ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской̆ Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной̆ отсталостью; Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской̆ Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной̆ отсталостью.
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программа занятий по курсу «Окружающий социальный мир», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП. Рабочая компилятивная программа "Окружающий социальный мир" для 1 дополнительного класса разработана в полном соответствии с программой образования.
2. Общая характеристика учебного предмета. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель учебного курса формирование первоначальных представлений о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей (и в частности себя, как ученика); овладение детьми в процессе игровой деятельности опытом социального поведения, для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
3. Место курса «Окружающий социальный мир» в учебном плане:
«Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Человек и общество» , примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
4. Задачи и направления рабочей программы: Обучение по данной программе решает следующие задачи:
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. Развитие собственной активности ребенка;
6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. Формирование и развитие целенаправленных действий;
8. Развитие планирования и контроля деятельности;
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
5. Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
6. Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Формирование и развитие речи.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
7. Содержание курса состоит из следующих разделов:
Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока:
1.Образовательный,формирование представлений о окружающем социальном мире, явлениями социальной жизни.
2.Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
3.Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках социальный окружающий мир очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках социальный окружающий мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
8. Общая характеристика обучающихся.
9. Деление учащихся на группы по степени обучаемости.
В связи со значительной неоднородность данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
1 группа: - не пользуются фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, понимают простые инструкции, грубые нарушения моторной сферы.
2 группа: - наличие простой фразы, недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений, множественные нарушения в произношении.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
10. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия |
|
1 | Здравствуй, школа! Вводный урок. | 1 | Реагировать на имя; проявлять интерес Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Умение взаимодействовать Знать и использовать эталоны школьного поведения; взаимодействовать с учителем; | Фиксировать взгляд на лице педагога взаимодействовать с учителем; принимать умение слушать и спрашивать |
2-3 | Приветствие при встрече. | 2 | проявлять собственные чувства, желания; навыки адаптации уважительно и бережно относиться к людям, их труду и результатам их деятельности; навыки адаптации | Умение взаимодействовать Умение ориентироваться в школе знать расположение необходимых помещений. Использовать основные правила поведения. | Передвигается по школе в нужном направлении Находить нужное помещение; соблюдать элементарные правила безопасного поведения в школе; ориентироваться в режиме дня |
4 | Что такое урок? | 1 | проявлять собственные чувства, желания Выполнять элементарные нормы этикета; проявлять терпение, усидчивость | ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; | Находить свой класс, входить и выходить из класса после звонка по разрешению Организовывать свое рабочее место |
5-6 | Школьные принадлежности (действия с ними). | 2
| обращаться за помощью и принимать помощь проявлять эстетические чувства и ответственность за сохранность вещей, принимать оценку своей деятельности | Проявляет интереск предметам, адекватно использует их (рука в руке) умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности; умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради; | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать |
Предметы вокруг нас |
7-8 | Игрушки (мягкие- твердые); | 2 | обращаться за помощью и принимать помощь Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира.
Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на игрушке, предмете мебели,вступать в предметно-игровое сотрудничество. Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
9-10 | Одежда. | 2 | обращаться за помощью и принимать помощь Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на игрушке, предмете мебели, вступать в предметно-игровое сотрудничество. Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
11 | Мебель (стол, стул, шкаф); | 1 | обращаться за помощью и принимать помощь Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на игрушке, предмете мебели, вступать в предметно-игровое сотрудничество. Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
Дом, двор |
12 | Дом. (здание, местоположе- ние) | 1 | . Формирование представлений о доме обучающихся | Исследовать предметы окружающего мира Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать |
13-14 | Части дома: стена; крыша; окно; дверь; | 2 | Формирование представлений о строении дома. | Исследовать предметы окружающего мира Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать |
15-16 | Ориентировка в помещении: - кухня -ванна, туалет -спальня -коридор | 2 | Формирование умения ориентироваться в помещении | Исследовать предметы окружающего мира Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению (рука в руке) Понимать инструкцию к учебному заданию, произвольно включаться в деятельность; подражать |
Семья |
17 | Семья. Члены семьи. | 1 | соотносить себя со своим именем. Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); осознание себя как ребенка, члена семьи; осознание своей принадлежности к определенному полу. Участвовать в субъектно- объектных отношениях; проявлять уважительное отношение к родным и близким | Умение взаимодействовать в группе (разв. межличностных отношений) умение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми; | Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом Фиксировать взгляд на изображении; Удерживать произвольное внимание на выполнении задания (до 4 мин.) |
18-19 | Дом, в котором я живу | 2 | Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение Испытывать интерес, участвовать в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку | Умение воспринимать информацию зрительно. Умение применять начальные сведения об особенностях объектов (разли чать помещения (кухня, спальная, туалет);уметь слушать и отвечать на вопросы | Фиксирует взгляд на экране монитора (2-3мин; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
20-21 | Мебель (стол, стул, шкаф); | 2 | обращаться за помощью и принимать помощь Осознавать ответственность, связанную с сохранностью игрушек, мебели | Исследовать предметы окружающего мира.
Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | Фиксировать взгляд на предмете мебели, его изображении;. Переключать взгляд с одного предмета на другой, подражать действиям педагога |
Посуда |
22-23 | Посуда (тарелка, чашка, ложка) | 2 | Проявлять свои потребности, выражать положительные эмоции при сотрудничестве. | Исследовать предметы окружающего мира. Группировать окружающие предметы по их признакам. Сравнивать и различать их в процессе группировки. | Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем, обращаться за помощью и принимать помощь |
24-25 | Помощники в доме (бытовые приборы) | 2 | готовность к безопасному поведению и бережному отношению к электрооборудованию электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности; | Умение зрительно, на слух и тактильно воспринимать информацию; применять ее в упражнениях | Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию Подражать действиям педагога, или последовательно выполнять их по образцу. |
26-27 | Улица. Двор (игровая площадка). | 2 | Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом); Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость; | Узнавать предметы и сооружения для игр Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов | Включается в совместную игру (кидает, катает мяч) Формировать представления где можно играть, отдыхать Играть в мяч. |
Профессии |
28 | Профессии. Водитель(шофер) Водитель-пассажир (игра) | 1 | Проявлять интерес к играм одноклассников интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
| Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека- пассажир; Соблюдать установленные правила. | Выполнять заданноедействие совместно с педагогом (крути руль) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
29 | Врач. Доктор-пациент (игра Больница») | 1 | Пассивное участие в коллективных играх Нравственно-этическая ориентация: навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессии человека- врач и его соц. роли - пациент | выполнять стереотипную инструкцию принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
30 | Продавец. Продавец- покупатель (игра «Магазин») | 1 | Проявлять собственные чувства, желания.Пассивное участие в коллективных играх Слушать собеседника, поддерживать диалог,используя традиционные языковые (вербальные)и альтернативные средства коммуникации;активно включаться в игровую деятельность | Умение взаимодействовать в группе Овладеть представлениями о профессии человека- продавец и его соц. роли –пациент | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
31 | Повар. Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед" | 1 | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; | Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию Овладеть представлениями о профессии человека- повар; Умением делать выбор, умением вступать в контакт, | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
32-33 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | 2 | Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе | Понимание жестов и символов (хорошо- плохо) Умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (анализ, сравнение); видеть причину и следствие | выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
Учебно-методическое обеспечение программы
Баряева Л.Б., Н. Н. Яковлева Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие. СПб: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2008.,
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ