СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии для 9 класса»

Календарно-тематическое планирование по биологии 9класс на 2021-2022 учебный год

Номер урока

Содержание (разделы и темы)

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Материально техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

1.ВВЕДЕНИЕ.

2





1

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в

биологии.

1

02.09


Проектор, учебник

Интернет ресурсы

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «науч­ное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон»,«теория». Характеризуют основные ме­тоды научного познания, этапы научно­го исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования.

Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрываюют значения биологических знаний в современной жизни. Приведение примеров профессий, связанных с биологией. Общение с окружающими (родственники, знакомые, сверстники) о профессиях, связанных с биологией. Подготовка мультимедиапрезентации о профессиях, связанных с биологией.

Характеристика основных методов научного познания, этапов научного исследования.

Самостоятельное формулирование проблемы исследования. Составление поэтапной структуры будущего самостоятельного исследования.

2

Сущность жизни и свойства живого.

1

04.09


Проектор, учебник

Интернет ресурсы

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жиз­ненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раз­дражимость», «размножение», «на­следственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации жи­вого».

Характеристика основных свойств живого.

Объяснение причин затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приведение примеров биологических систем разного уровня организации. Сравнение свойств, проявляющихся

РАЗДЕЛ 1. Молекулярный уровень

10





3

Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

09.09.


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы.

Характеристика молекулярного уровня организации живого.

Описание особенностей строения органических веществ как биополимеров. Объяснение причин изучения свойств органических веществ именно в составе клетки, разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализ текста учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей.

4

Углеводы.

1

11.09.


Таблица «Строение углеводов, глюкозы, крахмала»

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисаха­риды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фрукто­за», «галактоза», «сахароза», «мальто­за», «лактоза», «крахмал», «глико­ген» , «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов.

Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойства-

ми и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров углеводов, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли.

5

Липиды.

1

16.09


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «липиды», «жи­ры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функ­ция липидов», «строительнаяфункция липидов», «регуляторная функция ли­пидов».

Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров липидов, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли.

Обсуждение в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно-следственных связей в природе.

6

Состав и строение белков

1

18.09


Таблица «Строение и функции белков»

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или про­теины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», «пер­вичная структура белков»,«вторичная структура белков», «третичная струк­тура белков», «четвертичная структура белков».

Дают характеристику состава и строения молекул белков; причин возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков.

Приведение примеров денатурации белков. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойства-

ми и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

7

Функции белков

1

23.09


Таблица «Строение и функции белков»

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Устанавливают причинно-следствен- ные связи между химическим строени­ем, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике.

Приведение примеров белков, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли.

8

Нуклеиновые кислоты

1

25.09


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые ос­нования», «аденин»,«гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК (рРНК)», «информационная РНК (иРНК)», «нуклеотид», «двойная спи­раль ДНК».

Характеристика состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Установление причинно-следственных связей между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приведение примеров нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов. Указание места их локализации и биологической роли. Составление плана параграфа учебника. Решение биологических задач: на математический расчет; применение принципа комплементарности.

9

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

30.09


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтри­фосфорная кислота (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водо­растворимые витамины». Характеристика состава и строения молекулы АТФ. Приведение примеров витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли.

Подготовка и выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием средств ИКТ). Обсуждение результатов работы с одноклассниками.

10

Биологические катализаторы

1

02.10


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеристика роли биологических катализаторов в клетке. Описание механизма работы ферментов. Приведение примеров ферментов. Указание их локализации в организме и их биологической роли. Установление причинно-следственных связей между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования.

11

Вирусы

1

07.10


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «кап­сид», «самосборка».

Характеристика вирусов, как неклеточных форм жизни, цикла развития вируса. Описание общего плана строения вирусов. Приведение примеров вирусов и заболеваний, вызываемых ими.

Обсуждение проблемы происхождения вирусов.

12

Обобщение по теме «Молекулярный уровень».

1

09.10


Таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных науки научных исследований в современ­ном мире, постоянному процессу эво­люции научного знания.

Применение умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания работы


РАЗДЕЛ 2. Клеточный уровень


14





13

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная мембрана.


1

14.10


Таблица «Строение клетки»

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Микроскопы, элодея, микропрепараты животных клеток

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «мето­ды изучения клетки», «световая микроскопия»,«электронная мик­роскопия», «клеточная теория». Ха­рактеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности све­товой и электронной микроскопиче­ской техники

14

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

1

16.10


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и срав­нивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Установление причинно-следственных связей: между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза; между строением и функциями клеточной мембраны.

15

Общие сведения о клетках. Ядро.

1

21.10


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и срав­нивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки.Установление причинно-следственных связей: между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза; между строением и функциями клеточной мембраны.

16

Эндоплазматическая сеть.

Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

23.10


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазмати­ческая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризу­ют строение перечисленных органои­дов клетки и их функции. Устанавли­вают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функ­ций. Работают с иллюстрациями учеб­ника (смысловое чтение)

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

28.10


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы» ,«митохондрии», «кристы», «пластиды», «лей­копласты», «хлоропласты», «хро­мопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции.

18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

30.10


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубоч­ки», «центриоли», «веретено деле­ния», «реснички», «жгутики», «кле­точные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавли­вают причинно-следственные связи между строением и функциями

19

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

11.11


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Характеристика особенностей строения клеток прокариот и эукариот. Сравнение особенностей строения клеток с целью выявления сходства и различия.

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

13.11


Таблица: Метаболизм

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обме­на веществ в биологических системах.

21

Энергетический обмен в клетке.

1

18.11


Таблица: Энергетический обмен

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщеп­ление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание».

Характеристика основных этапов энергетического обмена в клетках организмов. Сравнение энергетической эффективностигликолиза и клеточного дыхания.

22

Фотосинтез и хемосинтез

1

20.11


Проектор, таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фото­синтеза», «фотолиз воды», «хемосин­тез», «хемотрофы», «нитрифицирую­щие бактерии».

Характеристика значения фотосинтеза. Характеристика темновой и световой фаз фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике.

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Решение расчетных задач, основанных на фактическом биологическом материале.

23

Автотрофы и гетеротрофы.

1

25.11


Проектор, таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хе­мотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание».

Сравнение организмов по способу получения

питательных веществ. Составление схемы «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров.

24

Синтез белков в клетке.

1

27.11


Проектор, таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «гене­тический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон», «трансляция», «полисома».

Характеристика процессов, связанных с биосинтезом белка в клетке.Применение принципа комплементарности и генетического кода для описания процессовтранскрипции и трансляции.

25

Деление клетки. Митоз.

1

02.12


Проектор, таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «ана­фаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «верете­но деления».

Характеристика биологического значения митоза. Описание основных фаз митоза. Установление причинно-следственных связей между продолжительностью деления клетки

и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки

26

Обобщение по теме «Клеточный уровень».

1

04.12


Проектор, таблица

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Обобщение материала по теме «Обмен веществ».

РАЗДЕЛ 3. Организменный уровень


13 +1





27

Размножение организмов

1

09.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размноже­ние», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размноже­ние», «половое размножение», «гаме­ты», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйце­клетки». Характеристика организменного уровня организации живого; процессов бесполого и полового размножения и их сравнение. Описание способов вегетативного размножения растений.

Приведение примеров организмов, размножающихся половым и бесполым путем.

28

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

11.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период рос­та», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца» «оплодотворение», «зигота», «наруж­ное оплодотворение», «внутреннее оп­лодотворение», «двойное оплодотворе­ние у покрытосеменных», «эндо­сперм».

Характеристика стадий развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнение митоза и мейоза. Объяснение биологической сущности митоза и оплодотворения.

29

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

16.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определение понятий, формируемых в ходе

изучения темы: онтогенез, эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез), постэмбриональный период онтогенеза, прямое развитие, непрямое развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, филогенез.

Характеристика периодов онтогенеза. Описание особенностей онтогенеза на примере различных групп организмов. Объяснение биологической сущности биогенетического закона. Выделение принципиальных особенностей в онтогенезе животных с прямым и непрямым развитием.

30

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

18.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологиче­ский метод», «чистые линии», «моно­гибридные скрещивания», «аллель­ные гены», «гомозиготные и гетерози­готные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «рас­щепление», «закон чистоты гамет». Характеристика сущности гибридологического метода. Описание опытов, проводимых Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составление схем скрещивания. Объяснение цитологических основ закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решение задач на моногибридное скрещивание.

31

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

23.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное до­минирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание».

Характеристика сущности анализирующего скрещивания.

Составление схем скрещивания.

Решение задач на наследование признаков

при неполном доминировании.

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы.

32

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

25.12


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигиб­ридное скрещивание», «решётка Пеннета».

Характеристика и объяснение сущности закона независимого наследования признаков.

Составление схем скрещивания и решеток Пеннета. Решение задач на дигибридное скрещивание.


33

Сцепленное наследование признаков.

1

13.01


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Характеристика и объяснение закономерностей наследования признаков, сцепленных с полом.

34

Сцепленное наследование признаков Взаимодействие генов.

1

15.01


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Составление схем скрещивания.

Установление причинно следственных связей между влиянием среды и системными

проявлениями признака на примере зависимости развития пола особи от ее хромосомного набора.

35

Сцепленное наследование признаков. Генетика пола.

1

20.01


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Выступление с сообщениями по теме. Обсуждение выступлений.

36

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Практическая работа №1«Выявление изменчивости

у организмов».

1

22.01


Гербарий листьев одного дерева, линейка

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Ха­рактеризуют закономерности модифи- кационной изменчивости организмов.

Характеристика закономерностей модификационной изменчивости организмов. Приведение примеров модификационной изменчивости и проявления нормы реакции. Установление причинно-следственных связей на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции.

Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов

37

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

1

27.01


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные мута­ции», «хромосомные мутации», «ге­номные мутации», «утрата», «деле­ция», «дупликация», «инверсия»,«синдром Дауна»,«полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества».

Характеристика закономерностей мутационной изменчивости организмов. Приведение примеров мутаций у организмов. Сравнение модификаций и мутаций. Обсуждение проблем изменчивости организмов.

38

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Работы Н.И.Вавилова

1

29.01


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скре­щивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «анти­биотики».

Характеризуют методы се­лекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.

Подготовка сообщений к уроку-семинару «Селекция на службе человека».


39

Селекция на службе человека

1

03.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Выступление с сообщениями по теме. Обсуждение сообщений учащихся.

40

Обобщение по теме «Организменный уровень».

1

05.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Представление результатов исследовательской и проектной деятельности

РАЗДЕЛ 4. Популяционно-видовой уровень

8 +1





41

Популяционно-видовой

уровень: общая характеристика.

1

10.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определение понятий, формируемых в ходе

изучения темы: «вид», «морфо­логический критерий вида», «физиологический критерий вида», «гене­тический критерий вида», «экологиче­ский критерий вида», «географиче­ский критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Характеристика критериев вида; популяционной структуры вида. Описание свойств популяций.

Объяснение роли репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида.

42

Экологические факторы и условия среды.

Лабораторная работа №2«Выявление приспособлений у организмов к среде

обитания (на конкретных примерах)»

1

12.02


Фотографии растений разных видов, животных разных видов.

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотиче­ские экологические факторы», «ант­ропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы».

Дают ха­рактеристику основных экологиче­ских факторов и условий среды. Объяснение роли репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Характеристика основных экологических факторов и условий среды.

43

Происхождение видов.

1

17.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор».

Установление причинно-следственных связей на примере влияния экологических условий на организмы.

44

Развитие эволюционных

представлений.

1

19.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «синтетическая теория эволю­ции».

Характеристика и сравнение эволюционных представлений Ж. Б. Ламарка и основных положений учения Ч. Дарвина. Объяснение закономерностей эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Подготовка сообщений/мультимедиапрезентаций о Ч.Дарвине. Работа с интернет-источниками информации.

45

Популяция как элементарная единица эволюции

1

24.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «генофонд». Называют при­чины изменчивости генофонда. Характеристика причин изменчивости генофонда. Приведение примеров доказательств приспособительного (адаптивного) характера изменений генофонда.

Обсуждение проблем движущих сил эволюции с позиций современной биологии.

Смыс­ловое чтение.

46

Борьба за существование и естественный отбор.

1

26.02


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «меж­видовая борьба за существование», «борьба за существование с неблаго­приятными условиями среды», «стаби­лизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор».

Характеристика форм борьбы за существование и естественного отбора. Приведение примеров их проявления в природе.

Разработка экспериментов по изучению действия отбора, как основа будущего учебно исследовательского проекта.

47

Видообразование.

1

03.03


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволю­ция», «изоляция»,«репродуктивная изоляция», «видообразование», «гео­графическое видообразование».

Характеристика механизмов географического видообразования с использованием рисунка учебника. Выдвижение гипотез о других возможных механизмах видообразования.

48

Макроэволюция.


1

05.03


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволю­ция», «направления эволюции», «био­логический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация».

Характеристика главных направлений эволюции. Сравнение микро- и макроэволюции. Обсуждение проблем макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работа с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения/мультимедиапрезентации о доказательствах эволюции и др. Выступление с сообщениями по теме.

49

Практическая работа №2 «Изучение морфологического критерия вида»

1

10.03


Фотографии растений разных видов, животных разных видов.

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение.

Представление результатов исследовательской и проектной деятельности








РАЗДЕЛ 5. Экосистемный уровень

6 +1





50

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1

12.03


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосисте­ма», «биогеоценоз».

Описание и сравнение экосистем различного уровня. Приведение примеров экосистем разного уровня.

Характеристика аквариума как искусственной экосистемы.

51

Состав и структура сообщества

1

17.03


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разно-образие», «видовой состав», «автотро­фы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды-средообразователи». Характери­зуют морфологическую и пространст­венную структуру сообществ.

52

Межвидовые отношения

организмов в экосистеме.

1

19.03


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нейтрализм», «аменсализм», «комменсализм», «сим­биоз», «протокооперация», «муту­ализм», «конкуренция», «хищничест­во», «паразитизм». Характеристика морфологической и пространственной структуры сообществ. Анализ структуры биотических сообществ по

схеме. Решение экологических задач на применение экологических закономерностей. Приведение примеров положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях.

53

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

02.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида чис­ленности и биомассы».

Характеристика роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решение экологических задач на применение экологических закономерностей.

54

Саморазвитие экосистемы

1

07.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеристика процессов саморазвития экосистемы. Сравнение первичной и вторичной

сукцессии.

55

Экскурсия: «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

09.04



Разработка плана урока-экскурсии.




56

Обобщение по теме «Экосистемный уровень».

1

14.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Обобщение по теме. Подготовка отчета об экскурсии.

Раздел 6. Биосферный

уровень

11 +1





57

Биосфера.

1

16.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биосфера», «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздейст­вие», «физико-химическое воздейст­вие», «перемещение вещества», «гу­мус», «фильтрация». Характеристика биосферы как глобальной экосистемы.

58

Средообразующая деятельность организмов.

1

21.04



Приведение примеров воздействия живых организмов на различные среды жизни. Характеристика основных биогеохимических

циклов на Земле с использованием иллюстраций учебника.

функционирования сообщества.

59

Круговорот веществ в в

биосфере.

1

23.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биогеохи- мический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротроф- ные вещества», «макротрофные веще­ства», «микроэлементы».

Установление причинно следственных связей

между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функци­онирования сообщества.


60

Эволюция биосферы

1

28.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «живое ве­щество», «биогенное вещество», «био­косное вещество», «косное вещество», «экологический кризис». Характеристика процессов раннего этапа эволюции биосферы. Сравнение особенностей круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объяснение возможных причин экологических кризисов. Установление причинно-следственных связей между деятельностью человека и экологическими кризисами.

61

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни.

1

30.04


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза био­химической эволюции».

Характеристика основных гипотез возникновения жизни на Земле. Обсуждение проблем возникновения жизни с одноклассниками и учителем.

62

Современное состояние

проблемы.

1

05.05


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «коацерваты», «пробионты», «гипотезасимби­отического происхождения эукари­отических клеток», «гипотеза проис­хождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания кле­точной мембраны», «прогенот», «эубактерии».

Характеристика основных этапов в возникновении и развитии жизни на Земле. Описание положений основных гипотез возникновения жизни. Сравнение гипотез А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждение проблем возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем.

63

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1

07.05


Таблица, проектор

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей»,«проте­розой», «палеозой», «мезозой», «кай­нозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур»,«девон», «кар- бон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистепёрые рыбы», «стегоце­фалы», «ихтиостеги», «терапсиды».

Характеристика развития жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приведение примеров организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни.

64

Развитие жизни в мезозое.

1

12.05


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «триас», «юра», «мел». Характеристика основных периодов развития жизни на Земле в мезозое. Приведение примеров организмов, населявших Землю в мезозое.

65

Развитие жизни в кайнозое

1

14.05


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «динозавры», «сумчатые мле­копитающие», «плацентарные млеко­питающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеристика основных периодов развития жизни на Земле в кайнозое. Приведение примеров организмов, населявших Землю в кайнозое.

66

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

19.05


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «антропогенное воздействие на биосферу», «ноосфе­ра», «природные ресурсы». Установление причинно-следственных связей между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов.

67

Основы рационального

природопользования.

1

21.05


Таблица Строение клетки

http:// scool-collection.edu.ru/catalog/

Определяют понятия: «рациональное природопользование», «общество одно­разового потребления». Характеристика человека как биосоциального существа. Описание экологической ситуации в своей местности.

Характеристика современного человечества, как общества одноразового потребления.

Обсуждение основных принципов рационального использования природных ресурсов.

68

Обобщение по теме «Биосферный

Уровень»

1




Выступление с сообщениями по теме. Представление результатов учебно-исследовательской проектной деятельности


Итого:

68 часов



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!