Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Л.А. Неменской, А.С. Питерских
«Изобразительное искусство» 3 класс, М.: «Просвещение» 2012г., УМК «Школа России».
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
2016 г.
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры в ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоит названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
-Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
-Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Данная программа рассчитана на 34 ч, 1 час в неделю.
Авторская программа используется без изменений.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
план | факт |
Искусство в твоем доме (8 ч) |
1 | 05.09 | | Твои игрушки. | Работать с подручными материалами. Знать термин «прикладное искусство». Характеризовать и оценивать разные виды игрушек, работать с пластилином, глиной. | ИКТ |
2 | 15.09 | | Посуда у тебя дома. | Работа с пластилином, с глиной, водоэмульсионной краской. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Уметь в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании проектов посуды. | Образцы посуды |
3 | 22.09 | | Обои и шторы у тебя дома. | Создавать эскиз обоев или штор для определенной комнаты. Уметь в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании проектов обоев, тканей; работать с клише. | ИКТ |
4 | 29.09 | | Мамин платок. | Создавать эскиз и роспись платка. | ИКТ |
5 | 06.10 | | Твои книжки. | Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Конструирование из бумаги макетов детских книжек; выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек. | Выставка детских книг |
6 | 13.10 | | Твои книжки. | |
7 | 20.10 | | Открытка. | Создание эскиза открытки или декоративной закладки (с растительными мотивами). Выразительное использование гуаши при выполнении поздравительных открыток к празднику. | Образцы открыток |
8 | 27.10 | | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | Обсуждение творческих работ, оценивание собственной деятельности. | |
Искусство на улицах твоего города (7ч) |
9 | 10.11 | | Памятники архитектуры. | Изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. В доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, построек для улиц родного города. | ИКТ |
10 | 17.11 | | Парки, скверы бульвары. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устройства (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или вы страивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Разработка эскиза и построение игрового парка (макет). Исследование, рассматривание фонарей у подъездов театров, в скверах, ажурных конструкций оград. Создание зарисовок или фотографий. | ИКТ |
11 | 24.11 | | Ажурные ограды. | Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города, сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Научатся различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград, фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки, использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. Разработка узора для ограды. Выполнение рисунка Красивой ажурной ограды в нашем городе. Сравнение ажурных оград и других объектов с ажурным узором. | ИКТ |
12 | 01.12 | | Волшебные фонари. | Воспринимают, сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов, отмечая особенности их формы и украшений. Научатся различать фонари разного эмоционального звучания, объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей, изображать необычные фонари, используя графические средства, или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Исследование: найти в городе старинные фонари и зарисовать их, составить описание фонаря, придумать историю-сказку, которая произошла с участием фонаря. | ИКТ |
13 | 08.12 | | Витрины. | Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара, объясняют связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Научатся фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладеют композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. Творческая работа: создание эскиза по собственному замыслу. Исследование: рассмотреть витрины магазинов в городе и сфотографировать наиболее понравившуюся. | ИКТ |
14 | 15.12 | | Удивительный транспорт. | Научатся видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение, видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта, фантазировать. Создавать образы фантастических машин. Овладеют новыми навыками в конструировании из бумаги. Творческая работа: составление описания созданного вида транспорта, рассказа о нем. | ИКТ |
15 | 22.12 | | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). | Создание коллективного панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации. Обсуждение творческой работы, оценивание собственной художественной деятельности. | |
Художник и зрелище (10 ч) |
16 | 29.12 | | Художник в цирке. | Понимают и объясняют важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Научатся придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, изображать яркое, веселое, подвижное. Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу. | ИКТ |
17 | 12.01 | | Художник в театре. | Сравнение объектов, элементов театрально-сценического мира, умение видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы, понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля, создавать «Театр на столе» – картинный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями . Творческая работа: создание макета по собственному замыслу. | ИКТ |
18 | 19.01 | | Художник в театре. | |
19 | 26.01 | | Театр кукол. | Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Научатся придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани, использовать куклу для игры в кукольный спектакль. Творческая работа: создание куклы по собственному замыслу. Разыгрывание сценки из сказки. | ИКТ, образцы работ |
20 | 02.02 | | Театр кукол. | |
21 | 09.02 | | Маска. | Умение отмечать характер, настроение, воплощенные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу, объяснять роль маски в театре и на празднике, конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Творческая работа: со- здание маски по собственному замыслу. | Образцы работ |
22 | 16.02 | | Маска. | |
23 | 02.03 | | Афиша и плакат. | Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Роспись гуашью по ткани (при создании занавеса к спектаклю), росписи гуашью эскизов декораций к спектаклю. Проектирования из бумаги деталей театральных костюмов. | ИКТ |
24 | 09.03 | | Праздник в городе. | Умение объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том, как можно украсить город к Празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным, создавать в рисунке проект оформления праздника. Творческая работа: создание в рисунке проекта оформления класса к празднику. | ИКТ |
25 | 16.03 | | Праздник в городе. | |
Художник и музей (9 ч) |
26 | 23.03 | | Музей в жизни города. | Знакомство с крупнейшими художественными музеями России. Музеи родного города. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их композиций. | ИКТ |
27 | 06.04 | | Музеи искусства. | Умение понимать и объяснять роль художественного музея, учатся понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Получат представление и научатся называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Исследование: сообщения о знаменитых музеях страны, рассказ о своем любимом произведении изобразительного искусства (картине, скульптуре). | ИКТ |
28 | 13.04 | | Картина – особый мир. Картина – пейзаж. | Представление о том, что картина, – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Научатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.), изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением, выражать настроение в пейзаже цветом. Узнают имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Творческая работа: рассказ-описание картины российского художника-пейзажиста. | Презентация |
29 | 20.04 | | Картина-портрет. | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Научатся рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера), создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассники, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Творческая работа: рассказ-описание картины-портрета знаменитого художника-портретиста. Рисование автопортрета. | ИКТ |
30 | 27.04 | | Картина-портрет. | |
31 | 04.05 | | Картина-натюрморт. | Восприятие картины-натюрморта, как своеобразного рассказа о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Понимание, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Творческая работа, постановка натюрморта по собственному замыслу. | Презентация |
32 | 11.05 | | Картины исторические и бытовые. | Изображение сцены из своей жизни в семье, в школе. На улице или изображение яркого общезначимого события. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанров. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | ИКТ |
33 | 18.05 | | Скульптура в музее и на улице. | Научатся рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников, назвать несколько знакомых памятников и их авторов, рассуждать о созданных образах. Узнают виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Научатся лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Творческая работа: составление рассказа- описания любимой скульптуры. | ИКТ |
34 | 25.05 | | Каждый человек – художник. Итоговое занятие (обобщение и систематизация знаний). | Участие в организации выставки детского художественного творчества, проявление творческой активности, проведение экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника в жизни каждого человека и рассказывают о ней. Творческая работа: подготовка сообщений по предложенным учителем темам. | |