СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Математические представления для 1 доп класс для детей с растройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП Математические представления для 1 доп класс для детей с  растройством аутистического спектра

Просмотр содержимого документа
«КТП Математические представления для 1 доп класс для детей с растройством аутистического спектра»

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, требования к уровню освоения обучающимся предметных результатов, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего и промежуточного контроля, контрольно-измерительные материалы, учебно-методический комплекс.

В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.

Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».

Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач.

Задачи

Дать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в пределах 3, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в пределах 3. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу.


Основные межпредметные связи осуществляются с уроками: изобразительная деятельность (геометр.фигуры и тела), окружающий социальный мир, человек, окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация. На уроке математические представления стимулируются познавательные интересы приемами занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями). В процессе обучения математическим представлениям используются эффективные формы обучения школьников: индивидуально-дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Достаточный уровень

различать предметы по цвету, массе, форме; сравнивать 1-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые; сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением; определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение; ориентироваться на листе бумаги; узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов; создать условия для письма цифр 1,2,3 соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;

развитие мелкой моторики, межполушарных связей.

Минимальный уровень

  1. различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным свойством (цвет, величина, форма);
  2. сравнивать два предмета по величине по величине методом приложения;
сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения; устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы); различать правую, левую руки; пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу; ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога); узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя; узнавать цифры 1,2,3 распознавать монеты в играх и упражнениях.



Планирование

п.п

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

БУД

Дата

Ознакомительно-ориентированные действия в предметно развивающей среде (4 часа)

1

Знакомство с дидактическими сборно- разборными игрушками и детским строительным материалом.

1

Научиться пользоваться сборно- разборными игрушками.


Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту



2

Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно- разборной игрушки для конструирования вместе с учителем.

1


3

Выполнение учителем простой постройки их двух- трех деталей.

1


4

Знакомство с местом расположения сборно- разборных игрушек, с дидактическим столом.

1


Количественные представления (3 часа)

5

Демонстрация действий счета объектов в любом порядке.

1

Развитие

основных мыслительных операций:

навыков соотносительного

синтеза

Регулятивные

Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.



6

Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета

1


7

Складывание шариков

1


Представления о форме (5 часов)

8

Упражнения на определение формы шара.

1

Развитие

основных мыслительных операций:

навыков соотносительного

синтеза

Познавательные

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия

Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)


9

Игры с мячом и шаром.

1


10

Катание и бросание мячей среднего размера

1


11

Хождение по ковру «Топ-топ».

1


12

Игра «Пирамидка».

1


Представления о величине (5 часов)

13

Упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большой – маленький)

1

Действия по подражанию. Бросать большой мяч далеко. Маленький мяч вложить к ногам.


Учиться купаться в сухом бассейне

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту




14

Упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большая – маленькая)

1


15

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: «купания».

1


16

Игра «Сухой бассейн».

1


17

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне ориентировка на величину

1


Пространственные представления 6 часов

18

Совместное перемещение держась за руки в пространстве комнаты.

1

Ориентироваться в пространстве

(можно с помощью

учителя)


Самостоятельно переносить предмет с одного места на другое

Регулятивные

Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следоватьпредложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия

Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)


19

Совместное перемещение держась за веревочку в пространстве комнаты.

1


20

Совместное перемещение держась за обруч в пространстве комнаты.

1


21

Перенос с одного места на другое разных предметов.

1


22

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве.

1


23

Использование вербальных и невербальных средств (разводить руки в стороны, имитация захвата маленького предмета)

1



Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими играми (сборно – разборными) (13 часов)

24

Игры с дидактическим панно «Ежик»

1

Развивать мыслительные операции,

Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек

Развивать мыслительные операции,

Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек


Развивать мыслительные операции,

Навыки группировки строительных материалов и дидактических игрушек

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту



25

Игра « Кубик на кубик».

1


26

Игра«Стол и стул для матрешки»

1


27

Игра«Домик для собаки»

1


28

Игры «Строим башню

1


29

Игра «Забор из кирпичиков и кубиков»

1


30

Игра «Спрячь матрешку в домик»

1


31

Совместные игры с конструктивными «забор из больших и маленьких палочек»

1


32-34

Игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку»)

Игры с мягким модулем «Пирамидка»,

3


35-36

«Дидактическая черепаха», «Укрась полянку»

2


Количественные представления(4 часа)

37

Пересыпание песка из песочного ящика в миски, банки, высыпание в различные формы, полив песка водой.

1

Уч-ся наблюдают, учитель активно стимулирует их действия с помощью жестовой инструкции

Знакомства с прикосновениями последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем - под

Регулятивные

Входить и выходить из учебного помещения со звонком Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия одноклассников Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Устанавливать видо - родовые отношения предметов Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями Выполнять арифметические действия

Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)


38

Упражнения на выбор предметов из множества.

1


39

Количество один и показ пальцем – один

1


40

Игры с пальцами на соотнесение количества: много, один пальчик.


1


Представления о форме(5 часов)

41

Тактильные и визуальные упражнения на выбор круглых предметов

1

Показать под ноги на фигуру.



Показать под ноги на фигуру.

Подкреплять действия ребенка словами катится, круглое колечко

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту


42

Знакомство с объемной фигурой – кубом.

1


43

Игры на развитие представлений о форме предметов «Что катится, что не катится».

1


44

Игра «Цветные шарики», «Лоток с шариками и кубиками».

1


45

Игра «Узнай что нарисовано».

1


Представления о величине (5 часов)

46

Конструирование больших и маленьких пирамидок.

1

Научить сравнивать предметы по величине.

Тренировать в сравнении предметов по размеру.

Катание и бросание мячей среднего размера – пластмассовых, резиновых, тряпичных

Хождение по ковру


Коммуникативные

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс) Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Обращаться за помощью и принимать помощь Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту



47

Игра «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой»

1


48

Большой - маленький, широкий - узкий, высокий – низкий.

1


49

Много - мало, больше - меньше, столько же, поровну

1


50

Повторение

1






Учебно-методический комплекс

  1. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.под ред. Баряевой Л.Б.

  2. Алышева Т.В. Математика. 1 класс.

  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А.Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.

  4. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.

  5. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе.

  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике.

  7. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.

  8. Копытова Л.Н. Развитие пространственных представлений и образного мышления.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!