителей хрящевых рыб; доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками; выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания; раскрывать  значение хрящевых рыб в природе.

Развитие любознательности, интереса к окружающему миру

Формулируют цель и тему занятия


Работают в группах:

1.Читают

2.Обсуждают

3.Корректируют записи в таблице информационного листа

Каждая группа выступает по результатам своей работы.

Слушают и корректируют записи

Предлагают свое обобщение итоговой схемы на доске и таблицы

Оценивают свой ответ

Выполняют самостоятельную работу

Читают дифференцированное домашнее задани



24

Подкласс Костные рыбы

Основные виды рыб водоемов Новосибирской области

Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы. Распознают и описывают представителей костных рыб. Характеризуют отряды костных рыб.

Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

П: умение выявлять черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб

Р: умение работать с дополнительными источниками информации; корректировать свои знания;

оценивают результаты учебной деятельности.

К: умение задавать вопросы, выражать в ответах свои мысли; учение слушать и участвовать в дискуссии.

Осмысливают и осознают тему урока.

Осознают и осмысливают информации об эстетической ценности различных животных, об их значении в природе и жизни человека, о правилах рыбной ловли и необходимости охраны водоемов.

Определяют и формулируют тему и цели урока

Актуализируют субъективный опыт

Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий, слайдов, электронных ресурсов

Заполняют схему

Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение.




25

Класс Земноводные

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных. Выделяют особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.

П: умение выявлять различия в строении рыб и земноводных; раскрывать значение земноводных в природе

Р: умение корректировать свои знания; умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

К: умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека

Высказывают свои мнения

Формулируют цели урока

Отвечают на вопросы

Самостоятельно (по источникам в Интернете) находят ответы на вопросы, поставленные учителем

Обобщают полученные знания. Работают в группах. Выполняют тест. Сильные учащиеся работают с карточками

Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение.

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы



26

Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые.


Умение определять понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий»; определять принадлежность к типу, классу; выявлять особенности строения

и распознавать распространённых представителей класса.

П: умение сравнивать строение земноводных и пресмыкающихся

Р: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; умение самостоятельно контролировать своё время К: умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; терпимо относится к мнению другого человека и при случае признавать свои ошибки.

Умение выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.


Определяют и формулируют тему и цели урока

Актуализируют субъективный опыт

Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий лектронных ресурсов

Заполняют схему

Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение.



27

Отряды Черепахи и Крокодилы.


Определяют понятие «панцирь». Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся.

Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.


П: умение сравнивать изучаемые группы животных между собой.

Р: умение работают с учебником и дополнительной источниками информации; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

К:умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; терпимо относится к мнению другого человека и признавать свои ошибки.

П: умение сравнивать изучаемые группы животных между собой.

Р: умение работают с учебником и дополнительной источниками информации; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

К:умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; терпимо относится к мнению другого человека и признавать свои ошибки.

Отвечают на вопросы

Выполняют тест, проводят самопроверку с пом. ответов на экране

Заполняют таблицу в парах с пом. учебника и электронных ресурсов

Закрепляют полученные знания

Оценивают свои знания самостоятельно



28

Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины.

Лабораторная работа №4. «Изучение внешнего строения птиц»

Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки», «орнитология», «крылья», «перьевой покров», «обтекаемая форма тела», «цевка», «киль», «полые кости», «воздушные мешки», «теплокровность».

П: усвоение знаний об особенностях птиц, связанных со средой обитания.

Р: умение устанавливать цель лабораторной работы; составлять план и последовательность действий.

К: умение интересоваться чужим мнением и высказывать свое; умение слушать и слышать друг друга.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Умение находить необходимый материал в разных источниках информации.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. Знакомится с представителями отряда Пингвины, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.



29

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Определение характерных особенностей представителей отрядов: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

.

П: умение выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц.

Р: умение принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий.

К: умение работать в группах при подготовке

сообщений на основе собранных материалов.

Умение продуктивного сотрудничества со сверстниками; грамотного использования в устной и письменной речи биологическую терминологию.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. . Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает. Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Определение характерных особенностей представителей отрядов: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные



30

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные птицы

Орнитофауна Новосибирской области

Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Знание представителей отрядов Дневные хищные, Совы, Куриные.


П: изучение взаимосвязей, сложившихся в природе.

Р: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К: умение работать в группах при подготовке

сообщений на основе собранных материалов.

Обретение навыка продуктивного сотрудничества со сверстниками. Умение грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию.

Работают в группах при подготовке

сообщений на основе собранных материалов. Участвуют в диалоге с учителем самостоятельно вырабатывают критерии оценки.



31

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).

Тест

Определение понятий: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы».

П: знакомство с представителями отрядов Воробьиные, .Аистообразные.

Р: умение организовывать свою деятельность, принимать и сохранять познавательную цель,.

К: умение работать в группах при подготовке сообщений на основе собранных материалов.

Приобретение навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками. Умение грамотно использовать в устной и письменной речи биологическую терминологию.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. . Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает. Выполняют тест.



32

Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.

Определение понятий «шерстяной покров», «железы млекопитающих». «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую характеристику отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

.

П: сравнение изучаемых классов животных между собой; выявление приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

Р: принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий.

К: умение работать при подготовке сообщений на основе собранных материалов.

Формирование бережного отношения к природе.

Сравнивают изучаемые классы животных между собой; выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

Формируют познавательную цель, сохраненяют ее при выполнении учебных действий. Подготавливают сообщени на основе собранных материалов.



33

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.


Усвоение знаний об основных представителях отрядов: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы.


П: определение понятия «резцы». Умение работать с текстом учебника; сравнивать представителей изучаемых отрядов между собой.

Р: умение составлять план последовательности действий.

К: умение работать с дополнительными источниками информации, использование для поиска возможности Интернета.

Осознание необходимости уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Работают с текстом учебника; сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой.составляют план последовательности действий.



34

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Хищные животные Новосибирской области

Определение понятий «видоизменение конечностей», «вторично-водные животные», «зубная формула» и её значение в систематике животных, «миграция», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы».


П: приобретение знаний о представителях отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Р: умение составлять план и последовательность действий

К: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета

Отработка умений работы с разными источниками информации.

Приобритают знания о представителях отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

составляют план и последовательность действий

работают с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.




35

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные.


Определение понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Умение обобщать при составлении таблицы «Семейство Лошади».

П: усвоение знаний о представителях изучаемых отрядов копытных животных.

Р: составление плана последовательности учебных действий.

К: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Умение соблюдать дисциплину на уроке

Составляют плана последовательности учебных действий. работают с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.



36



П: усвоение знаний о представителях отрядов Приматы, Человекообразные обезьяны.

Р: составление плана последовательности учебных действий.

К: умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.





37

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные»

Контрольное тестирование


Повторяют и обобщают полученные по теме знания.


П: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы , умозаключения на основе сравнения.

Р: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: умение слушать друг друга, дискутировать, приходить к единому мнению.

П: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы , умозаключения на основе сравнения.

Р: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: умение слушать друг друга, дискутировать, приходить к единому мнению.

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Выполняют тест




Раздел3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (13 ч.)

38

Покровы тела.

Лабораторная работа №5

« Изучение особенностей различных покровов тела»

Определяют понятия «покровы тела животных»; особенности строения покровов тела у разных групп животных; умение объяснять закономерности строения покровов тела; сравнивать и описывать строение покровов тела животных разных систематических групп; показывать взаимосвязь строения покровов с их функцией; различать на живых объектах разные виды покровов.

П: умение осуществлять наблюдения и делать выводы; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Р: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

К: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Осмысливание темы урока,

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели

Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки

Работают в группе с информацией в учебнике, с муляжами животных, с природными объектами, с электронным приложением

Выступают, анализируют, делают выводы выполняют лабораторную работу



39

Опорно-двигательная система

Определение понятия «опорно-двигательная система» органов животных; изучение особенностей строения скелета и мышц у разных групп животных; прослеживание эволюции изучаемой системы органов животных.

П: умение анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умение работать с информацией.

Р: умение организовывать свою учебную деятельность.

К: умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Ориентация на личностный моральный выбор, оценивание собственного вклада в работу группы.

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника, распределяют картинки по группам – какие части скелета к каким животным относятся

Работают в группах с диагностическими карточками, формулируют выводы по целям урока



40

Способы передвижения. Полости тела.

Усвоение знаний об основных способах передвижения животных; об эволюции полостей тела; о взаимосвязи строения органов передвижения и их функциях. Умение выявлять сходства и различия в строении тела животных.

П: умение осуществлять наблюдения и делать выводы; работать с информацией

Р: умение организовывать учебную деятельность и определять ее цель.

К: умение осуществлять совместную деятельность.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Отгадывают загадки, формулируют тему урока.

Дети указывают способы передвижения животных

Делают тестовые задания, ищут решение на проблемный вопрос



41

Органы дыхания и газообмен


Определение понятий: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки».


П: усвоение знаний о способах дыхания у животных и органах, участвующие в дыхании; особенностях строения дыхательной системы органов у разных групп животных; об

эволюции органов дыхания у животных.

Р: умение сравнивать строение органов дыхания животных разных систематических групп.

К: умение распределять обязанности и контролировать друг друга; самостоятельно организовывать речевую деятельность.

Усвоение знаний о моральных нормах поведения в природе. Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Дети отгадывают кроссворд, формулируют цель урока.

После решения тестовых заданий дети сами себя оценивают.

Составить по тексту схему, работа с понятиями, изготовление модели легкого.

Решение проблемных вопросов в группах: условия среды обитания, необходимые для жизнедеятельности живых организмов, значимость влажных покровов тела.



42

Органы пищеварения.

Усвоение знаний об особенностях строения органов пищеварения у разных групп животных; об эволюции пищеварительной системы органов животных. Умение показывать взаимосвязь строения и функции органов пищеварения животных;

П: умение объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования; сравнивать строение пищеварительных органов животных разных систематических групп;

Р: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий.

К: умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои мысли

Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных; умение осознавать неполноту своих знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа на вопрос об усложнении органов пищеварения у животных

Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных, делают кроссворды.Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа на вопрос об усложнении органов пищеварения у животных

Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных, делают кроссворды



43

Обмен веществ

.

Умение сравнивать и сопоставлять особенности

строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; устанавливать зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику ферментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энергии; выявляют роль газообмена и питания животных в обмене веществ и энергии.

П: умение определять понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты»; раскрывать значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов.

Р: умение самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

К: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Формирование личностных представлений об обмене веществ.

Работают с текстом учебника определют понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты»; раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов.

самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.




44

Органы кровообращения


Умение описывать кровеносные системы животных разных систематических групп. систематизировать знания . Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции.

П: умение определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная

система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система».

Р: умение сравнивать кровеносные системы животных разных систематических групп; выявлять признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных.

К: умение конструктивно обсуждать результаты работы.

Повышение интереса к приобретению новых знаний; доброжелательного отношения к животным.

определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная

система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система».

сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп; выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции.



45

Кровь

Умение выявлять причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции.

П: умение определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная

система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система».

Р: умение сравнивать кровеносные системы животных разных систематических групп; выявлять признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных.

К: умение конструктивно обсуждать результаты работы.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Выявлять причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции. определют понятия: «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», фагоцитоз», «функции крови



46

Органы выделения

Умение описывать органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп; выявлять причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции.

П: умение определять понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака».

Р: умение сравнивать выделительные системы животных разных систематических групп; давать

характеристику эволюции систем органов животных.

К: умение слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала.

Отработка умений работы с текстом, формирование правильной самооценки.

Работают с текстом,определять понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака».

сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп; дают

характеристику эволюции систем органов животных.; выявлять причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюци



47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Умение описывать и сравнивать нервные системы животных разных систематических групп; систематизировать

знания о нервных системах и строении мозга животных; устанавливать зависимости функций нервной системы от её строения; умение устанавливать

причинно‑следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма.

П: умение определять понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных

Р: умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К: получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета описывют и сравнивют нервные системы животных разных систематических групп;определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных



48

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Умение определять понятия: «эволюция органов чувств животных», «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение», «нервная регуляция».

.

П: умение устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения; объяснять механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных; описывать и сравнивать органы чувств животных разных систематических групп.

Р: умение различать на муляжах и таблицах органы чувств; систематизировать знания, составляя схемы и таблицы

о нервных системах и строении мозга животных.

К: получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения; объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных; описывают и сравнивают органы чувств животных разных систематических групп.

Различают на муляжах и составляют схемы и таблицы

о нервных системах и строении мозга животных.

получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета.



49

Продление рода. Органы размножения.

Умение определять понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «яичники», яйцеводы», «матка», «семенники», семяпроводы», «плацента».

П: умение описывать и сравнивать органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению с ранее известными.

Р: умение самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

К: получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета

Формирование личностных представлений о значении и необходимости продления рода.

Описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению с ранее известными. самостоятельно формулируют познавательную цель и строют действия в соответствии с ней.

получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета.



50

Обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Тест

Сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Р: умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: умение слушать друг друга, дискутировать.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками.

самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера , сравнивают биологические объекты и процессов; делают воды и умозаключения на основе сравнения.



Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч.)

51

Способы размножения животных. Оплодотворение

Умение определять понятия: «деление надвое», «множественное деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живорождение», «внешнее оплодотворение», «внутреннее оплодотворение».

П: умение раскрывать биологическое значение полового и бесполого размножения; описывать и сравнивать половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

Р: умение принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий.

К: умение слушать учителя.

Представление о размножении, как одном из главных свойств живого, обеспечивающем продолжение рода.

Определяют понятия «деление надвое», «множественное деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живорождение», «внешнее оплодотворение», «внутреннее оплодотворение». Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме



52

Развитие животных с превращением и без превращения

Умение определять понятия: «индивидуальное развитие», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз». Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания.


П: умение описывать и сравнивать процессы развития с превращением и без превращения; раскрывать биологическое значение развития животных с превращением и без превращения.

Р: умение систематизировать знания, составляя схемы и таблицы о развитии животных с превращением и без превращения.

К: умение обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Представление о развитии животных с метаморфозом и без него и экологическом значении стадий в развитии животных.

Определяют понятия «индивидуальное развитие»; «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз». Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания



53

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторная работа №6 «Определение возраста животных»

Умение определять понятия: «половое созревание», «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость».

П: умение объяснять причины разной продолжительности жизни животных; выявлять условия, определяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систематических групп; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного.

Р: умение сравнивать животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы.

К: получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных.

Отработка умений работы с объектами природы.

Определяют понятия «половое созревание»; «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». Объясняют причины разной продолжительности жизни животных. Выявляют условия, определяющие количество рожденных детенышей у животных разных систематических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного. Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Распознают стадии развития животных. Получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных. Различают на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных. Выполняют лабораторнуюработу Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы




Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч.)

54

Доказательства эволюции животных.


Умение определять понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное

развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм».


П: умение описывать и характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса.

Р: умение анализировать палеонтологические,

сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных; принимать познавательную цель и сохранять её при выполнении учебных действий.

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Формирование личностных представлений о целостности природы.

Определяют понятия «филогенез»; «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм». Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса



55

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Умение определять понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор».

Умение определять понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор».

Осознание роли человека в познании мира. Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Определяют понятия «наследственность»; «определенная изменчивость», «неопределенная изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире. Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. Приводят доказательства основной, ведущей роли естественного отбора в эволюции животных



56

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции

Умение определять понятия: «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность»

П: умение извлекать из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов

Р: умение выделять и осознавать изученный материал; осознают качество усвоения.

К: умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий.

Формирование научного мировоззрения о происхождении жизни на Земле. (от простого к сложному). Устанавливают причинно‑следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе длительного исторического развития.

Определяют понятия «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов. Составляют сложный план текста. Устанавливают причинно-следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе длительного исторического развития. Характеризуют механизм видообразования на примере галапогосских вьюрков. Представляют информацию по теме «Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий



57

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных


Умение определять понятия «ареал», «виды: эндемик, космополит, реликт», «миграция»

П: умение характеризовать механизм видообразования на примере галапагосских вьюрков.

Р: умение выделять и осознавать изученный материал; осознают качество усвоения.

К: умение работать в группах.

Эстетическое восприятие природы и важность сохранения биоразнообразия.

Работают в группах с различными источниками информации определяют понятия «ареал», «виды: эндемик, космополит, реликт», «миграция». Характеризуют механизм видообразования



Раздел 6. Биоценозы (4 ч.)

58

Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов Новосибирской области


Умение определять понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».

П: изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов.

Р: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

К: умение поддерживать дискуссию.

Формирование основ экологического сознания.

Определяют понятия «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», «консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза». Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов



59

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

Умение определять понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»

П: умение характеризовать взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам.

Р: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К: умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Формирование основ экологической культуры.

Определяют понятия «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды». Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам



60

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.


Умение определять понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида

биомассы», «энергетическая пирамида», продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические, связи».

П: умение составлять цепи питания, соблюдая правила экологической пирамиды.

Р: умение использовать личные наблюдения для формулировки вывода.

К: умение поддерживать дискуссию.

Формирование основ экологической культуры.

Определяют понятия «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида биомассы»; «энергетическая пирамида», «продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические связи»



61

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы.

П: умение анализировать взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию.

Р: отрабатывают правила поведения на экскурсии.

К: умение работать в группах; выполнять практические задания в ходе экскурсии

Умение соблюдать правила поведения во время экскурсии; уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам


Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчет, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы



Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (9 ч.)

62

Воздействие человека и его деятельности на животных.

определение понятий: «промысел», «промысловые животные».


П: знание способов положительного и

отрицательного воздействия человека и его деятельности на животных и среду их обитания.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Работают с дополнительными источниками информации.

Умение анализировать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания.


Определяют понятия

«промысел», «промысловые

животные».Анализируют

причинно-следетвенные

связи,возникающие в результатевоздействия

человека наживотных и

среду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации



63

Одомашнивание животных.


определение понятий: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение


П: знание этапов одомашнивания животных, основ разведения, содержания и основных методов селекции сельскохозяйственных животных.

Р: умение организовать выполнение заданий , делать выводы по результатам работы.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; работать в группах.

Умение структурировать учебный материал,

выделять в нем главное.

Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важность одомашнивания животных.

Определяют понятия «одомашнивание», «отбор»,

«селекция»,«разведение».

Изучаютметоды селекции и

разведениядомашних

животных. Анализ условий их содержания



64

Законы об охране животного мира. Система мониторинга


определение понятий: «мониторинг», «биосферный заповедник», «национальный парк».


П: знакомство с федеральными и региональными законами об охране животного мира.

Знать основы системы мониторинга.

К: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации;

уметь воспринимать информацию на слух.

Развитие сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание необходимости охраны животных с целью сохранения видового разнообразия.

Определяют поняти «мониторинг»

«биосферный заповедник». Изучают законодательные акты РоссийскойФедерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами.

Составляют схемы мониторинга




65

Охраняемые территории. Красная книга. Охраняемые территории Новосибирской области

определение понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы»,

«акклиматизация».


П: знакомство с Красной книгой. Определение признаков охраняемых территорий.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

К: умение выделять главное в тексте; грамотно формулировать вопросы;

работать с различными источниками информации; готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы; умение работать в составе творческих групп.

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Определяют понятия «заповедники» «заказники», «памятники природы»,

«акклиматизация».Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий



66

Повторение и обобщение тем «Индивидуальное развитие животных» , «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Повторение и обобщение полученные по теме знания.

П: умение работать с различными источниками знаний.

Р: умение выделять и осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Умение устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

работают с различными источниками знаний выполняют задания по дидактическим карточкам работают в парах (влаимопроверка)



67


Повторение и обобщение полученные по теме знания.

П: умение работать с различными источниками знаний.

Р: умение выделять и осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Умение устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

работают с различными источниками знаний.



68

Итоговое контрольное тестирование

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.

Определяют понятия,

строят умозаключения и делают выводы.

объясняют роль биологии животных в изучении природы Земли.



69

Итоговое обобщение по курсу 7 класса

Систематизация и обобщение понятий курса.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Учатся применять полученные на уроках знания на практике

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материала



70

Итоговое занятие.

Подводят итоги изучения биологии в 7 классе.


Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие животного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формировать навыки логического мышления

обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

приводять доказательства того, что многообразие животного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

Подбирают аргументы, формулируют выводы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!