1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.ВВЕДЕНИЕ. | 2 | | | | |
1 | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. | 1 | 02.09 | | Проектор, учебник Интернет ресурсы http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон»,«теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрываюют значения биологических знаний в современной жизни. Приведение примеров профессий, связанных с биологией. Общение с окружающими (родственники, знакомые, сверстники) о профессиях, связанных с биологией. Подготовка мультимедиапрезентации о профессиях, связанных с биологией. Характеристика основных методов научного познания, этапов научного исследования. Самостоятельное формулирование проблемы исследования. Составление поэтапной структуры будущего самостоятельного исследования. |
2 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | 04.09 | | Проектор, учебник Интернет ресурсы http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Характеристика основных свойств живого. Объяснение причин затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приведение примеров биологических систем разного уровня организации. Сравнение свойств, проявляющихся |
РАЗДЕЛ 1. Молекулярный уровень | 10 | | | | |
3 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | 09.09. | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Характеристика молекулярного уровня организации живого. Описание особенностей строения органических веществ как биополимеров. Объяснение причин изучения свойств органических веществ именно в составе клетки, разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализ текста учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей. |
4 | Углеводы. | 1 | 11.09. | | Таблица «Строение углеводов, глюкозы, крахмала» http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген» , «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойства- ми и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров углеводов, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли. |
5 | Липиды. | 1 | 16.09 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительнаяфункция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров липидов, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли. Обсуждение в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе. |
6 | Состав и строение белков | 1 | 18.09 | | Таблица «Строение и функции белков» http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков»,«вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Дают характеристику состава и строения молекул белков; причин возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приведение примеров денатурации белков. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойства- ми и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. |
7 | Функции белков | 1 | 23.09 | | Таблица «Строение и функции белков» http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Устанавливают причинно-следствен- ные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров белков, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли. |
8 | Нуклеиновые кислоты | 1 | 25.09 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин»,«гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Характеристика состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли. Составление плана параграфа учебника. Решение биологических задач: на математический расчет; применение принципа комплементарности. |
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | 30.09 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфорная кислота (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеристика состава и строения молекулы АТФ. Приведение примеров витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Подготовка и выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием средств ИКТ). Обсуждение результатов работы с одноклассниками. |
10 | Биологические катализаторы | 1 | 02.10 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеристика роли биологических катализаторов в клетке. Описание механизма работы ферментов. Приведение примеров ферментов. Указание их локализации в организме и их биологической роли. Установление причинно-следственных связей между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. |
11 | Вирусы | 1 | 07.10 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеристика вирусов, как неклеточных форм жизни, цикла развития вируса. Описание общего плана строения вирусов. Приведение примеров вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждение проблемы происхождения вирусов. |
12 | Обобщение по теме «Молекулярный уровень». | 1 | 09.10 | | Таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных науки научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Применение умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания работы |
РАЗДЕЛ 2. Клеточный уровень | 14 | | | | |
13 | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная мембрана. | 1 | 14.10 | | Таблица «Строение клетки» http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ Микроскопы, элодея, микропрепараты животных клеток | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия»,«электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники |
14 | Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах» | 1 | 16.10 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Установление причинно-следственных связей: между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза; между строением и функциями клеточной мембраны. |
15 | Общие сведения о клетках. Ядро. | 1 | 21.10 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки.Установление причинно-следственных связей: между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза; между строением и функциями клеточной мембраны. |
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | 23.10 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) |
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | 28.10 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы» ,«митохондрии», «кристы», «пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. |
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | 30.10 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями |
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | 1 | 11.11 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Характеристика особенностей строения клеток прокариот и эукариот. Сравнение особенностей строения клеток с целью выявления сходства и различия. |
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | 13.11 | | Таблица: Метаболизм http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах. |
21 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | 18.11 | | Таблица: Энергетический обмен http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеристика основных этапов энергетического обмена в клетках организмов. Сравнение энергетической эффективностигликолиза и клеточного дыхания. |
22 | Фотосинтез и хемосинтез | 1 | 20.11 | | Проектор, таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Характеристика значения фотосинтеза. Характеристика темновой и световой фаз фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Решение расчетных задач, основанных на фактическом биологическом материале. |
23 | Автотрофы и гетеротрофы. | 1 | 25.11 | | Проектор, таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнение организмов по способу получения питательных веществ. Составление схемы «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров. |
24 | Синтез белков в клетке. | 1 | 27.11 | | Проектор, таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома». Характеристика процессов, связанных с биосинтезом белка в клетке.Применение принципа комплементарности и генетического кода для описания процессовтранскрипции и трансляции. |
25 | Деление клетки. Митоз. | 1 | 02.12 | | Проектор, таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеристика биологического значения митоза. Описание основных фаз митоза. Установление причинно-следственных связей между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки |
26 | Обобщение по теме «Клеточный уровень». | 1 | 04.12 | | Проектор, таблица http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Обобщение материала по теме «Обмен веществ». |
РАЗДЕЛ 3. Организменный уровень | 13 +1 | | | | |
27 | Размножение организмов | 1 | 09.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеристика организменного уровня организации живого; процессов бесполого и полового размножения и их сравнение. Описание способов вегетативного размножения растений. Приведение примеров организмов, размножающихся половым и бесполым путем. |
28 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | 11.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца» «оплодотворение», «зигота», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение», «двойное оплодотворение у покрытосеменных», «эндосперм». Характеристика стадий развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнение митоза и мейоза. Объяснение биологической сущности митоза и оплодотворения. |
29 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | 16.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы: онтогенез, эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез), постэмбриональный период онтогенеза, прямое развитие, непрямое развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, филогенез. Характеристика периодов онтогенеза. Описание особенностей онтогенеза на примере различных групп организмов. Объяснение биологической сущности биогенетического закона. Выделение принципиальных особенностей в онтогенезе животных с прямым и непрямым развитием. |
30 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | 18.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеристика сущности гибридологического метода. Описание опытов, проводимых Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составление схем скрещивания. Объяснение цитологических основ закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решение задач на моногибридное скрещивание. |
31 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | 23.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеристика сущности анализирующего скрещивания. Составление схем скрещивания. Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. |
32 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | 25.12 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решётка Пеннета». Характеристика и объяснение сущности закона независимого наследования признаков. Составление схем скрещивания и решеток Пеннета. Решение задач на дигибридное скрещивание. |
33 | Сцепленное наследование признаков. | 1 | 13.01 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Характеристика и объяснение закономерностей наследования признаков, сцепленных с полом. |
34 | Сцепленное наследование признаков Взаимодействие генов. | 1 | 15.01 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Составление схем скрещивания. Установление причинно следственных связей между влиянием среды и системными проявлениями признака на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора. |
35 | Сцепленное наследование признаков. Генетика пола. | 1 | 20.01 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. Выступление с сообщениями по теме. Обсуждение выступлений. |
36 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Практическая работа №1«Выявление изменчивости у организмов». | 1 | 22.01 | | Гербарий листьев одного дерева, линейка http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модифи- кационной изменчивости организмов. Характеристика закономерностей модификационной изменчивости организмов. Приведение примеров модификационной изменчивости и проявления нормы реакции. Установление причинно-следственных связей на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов |
37 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 | 27.01 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия»,«синдром Дауна»,«полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеристика закономерностей мутационной изменчивости организмов. Приведение примеров мутаций у организмов. Сравнение модификаций и мутаций. Обсуждение проблем изменчивости организмов. |
38 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Работы Н.И.Вавилова | 1 | 29.01 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики». Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Подготовка сообщений к уроку-семинару «Селекция на службе человека». |
39 | Селекция на службе человека | 1 | 03.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Выступление с сообщениями по теме. Обсуждение сообщений учащихся. |
40 | Обобщение по теме «Организменный уровень». | 1 | 05.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Представление результатов исследовательской и проектной деятельности |
РАЗДЕЛ 4. Популяционно-видовой уровень | 8 +1 | | | | |
41 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. | 1 | 10.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Характеристика критериев вида; популяционной структуры вида. Описание свойств популяций. Объяснение роли репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. |
42 | Экологические факторы и условия среды. Лабораторная работа №2«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | 1 | 12.02 | | Фотографии растений разных видов, животных разных видов. http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Объяснение роли репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Характеристика основных экологических факторов и условий среды. |
43 | Происхождение видов. | 1 | 17.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор». Установление причинно-следственных связей на примере влияния экологических условий на организмы. |
44 | Развитие эволюционных представлений. | 1 | 19.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «синтетическая теория эволюции». Характеристика и сравнение эволюционных представлений Ж. Б. Ламарка и основных положений учения Ч. Дарвина. Объяснение закономерностей эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Подготовка сообщений/мультимедиапрезентаций о Ч.Дарвине. Работа с интернет-источниками информации. |
45 | Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | 24.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют причины изменчивости генофонда. Характеристика причин изменчивости генофонда. Приведение примеров доказательств приспособительного (адаптивного) характера изменений генофонда. Обсуждение проблем движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение. |
46 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | 26.02 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды», «стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор». Характеристика форм борьбы за существование и естественного отбора. Приведение примеров их проявления в природе. Разработка экспериментов по изучению действия отбора, как основа будущего учебно исследовательского проекта. |
47 | Видообразование. | 1 | 03.03 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция»,«репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеристика механизмов географического видообразования с использованием рисунка учебника. Выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования. |
48 | Макроэволюция. | 1 | 05.03 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции», «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеристика главных направлений эволюции. Сравнение микро- и макроэволюции. Обсуждение проблем макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работа с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения/мультимедиапрезентации о доказательствах эволюции и др. Выступление с сообщениями по теме. |
49 | Практическая работа №2 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | 10.03 | | Фотографии растений разных видов, животных разных видов. http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение. Представление результатов исследовательской и проектной деятельности |
| | | | | | |
РАЗДЕЛ 5. Экосистемный уровень | 6 +1 | | | | |
50 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 1 | 12.03 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описание и сравнение экосистем различного уровня. Приведение примеров экосистем разного уровня. Характеристика аквариума как искусственной экосистемы. |
51 | Состав и структура сообщества | 1 | 17.03 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разно-образие», «видовой состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды-средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. |
52 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | 1 | 19.03 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм». Характеристика морфологической и пространственной структуры сообществ. Анализ структуры биотических сообществ по схеме. Решение экологических задач на применение экологических закономерностей. Приведение примеров положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях. |
53 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | 02.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Характеристика роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решение экологических задач на применение экологических закономерностей. |
54 | Саморазвитие экосистемы | 1 | 07.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеристика процессов саморазвития экосистемы. Сравнение первичной и вторичной сукцессии. |
55 | Экскурсия: «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 | 09.04 | | | Разработка плана урока-экскурсии. |
56 | Обобщение по теме «Экосистемный уровень». | 1 | 14.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Обобщение по теме. Подготовка отчета об экскурсии. |
Раздел 6. Биосферный уровень | 11 +1 | | | | |
57 | Биосфера. | 1 | 16.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико-химическое воздействие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеристика биосферы как глобальной экосистемы. |
58 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | 21.04 | | | Приведение примеров воздействия живых организмов на различные среды жизни. Характеристика основных биогеохимических циклов на Земле с использованием иллюстраций учебника. функционирования сообщества. |
59 | Круговорот веществ в в биосфере. | 1 | 23.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биогеохи- мический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротроф- ные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Установление причинно следственных связей между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества. |
60 | Эволюция биосферы | 1 | 28.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «живое вещество», «биогенное вещество», «биокосное вещество», «косное вещество», «экологический кризис». Характеристика процессов раннего этапа эволюции биосферы. Сравнение особенностей круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объяснение возможных причин экологических кризисов. Установление причинно-следственных связей между деятельностью человека и экологическими кризисами. |
61 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. | 1 | 30.04 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеристика основных гипотез возникновения жизни на Земле. Обсуждение проблем возникновения жизни с одноклассниками и учителем. |
62 | Современное состояние проблемы. | 1 | 05.05 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «коацерваты», «пробионты», «гипотезасимбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии». Характеристика основных этапов в возникновении и развитии жизни на Земле. Описание положений основных гипотез возникновения жизни. Сравнение гипотез А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждение проблем возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем. |
63 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | 07.05 | | Таблица, проектор http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей»,«протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур»,«девон», «кар- бон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистепёрые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды». Характеристика развития жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приведение примеров организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. |
64 | Развитие жизни в мезозое. | 1 | 12.05 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «триас», «юра», «мел». Характеристика основных периодов развития жизни на Земле в мезозое. Приведение примеров организмов, населявших Землю в мезозое. |
65 | Развитие жизни в кайнозое | 1 | 14.05 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеристика основных периодов развития жизни на Земле в кайнозое. Приведение примеров организмов, населявших Землю в кайнозое. |
66 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | 19.05 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфера», «природные ресурсы». Установление причинно-следственных связей между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. |
67 | Основы рационального природопользования. | 1 | 21.05 | | Таблица Строение клетки http:// scool-collection.edu.ru/catalog/ | Определяют понятия: «рациональное природопользование», «общество одноразового потребления». Характеристика человека как биосоциального существа. Описание экологической ситуации в своей местности. Характеристика современного человечества, как общества одноразового потребления. Обсуждение основных принципов рационального использования природных ресурсов. |
68 | Обобщение по теме «Биосферный Уровень» | 1 | | | | Выступление с сообщениями по теме. Представление результатов учебно-исследовательской проектной деятельности |
| Итого: | 68 часов | | | | |
| | | | | | |