СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по ИЗО 4 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«КТП по ИЗО 4 КЛАСС»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования и науки Курской области

Наименование учредителя

МБОУ «Прогимназия «Радуга»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год






Составитель: Абрамова Т.А.

учитель начальных классов








1.Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся 4 Д класса на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования и примерной авторской программы " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Проблема всестороннего художественного развития уча­щихся реализуется в программе путём развития дифференци­рованного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятель­ности школьников, восприятию ими произведений разных ви­дов искусства.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2019 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2019г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2022-2023 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2019»Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

  • Примерные программы начального общего образования: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/М., «Просвещение», 2019 г.

  • Учебный план МБОУ «Прогимназия «Радуга» на 2022-2023 учебный год.



Цели и задачи учебного курса


Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, акти­визация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потреб­ность в общении с искусством; формирование духовных начал личности,, воспитание эмо­циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на­родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.


Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности про­явления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпоч­тений;

  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира при­роды и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-­прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком гра­фической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные инте­ресы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об ок­ружающем мире;

  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.


Состав участников программы

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся 4 «а» классе в количестве 25 человек с высокой и средней степенью мотивации к процессу обучения. Учащиеся по итогам 3 класса показали достаточный уровень развития умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к ху­дожественному произведению; умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. Учащиеся по итогам 3 класса имеют: 64%(16 чел) -высокий уровень, 36 %( 9 чел) -уровень выше среднего овладения предметными умениями и навыками.


Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения


Программой предусмотрены индивидуальные и коллек­тивные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамо­ту. Развивающие возможности совместной деятельности де­тей по созданию коллективных работ обеспечивают разви­тие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций дру­гих людей.

Ра­ботая в парах или группах, дети учатся планировать и коор­динировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Изобразительное искусство» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, урок – выставка.

На уроках изобразительного искусства используют методы обучения: наглядный, словесный, практический, информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. В основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, метод проектов и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей.




2.Общая характеристика учебного предмета


Особенности содержания обучения изобразительному искусству

В основе преподавания предмета «Изобразительное искус­ство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. Программа полихудожественного развития учащихся опи­рается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у де­тей духовные потребности и интересы; развивать возвышен­ные чувства, возникающие при восприятии произведений ис­кусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Худо­жественное творчество должно вызывать у детей чувство радо­сти и желание участвовать в коллективном творческом проек­те. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неорди­нарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать де­тей к художественному слову, живой музыке, знакомить с ориги­налами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, живот­ные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природ­ных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраи­вая учебно-информативный материал урока и планируя творче­ские задания, педагогу следует учитывать особенности того ре­гиона, в котором живут учащиеся, — географические, нацио­нальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство раз­ных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение перено­сить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают сло­весно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный мате­риал, практическая творческая деятельность должны дать уча­щимся возможность научиться воспринимать действитель­ность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слу­ха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская(техническая) — основана на многократном повторении, отто­ченной технике. Творческая (образная) — требует выразитель­ности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в адми­нистративном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих спо­собностей у ребёнка происходит только при его активной худо­жественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников спо­собности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом позна­ния мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образ­ные, художественно-действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобрази­тельное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвыше­ние её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкрет­ного возраста (субъективный фактор), внешние социаль­ные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художествен­ную природу искусства и в мир отношений человека и при­роды;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творче­ского поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постанов­ке задач, выстраивании учебного материала, выборе художест­венных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в про­грамме примерные задания ориентируют педагога на разработ­ку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал про­граммы дают педагогу возможность увеличивать количество ча­сов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возмож­ностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивиду­альных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увле­чены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобра­зительного искусства следует выстраивать таким образом, что­бы вызвать у школьников желание заниматься творческой дея­тельностью, познавать мир в художественно-образной форме.





Содержательные линии


В программе представлены три содержательные линии художествен­ного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.


Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразительное ис­кусство и окружающий мир). Освоение законов создания про­изведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, сим­метрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Форми­рование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобрази­тельного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-твор­ца. Отображение окружающего мира природы и действительно­сти, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выра­зитель истории человечества в художественных образах.


Развитие фантазии и воображения. Воспитание творче­ской инициативы учащихся, развитие у них способности само­стоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие жела­ния творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить компо­зицию.


Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного воспри­ятия окружающего. Важное условие развития художественно - образного мышления — вовлечение детей в творческую дея­тельность, знакомство с произведениями разных видов искусст­ва. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вто­рых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер ор­ганизации занятий позволяет разнообразить и обогатить вос­приятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, спо­собствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.


Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Система­тическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собст­венной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способ­ности воспринимать, понимать, переживать и ценить произве­дения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять со­держательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.


Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности.


Работа на плоскости направлена на овладение детьми раз­ными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.


Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (кра­сок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппли­кации, коллаже).


Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использо­вание в работе готовых объёмных форм (коробок разной величи­ны, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природ­ного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, об­суждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцирован­ного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства явля­ется органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции * взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

На четвертом году обучения произойдет обогащение знаний учащихся об освоении ка­ждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстета вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в ис­кусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздни­ки, Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительно­сти. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью, от природ­ных, условий и др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире ис­кусства. Цвет в искусстве народной игрушки.


Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народ­ном искусстве (одежда, быт, жильё).


Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащих­ся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение куль­туры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим националь­ностям. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению их творческой само­стоятельности, активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возмож­ность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы рабо­ты, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и яв­ляется активным средством самосовершенствования.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Формируемые компетенции

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,  формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.)


Описание ценностных ориентиров содержания курса изо


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


    



3.Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет "Изобразительное искусство" входит в образовательную область "Искусство".

Согласно Федеральному базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), из них: 16 часов – на первое полугодие , 18 часов на второе полугодие

Всего на изучение курса "Изобразительное искусство" с 1 по 4 класс отводится 135 часов.


4.Результаты изучения учебного предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству.


У четвероклассника продолжится:


  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;


  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувствен­ного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обо­гащение чувств, сенсорных способностей;

  • воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие жела­ния привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.


Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.


У четвероклассника продолжится:


  • процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие про­дуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности ориги­нально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  • развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходя-

щее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритмов жизни и в природе;

  • развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение;

  • накапливать знания и представ­ления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить ин­формацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

  • развитие пространственного восприятия мира; формирование понятая о природном пространстве и среде разных народов;

  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;

  • становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, клима­том, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении чело­веком пространства Земли;

  • освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия Произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, сво­ему народу, к многонациональной культуре;

  • формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.


Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.


У четвероклассника продолжится:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других ви­дов искусства;

  • развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

  • развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

  • воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и вооб­ражения;

  • формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;

  • формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; ов­ладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к ху­дожественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкаль­ных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импро­визаций по мотивам разных видов искусства;

  • формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культу­рологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.




5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художест­венную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)


Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озё­рах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной ар­хитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с исполь­зованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; про­странственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объек­тами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.

Освоение графических компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков, с натуры (изображения одноклассников).

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национально­го колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера чело­века.

Лепка фигуры человека по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с ис­пользованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей мест­ности; его связь с культурными традициями.



Развитие фантазии и воображения


Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декора­тивно-прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллектив­ной композиции или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного ук­рашения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного ис­кусства своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.


Художественно-образное восприятие произведений изобразительного ис­кусства (музейная педагогика)


Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искус­ства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве.

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства.

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа мест­ности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (леп­кой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).










Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1

Форма

8


Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

5

Развитие фантазии и воображения

2

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

2

Цвет

7


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

3

Развитиефантазии и воображения

2

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

2

3

Композиция

10


Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

8

Развитиефантазии и воображения

1

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

4

Фантазия

9


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

1

Развитие фантазии и воображения

6

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

2


ИТОГО

34











6. Поурочно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе

1 полугодие (16 часов)

2 полугодие (18 часов)


Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип

урока1

Характеристика деятельности

учащегося

Планируемые

результаты


Текущий контроль



Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты


1



Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня при­роды твоего родного края».

Комбинированный урок

Разработка компози­ции, определение формата рисунка. Ус­тановление соотно­шения величин изо­бражаемых объектов и расположения архи­тектурного сооруже­ния. Построение пер­вого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Понимать и представ­лять природные про­странства разных на­родов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять за­рисовки, этюды, живо­писные и графические работы разными техниками

Освоение способов решения проблем по­искового характера. Способность ориги­нально мыслить и са­мостоятельно решать творческие задачи.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов. Развитие творческого потен­циала ребенка, акти­визация воображения и фантазии.


2



Эскиз крыльца деревян­ного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Комбинированный урок

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Про­рисовка деталей геле­вой ручкой.. Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративно­го украшения предме­та.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от при­родных условий. Уча­ствовать в обсужде­ниях тем, связанных с ролью в жизни общества, в жизни каждого чело­века.

Иметь представление о том, что такое на­родный декоративный орнамент, уметь соз­давать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретно­го региона (народно­сти). Создавать кол­лективную компози­цию на тему. Сотруд­ничать с другими уча­щимися

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- | чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей.


3



Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или ки­тайских художников.

Комбинированный урок

Выполнение работы в смешанной технике (акварель и фломасте­ры). Разработка при­родной формы (объек­ты флоры, фауны, рельеф местности). Соблюдение соразмер­ности силуэтов живот­ных и человека. Орга­низация всех объектов в единую композицию.

Понимать понятия «силуэт», «линия го­ризонта», «плано­вость», «формат», «соотношение вели­чин в композиции». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративно­го украшения предме­та. Создавать компо­зиции по мотивам народного декоративно-прикладного про­мысла.

Способность откли­каться на происходя­щее в мире, в бли­жайшем окружении, иметь представления о цикличности и ритме в жизни и в природе. Сознательно подхо­дить к восприятию эстетического дейст­вительности и искус­стве, быть способным к собственной творче­ской деятельности.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.


4



Природные формы. Жостовский поднос.

Комбинированный урок

Выполнение эскиза подарочного подноса. Объяснение значения понятий «вертикаль­ная и горизонтальная симметрия». Изучать произведения народ­ного и декоративно­прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративно­го украшения предме­та. Создавать компо­зиции по мотивам на­родного декоративно­прикладного промысла.

Активно использовать речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных задач. Накапливать знания и представления о раз­ных видах искусства

Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира. Формирование интереса и уважи­тельного отношения к исто­рии и культуре других нарядов.


5



Природные формы. Хохломская роспись.

Комбинированный урок

Определение формы подноса (шкатулки, чаши и др.). Выполне­ние аппликации из симметрично сложен­ного листа цветной бумаги. Работа в не­больших группах по 4 человека.

Понимать и представ­лять, что такое народ­ное декоративно­прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенно­сти формы изделий разных народных изделий.

Уметь работать в со­творчестве с другими детьми. Способность сравнивать, анализи­ровать, обобщать и переносить информа­цию с одного вида ху­дожественной деятельности.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства.


6



Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз, японского нацио­нального костюма.

Урок-исследование

Определение сюжета росписи костюма («Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака»). Выполнение темати­ческой росписи кос­тюма. Изучение про­изведения народного и декоративно­прикладного искусст­ва. Создание компо­зиции по мотивам на­родного декоративно- прикладного промысла.

Проводить исследова­тельскую работу: вы­явление существо­вавших ранее промы­слов и ремёсел в близлежащих облас­тях и населённых пунктах. Называть особенности традици­онного декоративно­-прикладного искусства у разных народов. По­нимать зависимость народного искусства от особенностей ме­стности, климата, культурных традиций, национ. осо­бенностей.

Интерес к искусству разных стран и наро­дов. Понимание связи народного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной дея­тельности, Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре


7



Коллективное исследо­вание «Чайная церемо­ния в Китае».

Урок-

исследова­

ние

Исследование: изуче­ние традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видео­материалов; беседы со взрослыми. Работа на большом формате, в малых группах по 2- 3 человека.

Создавать декоратив­ные композиции по результатам исследо­вания в технике ап­пликации.

Интерес к искусству разных стран и наро­дов. Понимание связи народного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона.

Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


8



Растительные и зоо­морфные формы. Ритм, симметрия и соотноше­ние величин в узоре по­лотенца в технике «вы­шивка крестом».

Урок-

проект

Назначение и смы­словое обозначение элементов декоратив­ного традиционного орнамента. Определение темы узора.

Понимать алгоритм составления рисунка для вышивки. Пред­ставлять смысл и обо­значение изображений в солярных символах

Понимать, что такое ракральное искусство; воспринимать нравст­венный смысл народ­ного искусства.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к культу­рам разных народов, иному мнению, исто­рии и культуре других народов.


9



Национальная посуда. Натюрморт.

Комбинирванный урок

Составление тематического натюр­морта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смы­словой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набро­сков и зарисовок с предметов разной формы.

Составление компо­зиции натюрморта. Выполнение работы цветными каранда­шами. Передача объ­ема предмета при на­ложении одного слоя на другой. Объяснять, чем обусловлен вы­бор мастером мате­риала, формы и деко­ративного украшения - предмета. Создавать композиции по моти­вам народного деко­ративно-прикладного промысла.

Эмоциональная от­зывчивость и культура восприятия произве­дений профессио­нального и народного искусства. Нравствен­ные и эстетические чувства; любовь к на­родной природе, сво­ему народу, к много­национальной культу­ре.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей.


10




Конструкция здания, при­родные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

Комбинирванный урок

Особенности и свое­образие формы на­родной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».

Пространственное восприятие мира. По­нятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие навыков сотрудничества в художественной дея­тельности.


11




Головной убор сказочно­го персонажа.

Комбини­рованный урок .

Расположение листа в соответствии с за­мыслом рисунка. Вы­бор и конкретизация формы шляпы. Укра­шение полей шляпы декоративным узором.

Объяснять, чем обу­словлен выбор масте­ром материала, фор­мы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-приклад­ного промысла.

Способность сравни­вать, анализировать, обобщать и перено­сить информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.

Развитие творческого потенциала ребенка


12



Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные).

Урок-

исследова­

ние

Передача ощущения неба и моря с помо­щью использования многочисленных от­тенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобрази­тельного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без кон­кретного изображения.

Создавать проект своего дома, находя­щегося в конкретной природной среде. Пе­редавать в творческих работах с помощью цвета нужное на­строение, используя нужную цветовую гамму.


Активно использовать в обсуждении свои представления об ис­кусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого чело­века. Освоение выра­зительных особенно­стей языка разных искусств. Интерес к различным видам ис­кусства. Целостное, гармоничное воспри­ятие мира.

Пробуждение и обо­гащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


13



Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки.

Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

Комбини­рованный урок

Определение сюжета, содержания, графиче­ских материалов, вы­разительных средств художников. Освоение и создание вырази­тельных образов при­роды, человека, жи­вотного средствами компьютерной графи­ки (в программе Paint).

Выполнение работы в технике отрывной ап­пликации с использова­нием страниц цветных журналов и/или средст­вами компьютерной программы. Создавать графическими средст­вами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде

Освоение вырази­тельных особенностей языка разных ис­кусств. Интерес к раз­личным видам искус­ства. Целостное, гар­моничное восприятие мира. Эмоцион.отзывчивость и куль­тура восприятия про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.


14



Интерьер народного жилища.

Урок-

практикум

Изображение части помещения. Заполне­ние интерьера пред­метами быта. Нахож­дение места для фи­гуры человека (после заполнения интерье­ра). Понимание законов перспективы в замкнутом простран­стве

Передавать в работе воздушную перспек­тиву, первый, второй и третий планы, про­странств. отно­шения между предме­тами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природ­ной среде

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Понимание связи на­родного искусства с окруж. приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями.Представление об освоении челове­ком пространства Земли.

Формирование поня­тия и представления о национ.культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира. Развитие твор­ческого потенциала ребенка, активизация воображения и фан­тазии.


15



Украшение класса к Новому году.

Урок-

проект

Участвовать в подго­товке «художествен­ного события». «Ново­годнее украшение класса».

Урок-

Передавать в офор­мительской работе новогоднее настрое­ние, колорит новогод­них песен разных стран. Находить ком­позиционный центр.

Умение работать в коллективе в усло­виях сотворчества. Освоение вырази­тельных особенностей языка разных ис­кусств.

.

16



Изображение человека средствами разных ви­дов изобразительного искусства.


Комбини­

рованный

урок

Наблюдение за свое­образием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждо­го художника. Знаком­ство с разными вида­ми изобразительного искусства, в которых изображение челове­ка — один из главных элементов компози­ции. Самост. творч. рас­суждения на данную тему.

Объяснять, чем отли­чается изображение человека в станковом искусстве от изображе­ния человека в декора­тивном или народном искусстве (формой, ха­рактером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору).

Накапливать знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи. Способность сравни­вать, анализировать, обобщать и перено­сить информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства.


17



Народная одежда. «Дет­ские народные игры». Жанровая композиция.

Комбини-

рованный

урок

Наблюдение за дви­жениями человека, передача их в набро­сках и зарисовках. Об­суждение, во что иг­рают дети сегодня и во что играли их роди­тели. Придумывание сюже­та. Определение ком­позиционного центра.

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодий детских песе­нок. Соотносить содер­жание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композицион­ный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерье­ре).

Работать в коллективе в условиях сотворче­ства. Сознательно подходить к воспри­ятию эстетического в действительности и искусстве, быть спо­собным к собственной творческой деятель­ности.


Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


18



Цветовое решение (ко­лорит) и художественный образ. Сюжетная компо­зиция, передающая дви­жение.

Коллективная творческая работа.

Комбини­

рованный

урок


Передача динамики при работе в нестан­дартном формате (вытянутый по гори­зонтали или по верти­кали активный фор­мат). Расположение всех частей компози­ции по диагонали. Знакомство с разными видами изобразитель­ного искусства, в ко­торых изображение человека — один из главных элементов композиции.

Находить композици­онный центр, выстраивать предметно­пространственное ок­ружение .Работать по памяти и наблюде­нию. Создавать объ­ёмно-простран­ственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Пере­давать основной за­мысел работы через особенности формы. каждого предмета в композиции.

Работать в коллективе в условиях сотворче­ства. Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему на­роду, к многонацио­нальной культуре. Представления о про­странстве как о среде (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде), о связи каждого пред­мета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к культу­рам разных народов, иному мнению, исто­рии и культуре других народов.


Пр/р

19



Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

Урок-

исследова­

ние

Повторение правил изображения животно­го, способов передачи движения (особенно­сти работы суставов, их расположение). Разработка сюжетной композиции на одну из тем: «Лось с лосен­ком», «Медведь на рыбалке», «Лиса мышкует» и др. Пе­редача повадок и ха­рактера животных. Знакомство с творче­ством художников, создававших произ­ведения в анимали­стическом жанре.

Передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (ли­ния), живописи (рабо­та от пятна), декора­тивно-прикладном ис­кусстве (лепка по мо­тивам народного иг­рушечного промысла).

Понимание связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона. Освоение вы­разительных особен­ностей языка разных искусств. Интерес к различным видам ис­кусства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


20



«Рябиновая гроздь на подоконнике».

Комбини­

рованный

урок

Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане кото­рого происходят со­бытия либо разверну­то пространство. Со­ставление тематиче­ского натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюр­морте смысловой за­висимости между предметами и их при­надлежности конкрет­ному народу.

Передавать в работе воздушную перспек­тиву, первый, второй и третий планы, про­странственные отно­шения между предме­тами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природ­ной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспекти­вы. Выполнять набро­ски и зарисовки с предметов разной формы.

Освоение способов решения проблем по­искового характера. Способность ориги­нально мыслить и са­мостоятельно решать творческие задачи. Эмоциональная от­зывчивость и культура восприятия произве­дений профессио­нального и народного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.


21



Трехмерность простран­ства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая компози­ция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

Комбини­

рованный

урок

Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого ка­рандаша. Наблюдение композиционных ре­шений в живописи, скульптуре, архитек­туре, прикладном ис­кусстве. Выражение художником в творче­стве своего эмоцио­нального восприятия окружающей действи­тельности.

Понимать и демонстри­ровать законы линей­ной и воздушной пер­спективы в открытом и закрытом пространстве. Способность правильно изображать фигуру че­ловека в движении. Иметь представление об особенностях компо­зиции в разных видах ИЗО: в живописи, графике, декоративно­прикладном искусстве

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространст­венное восприятие мира. Понятие о при­родном пространстве и среде разных наро­дов. Интерес к искус­ству разных стран и народов.


Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окр. мира природы и про­изведений искусства. Формирование понятия и представления о нац.культуре, о вкладе своего народа в культурное и худ. наследие мира.


22



Композиция в портрет­ном жанре. Любимый литературный герой.

Комбини­

рованный

урок



Нахождение нужного формата, выделение композиционного цен­тра. Передача движе­ния и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плос­кости. Выполнение набросков с фигур одноклассников.

Обозначать плоскость, на которой будут сто­ять предметы, и ра­курс (точку обзора предметной группы). Строить из частей композиции единую смысловую группу. Использовать не ме­нее трех планов. Рас­полагать предметы на разных планах.

Способность сравни­вать, анализировать, обобщать и перено­сить информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой Накапливать знания и развивать представления об ис­кусстве и его истории. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


23



Бытовой жанр. Компози­ция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Иг­раем с собакой», «Мои домашние друзья» и др.

Комбини­

рованный

урок

Выполнение набро­сков с фигур одно­классников. Нахожде­ние нужного формата, выделение компози­ционного центра. Пе­редача движения и эмоционального со­стояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плос­кости. Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Ра­бота по памяти и на­блюдению.

Передавать в работе воздушную перспек­тиву, первый, второй и третий планы, про­странственные отно­шения между предме­тами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природ­ной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспекти­вы. Создавать объём­ные пространственные композиции

Освоение вырази­тельных особенностей языка разных ис­кусств. Интерес к раз­личным видам искус­ства. Целостное, гар­моничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и куль­тура восприятия про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

Формирование поня­тия и представления, о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.


24



Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая груп­па. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

Комбини­

рованный

урок

Составление темати­ческого натюрморта из бытовых предме­тов. Передача в на­тюрморте смысловой зависимости между предметами и их при­надлежности конкрет­ному народу. Выпол­нение набросков и зарисовок с предме­тов разной формы.

Улавливать особенно­сти и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои ком­позиции, подражая манере исполнения понравившегося мас­тера.

Представления о про­странстве как о среде (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства.


25



Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние вос­поминания» в стиле каргопольской игрушки.

Комбини­

рованный

урок

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мас­тера. Понимание осо­бенностей и своеоб­разия творческой ма­неры разных масте­ров. Выполнять рабо­ту с помощью одной из графических ком­пьютерных программ.

Создавать сюжетные композиции, переда­вать в работе смысловые связи между объектами изо­бражения, колорит, динамику. Использо­вать контраст для усиления эмоцио­нально-образного зву­чания работы и ком­позиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графически­ми комп. программами.

Представления о про­странстве как о среде (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде), о связи каждого пред­мета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Сознательно подхо­дить к восприятию эстетического в дейст­вительности и искус­стве

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной дея­тельности.


26



Коллективная творческая работа «Базарный день».

Урок-

проект

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мас­тера. Передача в ри­сунке настроения, ко­лорита базарного дня. Нахождение компози­ционного центра, вы­страивание предмет­но-пространственного окружения (предметы в интерьере).

Создавать сюжетные композиции, переда­вать в работе с помо­щью цвета, пятен, ли­ний смысловые связи между объектами изо­бражения, колорит, динамику. Использо­вать для усиления эмоционально- ; образного звучания работы контраст и композиционный центр, отделять глав­ное от второстепенно­го.

Умение работать в коллективе в усло­виях сотворчества. Интерес к искусству разных стран и наро­дов. Понимание связи народного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона. Освоение вы­разительных особен­ностей языка разных искусств.

Формирование инте­реса и уважительного отношения к культу­рам разных народов, иному мнению, исто­рии и культуре других народов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.


27



Мировое древо. Лист Мирового древа.

Комбини­

рованный

урок

Рассматривание Ми­рового древа. Состав­ление послания в ви­де декоративного узо­ра. Передача средст­вами графики своего видения мира .Изучение символики узоров народного ор­намента.

Создание своего «древа мира» с ис­пользованием моти­вов орнамента, кото­рые кажутся наиболее интересными. Срав­нивать, анализиро­вать, обобщать и пе­реносить информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

Активно использовать речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных задач.

Накапливать знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной культуре


28



Объекты и явления ок­ружающего мира и архи­тектура. Фантастический дом.

Комбини­

рованный

урок

Разработка компози­ции, определение формата рисунка. Ус­тановление соотно­шения величин изо­бражаемых объектов и расположения архи­тектурного сооруже­ния. Построение пер­вого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Наблюдать за объек­тами окружающего мира. Понимать, какой реальный предмет лежит в основе архи­тектурного замысла. Придумывать и рисо­вать дом, взяв за ос­нову один из предме­тов, которым мы поль­зуемся ежедневно. Видеть сходство и контраст форм, гео­метрические и при­родные формы.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространст­венное восприятие мира. Понятие о при­родном пространстве и среде разных наро­дов. Интерес к искус­ству разных стран и народов.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира.


29



Художники-

иллюстраторы. Иллюст­рация к волшебной сказке.

Виртуаль­ная экскур­сия

Использование вы­полненных ранее фи­гур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использова­ние смятой бумаги (газеты), клея.

Создавать объёмно­пространственную композицию по описа­нию в народной сказке с использованием мо­тивов народной архи­тектуры в природной среде.

Нравственные и эсте­тические чувства; лю­бовь к народной при­роде, своему народу, к многонациональной культуре. Представ­ления о пространстве как о среде.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.



30



Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведе­нию.

Урок-

исследова­

ние

Разработка компози­ции, определение формата рисунка. Ус­тановление соотно­шения величин изо­бражаемых объектов и расположение архи­тектурного сооруже­ния. Построение пер­вого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Создавать сюжетные композиции, переда­вать в работе с помо­щью цвета, пятен, ли­ний смысловые связи между объектами изо­бражения, колорит, динамику. Использо­вать для усиления эмоционально­образного звучания работы контраст и композиционный центр, отделять глав­ное от второстепенно­го.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространст­венное восприятие мира. Понятие о при­родном пространстве и среде разных наро­дов. Интерес к искус­ству разных стран и народов.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


31



Диковинки. Дымковская игрушка.

Комбини­

рованный

урок

Применение различ­ных способов работы в объёме — вытяги­вание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, созда­ние изделия из час­тей.

Создавать творческие работы по мотивам народных промыслов. Зарисовывать детали украшений народной игрушки, отображать взаимозависимость формы и цвета, фор­мы и украшения.

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Ин­терес к искусству раз­ных стран и народов. Понимание связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями й особенностями ре­гиона.

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.


32



Преданья старины глубо­кой. Иллюстрация к былине.

Урок-

исследова­

ние

Создание коллектив­ной объёмно­пространственной композиции в природ­ном пространстве (ландшафте) по моти­вам народной сказки или былины. Исполь­зование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т.п.).

Создавать сюжетные композиции, переда­вать в работе с помо­щью цвета, пятен, ли­ний смысловые связи между объектами изо­бражения, колорит, динамику. Понимать условность и много­мерность знаково­символического языка декоративно-приклад­ного искусства.

Представление об освоении человеком пространства Земли. Це­лостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная от­зывчивость и культура восприятия произве­дений профессио­нального и народного искусства.

Формирование поня­тия и представления о вкладе своего народа в культурное и художе­ственное наследие мира. Формирование интереса и уважи­тельного отношения к культурам разных народов, иному мне­нию, истории и куль­туре других народов.


33



Подготовка «художест­венного события» на те­мы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле че­рез 1000 лет», «Космиче­ская музыка».

Комбини­

рованныйурок

Разработка компози­ции, определение формата рисунка. Ус­тановление соотно­шения величин изо­бражаемых объектов и расположения архи­тектурного сооруже­ния. Построение пер­вого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Создавать коллектив­ные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкаль­ное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространст­венное восприятие мира. Понятие о при­родном пространстве и среде разных наро­дов. Интерес к искус­ству разных стран и народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально-чувствен­ного восприятия ок­ружающего мира природы и произве­дений искусства. Пробуждение и обо­гащение сенсорных способностей детей.


34



Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет».

Комбини­

рованный

урок

Выражать в собствен­ном творчестве отно­шение к поставленной художественной зада­че, эмоциональные состояния и оценку, используя вырази­тельные средства графики и живописи.

Участвовать в кол­лективных работах, творческо - исследовательских проектах.

Освоение вырази­тельных особенностей языка разных ис­кусств. Интерес к раз­личным видам искус­ства. Целостное, гар­моничное восприятие мира.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и произведений искусства.




7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И Материально-техническоГО обеспечениЯ образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»


а)Учебно-методическое обеспечение

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н .Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

Учебники:

Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», учебник для 3 класса Вентана – граф, 2013 г.

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования       (2015г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради для учащихся:


Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», рабочая тетрадь для 3 класса Вентана – граф, 2015 г.


Рабочая тетрадь соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.


Методические пособия для учителя:

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011

2. Программа «Изобразительное искусство». Под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Москва, Планета 2011г.


б)Материально-техническое обеспечение программы


Специфическое сопровождение (оборудование)


  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству;

  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображе­нием пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;


Технические средства обучения и электронные ресурсы

Компьютер, сканер, принтер, документкамера мультимедийное презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:

CD-диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной про­граммой

Единая коллекция ЦОР : http://school-collection.edu.ru/, а также:

http://school.univertv.ru/ - видеоуроки

http://www.ped-sovet.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.openclass.ru/

http://forum.in-ku.com/

http://www.zavuch.info/

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи


Формы контроля результатов образовательной деятельности


Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфо­лио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за поряд­ком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом спе­цифики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

  • творческие работы ребёнка, выполненные как в виде ри­сунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, создан­ных проектах и т. д.;

  • различные награды (дипломы, похвальные грамоты, бла­годарности), полученные им за успехи во внеурочной дея­тельности;

  • оценочные характеристики успешных докладов, сообще­ний, презентаций, проектной деятельности на темы про­изведений изобразительного искусства, жизни и творчест­ва разных художников.

Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учите­лю следует обратить внимание на следующее.

    1. Уровень достижений учащегося в соответствии со стан­дартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Кон­трольные работы (одна — по метапредметным результатам, дру­гая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.

    2. Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает зада­ния базового уровня с учётом цели каждого задания. Из одно­типных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными ма­териалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изобра­жения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повы­шенного уровня. Результат не учитывается при ответе на во­прос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — уста­новить число учащихся высокого уровня обученности, их об­щую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебно­го процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

    1. Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбира­ет задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строит­ся по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, ориги­нальность манеры исполнения, композиционного решения.

Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки вы­ставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в харак­теристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.

Применяются следующие формы контроля:

- выставки,

- конкурсы,

- викторины;

- творческие задания;

- открытые занятия;

- тестирование по темам;

- творческие проекты;

- устные опросы


8.Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

Планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным госу­дарственным образовательным стандартом (2009 г.), образова­тельным процессом и системой оценки, используемой в образо­вательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соот­ветствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты кон­кретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

Личностные планируемые результаты отражают систему цен­ностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изу­чаемой образовательной области, личностные качества, кото­рые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобра­зительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учаще­гося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащего­ся (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребён­ка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаи­моотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (от­несение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная от­ветственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искус­ства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируют­ся учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику на­чальной школы, должна отражать его отличительные индиви­дуальные особенности, не только связанные с освоением учеб­ных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

  • оценку успеваемости учащегося, его достижения в изуче­нии курса «Изобразительное искусство», возможные труд­ности усвоения конкретного программного материала;

  • уровень сформированности учебно-познавательной моти­вации, отношения к самостоятельной читательской дея­тельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);

  • оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организует­ся на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

  • потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прий­ти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответст­венность на себя.

Выпускник научится:


  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в про­странстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, ко­лорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фло­мастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться воз­можностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния челове­ка, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художествен­ного образа в соответствии с поставленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция: перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загоражива­ние; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможно стями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспо­койный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного об­раза, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятель­ности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе сущест­вующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; исполь­зовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изде­лия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, соз­давать творческие работы по мотивам народных промыслов;

  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоратив­но-прикладного искусства;

  • . приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их рол» и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:


  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструи­рования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представ­лениях о мироздании разных народов мира;

  • активно работать в разных, видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая свое эмо­циональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы

  • работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на за­данные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских про­ектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с

образцами народной культуры, устным и песен­ным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и

  • произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);




1УПЗиУ–урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УОПУЗП – урок образования понятий, установления законов, правил; УКЗ –урок контроля знаний;УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!