№ п/п | дата | Тема урока | К-во часов | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | коррекция |
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Чем и как работает художник (8 ч) |
1 | 01.09 | | Три основных цвета. «Цветочная поляна». ТБ на уроках | 1 час | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значениях трех красок. Работать с кистью | Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
2 | | | Белая и черная краски. «Радуга на грозовом небе» | 1 час | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображенной мастерами. | Уметь: получать новые цвета путем смешивания | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
3 | | | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес» | 1 час | Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе дальше», «больше-меньше». | Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
4 | | | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад» - коврик аппликаций | 1 час | Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
5 | | | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса» | 1 час | Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительности. | Знать: графические художественные материалы. Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
6 | | | Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». | 1 час | Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы. | Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
7 | | | Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» для вылепленных зверей. | 1 час | Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения. | Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
8 | | | Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Изображение ночного праздничного города. | 1 час | Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | | | Изображение и реальность «Наши друзья: птицы». | 1 час | Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных. | Уметь: передавать в изображении характер животного | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
10 | | | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 1 час | Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. | Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
11 | | | Украшение и реальность. «Обитатели подводного мира» | 1 час | Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. | Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
12 | | | Украшение и фантазия. «Кружевные узоры» | 1 час | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент. | Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
13 | | | Постройка и реальность. «Подводный мир» «Узоры и паутины» | 1 час | Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги. | Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
14 | | | Постройка и фантазия | 1 час | Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
15 | | | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 час | Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
О чем говорит искусство (11ч) |
16 | | | Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы | 1 час | Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах. | Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
17 | | | Изображение характера животных Выражение животного с ярко выраженным характером. «Четвероногий герой» | 1 час | Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. | Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
18 | | | Изображение характера человека: женский образ. Женский образ русских сказок. | 1 час | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота». | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
19 | | | Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны» | 1 час | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
20 | | | Образ человека в скульптуре. Образ сказочного героя в объёме | 1 час | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
21 | | | Образ человека в скульптуре. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | 1 час | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
22 | | | Образ человека в скульптуре. Образ человека и его характер, выраженный в объеме | 1 час | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
23 | | | О чем говорят украшения украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | 1 час | Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Рассмотреть картины художников- маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях. | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
24 | | | О чем говорят украшения | 1 час | Рассмотреть предметы с элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Приводить примеры, используя свои наблюдения. | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
25 | | | О чем говорят украшения | 1 час | Учиться выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
26 | | | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). «Замок Снежной Королевы» | 1 час | Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров - Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
Как говорит искусство (8 ч) |
27 | | | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 час | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнительную эмоциональную выразительность произведению. | Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
28 | | | Тихие и звонкие цвета | 1 час | Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. | Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
29 | | | Что такое ритм линий. | 1 час | Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими наблюдениями. | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
30 | | | Характер линий | 1 час | Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба – мощные. Учиться выражать характер работы с помощью линий. | Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
31 | | | Ритм пятен | 1 час | Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомиться с ещё одним выразительным средством - это ритм и движения пятна. | Уметь: использовать технику обрывной аппликации. Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
32 | | | Пропорции выражают характер | 1 час | Наблюдать за пропорциями - тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. | Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
33 | | | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 1 час | Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. | Уметь: работать с разными материалами | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
34 | | | Наше творчество. Итоговый урок года | 1 час | Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование положительного отношения к учению. Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |