Календарно-тематическое планирование
занятий по русскому языку на платной основе
в 2013/2014 учебном году в 7-х классах
учителя СШ № 12 г. Минска Тарасик Н. С.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ГИМНЫ МОРФОЛОГИИ Автор Р. С. Сидоренко
Пояснительная записка
В начале XXI в. подавляющее большинство людей по-прежнему, как и в ХХ в., видит в морфологии сухую науку о формах слов, правилах склонения и спряжения, разных категориях и т. д. Она такая и есть, морфология: сложная, точная – и совершенно необходимая наука для тех, кто хочет и должен уметь связно выражать свои мысли. Образованный человек немыслим без знания морфологии и владения её законами и правилами. Однако владение морфологическими правилами построения речи – это обязательная для всех, но лишь самая первая, поверхностная степень погружения в морфологию. Вторая степень погружения в морфологию – это овладение морфологией как источником выразительности и образности. Например, имя существительное позволяет видеть мир предметов во всем многообразии красок и оттенков. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя (море – бирюзовое, спокойное, изумрудное и т. д.). Числительные в художественной речи выполняют две функции: информативную и экспрессивную. Они используются при описании поведения героев, их внешности, обстановки для придания повествованию оттенка особой достоверности. Местоимения в тексте обладают особой изобразительной силой, придают речи оттенок искренности. Глагол используется прежде всего для передачи непрерывного движения окружающего мира, а также духовной жизни человека. С помощью наречий писатели создают яркие картины природы.
В создании художественной образности велика роль и служебных частей речи. Следовательно, все части речи могут быть источником выразительности, надо лишь умело пользоваться ими. И в этом должен помочь целенаправленный факультативный курс, цель которого – научить учащихся выражать свои мысли грамотно, точно, выразительно, образно, как писал Л. Толстой, «находить единственно нужное размещение единственно нужных слов» в устном и письменном высказывании.
Задачи занятий: совершенствовать у учащихся учебно-языковые и коммуникативные умения:
узнавать, различать, группировать слова разных частей речи по выразительно-изобразительным функциям;
анализировать, обосновывать употребление выразительных средств частей речи поэтами и писателями в поэтических и прозаических произведениях;
употреблять слова различных частей речи в составе тропов и фигур речи;
формировать у учащихся умения использовать выразительные средства частей речи в самостоятельно создаваемых текстах.
Содержание обучения основывается на знаниях функционально-стилистических возможностей частей речи.
Основные формы организации занятий – лекции, беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся над составлением текстов различных стилей с использованием образно-выразительных средств и др.
№ | Тема | Дата |
1 | Понятие «выразительная речь». Условия, определяющие выразительность речи (1 ч). | |
| Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры (2 ч) | |
2 | Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры | |
3 | Система языковых средств выразительности: тропы и фигуры | |
| Метафора. Олицетворение. Части речи в составе метафоры и олицетворения (4 ч) | |
4 | Метафора. | |
5 | Части речи в составе метафоры | |
6 | Олицетворение. | |
7 | Части речи в составе олицетворения | |
| Метонимия. Синекдоха. Части речи в составе метонимии и синекдохи (4 ч) | |
8 | Метонимия | |
9 | Части речи в составе метонимии | |
10 | Синекдоха. | |
11 | Части речи в составе синекдохи | |
| Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты (4 ч) | |
12 | Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты | |
13 | Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты | |
14 | Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты | |
15 | Эпитеты. Части речи, организующие эпитеты | |
| Обобщение изученного (2 ч). | |
16 | Обобщение изученного | |
17 | Обобщение изученного | |
| Сравнения. Части речи, организующие сравнения (4 ч). | |
18 | Сравнения. Части речи, организующие сравнения | |
19 | Сравнения. Части речи, организующие сравнения | |
20 | Сравнения. Части речи, организующие сравнения | |
21 | Сравнения. Части речи, организующие сравнения | |
| Гипербола. Литота. Части речи в составе гиперболы и литоты (4 ч) | |
22 | Гипербола. | |
23 | Части речи в составе гиперболы | |
24 | Литота | |
25 | Части речи в составе литоты | |
| Анафора. Части речи в анафоре (2 ч) | |
26 | Анафора | |
27 | Части речи в анафоре | |
| Антитеза. Части речи в антитезе (2 ч). | |
28 | Антитеза | |
29 | Части речи в антитезе | |
| Градация. Инверсия. Части речи в градации и инверсии (4 ч) | |
30 | Градация | |
31 | Части речи в градации | |
32 | Инверсия | |
33 | Части речи в инверсии | |
| Обобщение изученного (2 ч) | |
34 | Обобщение изученного | |
35 | Обобщение изученного | |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение выразительными морфологическими средствами; способами, позволяющими выделять выразительность произносительную, лексическую, стилистическую; условиями, определяющими выразительность речи; системой средств выразительности речи: тропами и фигурами; умениями использования выразительных морфологических средств в устных и письменных высказываниях.
Рекомендуемая литература
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2001.
Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.
Культура русской речи / под ред. проф. Л. К. Граудиной, проф. Е. Н. Ширяева. – М., 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. В. Н. Максимова. – М., 2002.
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. – Минск, 2000.
Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М, 1997
Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живём / Д. Лакофф, М. Джонсон. – М., 2004.
Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.
Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. – М. – Воронеж, 2002.
Ножин, Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. – М., 1989.
Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.
Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1991.
Служевская, Т. П. Уроки русской словесности: практикум по культуре речи / Т. П. Служевская. – СПб., 1997.
Филиппов, А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи / А. В. Филиппов. – М, 1998.
Хазагеров, Г. Г. Риторика для делового человека / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. – М., 2001.