№ | Тема | Дата |
1 | Введение. «Обыкновенное чудо» искусства. Роль искусства в жизни человека. Содержание произведений искусства. Искусство – путь познания окружающего мира и человека. Проявление личности в искусстве. | |
2 | Введение. «Обыкновенное чудо» искусства. Классификация видов искусства. Выразительные средства различных видов искусств. Восприятие разных видов искусства. Художественная литература в ряду видов искусства. | |
3 | «Слава нашей старины»; героический эпос Киевской Руси Героический эпос народов мира. Приемы создания героического характера в народном эпосе. Герой-богатырь. Древнегреческие мифы о Геракле. | |
4 | Изображение быта, обычаев, облика людей Древней Руси в памятниках героического эпоса. Особенности былины как жанра. Былины киевского и новгородского циклов. | |
5 | Особенности изображения событий и героев в былинах и мифах. | |
6 | Сказители былин — хранители древней устной поэзии. Картина В. Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов» | |
7 | «Преданья старины глубокой...»: история и культура Древней Руси. Высокий уровень художественной культуры и письменности Древней Руси. Древнерусское искусство книги. | |
8 | Летописание на Руси. Жанровые черты летописи. «Повесть временных лет» — первый письменный памятник по истории Руси. Труд писца. Нестор-летописец в изображении В. М. Васнецова, М. M. Антокольского. | |
9 | Русь эпическая на полотнах B.M.Васнецова; И. Я. Билибина, М.А.Врубеля, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, П.Д. Корина и др. | |
10 | Русская старина в музыке: Н. А. Римский-Корсаков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; А. Т; Гречанинов. Опера «Добрыня Никитич»; А. П. Бородин. Симфония «Богатырская»; МП. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»). | |
11 | Художественный фильм «Илья Муромец» (режиссер А. Л. Птушко). | |
12 | Мультипликационные фильмы, снятые по былинам. | |
13 | «Уроки творчества». «Рукотворное чудо»: книга в Древней Руси | |
14 | Пушкинская Вселенная. Понятие «Пушкиниана» (изобразительная, музыкальная, литературная). Иконография поэта (общая характеристика). Прижизненные портреты (Е. Гейтман, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов и др.). Пушкин-художник. Цикл графических автопортретов. Стихотворение «Моп portrait* («Мой портрет»). Видеофильм «Рисунки Пушкина». Мультипликационный фильм по рисункам и текстам А. С. Пушкина (режиссер А. Ю. Хржановский). | |
15 | Значение музыкального искусства в жизни и творчестве поэта. Любовь к народной музыке и песне. Роль творчества Пушкина в развитии русской музыкальной культуры. Музыкальные интерпретации лирики Пушкина: «Зимний вечер» (М. Л. Яковлев); «Зимнее утро» (Н. П. Елисеева); цикл романсов Г. В. Свиридова («К няне», «Роняет лес багряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»). | |
16 | Творческое наследие М. Ю. Лермонтова (1ч) Музыкальная и художническая одаренность М. Ю. Лермонтова. В. Г. Белинский о живописности и музыкальности лермонтовской лирики. Изобразительное наследие поэта. Пейзажи и портреты кисти М. .Ю. Лермонтова. Поэтичность лермонтовской живописи. | |
17 | Живописность поэтических образов М. Ю. Лермонтова. Образ одинокого паруса в творчестве Лермонтова-поэта и художника. Три шедевра: «Сосна». Г. Гейне, «На севере диком...» М. Ю. Лермонтова и И. И. Шишкина. Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке (общая характеристика). Музыкальные интерпретации стихотворений (А. Е. Варламов. «Белеет парус одинокий»; А. Г. Рубинштейн. «Горные вершины»). | |
18 | Народный поэт Н. А. Некрасов. «Тернистый путь» народного поэта. Крестьянская Русь в изображении Н. А. Некрасова. Поэт — «заступник за безгласных и приниженных». «Некрасов в деревне». Художник Г. Б. Праксейн. Многообразие народных характеров и судеб («С работы», «Калистрат», «Орина, мать солдатская»). Сюжетность стихотворений, форма диалога, повествование от лица героев-крестьян. Образы крестьянок в поэзии Некрасова («В полном разrape страда деревенская...» и др.) | |
19 | Иллюстраторы произведений Н. А. Некрасова — Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов, И. С. Глазунов, А. И. Лебедев и др. Созвучие духу некрасовской поэзии работ художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин и др.). Связь лирики Некрасова с фольклором. Напевно-песенный характер стиха, народная ритмика, интонация. Некрасов и музыка. Народные песни на стихи Некрасова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую обитель...», «Меж высоких хлебов затерялося...» и др. Романсы М. П. Мусоргского на стихи Некрасова: «Калистрат», «Песня Ершмушке» и др. | |
20 | А. А. Фет — поэт-музыкант, поэт-художник. Страницы биографии поэта. Природа и человек — основные темы творчества А. А. Фета. Поэтический «календарь» Фета («Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Бабочка», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»). Пейзаж настроения. | |
21 | Творческая индивидуальность А. А. Фета. Изображение действительности в «снимках». Звукопись, мелодичность, эмоциональная насыщенность пейзажных зарисовок поэта. Богатство изобразительных средств. Ритм стиха. | |
22 | «Уроки творчества». Словесное описание памятника писателю. | |
23 | Образы природы в искусстве. Параллелизм в изображении мира природы и мира человека в фольклоре. Выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Понятие о пейзаже. Жанр пейзажа в живописи. Виды пейзажа, основные пейзажные мотивы, композиция живописных пейзажей. | |
24 | Передача звуков и явлений природы языком музыки. «Музыкальные» пейзажи К. Дебюсси («Сады под дождем», «Разговор ветра с морем» и др.). Пейзаж в литературном произведении: функции, средства создания, символика. И. С. Тургенев — мастер пейзажных описаний. Синтетический характер картин природы в рассказе «Бежин луг». Психологичность тургеневского пейзажа, его связь с обликом персонажей рассказа, их переживаниями. | |
25 | Пейзажное стихотворение. «Поэтические акварели» Б. Л. Пастернака («Март», «Золотая осень»). Живописные и поэтические пейзажи М. А. Волошина («Старинным золотом и жёлчью напитал...». | |
26 | Природа и человек в лирике русскоязычных поэтов Беларуси. | |
27 | Национальное своеобразие русского пейзажа. Общие черты русского пейзажа в живописи, музыке и литературе. | |
28 | Создание национального русского пейзажа в творчестве художников-передвижников (А. А. Пластов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.). А. К. Саврасов — основоположник национального пейзажа. | |
29 | Музыкальные «картины» природы (фортепианный цикл «Времена года» П. И. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского). | |
30 | Мастера русской пейзажной лирики — А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, С. А. Есенин, Н. М. Рубцов и др. | |
31 | Береза — художественный символ России. Образ березы в фольклоре, древнерусской литературе. Новгородские берестяные грамоты. Русская народная хороводная песня «Во поле березонька стояла...». Стихотворения о березе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, B. А. Рождественского и др. | |
32 | Русская береза на полотнах И. Э. Грабаря, И. Е. Левитана, А. И. Куинджи, В. М. Сидорова, А. А. Рылова и др. Народная песенная основа стихотворения С. А. Есенина «Береза». Песни и романсы на стихи Есенина: «Белая береза» (муз. В. Г.Треястцова), «Отговорила роща золотая...» (муз. Г. Ф. Пономаренко). | |
33 | Уроки творчества. Поэтические чтения «Пойми живой язык природы...». | |
34 | «Моя родословная»: история страны и история семьи. Интерес Пушкина к корням, своей родословной. «Михайловские рощи» в судьбе и творчестве поэта. Биографический характер стихотворений «Няне», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный...». | |
35 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», лирика Михайловского периода, повесть «Дубровский», «Повести Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель». Михайловские «страницы» изобразительной Пушкинианы: работы Н. Н. Ге, В. А. Серова, П. ГГ. Кончаловского, Д. А. Белюкина, В. Е. Попкова и др, «Земли родной минувшая судьба» в произведениях Пушкина (общая характеристика). Нравственные уроки прошлого («Песнь о вещем Олеге»). | |
36 | Русское дворянство в прозе Пушкина. Быт поместной усадьбы. «Дворянские гнезда» на полотнах русских художников (В. Д. Поленов, С. Ю. Жуковский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Ф. А. Васильева и др.). Нравы, уклад жизни дворянства в изображении А. С. Пушкина («Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Метель»). | |
37 | Ритуал дуэли. Идея мести и благородство натуры Сильвио («Выстрел»). Двойственность отношения Пушкина к дворянству — утонченность культуры образованного сословия и жестокость крепостничества. | |
38 | Образы русских помещиков. Социальное неравенство как источник драматических ситуаций, преграда для счастья героев. Картина В. В. Пукирева «Неравный брак». «Что за прелесть эти уездные барышни!»: Маша Троекурова («Дубровский»), Лиза Муромцева («Барышня-крестьянка»), Марья Гавриловна («Метель»). | |
39 | Русские Ромео и Джульетта: Маша Троекурова и Владимир Дубровский, Алексей Берестов и Лиза Муромцева. Преодоление героями сословных предрассудков. | |
40 | Переосмысление библейской истории в повести «Станционный смотритель» и живописи. Нравственный смысл «Притчи о блудном сыне». Сцена возвращения блудного сына в интерпретации художников (Г. Доре, Б. Э. Мурильо, X. R Рембрандт, С. Роза, И. С. Глазунов и др.) | |
41 | Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести Пушкина. Литературное открытие мира «бедных людей». Библейский богатырь Самсон и Самсон Вырин. Позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина. Чудесное перерождение Дуни. | |
42 | Пушкинская проза в зеркале искусства. Особенности пушкинской прозы. «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы». Динамизм содержания, глубина мыслей. Художники-иллюстраторы произведений А. С. Пушкина: Д. А. Шмаринов, Б. М. Косульников, В. А. Милашевский, Б. М. Кустодиев и др. | |
43 | Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести A. С. Пушкина «Метель». Иллюстрации к повести «Станционный смотритель» М. В. Добужинского, А. В. Ванециана, Д. А. Шмаринова, Б. М. Косульникова и др. Экранизации «Повестей Белкина»: «Станционный смотритель» (режиссер С. А. Соловьев), «Барышня-крестьянка» (режиссер А. Н. Сахаров), «Метель» (режиссер B.П. Басов), «Выстрел» (режиссер Н. М. Трахтенберг). Интерпретация пушкинских идей в киноэкранизациях романа «Дубровский»: фильм «Дубровский» (режиссер A, В. Ивановский), сериал «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссер В. А. Никифоров). | |
44 | «Уроки творчества». Написание рецензии на киноэкранизацию пушкинских произведений (по выбору). | |
45 | Украинские страницы творческой биографии Н. В. Гоголя. Понятие о Малороссии. Украинские впечатления детства и юности: Великие Сорочинцы, Диканька, Полтава, Нежин. Творческая атмосфера семьи (литературная деятельность B. А. Яновского, отца писателя; домашние спектакли). Привязанность Гоголя к своей малой родине. Интерес к украинской истории, языку, фольклору, народной жизни. Отношение Гоголя к песенной культуре Великороссии. | |
46 | Народный театр (батлейка, вертеп); украинская народная песня; А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок); Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Н. Гоголь и традиции украинского народного театра. Украинский вертеп и другие формы народного кукольного театра (русский театр Петрушки, белорусская батлейка, польская шопка). Интерес русских писателей к украинской теме, истории. Украинские мотивы в творчестве А. С. Пушкина. Картины малороссийской природы в поэме «Полтава» и повести Гоголя. | |
47 | Национальный колорит украинских повестей Н. В. Гоголя. Творческая самобытность Гоголя. Рисунки Н. В. Гоголя «Украинская хата», «Дом в Васильевке». | |
48 | Цикл украинских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вечера...» — «поэтические очерки Малороссии» (В. Г. Белинский). Обращение к преданиям, сказкам, народным легендам. Фольклорная демонология и фантастика. Проникновение в жизнь народа через народную песню. «Вечера...» — образец украинского юмора в русской литературе. | |
49 | Гоголевские герои в музыке, живописи, кино. Традиции обычаи, национальные костюмы на картинах художников И. П. Аргунова, И. М. Прянишникова, A. Д. Кившенко, К. А. Трутовского и др. Казачья удаль на картинах И. Е. Репина «Запорожцы» и в музыке М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» « Гопак»). | |
50 | Гоголевские мотивы на полотнах А. И. Куинджи. Проявление авторской иронии в изображении героев повести (описание внешности героев, речевая характеристика). Создание комических ситуаций, в которых проявляются черты национального характера. Иллюстрации к повести художники В. Е. Маковский, B. Д. Замирайло, А. Д. Кившенко, А. Кондырев, А. П. Бубнов). «Гоголевские» оперы П. И. Чайковского («Черевички») и НА. Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством»). Киноинтерпретации повести «Ночь перед Рождеством»: немой фильм (режиссер В. А. Старевич), мультипликационный фильм (режиссеры 3. С. Брумберг и В. С. Брумберг, использована, музыка НА. Римского-Корсакова); кинофильм (режиссер А. А. Роу). | |
51 | «Уроки творчества». Чудо вертепа. Фестиваль вертепных представлений или инсценировка фрагментов повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в духе народного кукольного театра. | |
52 | Раскрытие психологии ребенка в литературе, живописи; музыке. Искусство живописного портрета. История детского портрета. | |
53 | Постижение духовного мира ребенка на картинах мастеров русской художественной школы (Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. С. Маковский, 3. Е.Серебрякова). Мастеретво А. И. Куприна в создании литературного портрета («Тапер»). | |
54 | Музыкальные «страницы» повести. Классическая музыка для детей. | |
55 | Трагическая судьба ребенка на войне (повесть В, О. Богомолова «Иван»). Сила характера, чувство долга главного героя повести. Образы взрослых. Кинофильм А. А. Тарковского «Иваново детство». | |
56 | Ребенок и его мир в автобиографических произведениях. Автобиография как жанр. Автобиографическая проза о детстве как источник изучения психологии ребенка. Герой и повествователь: соотношение точки зрения ребенка и взрослого. Парадоксы детской души. Роль взрослых в формировании героев. | |
57 | Радости и тревоги героев автобиографических повестей Л. Н. Толстого и М. Горького. | |
58 | Счастливое детство Николеньки Иртеньева. Воспитание и образование дворянских детей. | |
59 | «Трудное детство» Алеши Пешкова. Музей детства М. Горького в Нижнем Новгороде. Иллюстрации к повести М. Горького художника Б. А. Дехтерева. Фильм М. Донского «Детство Горького». | |
60 | Золотой фонд зарубежной детской литературы. Понятие о приключенческой литературе. Приключенческая тематика (освоение или завоевание новых земель, похождения героев в неизведанных или экзотических странах). Острота сюжета, динамика и напряженность действия. Сложность характеров и конфликтов. | |
61 | Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»). Романы об освоении американского Запада Ф. Купера («Следопыт», «Последний из могикан», «Зверобой») и М. Рида («Всадник без головы»). | |
62 | Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в произведениях А. Азимова («Из рассказов о роботах») и R Брэдбери («И грянул гром» и др.). Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Классика детективного жанра (А. Конан Дойл, Э. По). | |
63 | Нравственные уроки историко-приключенческой, научно-фантастической и детективной литературы. Киноэкранизации произведений для детей. | |
64 | «Уроки творчества». Читательская конференция «Литература для детей и о детях» (по произведениям из списка для дополнительного чтения). | |