№ урока | Тема урока | Освоение предметных результатов | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля | Возможные формы творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Дата | Домашнее задание |
Раздел № 1 «Чем и как работают художники» (9 часов) |
1/1 | Три основных цвета. Первичные основы цветоведения. | Наблюдать цветовые сочетания в природе, смешивать краски, овладевать первичными живописными навыками, изображать на основе смешивания цветов разнообразные цветы по памяти. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение поляны цветов сверху тремя основными и тремя составными цветами (без предварительного рисунка), по памяти (весь лист заполняется крупными изображениями). | | |
2/2 | Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий | Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета, смешивать цветные краски, создавать пейзажи природных стихий. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, солнечный день), без предварительного рисунка. | | |
3/3 | Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета. | Развивать навыки работы разными материалами; исследовать их выразительные возможности; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше); изображать осенний лес. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение осеннего леса ( по памяти и впечатлению) пастелью. | | |
4/4 | Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка | Овладевать техникой аппликации; использовать особенности изображения на плоскости; создавать коврик из осенних листьев. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Создание коллективного проекта в технике аппликации коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. | | |
5/5 | Выразительные возможности графических материалов. Что может линия? Изображение леса из природных материалов. | Понимать выразительные возможности линий; осваивать приемы работы графическими материалами; изображать зимний лес. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение одним из графических материалов зимнего леса ( деревья, ветка на фоне снега) по впечатлению и по памяти. | | |
6/6 | Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина. | Развивать навыки работы с целым куском пластилина; осваивать приемы работы с ним (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление); создавать объемное изображение | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Объемное изображение животных по впечатлению и по памяти. | | |
7/7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. | Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги; овладевать навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы; конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | Беседа, наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | | |
8/8 | Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. | Повторять и закреплять имеющиеся знания; обобщать пройденный материал; создавать образ ночного города с помощью неожиданных материалов (семечки, фасоль, серпантин, нитки, конфетти и пр.) | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов (серпантина, конфетти на фоне темной бумаги) или создание композиции из сухих цветов, трав на фоне цветной или белой бумаги. | | |
9/9 | Любой материал может стать выразительным (обобщение) | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов (серпантина, конфетти на фоне темной бумаги) или создание композиции из сухих цветов, трав на фоне цветной или белой бумаги. | | |
Раздел № 2 «Реальность и фантазия» (7 часов) |
10/1 | Изображение и реальность. Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради. | Придумывать выразительные фантастические образы; изображать сказочные существа; развивать навыки работы гуашью. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение зверей, увиденных в зоопарке, или знакомых домашних животных. | | |
11/2 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | Учиться видеть украшения в природе; создавать изображения украшений в природе; развивать навыки работы мелом | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. | | |
12/3 | Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника | Осваивать приемы создания орнамента (повторение, чередование); создавать украшения; работать фломастерами с помощью линий различной толщины | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение паутинок с росой и веточками или снежинок и других прообразов украшений при помощи графических элементов, индивидуально, по памяти. | | |
13/4 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | Анализировать формы и пропорции природных конструкций; осваивать навыки работы с бумагой; участвовать в создании коллективной работы. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Украшение заданной формы (кокошник, воротничок, накидка). | | |
14/5 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира | Осваивать приемы работы с бумагой; придумывать разнообразные конструкции; создавать макеты. | Беседа, наблюдения, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Индивидуальный проект подводного мира из бумаги. | | |
15/6 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города | Повторять и закреплять знания; конструировать и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения); обсуждать работы и оценивать собственную деятельность | Беседа, наблюдения, индивидуально-групповая работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Создание из бумаги необычного городка. | | |
16/7 | Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Елочная игрушка. | Повторять и закреплять знания; конструировать и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения); обсуждать работы и оценивать собственную деятельность | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Конструирование елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения (взаимодействие трех видов художественной деятельности). | | |
Раздел № 3 «О чём говорит искусство» (10 часов) |
17\1 | Выражение характера животных. Изображение животных с характером | Рассматривать животных в различных состояниях; изображать животного с ярко выраженным характером и настроением; развивать навыки работы с гуашью. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер зверя и какое его настроение. | | |
18/2 | Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, добрая и злая волшебницы) (класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых) | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | | |
19/3 | Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа | Характеризовать доброго и злого сказочных героев; учиться изображать эмоциональное состояние человека; развивать навыки работы гуашью. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение противоположных по характеру героев (Царевна Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха). | | |
20/4 | Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей | Характеризовать доброго и злого сказочных героев; учиться изображать эмоциональное состояние человека; развивать навыки работы гуашью. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Создание в объеме контрастных сказочных персонажей (Царевна Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха). | | |
21/5 | Изображение природы в разных состояниях (контрастных) Изображение погоды после дождя. | Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина; создавать образы в объеме. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, море бурное, тревожное). Вспомнить или найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии. | | |
22/6 | Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия | Понимать роль украшения в жизни человека; создавать декоративные композиции; украшать композиции. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Украшения кокошников и оружия для добрых и злых сказочных героев. | | |
23/7 | Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация) | Принимать участие в создании коллективного панно; понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения; украшать паруса, согласно замыслу. | Беседа, наблюдения, коллективно-индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого). Панно коллективно-индивидуальное, выполняется в технике аппликации. | | |
24/8 | Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке . Образ здания. | Наблюдать и анализировать окружающие объекты; учиться видеть художественный образ в архитектуре. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Творческий проект. Создание нескольких панно или объемных композиций, передающих мир сказочных героев-добрых и злых. | | |
25/9 | Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке . Образ здания. | Наблюдать и анализировать окружающие объекты; учиться видеть художественный образ в архитектуре. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Создание нескольких панно или объемных композиций, передающих мир сказочных героев-добрых и злых. | | |
26/10 | Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы. | Приобретать опыт творческой работы; развитие навыка работы гуашью. | анализ, сравнение, обсуждение, оценивание | Изображение гуашью замка Снежной Королевы. | | |
Раздел№4 «Как говорит искусство» (8 часов) |
27/1 | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет. | Уметь видеть взаимовлияние цвета; осваивать различные приемы работы кистью (мазки «волна», «пятнышко»); изображать простые сюжеты | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение (как бы сверху) угасающего костра, пера жар-птицы). | | |
28/2 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | Уметь составлять глухие и звонкие цвета; изображать весеннюю землю; закреплять умения работать кистью. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение весенних ручьев на фоне земли ( по подмалёвку). | | |
29/3 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | Развивать навыки работы мелками; изображать весенние ручьи, извивающие змейками. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Изображение ветки с определенным характером и настроением. | | |
30/4 | Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | Изображать ветки деревьев с определенным характером; наблюдать линии в окружающей действительности | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Ритмическое расположение летящих птиц. | | |
31/5 | Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | Расширять знания о средствах художественной выразительности; уметь передавать ритм птиц на плоскости; развивать навыки работы в технике обрывной аппликации. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Конструирование и лепка людей и животных с разным характером пропорций. | | |
32/6 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц» | Применение знаний и умений в нестандартной ситуации | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Создание коллективного проекта «Весна. Шум птиц» (панно). | | |
33/7 | Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей. Понимать и уметь называть задачи, которые решали в каждой четверти. | Беседа, наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | Выставка работ готового проекта. | | |
34/8 | Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка | Анализировать работы; рассказывать о своих впечатлениях | Беседа, наблюдения, анализ, сравнение, обсуждение, оценивание | Создание открытки «Скоро лето» с помощью гуаши, бумаги т.д. | | |