СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП факульт. занятий по рус.лит. в 6 классе "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП факульт. занятий по рус.лит. в 6 классе "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"

Просмотр содержимого документа
«КТП факульт. занятий по рус.лит. в 6 классе "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"»

Календарно-тематическое планирование

занятий на платной основе в 6 классе


«Обыкновенное чудо»


Тема

Дата

1

Введение. «Обыкновенное чудо» искусства. Роль искусства в жизни человека. Содержание произве­дений искусства. Искусство – путь познания окружающего мира и человека. Проявление личности в искусстве.


2

Введение. «Обыкновенное чудо» искусства. Классификация видов искусства. Выразительные сред­ства различных видов искусств. Восприятие разных видов искусства. Художественная литература в ряду видов искусства.


3

«Слава нашей старины»; героический эпос Киевской Руси Героический эпос народов мира. Приемы создания ге­роического характера в народном эпосе. Герой-богатырь. Древнегреческие мифы о Геракле.


4

Изображение быта, обычаев, облика людей Древ­ней Руси в памятниках героического эпоса. Особенности былины как жанра. Былины киевского и новгородского циклов.


5

Особенности изображения событий и героев в былинах и мифах.


6

Сказители былин — хранители древней устной поэзии. Картина В. Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богда­нов»


7

«Преданья старины глубокой...»: история и культура Древней Руси. Высокий уровень художественной культуры и письмен­ности Древней Руси. Древнерусское искусство книги.


8

Летописание на Руси. Жанровые черты летописи. «По­весть временных лет» — первый письменный памятник по истории Руси. Труд писца. Нестор-летописец в изображении В. М. Васнецова, М. M. Антокольского.


9

Русь эпическая на полотнах B.M.Васнецова; И. Я. Билибина, М.А.Врубеля, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, П.Д. Ко­рина и др.


10

Русская старина в музыке: Н. А. Римский-Корса­ков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Ки­теже и деве Февронии»; А. Т; Гречанинов. Опера «Добрыня Никитич»; А. П. Бородин. Симфония «Богатырская»; МП. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские во­рота»).


11

Художественный фильм «Илья Муромец» (режиссер А. Л. Птушко).


12

Мультипликационные фильмы, снятые по былинам.


13

«Уроки творчества». «Рукотворное чудо»: книга в Древ­ней Руси


14

Пушкинская Вселенная. Понятие «Пушкиниана» (изобразительная, музыкаль­ная, литературная). Иконография поэта (общая характеристика). Прижиз­ненные портреты (Е. Гейтман, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов и др.).

Пушкин-художник. Цикл графических автопортретов. Стихотворение «Моп portrait* («Мой портрет»). Видео­фильм «Рисунки Пушкина». Мультипликационный фильм по рисункам и текстам А. С. Пушкина (режиссер А. Ю. Хржановский).


15

Значение музыкального искусства в жизни и творчестве поэта. Любовь к народной музыке и песне. Роль творчества Пушкина в развитии русской музыкальной культуры.

Музыкальные интерпретации лирики Пушкина: «Зимний вечер» (М. Л. Яковлев); «Зимнее утро» (Н. П. Елисеева); цикл романсов Г. В. Свиридова («К няне», «Роняет лес ба­гряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»).


16

Творческое наследие М. Ю. Лермонтова (1ч)

Музыкальная и художническая одаренность М. Ю. Лер­монтова. В. Г. Белинский о живописности и музыкальности лермонтовской лирики.

Изобразительное наследие поэта. Пейзажи и портреты кисти М. .Ю. Лермонтова. Поэтичность лермонтовской жи­вописи.


17

Живописность поэтических образов М. Ю. Лермонтова. Образ одинокого паруса в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

Три шедевра: «Сосна». Г. Гейне, «На севере диком...» М. Ю. Лермонтова и И. И. Шишкина.

Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке (общая ха­рактеристика). Музыкальные интерпретации стихотворений (А. Е. Варламов. «Белеет парус одинокий»; А. Г. Рубин­штейн. «Горные вершины»).


18

Народный поэт Н. А. Некрасов. «Тернистый путь» народного поэта.

Крестьянская Русь в изображении Н. А. Некрасова. Поэт — «заступник за безгласных и приниженных». «Не­красов в деревне». Художник Г. Б. Праксейн.

Многообразие народных характеров и судеб («С рабо­ты», «Калистрат», «Орина, мать солдатская»).

Сюжетность стихотворений, форма диалога, повествова­ние от лица героев-крестьян.

Образы крестьянок в поэзии Некрасова («В полном разrape страда деревенская...» и др.)


19

Иллюстраторы произведений Н. А. Некрасова — Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов, И. С. Глазунов, А. И. Ле­бедев и др.

Созвучие духу некрасовской поэзии работ художников-пе­редвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин и др.).

Связь лирики Некрасова с фольклором. Напевно-песен­ный характер стиха, народная ритмика, интонация.

Некрасов и музыка. Народные песни на стихи Некра­сова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую оби­тель...», «Меж высоких хлебов затерялося...» и др. Роман­сы М. П. Мусоргского на стихи Некрасова: «Калистрат», «Песня Ершмушке» и др.


20

А. А. Фет — поэт-музыкант, поэт-художник. Страницы биографии поэта. Природа и человек — основные темы творчества А. А. Фета.

Поэтический «календарь» Фета («Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Бабочка», «Ель ру­кавом мне тропинку завесила...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»). Пейзаж настроения.


21

Творческая индивидуальность А. А. Фета. Изображение действительности в «снимках». Звукопись, мелодичность, эмоциональная насыщенность пейзажных зарисовок поэта. Богатство изобразительных средств. Ритм стиха.


22

«Уроки творчества». Словесное описание памятника писателю.


23

Образы природы в искусстве. Параллелизм в изображении мира природы и мира че­ловека в фольклоре. Выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.

Понятие о пейзаже. Жанр пейзажа в живописи. Виды пейзажа, основные пейзажные мотивы, композиция живо­писных пейзажей.


24

Передача звуков и явлений природы языком музыки. «Музыкальные» пейзажи К. Дебюсси («Сады под дождем», «Разговор ветра с морем» и др.).

Пейзаж в литературном произведении: функции, сред­ства создания, символика.

И. С. Тургенев — мастер пейзажных описаний. Синте­тический характер картин природы в рассказе «Бежин луг». Психологичность тургеневского пейзажа, его связь с обли­ком персонажей рассказа, их переживаниями.


25

Пейзажное стихотворение. «Поэтические акварели» Б. Л. Пастернака («Март», «Золотая осень»).

Живописные и поэтические пейзажи М. А. Волошина («Старинным золотом и жёлчью напитал...».


26

Природа и человек в лирике русскоязычных поэтов Бе­ларуси.


27

Национальное своеобразие русского пейзажа. Общие черты русского пейзажа в живописи, музыке и литературе.


28

Создание национального русского пейзажа в творчестве художников-передвижников (А. А. Пластов, И. И. Шиш­кин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.). А. К. Саврасов — основоположник национального пей­зажа.


29

Музыкальные «картины» природы (фортепианный цикл «Времена года» П. И. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского).


30

Мастера русской пейзажной лирики — А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, С. А. Есенин, Н. М. Рубцов и др.


31

Береза — художественный символ России. Образ березы в фольклоре, древнерусской литературе. Новгородские берестяные грамоты. Русская народная хоро­водная песня «Во поле березонька стояла...».

Стихотворения о березе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, B. А. Рождественского и др.


32

Русская береза на полотнах И. Э. Грабаря, И. Е. Леви­тана, А. И. Куинджи, В. М. Сидорова, А. А. Рылова и др.

Народная песенная основа стихотворения С. А. Есенина «Береза». Песни и романсы на стихи Есенина: «Белая бе­реза» (муз. В. Г.Треястцова), «Отговорила роща золотая...» (муз. Г. Ф. Пономаренко).


33

Уроки творчества. Поэтические чтения «Пойми жи­вой язык природы...».


34

«Моя родословная»: история страны и история семьи. Интерес Пушкина к корням, своей родословной.

«Михайловские рощи» в судьбе и творчестве поэта. Биографический характер стихотворений «Няне», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный...».


35

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», лирика Ми­хайловского периода, повесть «Дубровский», «Повести Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель».

Михайловские «страницы» изобразительной Пушкиниа­ны: работы Н. Н. Ге, В. А. Серова, П. ГГ. Кончаловского, Д. А. Белюкина, В. Е. Попкова и др,

«Земли родной минувшая судьба» в произведениях Пуш­кина (общая характеристика).

Нравственные уроки прошлого («Песнь о вещем Олеге»).


36

Русское дворянство в прозе Пушкина. Быт поместной усадьбы. «Дворянские гнезда» на полот­нах русских художников (В. Д. Поленов, С. Ю. Жуковский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Ф. А. Васильева и др.).

Нравы, уклад жизни дворянства в изображении А. С. Пушкина («Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Метель»).


37

Ритуал дуэли. Идея мести и благородство натуры Сильвио («Выстрел»).

Двойственность отношения Пушкина к дворянству — утонченность культуры образованного сословия и жесто­кость крепостничества.


38

Образы русских помещиков. Социальное неравенство как источник драматических ситуаций, преграда для счастья героев. Картина В. В. Пукирева «Неравный брак».

«Что за прелесть эти уездные барышни!»: Маша Трое­курова («Дубровский»), Лиза Муромцева («Барышня-крес­тьянка»), Марья Гавриловна («Метель»).


39

Русские Ромео и Джульетта: Маша Троекурова и Вла­димир Дубровский, Алексей Берестов и Лиза Муромцева. Преодоление героями сословных предрассудков.


40

Переосмысление библейской истории в повести «Стан­ционный смотритель» и живописи.

Нравственный смысл «Притчи о блудном сыне». Сце­на возвращения блудного сына в интерпретации художников (Г. Доре, Б. Э. Мурильо, X. R Рембрандт, С. Роза, И. С. Гла­зунов и др.)


41

Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысле­ние в повести Пушкина. Литературное открытие мира «бед­ных людей». Библейский богатырь Самсон и Самсон Вырин. Позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина. Чу­десное перерождение Дуни.


42

Пушкинская проза в зеркале искусства. Особенности пушкинской прозы. «Точность и крат­кость — вот первые достоинства прозы». Динамизм содер­жания, глубина мыслей.

Художники-иллюстраторы произведений А. С. Пушкина: Д. А. Шмаринов, Б. М. Косульников, В. А. Милашевский, Б. М. Кустодиев и др.


43

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести A. С. Пушкина «Метель».

Иллюстрации к повести «Станционный смотритель» М. В. Добужинского, А. В. Ванециана, Д. А. Шмаринова, Б. М. Косульникова и др.

Экранизации «Повестей Белкина»: «Станционный смо­тритель» (режиссер С. А. Соловьев), «Барышня-крес­тьянка» (режиссер А. Н. Сахаров), «Метель» (режиссер B.П. Басов), «Выстрел» (режиссер Н. М. Трахтенберг).

Интерпретация пушкинских идей в киноэкранизаци­ях романа «Дубровский»: фильм «Дубровский» (режиссер A, В. Ивановский), сериал «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссер В. А. Никифоров).


44

«Уроки творчества». Написание рецензии на киноэкра­низацию пушкинских произведений (по выбору).


45

Украинские страницы творческой биографии Н. В. Го­голя. Понятие о Малороссии. Украинские впечатления дет­ства и юности: Великие Сорочинцы, Диканька, Полтава, Нежин.

Творческая атмосфера семьи (литературная деятельность B. А. Яновского, отца писателя; домашние спектакли). Привязанность Гоголя к своей малой родине. Интерес к украинской истории, языку, фольклору, народной жизни. Отношение Гоголя к песенной культуре Великороссии.


46

Народный театр (батлейка, вертеп); украинская народ­ная песня; А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок); Н. В. Го­голь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н. Гоголь и традиции украинского народного театра. Украинский вертеп и другие формы народного кукольного театра (русский театр Петрушки, белорусская батлейка, польская шопка).

Интерес русских писателей к украинской теме, истории. Украинские мотивы в творчестве А. С. Пушкина. Картины ма­лороссийской природы в поэме «Полтава» и повести Гоголя.


47

Национальный колорит украинских повестей Н. В. Го­голя. Творческая самобытность Гоголя. Рисунки Н. В. Гоголя «Украинская хата», «Дом в Васильевке».


48

Цикл украинских повестей «Вечера на хуторе близ Ди­каньки». «Вечера...» — «поэтические очерки Малороссии» (В. Г. Белинский). Обращение к преданиям, сказкам, на­родным легендам. Фольклорная демонология и фантастика. Проникновение в жизнь народа через народную песню. «Вечера...» — образец украинского юмора в русской ли­тературе.


49

Гоголевские герои в музыке, живописи, кино. Традиции обычаи, национальные костюмы на кар­тинах художников И. П. Аргунова, И. М. Прянишникова, A. Д. Кившенко, К. А. Трутовского и др.

Казачья удаль на картинах И. Е. Репина «Запорожцы» и в музыке М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» « Гопак»).


50

Гоголевские мотивы на полотнах А. И. Куинджи.

Проявление авторской иронии в изображении героев по­вести (описание внешности героев, речевая характеристика). Создание комических ситуаций, в которых проявляются чер­ты национального характера.

Иллюстрации к повести художники В. Е. Маковский, B. Д. Замирайло, А. Д. Кившенко, А. Кондырев, А. П. Бубнов).

«Гоголевские» оперы П. И. Чайковского («Черевички») и НА. Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством»).

Киноинтерпретации повести «Ночь перед Рождеством»: немой фильм (режиссер В. А. Старевич), мультипликацион­ный фильм (режиссеры 3. С. Брумберг и В. С. Брумберг, ис­пользована, музыка НА. Римского-Корсакова); кинофильм (режиссер А. А. Роу).


51

«Уроки творчества». Чудо вертепа. Фестиваль вертепных представлений или инсценировка фрагментов повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в духе народного кукольного театра.


52

Раскрытие психологии ребенка в литературе, живопи­си; музыке. Искусство живописного портрета. История детского портрета.


53

Постижение духовного мира ребенка на картинах ма­стеров русской художественной школы (Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. С. Маковский, 3. Е.Серебрякова).

Мастеретво А. И. Куприна в создании литературного портрета («Тапер»).


54

Музыкальные «страницы» повести. Классическая музыка для детей.


55

Трагическая судьба ребенка на войне (повесть В, О. Бо­гомолова «Иван»). Сила характера, чувство долга главного героя повести. Образы взрослых. Кинофильм А. А. Тарковского «Иваново детство».


56

Ребенок и его мир в автобиографических произведе­ниях. Автобиография как жанр. Автобиографическая проза о дет­стве как источник изучения психологии ребенка. Герой и пове­ствователь: соотношение точки зрения ребенка и взрослого. Па­радоксы детской души. Роль взрослых в формировании героев.


57

Радости и тревоги героев автобиографических повестей Л. Н. Толстого и М. Горького.


58

Счастливое детство Николеньки Иртеньева. Воспитание и образование дворянских детей.


59

«Трудное детство» Алеши Пешкова. Музей детства М. Горького в Нижнем Новгороде. Иллюстрации к повести М. Горького художника Б. А. Дехтерева. Фильм М. Донско­го «Детство Горького».


60

Золотой фонд зарубежной детской литературы. Понятие о приключенческой литературе. Приключенче­ская тематика (освоение или завоевание новых земель, по­хождения героев в неизведанных или экзотических стра­нах). Острота сюжета, динамика и напряженность действия. Сложность характеров и конфликтов.


61

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»). Романы об освоении американского Запада Ф. Купера («Следопыт», «Последний из могикан», «Зверобой») и М. Рида («Всад­ник без головы»).


62

Тематическое и жанровое разнообразие фантастиче­ской литературы. Реальное и фантастическое в произведе­ниях А. Азимова («Из рассказов о роботах») и R Брэдбери («И грянул гром» и др.).

Понятие о детективе. Особенности сюжета и компози­ции в детективе. Жанровое многообразие детектива. «Зако­ны» детективной литературы. Классика детективного жанра (А. Конан Дойл, Э. По).


63

Нравственные уроки историко-приключенческой, науч­но-фантастической и детективной литературы.

Киноэкранизации произведений для детей.


64

«Уроки творчества». Читательская конференция «Ли­тература для детей и о детях» (по произведениям из списка для дополнительного чтения).





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!