Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Лаборатория знаний, 2013, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
№ | Тема | Требования к уровню подготовки | Формы контроля | ЭОР | Домашнее задание | Дата проведения | Корректировка | |
план | факт | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Знать/понимать: - общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ; | Компьютерный тест | - «Правильная посадка за компьютером» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/%5BINF_028%5D_%5BPD_53%5D.swf) - «Информационные ресурсы современного общества» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d8b4238-eb72-4edc-84d3-a8e6806cd580/9_157.swf) - Видеоурок «Техника безопасности в компьютерном классе» | Введение | 03.09 | | | |
Тема «Математические основы информатики» (12 ч) | | | | | | № 1-9 |
2 | Общие сведения о системах счисления. | Знать/понимать: - общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; - определение основания и алфавита системы счисления, переход от свѐрнутой формы записи числа к его развѐрнутой записи; | Компьютерные тесты, лабораторные и практические работы | - «Понятие о системах счисления» (http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html) - «Развернутая форма записи числа» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf) - презентация «Системы счисления»; - анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf) - анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/9_111.swf) - анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf) | §1.1.1. № 5,8 | 10.09 | | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | | §1.1.2. 1.1.6 № 12 | 17.09 | | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; | | §1.1.3.- 1.1.4, 1.1.7 № 14 | 24.09 | | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Знать/понимать: - перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | Компьют ерный тест | - презентация «Системы счисления»; - анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4d72f40f49f3b/9_109.swf) - конструктор тестов MytestХ | §1.1.5. № 15 | 01.10 | | | |
6 | Представление целых чисел | Уметь: - понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; Знать/понимать: - представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд) | Практические работы, компьютерный тест | - информационный модуль «Число и его компьютерный код» (http://fcior.edu.ru/card/11501/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html); - практический модуль «Число и его компьютерный код» (http://fcior.edu.ru/card/9581/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html); - анимация «Представление целых чисел в памяти компьютера» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecf4ab69-d8ac-40a8-b26a-2780aa70b33d/9_118.swf); - информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа» (http://fcior.edu.ru/card/14187/dopolnitelnyy-kod-chisla-algoritm-polucheniya-dopolnitelnogo-koda-otricatelnogo-chisla.html) | §1.2.1. № 2,3 | 08.10 | | | |
7 | Представление вещественных чисел | Уметь: - понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач. Знать/понимать: представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. | | - презентация «Представление информации в компьютере»; - информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой» (http://fcior.edu.ru/card/2107/chisla-s-fiksirovannoy-i-plavayushey-zapyatoy.html); - - конструктор тестов MytestХ | §1.2.2. № 7 | 15.10 | | | |
8 | Высказывание. Логические операции. | Уметь: - выполнять анализ логической структуры высказываний; - понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами Знать/понимать: - о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями | | - презентация «Элементы алгебры логики»; - тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf); - демонстрация «Основные понятия математической логики» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/view/) | §1.3.1. -1.3.2 № 3,4 | 22.10 | | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | Уметь: - проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах. Знать/понимать: - о таблице истинности для логического выражения. | Теоретический диктант | - презентация «Элементы алгебры логики»; - информационный, практический и контрольный модули «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке» (http://fcior.edu.ru/card/4059/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html); (http://fcior.edu.ru/card/7120/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html); (http://fcior.edu.ru/card/7268/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html) | §1.3.3. № 8 | 29.10 | | | |
10 | Свойства логических операций. | Уметь: - проводить анализ и преобразования логических выражений; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел); Знать/понимать: - о свойствах логических операций (законах алгебры логики); - преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; | | - презентация «Элементы алгебры логики»; - информационный, практический и контрольный модули «Логические законы и правила преобразования логических выражений» (http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html); (http://fcior.edu.ru/card/3342/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html); (http://fcior.edu.ru/card/5667/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html) | §1.3.4. № 11(1,2,3) | 12.11 | | | |
11 | Решение логических задач | Уметь: - проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; - выбирать метод для решения конкретной задачи.Знать/понимать: - составление и преобразование логических выражений в соответствии с логическими законами. | Практические работы | - презентация «Элементы алгебры логики»; - информационный, практический и контрольный модули «Решение логических задач» (http://fcior.edu.ru/card/9561/reshenie-logicheskih-zadach.html); (http://fcior.edu.ru/card/29148/reshenie-logicheskih-zadach.html); (http://fcior.edu.ru/card/8052/reshenie-logicheskih-zadach.html) | §1.3.5. № 12-13 | 19.11 | | | |
12 | Логические элементы | Уметь: - представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема).Знать/понимать: - о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; - анализ электронных схем. | | - презентация «Элементы алгебры логики»; - тренажѐр «Логика» (http://kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm);- информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисле-ния при использовании ее в компьютере» (http://fcior.edu.ru/card/23457/dostoinctva-i-nedostatki-dvoichnoy-sistemy-schisleniya-pri-ispolzovanii-ee-v-kompyutere.html) | §1.3.6. № 15 | 26.11 | | | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики» | Уметь: - выполнять анализ различных объектов; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах; Знать/понимать: - основные понятия темы «Математические основы информатики». | Компьютерное тестирование | - Конструктор тестов MytestX Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | §1.3. повт. | 03.12 | | | |
Тема «Основы алгоритмизации» (9 ч) | |
14 | Алгоритмы и исполнители | Уметь: - понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; - понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем. Знать/понимать: - смысл понятия «алгоритм»; - умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; - умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. | Практические работы | - презентация «Алгоритмы и исполнители»; - демонстрация «Происхож-дение и определение понятия алгоритма» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf); - демонстрация «Свойства алгоритма» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf); - анимация «Работа с алгоритмом» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7aa26e2d-966b-480e-ae91-5be71f5fe682/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIG_043%5D.swf); | §2.1. | 10.12 | | | |
15 | Способы записи алгоритмов. | Уметь: - анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; - умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; - умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче. Знать/понимать: - различные способов записи алгоритмов. | Теоретический диктант, практическая работа | - презентация «Способы записи алгоритмов» - система КуМир | §2.2. | 17.12 | | | |
16 | Объекты алгоритмов. | Уметь:- понимать сущность понятия «величина»; - понимать границы применимости величин того или иного типа. Знать/понимать: - представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; - правила записи выражений на алгоритмическом языке; - сущность операции присваивания. | Практиче ская работа | - презентация «Объекты алгоритмов»; - демонстрация «Понятие величины, типы величин» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf); - система КуМир | §2.3. | 24.12 | | | |
17 | Алгоритмическая конструкция следование. | Уметь: - выделять линейные алгоритмы в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. Знать/понимать: - представление об алгоритмической конструкции «следование»; - исполнение алгоритма; - составление простых (коротких) алгоритмов. | | - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»; - демонстрация «Режимы работы программы "Конструктор алгоритмов"» (http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/8674dfb4-7a55-4782-b54d-c0a057d89563/view/); - программа "Конструктор алгоритмов"(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bd854db-5096-4c76-9d3c-81bf8d2b89b5/view/) | §2.4.1 | 14.01 | | | |
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | Уметь: - выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. Знать/понимать: - представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; - исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. | Практическая работа | - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» - программа "Конструктор алгоритмов" - Система КуМир | §2.4.2. | 21.01 | | | |
19 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Практическая работа | - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»; - программа "Конструктор алгоритмов" - Система КуМир | §2.4.3. | 28.01 | | | |
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Практическая работа | - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»; - программа "Конструктор алгоритмов" - Система КуМир | §2.4.3 | 04.02 | | | |
21 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | Уметь: - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. Знать/понимать: - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | Практическая работа | - презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»; - программа "Конструктор алгоритмов" - Система КуМир | §2.4.3. | 11.02 | | | |
22 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации. Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации» | Уметь: - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; Знать/понимать: - основные понятия темы «Основы алгоритмизации». | Компьютерное тестирование | - Конструктор тестов MyTestX - Система КуМир | §2.4 | 18.02 | | | |
Тема «Начала программирования» (10 ч) | |
23 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | Уметь: - проводить анализ языка Паскаль как формального языка; - выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке. Знать/понимать: - общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы); - применение операторов ввода-вывода данных. | Практические и лабораторные работы | - презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»; - презентация «Организация ввода и вывода данных»; - среда программирования PascalABC | §3.1. §3.2. | 25.02 | | | |
24- | Программирование линейных алгоритмов | Уметь:- самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи. Знать/понимать:- первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных. | Практические работы | - презентация «Программирование линейных алгоритмов»; - среда программирования PascalABC | §3.3. | 04.03 | | | |
§3.3. | 11.03 | | | |
25 | Программирование линейных алгоритмов | |
26 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление. | Практические работы | - презентация «Программи-рование разветвляющихся алгоритмов»; - среда программирования PascalABC | §3.4. | 18.03 | | | |
27 | Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4. | 08.04 | | | |
28 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Знать/понимать: - запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | Самостоятельная работа | - презентация «Программирование циклических алгоритмов» - среда программирования PascalABC | §3.5.1 | 15.04 | | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Практические работы | - презентация «Программирование циклических алгоритмов» - среда программирования PascalABC | §3.5.2 | 22.04 | | | |
30 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | Практические работы | - презентация «Программирование циклических алгоритмов» - среда программирования PascalABC | §3.5.3 | 29.04 | | | |
31 | Решение задач с использованием циклов | | | | §3.5.4 | 06.05 | | | |
32 | Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур. | Знать/понимать: - владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. | Проверочная работа | - среда программирования PascalABC | §3.5. | 13.05 | | | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования». | .Уметь: - эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ. Знать/понимать: - систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе. | | | §3.5. | 20.05 | | | |
34 | Итоговое тестирование | Уметь: - владеть общепредметными понятиями. Знать/понимать:- темы курса. | Компьютерное тестирование | - Конструктор тестов MyTestX | | 27.05 | | | |