Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, требования к уровню освоения обучающимся предметных результатов, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего и промежуточного контроля, контрольно-измерительные материалы, учебно-методический комплекс.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.
Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач.
Дать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в пределах 3, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в пределах 3. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками: изобразительная деятельность (геометр.фигуры и тела), окружающий социальный мир, человек, окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация. На уроке математические представления стимулируются познавательные интересы приемами занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями). В процессе обучения математическим представлениям используются эффективные формы обучения школьников: индивидуально-дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
различать предметы по цвету, массе, форме; сравнивать 1-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые; сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением; определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение; ориентироваться на листе бумаги; узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов; создать условия для письма цифр 1,2,3 соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;
развитие мелкой моторики, межполушарных связей.
сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения; устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы); различать правую, левую руки; пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу; ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога); узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя; узнавать цифры 1,2,3 распознавать монеты в играх и упражнениях.
№ п.п | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | БУД | Дата |
Ознакомительно-ориентированные действия в предметно развивающей среде (4 часа) |
1 | Знакомство с дидактическими сборно- разборными игрушками и детским строительным материалом. | 1 | Научиться пользоваться сборно- разборными игрушками. | Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |
2 | Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно- разборной игрушки для конструирования вместе с учителем. | 1 | |
3 | Выполнение учителем простой постройки их двух- трех деталей. | 1 | |
4 | Знакомство с местом расположения сборно- разборных игрушек, с дидактическим столом. | 1 | |
Количественные представления (3 часа) |
5 | Демонстрация действий счета объектов в любом порядке. | 1 | Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного синтеза | Регулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. | |
6 | Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета | 1 | |
7 | Складывание шариков | 1 | |
Представления о форме (5 часов) |
8 | Упражнения на определение формы шара. | 1 | Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного синтеза | Познавательные Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) | |
9 | Игры с мячом и шаром. | 1 | |
10 | Катание и бросание мячей среднего размера | 1 | |
11 | Хождение по ковру «Топ-топ». | 1 | |
12 | Игра «Пирамидка». | 1 | |
Представления о величине (5 часов) |
13 | Упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большой – маленький) | 1 | Действия по подражанию. Бросать большой мяч далеко. Маленький мяч вложить к ногам. Учиться купаться в сухом бассейне | Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Коммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |
14 | Упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большая – маленькая) | 1 | |
15 | Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: «купания». | 1 | |
16 | Игра «Сухой бассейн». | 1 | |
17 | Игры и игровые упражнения в сухом бассейне ориентировка на величину | 1 | |
Пространственные представления 6 часов |
18 | Совместное перемещение держась за руки в пространстве комнаты. | 1 | Ориентироваться в пространстве (можно с помощью учителя) Самостоятельно переносить предмет с одного места на другое | Регулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следоватьпредложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Познавательные Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) | |
19 | Совместное перемещение держась за веревочку в пространстве комнаты. | 1 | |
20 | Совместное перемещение держась за обруч в пространстве комнаты. | 1 | |
21 | Перенос с одного места на другое разных предметов. | 1 | |
22 | Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве. | 1 | |
23 | Использование вербальных и невербальных средств (разводить руки в стороны, имитация захвата маленького предмета) | 1 | |
|
Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими играми (сборно – разборными) (13 часов) |
24 | Игры с дидактическим панно «Ежик» | 1 | Развивать мыслительные операции, Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек Развивать мыслительные операции, Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек Развивать мыслительные операции, Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек | Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Коммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |
25 | Игра « Кубик на кубик». | 1 | |
26 | Игра«Стол и стул для матрешки» | 1 | |
27 | Игра«Домик для собаки» | 1 | |
28 | Игры «Строим башню | 1 | |
29 | Игра «Забор из кирпичиков и кубиков» | 1 | |
30 | Игра «Спрячь матрешку в домик» | 1 | |
31 | Совместные игры с конструктивными «забор из больших и маленьких палочек» | 1 | |
32-34 | Игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку») Игры с мягким модулем «Пирамидка», | 3 | |
35-36 | «Дидактическая черепаха», «Укрась полянку» | 2 | |
Количественные представления(4 часа) |
37 | Пересыпание песка из песочного ящика в миски, банки, высыпание в различные формы, полив песка водой. | 1 | Уч-ся наблюдают, учитель активно стимулирует их действия с помощью жестовой инструкции Знакомства с прикосновениями последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем - под | Регулятивные Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Познавательные Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) | |
38 | Упражнения на выбор предметов из множества. | 1 | |
39 | Количество один и показ пальцем – один | 1 | |
40 | Игры с пальцами на соотнесение количества: много, один пальчик. | 1 | |
Представления о форме(5 часов) |
41 | Тактильные и визуальные упражнения на выбор круглых предметов | 1 | Показать под ноги на фигуру. Показать под ноги на фигуру. Подкреплять действия ребенка словами катится, круглое колечко | Личностные Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |
42 | Знакомство с объемной фигурой – кубом. | 1 | |
43 | Игры на развитие представлений о форме предметов «Что катится, что не катится». | 1 | |
44 | Игра «Цветные шарики», «Лоток с шариками и кубиками». | 1 | |
45 | Игра «Узнай что нарисовано». | 1 | |
Представления о величине (5 часов) |
46 | Конструирование больших и маленьких пирамидок. | 1 | Научить сравнивать предметы по величине. Тренировать в сравнении предметов по размеру. Катание и бросание мячей среднего размера – пластмассовых, резиновых, тряпичных Хождение по ковру | Коммуникативные Коммуникативные учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | |
47 | Игра «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» | 1 | |
48 | Большой - маленький, широкий - узкий, высокий – низкий. | 1 | |
49 | Много - мало, больше - меньше, столько же, поровну | 1 | |
50 | Повторение | 1 | |