СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по истории России 6 класс ФГОС по новой линии учебников издательства "Просвещение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП в виде таблицы к учебнику "История России. 6 класс". Авторы Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева, под редакцией А.В. Торкунова.

Просмотр содержимого документа
«КТП по истории России 6 класс ФГОС по новой линии учебников издательства "Просвещение"»

Раздел

Описание раздела (Основные понятия, термины, персоналии, даты)

Тип урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Материалы, пособия

Дом. Задание

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Личностные результаты

план

корректировка даты

Введение

История России. Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья. Исторические источники, их виды. Вспомогательные исторические дисциплины

Вводный

1.Наша Родина - Россия

1

1) История России — часть всемирной истории.
2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, за-
дачи курса.
3) Территория и географические особенности Восточной Европы.
4) Языковые семьи и группы.
5) Источники по истории России, Древней Руси. Музеи — хранители
«следов прошлого».
6) Как работать с учебником и изучать историю

учебник, карта территории современной России, электронное приложение

с.6-8, 1. На какие группы можно разделить все исторические источники?
2.Найдите в дополнительной литературе, Интернете высказывания
о значимости изучения истории. На уроке изложите их одноклассни-
кам. Какой афоризм и почему вам особенно понравился? Выпишите
его в тетрадь

Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата


Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни


 

 

I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Роль природно-географического фактора в истории. Древнее населе-

ние: расселение, образ жизни, занятия

Основные даты Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век

Персоналии Учёные-историки

Изучение нового материала

2.Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

1) Общность истории древнейших людей.

2) Появление людей на современной территории России.

3) Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

4) Зарождение родового строя.

5) Совершенствование орудий труда. 6) Особенности первобытной эпохи

Учебник, § 1. Карта «Территория России в древности». Контурные

карты. Электронное приложение

§ 1 учебника, карты, иллюстрации. Составить рассказ на тему «По-

явление и жизнь первобытных людей в Восточной Европе и Сибири».

Перечислить главные особенности первобытно-общинного строя.

*Мини-проекты, творческие задания: сбор информации, подготовка и

представление в классе рисунков или презентаций на темы «Стоян-

ки древнейших людей (в том числе на территории края, региона)» и

«История орудий труда» (рисунки)

Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им





Неолитическая революция, производящее хозяйство, народ (народ-

ность), государство

Основные даты Зарождение земледелия на юге страны — 5—6 тыс. лет назад

Комбинированный

3.Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

1)Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Неолитическая

революция. 2) Начало распада первобытного общества

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледель-

цы, ремесленники». Карта «Территория России в древности». Элек-

тронные приложения

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

«Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремес-

ленники». Задания 1, 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Задание 3 — по желанию

Научатся определять термины: государство, народ, народность

Получат возможность научиться: показывать на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им





Полис. Каганат. Ислам. Дань. V в. до н. э. — образование Боспорского царства. IV—VII вв. н. э. —

Великое переселение народов. VII в. — образование Хазарского кага-

ната. IX в. — образование Волжской Булгарии. Геродот. Митридат VI Евпатор

Комбинированный

4.Образование первых государств

1

1) Греческие города-государства Северного Причерноморья.

2) Скифское царство.

3) Упадок причерноморских государств.

4) Великое переселение народов.

5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей

страны.

6) Жители лесной полосы Восточной Европы

Учебник, § 2. Карта. Геродот, «История» (отрывок).

Энциклопедия «Вокруг света» — http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia

Филатов К. Ю. Словарь античных историков. — М., 2006. — http://

interpretive.ru/dictionary/947

§ 2 учебника. Составьте рассказы о греческих полисах в Северном

Причерноморье, скифах (с использованием сведений Геродота и кар-

ты), первых государствах, жителях Восточной Европы.

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Мини-проекты:

Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности

на территории нашей страны (например, Дербенте, Итили, Казани,

Булгаре, Херсонесе, Пантикапее и др.). Соберите информацию об их

возникновении, памятниках культуры, узнайте, какова была их даль-

нейшая судьба. Итогом работы может стать реферат, рисунок, видеоряд или презентация для демонстрации в классе

Научатся определять термины: дань, плуг

Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе




Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы

славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь,

дружина. Народное ополчение. 2 тыс. до н. э. — выделение из индоевропейских племён балто-сла-

вянских племён. VI—VIII вв. — расселения славян по Восточно-Ев-

ропейской равнине.

Комбинированный

5. Восточные славяне их соседи.

1

1)Происхождение восточных славян.

2) Хозяйство славян.

3) Быт и нравы восточных славян.

4) Духовный мир славян.

5) Общины земледельцев.

6) Восточные славяне и их соседи

Учебник, § 3. Карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.».

Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарий-

ского, Маврикия Стратега о славянах

§ 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении,

используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, представленного после параграфа.

Научатся определять термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы восточных славян.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества




Правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы


Повторительно-обобщающий

6.

ПОУ по теме «История заселения территории родного края в древности»

1

Информационно-творческие проекты

Учебник «История Сахалинской области»

Подготовить проект «история заселения территории Сахалинской области»

Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси


Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач



II. Русь в IX-первой половине XII в.

Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория). 862 г. — легендарное призвание варягов. Рюрик.

Изучение нового материала

7.Первые известия о Руси

1

1)Происхождение народа русь.

2) О чём говорит археология.

3) Споры норманистов и антинорманистов

Учебник, § 4. Карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.».

Фрагменты летописи, трудов историков

§ 4 учебника. *Используя Интернет и дополнительную литературу,

найдите версии учёных по вопросу о происхождении слова «русь».

Научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства

Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у славян


Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения





Государство. Князь. Дружина. Дань. Полюдье. Реформа. Уроки. Погосты. 860 г. — первый большой поход русов на Константинополь. 882 г. —

объединение Новгорода и Киева князем Олегом. Образование Древне-

русского государства. 907 г. — поход князя Олега на Константино-

поль. 911 г. — договор Руси с Византией. 912—945 гг. — правление

князя Игоря в Киеве. 941 г. — поход князя Игоря на Константино-

поль. 944 г. — договор Руси с Византией. 945—964 гг. — правление

княгини Ольги в Киеве. 964—972 гг. — правление князя Святослава

в Киеве. Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Комбинированные

8-9. Становление Древнерусского государства

2

1)Образование государства.

2) Захват Киева и путь «из варяг в греки».

3) Олег и Игорь — первые князья Древнерусского государства.

4) Борьба с древлянами и реформы Ольги.

5) Походы Святослава

Учебник, § 5. Карта «Русь в IX—X вв.». Фрагменты летописей, трудов

историков.

А. П. Медведев. «Был ли греческий полис государством?» — http://

ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1352390836

Документальный сериал «Правители Руси» (Олег, Игорь, Ольга и Свя-

тослав) — http://www.videorusi.ru/publ/3—1—0—557

К. В. Лебедев. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» (репродукция картины)

§ 5 учебника. Задания к контурным картам. Посмотреть документаль-

ный сериал (серии 2—4) «Правители Руси». Использовать информа-

цию в рассказе о деятельности первых князей Руси.

*Используя дополнительные источники информации (энциклопедии,

видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей

европейских государств являлись современниками первых древнерус-

ских князей. Результаты оформите в виде синхронистической табли-

цы «История в лицах: современники»

Научатся определять термины: монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки»

Получат возможность научиться: характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.




Усобица. Монотеизм. Ислам. Иудаизм. Христианство. Десятина. Двоеверие. 980—1015 гг. — правление князя Владимира Святославича в Киеве.

988 г. — принятие христианства на Руси. Владимир I

Комбинированный

10. Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

1) Начало правления князя Владимира.

2) Причины принятия христианства на Руси.

3) Крещение Руси.

4) Значение принятия христианства

Учебник, § 6. Карта «Русь в Х—XI вв.».

Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром

§ 6 учебника. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в

форме таблицы)

Научатся определять термины: христианство, единобожие

Получат возможность научиться: анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития русских земель


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний




Усобицы. Общерусские святые. Наместники. Закон. Русская Правда. 1019—1054 гг. — правление Ярослава Мудрого в Киеве. Борис и Глеб. Святополк. Болеслав (Польша). Ярослав Мудрый.

Комбинированный

11. Русское государство при Ярославе Мудром

1

1) Борьба за власть сыновей Владимира I.

2) Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3) Управление государством при Ярославе.

4) Отношения Руси с другими государствами

Учебник, § 7. Карта «Русь в конце X — XI в.». Модуль «Расцвет Руси

при Ярославе Мудром» — ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/2606/

rascvet—rusi—pri—yaroslave—mudrom.html

§ 7 учебника. Видеофильм сериала «Правители Руси» (Ярослав Му-

дрый) — http://www.videorusi.ru/publ/3—1—0—557.

Самостоятельно составьте словарь для чтения Русской Правды. Используйте интернет-ресурсы.

*Подготовьте сообщение к уроку 12 по теме «Мономах — история

имени»

Научатся определять термины: Русская правда, династический брак, усобица

Получат возможность научиться: характеризовать политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни




Княжеские усобицы. Устав. Ссуды. Ростовщичество. Закупы. Рядови-

чи. Холопы. 1072 г. — создание Правды Ярославичей. 1097 г. — съезд князей в

Любече.

1113—1125 гг. — правление в Киеве Владимира Мономаха. Владимир Мономах.

Комбинированный

12. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

1) Правление Ярославичей.

2) Княжеские усобицы.

3) Любечский съезд князей.

4) Киевское восстание 1113 г.

5) Правление Владимира Мономаха в Киеве

Учебник, § 8. Карта «Русь в X — начале XII в.»

§ 8 учебника. Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Мини-проекты к уроку 13: подготовьте презентацию об одном из

исторических деятелей — Алипий (Алимпий) и Феодосий Печерские,

Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион

и др.

Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей

Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им




Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народ-

ность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Мона-

стырь. Игумен. Миссионеры. Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Ав-

раамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

Комбинированный

13.Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

1)Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение5)Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Учебник, § 10. Схемы.

«Преподобная Евфросинья Полоцкая» (фильм проекта «Эпоха», Бела-

русь) — видео

§ 10 учебника.

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденциямитрополит.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме., характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им





Повторительно-обобщающий

14. Место и роль Руси в Европе

1

1)Политическая карта Европы в IX—XI вв.

2) Отношения Руси с Византийской империей

3) Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной

Европы

4) Отношения с кочевниками и странами Востока

5) Русь в международной торговле

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной дея-

тельности «Место и роль Руси в Европе». Карта «Торговые связи Руси

в XI—XII вв.»

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

«Место и роль Руси в Европе». Задание 3 рубрики «Думаем, сравни-

ваем, размышляем»

Научатся определять термины, изученные в теме

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач




Христианская культура. Былины. Жития. Храм. Фреска. Мозаика.

Миниатюра. Ок. 1113 г. — написание «Повести временных лет». Нестор

Урок изучения нового материала

15. Культурное пространство Европы и культура Руси

1

1)Важнейшие черты культуры стран Европы в IX—XII вв.

2) Особенности культуры Руси. 3) Письменность и грамотность.

4) Литература.

5) Устное народное творчество.

6) Зодчество и изобразительное искусство.

7) Художественное ремесло

Учебник, § 10. Иллюстрации, презентации

§ 10 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Используя Интернет, сделайте подборку изображений древнерусских

памятников культуры.

*Мини-проекты к уроку 16: «Праздники и развлечения знати на Руси»,

«Одежда жителей Древней Руси», «Как питались жители Руси»

Научатся определять термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска

Получат возможность научиться: характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе




Домашняя утварь. Лучина. Пряжа. Рубаха, порты, зипуны. Онучи,

лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник. Хоромы, терем, сени

Комбинированный

16. Повседневная жизнь населения

1

1) Жизнь земледельцев.

2) Жизнь горожан.

3) Жизнь князей и бояр

Учебник, § 11.

Иллюстрации, презентации, фрагменты сочинений историков

§ 11 учебника. Задание 4 к тексту параграфа.

Работа над информационно-творческими проектами к уроку 17:

«Археологические находки — свидетели истории».

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите сведе-

ния о 3—4 крупнейших археологических памятниках нашей страны.

Выясните, когда они были открыты, кто проводил раскопки, какие

открытия были сделаны. Подготовьте сообщение или презентацию по

теме проекта.

«История городов Древней Руси».

Можно изучить историю одного или нескольких современных российских городов, возникших во времена Древней Руси. Необходимо

собрать информацию: когда город возник, кем основан, что в нём сохранилось с древнерусских времён, какова была дальнейшая история

города. Итогом работы может стать фотомонтаж, аудиоэкскурсия или

презентация для демонстрации в классе.

Научатся определять термины: изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи

Получат возможность научиться: описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества





Повторительно-обобщающий. Урок-экскурсия.

17. Урок истории и культуры родного края в древности (ПОУ по теме II)

1

1) Малая родина в истории Отечества.

2) Наш край в далёком прошлом.

3) Культура, повседневная жизнь наших предков

Краеведческие материалы (учебник истории Сахалинской области), экспозиции школьного музея, материалы экскурсионных поездок и походов по родному краю, интернет-ресурсы и др

Найти дополнительную литературу об истории и культуре жителей

нашего края в далёком прошлом. Составить список книг для чтения,

ресурсов Интернета.

Родословие, или, по-научному, генеалогия, изучает происхождение,

историю и родственные связи родов и семей. Составьте генеалогиче-

скую схему своей семьи

Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о развитии родного края в древности

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.



III. Русь в середине XII-начале XIII в.

Удел. Раздробленность. 1132 г. — смерть Мстислава Великого. Окончательный распад Древ-

нерусского государства.

1185 г. — поход князя Игоря Святославича на половцев. Мстислав. Игорь Святославич.

Урок изучения нового материала

18. Политическая раздробленность на Руси.

1

1) Время политической раздробленности в Европе.

2)Формирование системы земель — самостоятельных государств на

Руси. 3) Роль церкви в условиях распада Руси.

4) Идея единстваРуси5) Отношения Руси с кочевниками.

6)Государственное управление в период раздробленности.

7)Международные связи русских земель.

8) Развитие русской культуры: формирование региональных центров.

9)Последствия раздробленности Руси

Учебник, § 12. Карта «Русь в XII—XIII вв.»

§ 12 учебника. Составьте перечень причин раздробления Древнерус-

ского государства.

*Мини-проекты к урокам 19—21. Подготовьте слайды, презентации

для воображаемых экскурсий по городам — столицам отдельных рус-

ских земель.

*Подготовьте сообщение о возникновении Москвы и происхождении

её названия

Научатся определять термины: раздробленность, кочевники

Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.




Ополье. Аскетизм. 1125—1157 гг. — правление Юрия Долгорукого в Суздале. 1147 г. —

первое упоминание о Москве в летописи. 1157—1174 гг. — правление

Андрея Боголюбского во Владимире. 1176—1212 гг. — правление Все-

волода Большое Гнездо во Владимире. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо

Комбинированный

19. Владимиро-Суздальское княжество

1

1) Освоение земель Северо-Восточной Руси.

2) Характер княжеской власти в северо-восточных землях.

3) Князь Юрий Долгорукий.

4) Андрей Боголюбский.

5) Всеволод Большое Гнездо.

6) Культура Владимиро-Суздальской земли

Учебник, § 13. Карта «Русь в XII—XIII вв.».

Серия «Иллюстрированная история Российского государства. Правите-

ли Руси»: видеофильмы «Юрий Долгорукий», «Андрей Боголюбский»

(в Интернете)

§ 13 учебника. Посмотрите видеофильмы «Юрий Долгорукий», «Ан-

дрей Боголюбский» из серии «Правители Руси». Чем отличалось прав-

ление Андрея Боголюбского от деятельности предшествующих князей?

Научатся определять термины: аскетизм, архитектурный ансамбль

Получат возможность научиться: характеризовать политику владимиро-суздальских князей.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни




Республика. Артель. Новгородское вече. Посадский. Тысяцкий. Вла-

дыка. Концы. Начало XII в. — республиканская форма правления в Новгороде. Всеволод Мстиславич

Комбинированный

20. Новгородская республика

1

1)Территория Новгородской земли.

2) Занятия новгородцев.

3) Основные категории населения Новгорода.

4) Политические особенности Новгородской земли.

5) Культура Новгородской земли

Учебник, п.14

§ 16 учебника. Мини-проекты: задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Подготовить сообщение о берестяных грамотах, найденных на территории Руси

Научатся давать определения терминам: вече, республика, монументальный.

Получат возможность научиться: выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им




Резиденция. Паломники. Королевства. Великое княжество Литовское. 1153—1187 гг. — князь галицкий Ярослав Осмомысл. 1201—1264 гг. —

Даниил Романович. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Романович. Олег Свя-

Тославич.

Комбинированный

21. Южные и Юго-Западные русские княжества

1

1) Киевское княжество.

2) Черниговское княжество.

3) Галицко-Волынское княжество

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Южные и Юго-Западные русские княжества». Карта «Русь

в XII—XIII вв.»

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

«Южные и Юго-Западные русские княжества». Используя Интернет

и дополнительную литературу, напишите короткое эссе о князе Данииле Романовиче

Получат возможность научиться: характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжеств.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им




Дидактические единицы темы 3

Повторительно-обобщающий

22. ПОУ по содержанию темы III

1

1) Причины раздробленности на Руси.

2) Последствия наступления периода раздробленности на Руси.

3) Особенности развития русских земель в период раздробленности.

4) Правители русских княжеств

Учебник, глава 3. Карты

Составить таблицу по материалам главы 3 «Русские земли и княже-

ства в XII — середине XV в.».

*Мини-проекты к уроку 24 (видеоряд, презентация, рассказ): «Втор-

жение монгольских войск в Рязанскую землю», «Разгром Владимир-

ского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную

Русь. Оборона Киева»

Научатся определять термины, изученные в теме.

Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе



IV. Русские земли в середине XIII-XIV в.

Кочевое скотоводство. Орда. Курултай. Нойоны. Тумен. Улус. 1211 г. — начало завоевательных походов Чингисхана. 1215 г. — за-

воевание империи Цзинь. 1223 г. — битва на Калке. Чингисхан. Мунке. Угедей. Батый.

Изучение нового материала

23. Монгольская империя и изменение политической карты мира

1

1)Образование державы Чингисхана.

2) Начало завоевательных походов Чингисхана. 3) Битва на Калке.

4)Историческое наследие Монгольской империи

Учебник, § 15. Карты «Русь в XII — начале XIII в.», «Начало мон-

гольских завоеваний и создание державы Чингисхана». Фрагменты

документов

§ 15 учебника. Составьте список правителей Европы и Азии, которые

были современниками Чингисхана.

*Мини-проект к уроку 24: «Вооружение русских воинов» (видеоряд,

рисунки)

Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи.

Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач




Нашествие. Ордынское иго. Стан. Фураж. Ярлык. 1237—1238 гг. — нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239—1240 гг. — нашествие хана Батыя на Южную Русь

Персоналии: Батый. Олег. Юрий Всеволодович. Евпатий Коловрат

Изучение нового материала

24. Батыево нашествие на Русь

1

1) Вторжение в Рязанскую землю.

2) Разгром Владимирского княжества.

3) Поход на Новгород.

4) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Учебник, § 16. Карты: географическая карта Азии, «Русь в XII—

XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь». Н. М. Языков. «Евпатий»

(стихотворение)

§ 16 учебника.

Видеолекция на сайте «История.РФ»: http://histrf.ru/ru/lectorium/

card/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva

Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань

Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.




Крестовые походы. Орден меченосцев. Ливонский орден. Рыцари. Экс-

пансия. Ополчение

Основные даты 15 июля 1240 г. — Невская битва. 5 апреля 1242 г. — Ледовое по-

боище на Чудском озере

Персоналии Ярослав Всеволодович. Александр Невский. Биргер

Комбинированный

25. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

1) Походы шведов.

2) Походы крестоносцев.

3) Князь Александр Ярославич.

4) Невская битва.

5) Ледовое побоище

Учебник, § 17. Карта «Русь в XII—XIII вв.».

Видеофильм об Александре Невском (серия «Правители Руси»).

К. Симонов. «Ледовое побоище» (поэма)

§ 17 учебника. Продолжите синхронистическую таблицу «История в

лицах: современники». Кто из известных исторических деятелей был

современником князя Александра?

Научатся определять термины: ополчение, засадный полк.

Получат возможность научиться: определять значение победы русских войск в борьбе с крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами битв.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества




Агрессия. Баскак. Владычество. Ярлык. Ордынский выход

Основные даты 1242—1243 гг. — создание Золотой Орды; получение князем Ярос-

лавом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское.

1257—1259 гг. — перепись населения на Руси

Персоналии Ярослав Всеволодович. Чингизиды

Комбинированный

26. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1

1)Образование Золотой Орды. Народы Орды.

2) Религии в Орде.

3) Экономика Орды.

4) Ордынское владычество на Руси.

5)Повинности населения.

6) Борьба русского народа против ордынского владычества.

7)Последствия ордынского владычества

Учебник, § 18. Карта «Нашествие хана Батыя на Русь»

§ 18 учебника. Составьте рассказы о последствиях для Руси владычества Орды, о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Используйте разные источники информации

Научатся определять термины: агрессия, владычество, ярлык, баскак.

Получат возможность научиться: давать характеристику политики А Невского в отношениях с Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского завоевания.

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач




Великорусская народность. Великое княжество Литовское. Диалект.

Уния. Католичество

Основные даты 1316—1341 гг. — правление князя Гедимина. 1385 г. — уния Литвы

с Польшей. 1410 г. — Грюнвальдская битва

Персоналии Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт

Комбинированный

27. Литовское государство и Русь

1

1)Образование нового государства в Восточной Европе.

2) Устройство Литовско-Русского государства.

3) Значение присоединения русских земель к Литве.

4) Начало образования русской, белорусской и украинской народно-

стей.

5) Союз Литвы и Польши

Учебник, § 19. Карта «Великое княжество Литовское в XIII — первой

половине XV в.»

§ 19 учебника. Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся определять термины: диалект, уния.

Получат возможность научиться: выделять особенности образования Литовского государства, характеризовать особенности религиозной политики литовских князей, формулировать этапы и особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности




Слободы. Калита

Основные даты 1276—1303 гг. — правление Даниила Александровича в Москве.

1303—1325 гг. — правление Юрия Даниловича. 1325—1340 гг. —

правление Ивана Калиты в Москве. 1327 г. — восстание в Твери

Персоналии Даниил Александрович. Юрий Данилович. Иван Калита. Хан Узбек

Комбинированный

28. Усиление Московского княжества

1

1)Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

2) Борьба за великое княжение.

3) Правление Ивана Калиты.

4) Москва при Иване Калите.

5) Причины возвышения Москвы

Учебник, § 20. Карта «Русские земли в XIV—XV вв.». Контурные

карты.

Фрагменты исторических источников, сочинений историков

§ 20 учебника.

*Видеофильм «Иван Калита» из серии «Правители Руси».

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся определять термины: слобода

Получат возможность научиться: анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности И. Калиты.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.





Засадный полк

Основные даты 1359—1389 гг. — правление Дмитрия Донского в Москве. 1378 г. —

битва на реке Воже.

8 сентября 1380 г. — Куликовская битва. 1382 г. — разорение Москвы Тохтамышем

Персоналии Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Князь

литовский Ольгерд. Мамай. Хан Тохтамыш

Комбинированный

29. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

1) Москва — центр объединения Северо-Восточных русских земель.

2) Русь готовится к борьбе за свободу.

3) Поход Мамая на Русь.

4) На поле Куликовом.

5) Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы

Учебник, § 21. Карта «Русские земли в XIV—XV вв.». Схема «Кули-

ковская битва».

Видеофильм «Дмитрий Донской» из серии «Правители Руси»

§ 21 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышля-

ем». При выполнении задания используйте карту, схему.

*Напишите эссе на тему «Полководческое искусство Дмитрия Дон-

ского»

Научатся определять термины: стан

Получат возможность научиться: характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний




Полуустав. Эпос

Персоналии Феофан Грек

Изучение нового материала

30. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1

1) Начало возрождения культуры в русских землях.

2) Книжное дело, летописание.

3) Устное народное творчество, литература.

4) Зодчество.

5) Живопись

Учебник, § 25. Иллюстративный ряд. Фрагменты документов

Работа над информационно-творческими проектами к уроку 32:

«Грозило ли ордынское владычество странам Западной Европы?»

(сочинение).

Соберите информацию: какие события происходили в странах Запад-

ной Европы в XIII — начале XIV в., каких успехов в экономическом,

политическом развитии, культуре достигли они в

этот период? Предположите, к каким последствиям для этих стран могло привести нашествие на них полчищ завоевателей с востока. Почему этого не произошло? Напишите небольшое сочинение по теме проекта.

«Иван Калита: оправдывает ли цель средства?»

Участники проекта делятся на две группы — за и против способов

достижения цели Иваном Калитой. С помощью дополнительной литературы и Интернета каждая из групп должна подобрать положительные или отрицательные высказывания историков, писателей,

публицистов, оценивавших деятельность Ивана Калиты. Собранный

материал должен помочь в аргументации позиции каждой из групп.

По итогам работы в классе проводится дискуссия по следующим во-

просам:

1. Почему личность и деятельность Ивана Калиты вызывают столь противоположные оценки?

2. Справедливы ли негативные

отзывы об этом князе? 3. Мог ли Иван Калита действовать иначе?

4. Удалось ли ему добиться успехов, если бы он всегда соблюдал все

нравственные нормы?

Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности




Определяет учитель в соответствии с национально-региональным компонентом содержания и формой урока

ПОУ

31.Родной край в истории и культуре Руси XIII-XIV вв.

1

1) Наш край в XIII—XIV вв.

2) Культура, повседневная жизнь людей

Краеведческие материалы, экспозиции школьного музея, материалы

экскурсионных поездок и походов по родному краю, интернет-ресурсы

и др.

Найти дополнительную литературу об истории и культуре жителей нашего края в изучаемый период. Составить список книг для чтения,

ресурсов Интернета.

*Подготовьте сценарий видеофильма «Родной край в истории и культуре Руси XIII—XIV вв.» с текстом, названием иллюстраций или рисунками к каждому «кадру»

Научатся определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня

Получат возможность научиться: давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им




Дидактические единицы темы 4

Повторительно-обобщающий

32. ПОУ по содержанию темы IV.

1

1) Причины завоевания Руси монголами.

2) Последствия установления ордынского ига.

151 3) Борьба русского народа с

ордынскими завоевателями.

4) Москва — центр объединения Руси

Проекты- презентации

Работа над информационно-творческим проектом

«Герои российской истории: князь Александр Невский на перекрёстке мнений».

Научатся определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Тема V. Формирование единого русского государства.

Централизация. Православие. Католичество

Основные даты 1204 г. — разграбление крестоносцами Константинополя, упадок Ви-

зантии. 1389 г. — битва на Косовом поле. 1370—1405 гг. — правление

среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана)

Персоналии Византийский император Иоанн V. Тимур (Тамерлан)

Изучение нового материала

33. Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в.

1

1) Мир к началу ХV в.

2) Политическая география русских земель.

3) Генуэзские колонии в Причерноморье.

4) Централизация в Западной Европе и в русских землях.

5) Упадок Византии и его последствия

Учебник, § 23. Карта «Русские земли в XIV—XV вв.»

§ 23 учебника.

*Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся определять термины: централизация

Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.


определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.




Феодальная война. Поместье. Помещик

Основные даты 1389—1425 гг. — правление Василия I в Москве. 1425—1462 гг. —

правление Василия II Тёмного в Москве. 1425—1453 гг. — междо-

усобная война в Московском княжестве

Персоналии Василий I. Едигей. Василий II. Василий Косой. Дмитрий Шемяка

Изучение нового материала

34. Московское княжество в первой половине XV в.

1

1) Изменения в порядке владения землёй.

2) Развитие ремесла.

3) Развитие торговли.

4) Василий I.

5) Междоусобная война второй четверти XV в.

Учебник, § 24. Карты «Княжества Северо-Восточной Руси в XIV —

первой половине XV в.».

Фрагменты видеофильма «Василий II Васильевич Тёмный» из серии

«Правители Руси»

§ 24 учебника. Продолжите составление таблицы «История в лицах:

современники».

Составьте рассказ «Как развивались ремесло и торговля в XV в.».

*Найдите иллюстрации к своему рассказу, используя интернет-ресурсы

Научатся определять термины : поместье, помещик, служилые люди,

Получат возможность научиться: выделять изменеия в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.




Транзитная торговля. Ясак

Основные даты 1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром. 1438 г. — образование

Казанского ханства.

30—60-е гг. XV в. — распад Золотой Орды

Персоналии Тимур. Хан Менгли-Гирей. Хан Улу-Мухаммед. Василий II. Касим

Комбинированный

35. Распад Золотой Орды и его последствия.

1

1) Разгром Тимуром Золотой Орды.

2) Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.

3) Состав населения.

4) Занятия населения.

5) Взаимоотношения новых государств с Русью

Учебник, § 25. Карта «Распад Золотой Орды»

§ 25 учебника.

Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак.

Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.




Централизация. Боярская дума. Воевода. Держава. Кормление. Мест-

ничество. Налоги. Скипетр. Шапка Мономаха

Основные даты 1462—1505 гг. — правление Ивана III. 1471 г. — битва на реке Шелони.

1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве. 1480 г. — Сто-

яние на Угре. Падение ордынского владычества.

1485 г. — присоединение Тверского великого княжества к Москве.

1497 г. — принятие общерусского Судебника. 1497 г. — появление

печати с изображением герба России. 1500—1503 гг. — русско-литов-

ская война. 1505—1533 гг. — правление Ваcилия III. 1514 г. — при-

соединение Смоленска к Москве

Персоналии Иван III. Василий III

Комбинированный

36. Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

1)Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.

2)Ликвидация ордынского владычества на Руси.

3)Завершение объединения русских земель.

4)Возвышение великокняжеской власти.

5) Органы управления

Учебник, § 26. Карта «Российское государство во второй половине XV —

начале XVI в.».

Видеофильм «Иван III» из серии «Правители Руси»

§ 26 учебника. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

*Посмотрите фильм «Иван III» из серии «Правители Руси» (интер-

нет-ресурсы). Используйте дополнительные сведения для выполнения

заданий.

*Работа над информационно-творческими проектами:

«Иван III — создатель Российского государства».

Подберите высказывания историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Сравните Русь в начале и конце его правления.

Какие качества Ивана III как политика и государственного деятеля

позволили ему добиться таких результатов? С кем из известных вам

государственных деятелей России и других стран можно сравнить

Ивана III? Результатом выполнения проекта может стать сообщение,

небольшое сочинение или презентация.

Научатся определять термины: Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха.

Получат возможность научиться: выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.




Православие. Церковный собор. Уния. Ереси. Секуляризация. Иосиф-

ляне. Нестяжатели. Автокефалия

Основные даты 1439 г. — Флорентийская уния. 1448 г. — утверждение независимо-

сти Русской православной церкви. 1453 г. — взятие Константинополя

турками-османами

Персоналии Патриарх Иосиф II. Епископ рязанский и муромский Иона. Стефан

Пермский. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий

комбинированный

37. Русская православная церковь в XV – начале XVI в.

1

1)Православие в начале XV в.

2)Флорентийская уния и Русь.

3) Падение Византии. Независимость Русской православной церкви.

4) Русская православная церковь в ХV в.

5) Иосифляне и нестяжатели

Учебник, материалы для самостоятельной работы и

проектной дея-

тельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Фрагменты документов

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.».

Продолжить составление синхронистической таблицы «История в лицах: современники».

Мини-проекты:

*Задания 3, 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся определять термины : автокефалия, догмат, ересь, митрополит.

Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.




Боярин. Пожилое. Чин. Привилегии. Крестьянин. Владельческие,

дворцовые, черносошные крестьяне. Посадские люди. Купцы и «чёр-

ные люди»

Основные даты 1497 г. — Судебник. Персоналии Иван III

Изучение нового материала

38. Человек в российском государстве второй половины XV в.

1

1) Знатные люди Российского государства.

2) Помещики.

3)Ограничение свободы крестьян.

4) Городское население.

5) Появление казачества

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятель-

ности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.».

Фрагменты документов. Схема

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятель-

ности «Человек в Российском государстве второй половины XV в.».

*Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин.

Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.




Эпоха Возрождения. Поэма. Регалии. Сказания

179

Основные даты 1433 г. — завершение строительства Грановитой палаты. 1479 г. — Мо-

сковская летопись. 1512 г. — первая редакция русского «Хронографа»

Персоналии Иван III. Василий III. Филофей. Сафоний Рязанец. Аристотель Фио-

раванти. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Андрей Рублёв. Ди-

онисий. Афанасий Никитин

Изучение нового материала

39. Формирование культурного пространства единого российского государства.

1

1) Изменения восприятия мира.

2)Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

3) Развитие общественной мысли и летописания.

4)Литература.

5) Зодчество.

6) Живопись

Учебник, § 27. Фрагменты документов. Презентации

§ 27 учебника.

*Подготовьте презентацию «Наше культурное наследие» о памятниках

истории и культуры прошлого, которые входят в Фонд мирового куль-

турного наследия и, на ваш взгляд, являются национальным достоянием.

*Используя Интернет, узнайте, из чего и как делали бумагу в ХIV—

ХVI вв. Запишите основные этапы этого процесса.

*С помощью компаса определите, к какой стороне света всегда обра-

щён вход в православный храм. Почему православные храмы имеют

такое расположение? Дайте объяснение

Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику культуры XIV-XV вв

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности




Определяет учитель

ПОУ, урок-экскурсия

40. Урок истории и культуры родного края в XV в.

1

1) Малая родина в истории Отечества.

2) Наш край в XV в.

3) Культура, повседневная жизнь наших предков

Краеведческие материалы, экспозиции школьного музея, материалы

экскурсионных поездок и походов по родному краю, интернет-ресурсы

и др.

Найти дополнительную литературу об истории и культуре жителей

нашего края в далёком прошлом. Составить список книг для чтения,

ресурсов Интернета.

*Подготовить презентацию «Наше культурное наследие» о памятни-

ках истории и культуры в родном крае, которые входят в Фонд миро-

вого культурного наследия и, на ваш взгляд, являются национальным

достоянием

Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.

Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.



















Скачать

© 2016 2688 143

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!