. Календарно – тематическое планирование учебного материала на 2013/2014 учебный год Предмет:__химия______Класс:___8____Учитель:__Баринова А.А.______ Количество часов в неделю____2____ Программа (гос., авт., кто автор), место, год издания:_«Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание, стереотипное Дрофа, Москва-2006 г. Учебный комплекс для учащихся:_Учебник «Химия 8 класс», О.С. Габриелян, Дрофа, Москва-2007 г. Наличие методических разработок для учителей:_В.Г. Денисова, «Химия 8 класс», поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна, «Химия-8» 2003 г.; О.С. Габриелян «Химия, Методическое пособие, 8-9 классы» 2001 г. Контрольных работ – 6, лабораторных -13,практических- 7. |
№ | № ур. | Тема | Эксперимент | Оборудование и реактивы | Кол.час | Дата |
| | Введение | | | 5 | |
1. | 1 | Предмет химии. Вещества. | Д. О.: коллекции изделий — тел из алюминия и стекла | Различные тела из одного вещества. Таблица «Форма существования химического элемента водорода» | 1 | |
2. | 2 | Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии | Д. О.: взаимодействие соляной кислоты с мрамором; помутнение «известковой воды». | Раствор соляной кислоты, известковая вода, мрамор. Прибор для получения газов, часовое стекло, держатель, горелка. Таблица Д.И. Менделеева; портрет Й.Я. Берцелиуса; таблица «Знаки химических элементов» | 1 | |
3. | 3 | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов И. Менделеева | | | 1 | |
4.-5 | 4-5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | | | 2 | |
| | Тема 1. Атомы химических элементов. | | | 10 | |
1. | 6 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | | Эбонитовая палочка, клочки бумаги, электроннолучевая трубка, таблица из кабинета физики о строении атома. | 1 | |
2 | 7 | Изменение числа протонов в ядре — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре — образование изотопов. | | | 1 | |
3 | 8 | Электроны. Строение электронных уровней атомов элементов малых периодов. Периодическая система атомов химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов. | | Набор магнитиков, линейки. | 1 | |
4-5 | 9-10 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента- образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь. | | | 1 | |
6 | 11 | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. | | | 1 | |
7 | 12 | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование молекул соединений.Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь | | | 1 | |
8 | 13 | Металлическая химическая связь | | | 1 | |
9 | 14 | Обобщение и систематизация знаний об элементах металлов и не металлов, о видах химической связи. | | | 1 | |
10 | 15 | Контрольная работа № 1. | | | 1 | |
| | Тема 2. Простые вещества. | | | 7 | |
1-2 | 17-18 | Простые вещества — металлы и неметаллы. Физические свойства. Аллотропия. | Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, К, Hg (в запаянных ампулах). Коллекция неметаллов — Н2, 02 (в газометре), S,P, угля активированного, брома (в ампуле). Получение и свойства белого и красного фосфора, белого и серого олова | Коллекция различных металлов и изделий из них. Образцы белого и серого олова. Гладкое золотое обручальное кольцо, женский волос, деревянная палочка.Коллекция неметаллов: Н2О2, S, P, Br2, графит, Si кристаллический. Пьезозажигалка, раствор Kl, крахмальный клейстер, электрофорная машина, спирт, пробирки, держатель для пробирки, ватный тампон на нитке, горелка | 2 | |
3 | 19 | Количество вещества. Молярная масса вещества. | Некоторые металлы и неметаллы количеством в 1 моль, 1 ммолъ, 1 кмоль | . Некоторые простые и сложные вещества количеством в 1 моль и 1 ммоль. | 1 | |
4 | 20 | Молярный объем газообразных веществ. | Модель молярного объема газов | Мензурка или мерный цилиндр, вода, мерные стаканчики с некоторыми жидкими и твердыми веществами количеством в 1 моль. | 1 | |
5-6 | 21-22 | Урок-упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме | | | 1 | |
7 | 23 | Контрольная работа № 2. | | | 1 | |
| | Тема3. Соединения химических элемент | | | 10 | |
1 | 24 | Степень окисления | | | 1 | |
2 | 25 | Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Важнейшие классы бинарных соединений -оксиды, летучие водородные соединения. | | Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов, металлов. Образцы оксидов: (р2о5, со2, sio2, H20),HC1 и NH, (газы и раствры) | 1 | |
3 | 26 | Основания. | Образцы щелочей (тв. и в растворе) и нерастворимых оснований Д. О.: «Изменение окраски индикаторов» | . Кристаллические щелочи и их растворы, свежеполученные осадки. индикаторы. | 1 | |
4 | 27 | Кислоты. | Образцы кислот: НС1, HNO3, H2S04, Н,Р04, некоторых других минеральных и органических кислот. Д. О.: «Изменение окраски индикаторов». | Кристаллическая или в таблетках аскорбиновая или кристаллическая лимонная кислоты. Растворы. Индикаторы. пробирки, стаканчик, спиртовой градусник. | 1 | |
5-6 | 28-29 | Соли — как производные кислот и оснований. | | | 2 | |
7 | 30 | Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси | Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот. Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки. Дистилляция воды. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита, металлов, СО2. | Образцы кристаллических солей. Модели кристаллических решеток различных типов, бензойная кислота, стеклянный колокол или 3-х литровая банка, фарфоровая чашечка, горелка, образцы пластмасс, пластилин, жевательная резинка, смолы, воск и т.д.. | 1 | |
8-9 | 31-32 | Массовая и объёмная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей. | | | 2 | |
10 | 33 | Решение расчётных задач | | | 1 | |
| | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | | | 12 | |
1 | 34 | Физические явления. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. | Д. О.: а) физические явления — плавление парафина. Возгонка 12 (йода) или бензойной кислоты. диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания. Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с фильтрованной бумаги; б) способы разделения смесей. Д. О.: химические явления: горение магния, взаимодействие НС1 с мрамором, получение Си(ОН)2 и последующее р-рение его в кислоте, взаимодействие СиС12 с Fe, помутнение «известковой воды». Д. О.: Подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химических реакций. | Приборы для дистилляции воды, для фильтрования, выпаривания, выгонки. Делительная воронка и соответствующие для демонстрации работы этих приборов растворы и смеси. CuSO4, NaOH, NH4Cl, HCl, BaCl2, H2SO4, Na2CO3, (NH4)2Cr2O7 - кристаллы, KMnO4 - кристалл, P красный, Fe, Zn, S – порошки; пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, вата, горелка, пипетка, магазинные весы, стаканчики. | 1 | |
2-3 | 35-36 | Химические уравнения. Реакции разложения.. Скорость химических реакций.Катализаторы.Ферменты. Реакции соединения.Каталитические и некаталитические реакции.Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. | Д. О.: электролиз во ды, разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида железа (III) Д. О.: осуществление переходов: S-S02-H2SOs; Р^Р205-+Н,Р04; Са - СаО - Са(ОН)2 Д. О.: взаимодействие щелочных металлов с водой; взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот, взаимодействие металлов (Fe, Al, Zn) с растворами солей (CuCl2,AgNO3). | Прибор для электролиза воды; лабораторный штатив с лапкой, тигельные щипцы, лучинка, горелка, ляписный карандаш, KNO3, HNO3, H2O2, MnO2. Колбы, ложечка для сжигания веществ, тигельные щипцы, лакмус, финолфталеин, фосфор красный, литий. Кодоскоп, чашечки Петри, фломастер, прибор для получения газов, Zn, Mg, Al, Cu, Li, Na, Ca – металлы, растворы HCl, CuSO4, AgNO3, медная монета, фенолфталеин. | 2 | |
4-6 | 37-38 | Реакции обмена.Реакции нейтрализации. | Д. О.: взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот;- взаимодействие H2S04 и ВаС12, HC1 и AgNOs, NaOH с Fe2(S04)3 и т. д.. | Держатель для пробирок, нагревательный прибор, CuO – тв., растворы HCl, H2SO4, FeCl3, Na2CО3, ВаCl2, фенолфталеин. | 3 | |
7-8 | 39-40 | Расчёты по химическим уравнениям | | | 2 | |
9 | 41 | Решение расчётных задач.Обобщение и систематизация знаний по теме. | | | 1 | |
10 | 42 | Контрольная работа № 4. | . | | 1 | |
| | Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум. | | | 5 | |
1-2 | 43-44 | 1. Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. 2Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описания. | | Лабораторный штатив, муфты (2шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (50-100мл.), фарфоровая чашка, спиртовка, спички, колба, воронка, стеклянная палочка, пробиркодержатель, пробка с газоотводной трубкой. Свеча, спички, тигельные щипцы, стеклянная трубка, изогнутая под прямым углом, пробирка. | 2 | |
3 | 45 | 3. Анализ почвы и воды. | | | 1 | |
4 | 46 | 4.Признаки химических реакций | | | 1 | |
5 | 47 | 5.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе. | | | 1 | |
|
| | Тема 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | | | 14 | |
1 | 48 | Растворение, как физико-химический процесс Растворимость. Типы растворов | Л. О. № 7. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде Д. О.: мгновенная кристаллизация пересыщ. р-ра подбор, сам Л. О. № 8. Растворимость веществ при разных температу- рах. Тепловые явления при растворении. | Кристаллогидраты - CuSo4 х 5H2O, Na2SО4 х 10H2O, Na2СО3 х 10H2O, H2SO4 (конц), NН4NО3 – кристалл, CuSО4 – безводный; колба с горячим раствором Pbl2, приготовленный заранее, а также воронка с фильтром, горячая вода, колба, стеклянная палочка. | 1 | |
2 | 49 | Электролитическая диссоциация Основные положения теории электролитической диссоциации | Д. О. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электролитической диссоциации уксусной Д. О.: движение окрашенных ионов в электрическом поле кислоты от разбавления | Прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой, растворы кислот, щелочей, солей, СН3СООН; LiОН, NaОН, КОН – растворы одинаковой нормальной концентрации. | 1 | |
3 | 50 | Ионные уравнения реакции | Л. О. № 9. Примеры реакций, идущих до конца | | 1 | |
4 | 51 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства | Л. О. № 10. Химические свойства кислот (на примере НС1, h2so4) | Растворы кислот - HCl, H2SO4, Н3РО4; растворы щелочей - NaОН, КОН, Ва(ОH)2, Са(ОН)2, свежеполученные осадки Сu(ОН)2 и Fe(ОН)3, Сu(ОН)2 – тверд, растворы солей - , Na2СО3, AgNO3, Na2SiO3, твердые соли – CaCO3, нагревательный прибор, держатель для пробирок. | 1 | |
5 | 52 | Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства | Л. О. № 11. Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований | Растворы щелочей - NaОН, КОН, Ва(ОH)2, Са(ОН)2 – известковая вода; мрамор и HCl для получения СО2, соли Сu2+ и Fe3+ для получения нерастворимых оснований, соль NH4+ - для получения газа ( NH3), нагревательный прибор, прибор для получения газов, индикаторы. | 1 | |
6 | 53 | Оксиды | . Л. О. №12. По изучению свойств основных оксидов для СаО и кислотных для СО. | Прибор для получения СО2, мрамор, HCl, «известковая вода», фосфор красный, Са, индикаторы, ложечки для сжигания веществ или тигельные щипцы. | 1 | |
7 | 54 | Соли в свете ТЭД, их свойства | Л. О. № 13. Химиче- ские свойства солей. | Кристаллическая и питьевая сода Na2СО3, малахит, растворы солей – (NН4)2SО4, Fe2(SО4)3, ВаCl2, Na2SО4, AgNO3, К2СО3; растворы кислот - НNO3, HCl, H2SO4, растворы щелочей – КОН, NaОН, Ва(ОH)2, Са(ОН)2. | 1 | |
8 | 55 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Д. О. Иллюстрация переходов: а)Р — ^р2о5-*н5ро4- -Са_(РО.); б) Са -» СаО - ^Са(ОН)2-Са,(Р04)2. | СuО, Zn - гранулы, растворы - HCl, H2SO4, NaOH, Na2SiO3, Ca(OH)2 – свежая «известковая вода» или любая соль Са2+, фосфор красный, колбы, прибор для получения газов, горелка, лабораторный штатив. | 1 | |
9 | 56 | Классификация химических реакций. | Д. О. Примеры реакций соединения, реакций разложения, замещения, обмена, гомо- и гетерогенных; экзо- и эндотермических; каталитических и некаталитических | | 1 | |
10 | 57 | Окислительно-восстановительные реакции. | Д. О. Взаимодействие Zn с НС1, с S, с СиС12. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды | Фосфор красный (сухой), ватный тампон, горелка, Fe, Zn, Сu – гранулы; растворы - NaOН, СuSО4, НNО3, НСl. | 1 | |
11 | 58 | . Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. | | | 1 | |
12 | 59 | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | | | 1 | |
13 | 60 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | | | 1 | |
14 | 61 | Контрольная работа № 5. | | | 1 | |
| | Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов» | | | 2 | |
1 2 | 62 63 | Ионные реакции. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей..Решение экспериментальных задач. | | | 1 1 | |
3-5 | 64-66 | Повторение | | | | |
6 | 67 | Итоговая контрольная работа №6 | | | | |
1 | 68 | Анализ к/р №6. | | | | |