СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП факультативных занятий по рус.яз. в 7 кл. "Поэтические гимны морфологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП факультативных занятий по рус.яз. в 7 кл. "Поэтические гимны морфологии"

Просмотр содержимого документа
«КТП факультативных занятий по рус.яз. в 7 кл. "Поэтические гимны морфологии"»


Календарно-тематическое планирование

занятий по русскому языку на платной основе

в 2013/2014 учебном году в 7-х классах

учителя СШ № 12 г. Минска Тарасик Н. С.


ПОЭТИЧЕСКИЕ ГИМНЫ МОРФОЛОГИИ Автор Р. С. Сидоренко


Пояснительная записка

В начале XXI в. подавляющее большинство людей по-прежнему, как и в ХХ в., видит в морфологии сухую науку о формах слов, правилах склонения и спряжения, разных категориях и т. д. Она такая и есть, морфология: сложная, точная – и совершенно необходимая наука для тех, кто хочет и должен уметь связно выражать свои мысли. Образованный человек немыслим без знания морфологии и владения её законами и правилами. Однако владение морфологическими правилами построения речи – это обязательная для всех, но лишь самая первая, поверхностная степень погружения в морфологию. Вторая степень погружения в морфологию – это овладение морфологией как источником выразительности и образности. Например, имя существительное позволяет видеть мир предметов во всем многообразии красок и оттенков. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя (море – бирюзовое, спокойное, изумрудное и т. д.). Числительные в художественной речи выполняют две функции: информативную и экспрессивную. Они используются при описании поведения героев, их внешности, обстановки для придания повествованию оттенка особой достоверности. Местоимения в тексте обладают особой изобразительной силой, придают речи оттенок искренности. Глагол используется прежде всего для передачи непрерывного движения окружающего мира, а также духовной жизни человека. С помощью наречий писатели создают яркие картины природы.

В создании художественной образности велика роль и служебных частей речи. Следовательно, все части речи могут быть источником выразительности, надо лишь умело пользоваться ими. И в этом должен помочь целенаправленный факультативный курс, цель которого – научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.


Задачи занятий: совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения:

  • узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;

  • анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;

  • употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;

  • формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.


Содержание обучения основывается на знаниях функционально-стилистических возможностей частей речи.


Основные формы организации занятий – лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др.

Тема

Дата

1

Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 ч).



Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры (2 ч)


2

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры


3

Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры



Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 ч)


4

Метафора.


5

Части речи в составе метафоры


6

Олицетворение.


7

Части речи в составе олицетворения



Метонимия. Синекдоха.

Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 ч)


8

Метонимия


9

Части речи в составе метонимии


10

Синекдоха.


11

Части речи в составе синекдохи



Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты (4 ч)


12

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты


13

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты


14

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты


15

Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты



Обобщение изученного (2 ч).


16

Обобщение изученного


17

Обобщение изученного



Сравнения. Части речи, организующие сравнения (4 ч).


18

Сравнения. Части речи, организующие сравнения


19

Сравнения. Части речи, организующие сравнения


20

Сравнения. Части речи, организующие сравнения


21

Сравнения. Части речи, организующие сравнения



Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 ч)


22

Гипербола.


23

Части речи в составе гиперболы


24

Литота


25

Части речи в составе литоты



Анафора. Части речи в анафоре (2 ч)


26

Анафора


27

Части речи в анафоре



Антитеза. Части речи в антитезе (2 ч).


28

Антитеза


29

Части речи в антитезе



Градация. Инверсия.

Части речи в градации и инверсии (4 ч)


30

Градация


31

Части речи в градации


32

Инверсия


33

Части речи в инверсии



Обобщение изученного (2 ч)


34

Обобщение изученного


35

Обобщение изученного



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; умениями использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.

Рекомендуемая литература

Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2001.

Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М., 2001.

Русский язык и культура речи / под ред. В. Н. Максимова. – М., 2002.

Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск, 2000.

Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М, 1997

Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живём / Д. Лакофф, М. Джонсон. – М., 2004.

Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.

Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. – М. – Воронеж, 2002.

Ножин, Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. – М., 1989.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.

Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1991.

Служевская, Т. П. Уроки русской словесности: практикум по культуре речи / Т. П. Служевская. – СПб., 1997.

Филиппов, А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи / А. В. Филиппов. – М, 1998.

Хазагеров, Г. Г. Риторика для делового человека / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. – М., 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!