Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);
типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года№ 453;
типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 4 апреля 2017 года № 150.
Важность предмета «Естествознание» определяется тем, что естественнонаучное образование младших школьников способствует развитию их природной любознательности, расширению кругозора о мире, развитию научного понимания и целостного видения окружающего мира, умения ценить и беречь окружающий мир.
Изучение и освоение предмета «Естествознание» в начальной школе направлено на осознание:
1) многообразия и сложности окружающего мира, взаимосвязи природных явлений и процессов;
2) причин природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе;
4) связи полученных знаний с повседневной жизнью через разнообразную практическую и исследовательскую деятельность.
1) формирование основ знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук;
2) знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
3) овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и жизненно значимого содержания, получаемой из различных источников;
4) развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простых исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
5) воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
6) привитие навыков применения естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий, охраны здоровья и окружающей среды.
2) цели обучения в программе содержат кодировку. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4: «1» – класс, «2.1.» – подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
42. Система целей обучения:
1) раздел 1 «Я – исследователь»:
таблица 1
Авторы учебника «Естествознание» 3 класс: С. З. Кучербаева, И.С.Темникова, Г.К. Ташенова
№ по пор-у | № у/а | Сквозная тема | Подраздел | Тема УМК | Цели обучения | Часы | Дата проведения | Коррекция |
1 четверть |
Раздел 1 - Я исследователь. |
1 | 1 | В контексте сквозной темы «Живая природа» | 1.1 Роль науки и исследователей 1.2 Методы познания природы | История научных открытий. | 3.1.1.1 - рассказывать о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека | 1 | | |
2 | 2 | 1.2 Методы познания природы | Источники информации. | 3.1.2.1 - определять виды источников информации; 3.1.2.2- определять преимущества и недостатки источников информации; | | | |
3 | 3 | 1.2 Методы познания природы | Планирование и проведение эксперимента. | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 - фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
4 | 4 | | 1.2 Методы познания природы | Планирование и проведение эксперимента. | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 - фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
Раздел 2 – Живая природа. Растения |
5 | 5 | В контексте сквозных тем «Живая природа» | 2.1 Растения 1.2 Методы познания природы | Как работают листья растений. | 3.2.1.1 - объяснять выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
6 | 6 | 2.1 Растения 1.2 Методы познания природы | Как растения приспособлены к условиям жизни. | 3.2.1.2 – объяснять способы приспособления растений к различным условиям окружающей среды (тепло, свет и влага); 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
7 | 7 | 2.1 Растения | Природные сообщества растений. | 3.2.1.3 – описывать природные сообщества своего региона | 1 | | |
8 | 8 | | 2.1 Растения | Как человек влияет на жизнь растений. | 3.2.1.4 – объяснять влияние человеческой деятельности на многообразие растений | | | |
9 | 9 | 2.1 Растения 1.2 Методы познания природы | Красная книга растений. СОР №1 за раздел «Живая природа. Растения». | 3.2.1.5 – определять роль Красной книги в сохранении редких и исчезающих растений; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | | | |
Раздел 3 – Живая природа. Животные |
10 | 10 | В контексте сквозных тем «Что такое хорошо, что такое плохо» | 2.2 Животные | Позвоночные и беспозвоночные животные. | 3.2.2.1 - классифицировать животных на позвоночные и беспозвоночные | 1 | | |
11 | 11 | 2.2 Животные | Среда обитания животных. | 3.2.2.2 - различать животных по среде обитания | | | |
12 | 12 | 2.2 Животные | Какие взаимоотношения животных существуют в природе. | 3.2.2.3- характеризовать типы взаимоотношений животных в природе | 1 | | |
13 | 13 | 2.2 Животные | Какая связь существует между растениями и животными. | 3.2.2.4 - исследовать взаимосвязь между растениями и животными | | | |
14 | 14 | 2.2 Животные | Как изменения условий среды обитания влияют на численность животных. | 3.2.2.5- объяснять изменение численности животных от изменений условий среды обитания; | 1 | | |
15 | 15 | 2.2 Животные | Какие виды деятельности человека приводят к снижению численности животных. СОР №2 за раздел «Живая природа. Животные». | 3.2.2.6 – определять виды деятельности человека, приводящие к снижению численности животных 3.2.2.1 Классифицировать животных на позвоночные и беспозвоночные 3.2.2.2 Различать животных по среде обитания 3.2.2.6 Определять виды деятельности человека, приводящие к изменению численности животных | | | |
16 | 16 | 2.1 Растения 2.2 Животные | СОЧ за 1 четверть | 3.2.1.1.Объяснять выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза. 3.2.1.2.Объяснять, способы приспособления растений к различным условиям окружающей среды (тепло, свет и влага) 3.2.1.5.Определять роль Красной книги в сохранении редких и исчезающих растений 3.2.2.1.Классифицировать животных на позвоночные и беспозвоночные 3.2.2.4. Исследовать взаимосвязь между растениями и животными 3.2.2.6.Определять виды деятельности человека, приводящие к снижению численности животных | | | |
2 четверть |
Раздел 4- Живая природа. Человек |
17 | 1 | В контексте сквозной темы «Время» | 2.3 Человек | Загляни внутрь себя. | 3.2.3.1 - определять расположение внутренних органов человека | 1 | | |
18 | 2 | 2.3 Человек | Путешествие яблока по организму. | 3.2.3.2 - описывать роль системы пищеварения человека в получении энергии для жизнедеятельности | 1 | | |
19 | 3 | 2.3 Человек | Путешествие яблока по организму. | 3.2.3.2 - описывать роль системы пищеварения человека в получении энергии для жизнедеятельности | 1 | | |
20 | 4 | 2.3 Человек | Как мы дышим. | 3.2.3.3 - описывать дыхательную систему и ее роль в организме человека | 1 | | |
21 | 5 | 2.3 Человек | Кровеносная система организма | 3.2.3.4 - описывать кровеносную систему и ее роль в организме человека | 1 | | |
22 | 6 | 2.3 Человек | Защита организма человека от болезней и инфекций. Как быть здоровым. | 3.2.3.5 - объяснять способы защиты организма человека от болезней и инфекций | 1 | | |
23 | 7 | | 2.3 Человек | Защита организма человека от болезней и инфекций. Как быть здоровым. СОР №1 за раздел «Живая природа. Человек». | 3.2.3.5 – объяснять способы защиты организма человека от болезней и инфекций 3.2.3.1 Определять расположение внутренних органов человека 3.2.3.3 Описывать дыхательную систему и ее роль в организме человека | | | |
Раздел 5 – Вещества и их свойства. Воздух |
24 | 8 | В контексте сквозной темы «Архитектура» | 3.1 Типы веществ | Какими бывают вещества. | 3.3.1.1 – классифицировать вещества по происхождению и агрегатному состоянию; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент | 1 | | |
25 | 9 | 3.2 Воздух | Состав воздуха. | 3.3.2.1 – описывать состав воздуха | 1 | | |
56 | 10 | 1.2 Методы познания природы 3.2 Воздух | Свойства воздуха. | 3.3.2.2 – описывать влияние воздуха на горение; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
27 | 11 | 3.3 Вода 1.2 Методы познания природы | Где есть вода? | 3.3.3.1 – объяснять наличие воды в живых организмах и неживой природе; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
28 | 12 | 3.3 Вода | Природные источники воды. | 3.3.3.2 – сравнивать основные природные источники воды | 1 | | |
29 | 13 | 3.3 Вода | Природные источники воды. | 3.3.3.2 – сравнивать основные природные источники воды | 1 | | |
30 | 14 | 3.3 Вода | Бережное использование питьевой воды человеком. | 3.3.3.3 – объяснять необходимость бережного использования питьевой воды; 3.3.3.6 – объяснять важность воды для жизни | 1 | | |
31 | 15 | 3.3 Вода 3.1 Типы веществ 3.2 Воздух 1.2 Методы познания природы | Способы очистки воды. СОР №2 за раздел «Вещества и их свойства. Воздух» | 3.3.3.3 - объяснять необходимость бережного использования питьевой воды 3.3.3.4 - предлагать различные способы очистки воды; 3.3.3.5 - предлагать собственную модель фильтра для очистки воды 3.1.1.1 - рассказывать о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы 3.3.1.1 Классифицировать вещества по происхождению и агрегатному состоянию 3.3.2.1 Описывать состав воздуха 3.3.3.6 Объяснять важность воды для жизни | 1 | | |
32 | 16 | 2.3 Человек 3.1 Типы веществ 3.2 Воздух 3.3 Вода | СОЧ за 2 четверть | 3.2.3.2 Описывать роль системы пищеварения человека в получении энергии для жизнедеятельности 3.2.3.4 Описывать кровеносную систему и ее роль в организме человека 3.2.3.5 Объяснять способы защиты организма человека от болезней и инфекций 3.3.1.1 Классифицировать вещества по происхождению и агрегатному состоянию.. 3.3.2.1 Описывать состав воздуха 3.3.3.2 Сравнивать основные природные источники воды 3.3.3.4 Предлагать различные способы очистки воды 3.3.3.3 Объяснять необходимость бережного использования питьевой воды; | 1 | | |
3 четверть |
Раздел 6 - Вещества и их свойства. Природные ресурсы. |
33 | 1 | В контексте сквозной темы «Искусство» | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Что такое почва. | 3.3.4.1 – объяснять роль почвы в жизни некоторых организмов; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
34 | 2 | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Основной состав почвы. | 3.3.4.2 – исследовать основной состав почвы (песок, глина, остатки растений и животных, вода, воздух); 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
35 | 3 | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Свойства почвы. | 3.3.4.3 – определять основные свойства почвы; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
36 | 4 | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Свойства почвы. | 3.3.4.3 – определять основные свойства почвы; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
37 | 5 | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Какими бывают почвы. | 3.3.4.4 – исследовать плодородие почв в зависимости от состава; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
38 | 6 | 3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы | Какими бывают почвы. СОР №1 за раздел «Вещества и их свойства» | 3.3.4.3 - определять основные свойства почвы; 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.3.4.4 - исследовать плодородие почв в зависимости от состава 3.1.1.1 - рассказывать о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека 3.3.4.2 Исследовать основной состав почвы (песок, глина, остатки растений и животных, вода, воздух) 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
Раздел 7 – Земля. Космос. Пространство и время. |
39 | 7 | В контексте сквозной темы «Искусство» | 4.1 Земля 4.2 Космос | Как устроена наша планета? | 3.4.1.1 - объяснять и графически изображать сферы Земли | 1 | | |
40 | 8 | 4.1 Земля | Как устроена наша планета? | 3.4.1.1 - объяснять и графически изображать сферы Земли | | | |
41 | 9 | 4.2 Космос | История освоения космоса. | 3.4.2.1- рассказывать о некоторых значимых событиях в освоении космоса; 3.4.2.2 - объяснять значение космоса в развитии человечества | | | |
42 | 10 | 4.2 Космос | История освоения космоса. | 3.4.2.1- рассказывать о некоторых значимых событиях в освоении космоса; 3.4.2.2 - объяснять значение космоса в развитии человечества | | | |
43 | 11 | 1.2 Методы познания природы | Как вращается земля? | 3.4.3.1 – объяснять следствие осевого вращения Земли; 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | | | |
44 | 12 | 4.1 Земля 4.2 Космос 1.2 Методы познания природы | Как вращается земля? СОР №2 за раздел «Земля. Космос. Пространство и время» | 3.4.3.1 - объяснять следствие осевого вращения Земли 3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы 3.1.2.1 - определять виды источников информации; 3.4.1.1 Объяснять и графически изображать сферы Земли 3.4.2.1 Рассказывать о некоторых значимых событиях в освоении космоса 3.4.2.2 Объяснять значение космоса в развитии человечества | 1 | | |
Раздел 8 – Физика природы. |
45 | 13 | В контексте сквозной темы «Выдающиеся личности» | 5.1 Силы и движение | Сила упругости. | 3.5.1.1 - исследовать силу упругости и приводить примеры ее проявления | 1 | | |
46 | 14 | 5.1 Силы и движение | Сила упругости. | 3.5.1.1 - исследовать силу упругости и приводить примеры ее проявления | | | |
47 | 15 | 5.1 Силы и движение | Сила тяжести. | 3.5.1.2 - исследовать силу тяжести и приводить примеры ее проявления | 1 | | |
48 | 16 | 5.1 Силы и движение | Сила тяжести. | 3.5.1.2 - исследовать силу тяжести и приводить примеры ее проявления | | | |
49 | 17 | 5.1 Силы и движение | Сила трения и её проявление. | 3.5.1.3 - исследовать силу трения и приводить примеры ее проявления | 1 | | |
50 | 18 | 5.1 Силы и движение | Как определить направление действия силы. | 3.5.1.4 – определять направление действия силы | | | |
51 | 19 | 5.1 Силы и движение | Как определить направление действия силы. СОР №3 за раздел «Земля. Космос. Пространство и время» | 3.5.1.4 - определять направление действия силы 3.5.1.1. Исследовать силу упругости и приводить примеры ее проявления 3.5.1.2. Исследовать силу тяжести и приводить примеры ее проявления 3.5.1.3. Исследовать силу трения и приводить примеры ее проявления | 1 | | |
52 | 20 | 4.3Пространство и время 3.4 Природные Ресурсы 4.2 Космос 5.1 Силы и движение | СОЧ за 3 четверть | 3.3.4.3. Определять основные свойства почвы. 3.3.4.1. Объяснять роль почвы в жизни некоторых организмов 3.4.3.1. Объяснять следствие осевого вращения Земли. 3.4.2.1. Рассказывать о некоторых значимых событиях в освоении космоса. 3.4.2.2. Объяснять значение космоса в развитии человечества. 3.5.1.1. Исследовать силу упругости и приводить примеры ее проявления. 3.5.1.2. Исследовать силу тяжести и приводить примеры ее проявления. 3.5.1.3. Исследовать силу трения и приводить примеры ее проявления. 3.5.1.4 .Определять направление действия силы | 1 | | |
4 четверть |
Раздел – Физика природы. |
53 | 1 | В контексте сквозных тем: «Вода источник жизни» | 5.2 Свет | Как появляется тень. | 3.5.2.1 -объяснять причины возникновения и особенности тени; | 1 | | |
54 | 2 | 5.2 Свет | Как предметы отражают свет. | 3.5.2.2 - объяснять способность предметов отражать свет | | | |
55 | 3 | 5.2 Свет | Как предметы отражают свет. | 3.5.2.2 - объяснять способность предметов отражать свет | | | |
56 | 4 | 5.2 Свет 1.2 Методы познания природы | Практические работы по теме «Свет» | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
57 | 5 | 1.2 Методы познания природы | Практические работы по теме «Свет» | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | | | |
58 | 6 | 5.3 Звук | Как громкость звука зависит от расстояния. | 3.5.3.1 - объяснять зависимость громкости звука от расстояния между источником звука и приемником звука | 1 | | |
59 | 7 | 5.3 Звук | Как громкость звука зависит от расстояния. | 3.5.3.1 - объяснять зависимость громкости звука от расстояния между источником звука и приемником звука | | | |
60 | 8 | 5.3 Звук 1.2 Методы познания природы | Практические работы по теме «Звук» | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | 1 | | |
61 | 9 | | | Практические работы по теме «Звук» | 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы | | | |
62 | 10 | В контексте сквозных тем: «Культура отдыха. Праздники» | 5.5 Электричество | Какие бывают источники электрической энергии. | 3.5.5.1 - определять источники электрической энергии | 1 | | |
63 | 11 | 5.5 Электричество | Какие бывают источники электрической энергии. | 3.5.5.1 - определять источники электрической энергии | 1 | | |
64 | 12 | 5.5 Электричество | Какие схемы простейших электрических цепей существуют. | 3.5.5.2 - собирать схему строения простейшей электрической цепи; 3.5.5.3 - представлять простые электрические цепи в виде схем с указанием их элементов | 1 | | |
65 | 13 | 5.5 Электричество | Какие схемы простейших электрических цепей существуют. | 3.5.5.2 - собирать схему строения простейшей электрической цепи; 3.5.5.3 - представлять простые электрические цепи в виде схем с указанием их элементов | 1 | | |
66 | 14 | 5.6 Магнетизм | Намагничивание металлов с помощью магнитов. | 3.5.6.1 – исследовать намагничивание различных металлов с помощью магнита | 1 | | |
67 | 15 | 5.6 Магнетизм 5.2 Свет 5.3 Звук 5.5 Электричество | Намагничивание металлов с помощью магнитов. СОР №1 за раздел «Физика природы» | 3.5.6.1 - исследовать намагничивание различных металлов с помощью магнита 3.1.2.3 - планировать и проводить эксперимент; 3.5.2.1 Объяснять причины возникновения и особенности тени 3.5.2.2 Объяснять способность предметов отражать свет 3.5.3.1 Объяснять зависимость громкости звука от расстояния между источником звука и приемником звука | 1 | | |
68 | 16 | 5.2 Свет 5.3 Звук 5.5 Электричество 5.6 Магнетизм | СОЧ за 4 четверть. | 3.5.2.1 Объяснять причины возникновения и особенности тени. 3.5.2.2 Объяснять способность предметов отражать свет. 3.5.5.1Определять источники электрической энергии. 3.5.5.3 Представлять простые электрические цепи в виде схем с указанием их элементов 3.5.6.1 Исследовать намагничивание различных металлов с помощью магнита | 1 | | |