№ п-п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календ. Сроки изучения тем | Вид занятий | Наглядные пособия | Задания для учащихся | Примечания |
1 | Физика – наука о природе. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. Физические законы. Значение физики при освоении специальностей СПО. | 3 | сентябрь | комбин. урок | компьютер, проектор | стр. 3-6 | |
| Раздел 1. МЕХАНИКА | 36 | | | | | |
| Тема 1.1 Кинематика. | 10 | | | | | |
2 | Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчёта, Координаты, Радиус-вектор, Вектор перемещения. Скорость. | 2 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, СD, проектор Д-1 | §3-6 конспект, упр.1 № 1-3 | |
3 | Равномерное прямолинейное движение. Характеристики равномерного прямолинейного движения: скорость, перемещение, путь, Графическое описание равнопеременного движения. | 2 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор Д-2 | §7-10, конспект упр. 2 №2-4 | |
4 | Равнопеременное прямолинейное движение. Характеристики равнопеременного прямолинейного движения; скорость, перемещение, ускорение. Графическое описание равнопеременного движения. Практикум по решению задач по теме «Виды движения». | 2 | сентябрь | Комбин. урок практич. работа | компьютер, проектор карточки Д-2 | §11- 14, §15,16 конспект упр. 3 №1,2 | |
6 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту». | 2 | сентябрь | Комбин. урок, практич. работа | карточки | §18 упр. 5 №1 | |
7 | Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Практику по решению задач по теме «Движение по окружности | 2 | сентябрь | Комбин. урок, контрол. работа | карточки Д-2 | §17-19 упр. 5 №2-4 | |
| Тема 1.2 Законы механики Ньютона | 8 | | | | | |
8 | Взаимодействие тел. Сила. Принцип суперпозиции сил. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. л/р. Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 2 | сентябрь | Комбин. урок | Динамометры, грузы, тележки | §20-22, конспект №25, 28 с.14 | |
9 | Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | 2 | октябрь | Комбин. урок | Штатив, пружина, динамометр, грузы Д-3,4,5 | §23-28 конспект, № 37, 38 с. 15 | |
10 | Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. | 2 | октябрь | Комбин. урок | Штатив, пружина, динамометр, грузы, | §29-33, конспект № 30, 34 с.14 | |
11 | Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Практикум по решению задач по теме «Силы в природе». л/р. Изучение особенностей силы трения (скольжения) | 2 | октябрь | комбин. урок | компьютер, проектор Д-6, 7, 8 | § 34,35, 36-38 | |
| Тема 1.3. Законы сохранения в механике | 6 | | | | | |
12 | Импульс. Закон сохранения импульса. л/р. Изучение закона сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. л/р Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | 2 | октябрь | Лаборат. работа | оборудование согласно инструкции к л/р: Деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов, динамометр. Д-9 | Отчёт о проделанной работе | |
13 | л/р. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. | 2 | октябрь | комбин. урок | прибор для изучения з.с.и Д-10 | § 39-40 Задачи в тетр. | |
14 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа № 1 по теме: «Механика». | 2 | октябрь | комбинированный урок | карточки с заданиями | | |
15 | Самостоятельная работа студентов: — Свободное падение тел; — Баллистическое движение; — Кинематика твёрдого тела. — Принцип относительности Галилея. — Фундаментальные взаимодействия — Потенциальная энергия при упругом и гравитационном взаимодействии. Мощность. | 12 | сентябрь - октябрь | | | отчёт о проделанной работе | |
| Раздел 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | 20 | | | | | |
| Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ | 4 | | | | | |
16 | Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ | 2 | октябрь ноябрь | Комбин. урок Комбин. урок | Стекл. Посуда, вода, крас.вещ-ва, модель броун-ого движения компьютер, проектор карточки. Д-1, 2 | §55-60,§61-63, конспект № 12,13 с.37 | |
17 | Температура и её измерение. Абсолютный нуль температур. Термодинамическая шкала температур. Практикум по решению задач. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Практикум по решению задач теме: «Уравнение Менделеева—Клапейрона». | 2 | ноябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор Д-3,4 | §64-67, конспект, № 19,20 с. 25-26 | |
| Тема 2.2. Основы термодинамика. | 2 | | | | | |
18 | Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как форма передачи энергии. Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. Первое и второе начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. | 2 | ноябрь | Комбин. урок | карточки Д-5,6 | §64-67, конспект | |
| Тема 2.3. Свойства паров | 2 | | | | | |
19 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. л/р. Измерение влажности воздуха. | 2 | ноябрь | Комбин. урок Лабарат. работа | компьютер, проектор оборудование согласно инструкции к л/р Д-7,8 | §68-69 Конспект, №21-23 с. 38 Отчёт о проделанной работе | |
| Тема 2.4. Свойства жидкостей | 2 | | | | | |
20 | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления. л/р. Измерение поверхностного натяжения жидкости. | 2 | ноябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор Д-9 | § 75-81 §82, конспект №57,58 с.41 | |
| Тема 2.5. Свойства твёрдых тел | 2 | | | | | |
21 | Характеристика твёрдого состояния вещества. Упругие свойства твёрдых тел. Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. л/р. Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения. Изучение теплового расширения твёрдых тел. Изучение особенностей теплового расширения воды. | 2 | ноябрь | Лабарат. работа | оборудование согласно инструкции к л/р Д-10 | Отчёт о проделанной работе | |
22 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа № 2. по теме «Основы молекулярной физики и термодинамики» | 2 | декабрь | Комбин. урок, к/р | карточки с заданиями | к/р | |
23 | Самостоятельная работа студентов: — Распределение молекул идеального газа в пространстве. — Измерение скоростей молекул газа. — Применение газовых законов в технике. — Работа газа при изопроцессах; — Тепловые двигатели и охрана ОС. — Фазовые переходы; — Поверхностное натяжение; — Смачивание, капиллярность | 6 | ноябрь-декабрь | | | Отчёт о проделанной работе | |
| Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 44 | | | | | |
| Тема 3.1. Электрическое поле | 8 | | | | | |
24. | Электрический заряды.. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 2 | декабрь | Комбин. урок | Электроскоп, султаны, набор палочек. Д-1 | §83-92 конспект, №13, 14 с.50 | |
25. | Практикум по решению задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 2 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор, карточки Д-2,3 | §93-95 конспект №27, 29 с.51-52 | |
26. | Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. | 2 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §96-98 конспект, задачи в тетр. | |
27. | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Практикум по решению задач по теме: «Потенциал. Работа эл.поля. Электроемкость. Энергия эл.поля». | 2 | декабрь | Комбин. урок | Набор конденсаторов, компьютер Д-4 | §99-101 конспект, задачи в тетр. | |
| Тема 3.2. Постоянный электрический ток. | 8 | | | | | |
28. | Условия , необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. л/р. Определение температуры нити лампы накаливания | 2 | январь | | Амперметр, вольтметр, источник постоянного тока, провода, резистор Д-5 | §102-105 | |
29 | Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. л/р. Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. | 2 | январь | Комбин. урок | Амперметр, вольтметр, источник постоянного тока, провода, резистор | §106, 107-108 конспект, задачи в тетр. | |
30 | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. л/р. Изучение закона Ома для полной цепи. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. | 2 | февраль | Комбин. урок | набор полупроводниковых приборов | §109-116, конспект, задачи | |
31 | Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. л/р. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. | 2 | февраль | Провер. урок | компьютер, проектор | §117-120, 121-123 задачи в тетради | |
| Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | 2 | | | | | |
32 | Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | февраль | к/р | карточки Д-6,7,8 | | |
| Тема 3.4. Магнитное поле. | 6 | | | | | |
33 | Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. | 2 | февраль | Лаборат. работа | Амперметр, вольтметр, реостат, провода, источник постоянного тока, линейка, штангенциркуль Д-9,10,11 | §1-6 задачи в тетради | |
34 | Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | 2 | февраль | Лаборат. работа | карточки | Отчёт о проделанной работе | |
35 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | 2 | февраль | Комбин. урок | оборудование согласно инструкции к л/р Д-12 | §8-14 | |
| Тема 3.5. Электро- магнитная индукция. | 4 | | | | | |
36 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. л/р. Изучение явления электромагнитной индукции | 2 | февраль | Комбин. урок | карточки Д-13,14 | § 15-17 конспект, задачи в тетр. | |
37 | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Практикум по решению задач по теме: «Энергия магнитного поля тока». | 2 | | | | | |
38 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №3 по теме «Электродинамика». | 2 | март | к/р | карточки | к/р | |
39. | Самостоятельная работа студентов: — Равновесие статических зарядов; — Эквипотенциальные поверхности; — Применение конденсаторов. — Источники тока; — Расчёт силы тока и напряжения в электрических цепях. — Зависимость сопротивления от температуры; — Сверхпроводимость. — Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм. — Способы индуцирования тока; — Использование электромагнитной индукции; | 20 | январь-февраль | | | отчёт о проделанной работе | |
| РАЗДЕЛ 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. | 28 | | | | | |
| Тема 4.1. Механические колебания. | 4 | | | | | |
40 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. | 2 | март | Комбин. урок | Штатив, пружина, грузы, математический маятник Волновая машина Д-1,2 | §18-26, Отчёт о проделанной работе конспект | |
41 | Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. л/р. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 2 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор | §27-30 конспект | |
| Тема 4.2. Упругие волны | 4 | | | | | |
42 | Поперечные и продольные волны. Характеристика волны. Уравнение плоской бегущей волны.. | 2 | март | Комбин. урок | Д-3 | §31-36 конспект | |
43 | Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор Д-4 | §48-54, 55-58 конспект | |
| Тема 4.3. Электромагнитные колебания | 4 | | | | | |
44 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Ёмкостное и индуктивное сопротивления переменного ока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока | 2 | март | Комбин. урок | модель генератора переменного тока, модель трансформатора Д-5,6,7,8,9 | §37-41 конспект, задачи в тетради | |
45 | Работа и мощность тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. л/р. Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока. | 2 | март | Комбин. урок | | §42-47 конспект | |
| Тема 4.4. Электромагнитные волны | 4 | | | | | |
46 | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | 2 | апрель | Комбин. урок | Д-10 | § 48,49 конспект | |
47 | Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | апрель | Комбин. урок | Д-11 | §50,51 конспект | |
48 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №4 по теме «Колебания и волны». | 2 | апрель | к/р | карточки с заданиями | к/р | |
49 | Самостоятельная работа студентов: — Превращение энергии в колебательном контуре; — Резонанс и его использование в технике. — Передача электрической энергии на расстояние; — Виды электростанций и их влияние на ОС. — Развитие средств связи в России и мире. | 10 | апрель | | | Отчёт о проделанной работе | |
| РАЗДЕЛ 5. ОПТИКА. | 16 | | | | | |
| Тема 5.1. Природа света | 4 | | | | | |
50 | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение | 2 | апрель | Комбин. урок | оборудование согласно инструкции к л/р Д-1,2 | §59-62 Отчёт о проделанной работе | |
51 | Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. л/р. Изучение изображения предметов в тонкой линзе. | 2 | апрель | Комбин. урок | Стекл. призма, подъёмный столик, англ. булавки Д-3 | §63-65 задачи в тетради | |
| Тема 5.2. Волновые свойства света | 4 | | | | | |
52 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких плёнках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решётка. Понятие о голографии. л/р. Изучение интерференции и дифракции света. | 2 | апрель | Комбин. урок | Дисперсионные призмы, дифракционная решётка Д-4,5 | §66-74 конспект, №25 с.89 | |
53 | Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. л/р. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий. | 2 | апрель | Комбин. урок | оборудование согласно инструкции к л/р Д-6,7,8,9 | Отчёт о проделанной работе | |
54 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №5 по теме «Оптика». | 2 | апрель | Комбин. урок | карточки с заданиями л/р | Отчёт о проделанной работе | |
55 | Самостоятельная работа студентов: — Отражение и преломление волн; — Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы. — Применение электромагнитных излучений в технике. Следствия СТО. | 6 | апрель | | | Отчёт о проделанной работе | |
| РАЗДЕЛ 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. | 20 | | | | | |
| Тема 6.1. Квантовая оптика | 2 | | | | | |
56 | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | 2 | май | Комбин. урок | электроскоп, медная и цинковая пластинка компьютер, проектор Д-1 | §87-90, 87-90 конспект, № с.95 | |
| Тема 6.2. Физика атома | 2 | | | | | |
57 | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. | 2 | май | Комбин. урок | компьютер, проектор Д-2,3 | §93-95, конспект, задачи № | |
| Тема 6.3. Физика атомного ядра. | 6 | | | | | |
58 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова-Черенкова. Строение атомного ядра. | 2 | май | лабораторная работа | оборудование согласно инструкции к л/р Д-4 | Отчёт о проделанной работе | |
59 | Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор | 2 | май | Комбин. урок | компьютер, проектор | §98-102, конспект, задача в тетр. | |
60 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 2 | май | Комбин. урок | компьютер, проектор | §103-108, конспект | |
61 | Повторение и обобщение изученного материала. Контрольная работа №9 по теме «Основы квантовой физики». | 2 | май | Комбин. урок | карточки с заданиями | | |
62 | Самостоятельная работа студентов: — Опыты Лебедева и Вавилова. Лазер. — Теория атома водорода. — Искусственная радиоактивность; — Ядерная энергетика; — Биологическое действие радиоактивных излучений. | 8 | май | | | Отчёт о проделанной работе | |
| РАЗДЕЛ 7. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 14 | | | | | |
| Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной | 4 | | | | | |
63 | Наша звёздная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. | 2 | июнь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §116, конспект | |
64 | Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. | 2 | | | Д-1 | §117, 118 конспект | |
| Тема 7.2. Эволюция звёзд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | 4 | | | | | |
65 | Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звёзд. | 2 | июнь | Комбин урок | компьютер, проектор | §120-123, конспект | |
66 | Эволюция звёзд. Происхождение Солнечной системы. | 2 | июнь | | Д-2,3,4 | §124, 126 конспект | |
67 | Повторение и обобщение изученного материала | 2 | июнь | | | | |
68 | Самостоятельная работа студентов: — Физические свойства планет Солнечной системы; Современные представления о происхождении и эволюции звёзд | 4 | июнь | | | | |
| Экзамен. | | | | | | |
| Всего часов | 181 | | | | | |