«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович»
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про- читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );
находить в тексте метафоры, олицетворения;
выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
«Уж небо осенью дышало... » К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...» | читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами; объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения |
Народные сказки Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». | определять тему и главную мысль произведения; ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев; сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения; определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его; выявлять отношение автора к персонажам; делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие; создавать словесные иллюстрации к художественному тексту; читать текст по ролям, участвовать в инсценировках |
Поэтические страницы А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». | находить в тексте метафоры, олицетворения; выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям |
О мужестве и любви В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». | выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах |
«Зимы ждала, ждала природа... » В. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». | читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами |
Авторские сказки А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». | выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера; различать последовательность событий и последовательность их изложения; выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев |
Басни О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». | различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия; различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. ) |
Братья наши меньшие А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка». | находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами; объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения; определять тему и главную мысль произведения; ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев; сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения; определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его; выявлять отношение автора к персонажам; делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие; создавать словесные иллюстрации к художественному тексту; читать текст по ролям, участвовать в инсценировках |
О совести и долге Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». | соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте использовать полученную информацию. составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста |
Весна пришла Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». | различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия; различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. ); находить в тексте метафоры, олицетворения |
И в шутку, и всерьез Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные» | объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения; определять тему и главную мысль произведения; ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев; сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения |
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Дата по плану | Фактическая дата |
1 | Знакомимся с учебником. К.Г.Паустовский «Барсучий нос». | | |
2 | К.Г.Паустовский «Барсучий нос». | | |
3 | К.Г.Паустовский «Барсучий нос». | | |
4 | И.А.Бунин «Листопад». | | |
5 | И.А.Бунин «Листопад». | | |
6 | М.М.Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук» | | |
7 | М.М.Пришвин «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»). Проверка навыков чтения (входной мониторинг) | | |
8 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». | | |
9 | К.Г.Паустовский «Подарок». | | |
10 | К.Г.Паустовский «Подарок». | | |
11 | Внеклассное чтение. М.Пришвин, А.А.Фет Тест «знание прочит произведения» | | |
12 | Картинная галерея: И.И.Левитан «Лесное озеро». | | |
13 | Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. А Жигулин | | |
14 | Работа с научно-популярными текстами. Контрольное чтение | | |
15 | Работа с научно-популярнымитекстами. | | |
16 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). | | |
17 | «Семь Симеонов» (русская народная сказка). | | |
18 | «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» (русская народная сказка). | | |
19 | «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» (русская народная сказка). | | |
20 | «Жаба – королева» (литовская народная сказка). | | |
21 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка). | | |
22 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). | | |
23 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). | | |
24 | Внеклассное чтение. Картинная галерея: В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» народные сказки | | |
25 | Внеклассное чтение. | | |
26 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Тест | | |
27 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна лягушка» (русская народная сказка) | | |
28 | Внеклассное чтение. «Мастер Али » (Казахская народная сказка) | | |
29 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Библиотечный урок. | | |
30 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок). | | |
31 | Ю. Мориц «Песенка про сказку». | | |
32 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада). | | |
33 | Г.Сапгир «Сны». Словарный диктант | | |
35 | К. Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки... » | | |
36 | Контрольное чтение. Работа с текстом. | | |
37 | В.Белов «Верный и Малька». | | |
38 | В.Белов «Малька провинилась» | | |
39 | В.Белов «Ещё про Мальку» | | |
40 | И.С.Тургенев «Воробей». | | |
41 | Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | | |
42 | Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | | |
43 | Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | | |
44 | Л.Н.Толстой «Прыжок» (быль). | | |
45 | Читальный зал. В. Астафьев «Белогрудка» Тест «Узнай героя» | | |
46 | Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца | | |
47 | Внеклассное чтение. Сказки В. Каверина | | |
48 | С.Есенин «Разгулялась вьюга…». | | |
49 | А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). | | |
50 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). «Зимнее утро» | | |
51 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок). | | |
52 | Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…». | | |
53 | Картинная галерея: Н.Крылов «Зима». Тест | | |
54 | Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров | | |
55 | Внеклассное чтение Зима в произведениях разных жанров | | |
56 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | | |
57 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | | |
58 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | | |
59 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Обобщение. Контроль навыков чтения | | |
60 | Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | | |
61 | Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | | |
62 | Х.-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». УЗПЗ | | |
63 | Читальный зал. Х.-К.Андерсен «Штопальная игла». Словарный диктант | | |
64 | Вн. чтение. Сказки Х.К.Андерсен. Тест по сказкам КУ | | |
65 | Вн. чтение. Сказки Х.К.Андерсен. | | |
66 | Л.Н.Толстой «Царь и рубашка». | | |
67 | Л.Н.Толстой «Царь и рубашка». | | |
68 | Читальный зал. С.Седов «Король красуется». | | |
69 | С.Седов «Король красуется». Тест «Узнай жанр произведения» | | |
70 | О.Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи» | | |
71 | Эзоп «Кошка и мыши». | | |
72 | Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун». | | |
73 | И.А.Крылов: «Лебедь, Щука и Рак» | | |
74 | И.А.Крылов: «Слон и Моська» | | |
75 | И.А.Крылов: «Две Бочки». | | |
76 | Пословицы. Контрольное чтение | | |
77 | Читальный зал Басни. УКПЗУ | | |
78 | Проектная деятельность. Тест по теме «Басни» | | |
79 | А.П.Чехов «Белолобый». Первичное знакомство с текстом | | |
80 | А.П.Чехов «Белолобый». | | |
81 | А.П.Чехов «Белолобый». Словарный диктант | | |
82 | М.М.Пришвин «Лимон». Первичное знакомство с текстом | | |
83 | М.М.Пришвин «Лимон». | | |
84 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | | |
85 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | | |
86 | К.Г.Паустовский «Кот Ворюга». | | |
87 | К.Г.Паустовский «Кот Ворюга». | | |
88 | Читальный зал. С. Чёрный «Ослёнок» Контроль навыков чтения | | |
89 | А.И. Куприн «Завирайка» | | |
90 | Внеклассное чтение. Книги о животных. | | |
91 | Внеклассное чтение. Литературный журнал «Братья наши меньшие» | | |
92 | Картинная галерея: Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой». | | |
93 | Работа с научно-популярными текстами. | | |
94 | Работа с научно-популярными текстами. | | |
95 | Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | | |
96 | Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | | |
97 | Ю.Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). | | |
98 | А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). | | |
99 | А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). Контроль навыков чтения | | |
100 | А.Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). | | |
101 | А.Кешоков «Мне больно, мальчики». Словарный диктант | | |
102 | К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». | | |
103 | К.Г.Паустовский «Теплый Хлеб». Тест по теме «О совести и долге» | | |
104 | К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Контроль навыков чтения | | |
105 | Внеклассное чтение. Сказки К.Г.Паустовского | | |
106 | Внеклассное чтение. Сказки К.Г.Паустовского | | |
107 | Читальный зал. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь». Роман Сеф «Добрый человек». | | |
108 | «Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни). | | |
109 | А.А.Фет «Весенний дождь». | | |
110 | М.М.Пришвин «Лесная капель». | | |
111 | К.Д.Бальмонт «Золотая рыба». | | |
112 | А.А.Фет «Рыбка». | | |
113 | Внеклассное чтение. Народные песни. | | |
114 | Читальный зал. В.Астафьев «Весенний остров». | | |
115 | Читальный зал. Овсей Дриз «Как утро сделать волшебным» | | |
116 | Работа с научно- популярными текстами. | | |
117 | Работа с научно- популярными текстами. | | |
118 | Шутки-прибаутки. Промежуточная аттестация. Тест | | |
119 | «Болтливая баба» (русская народная сказка). | | |
120 | А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | | |
121 | А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» Контроль навыков чтения | | |
122 | А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» Словарный диктант | | |
123 | Внеклассное чтение А. Линдгрен «Приключение Эмиля из Леннеберги» | | |
124 | Внеклассное чтение Сказки А. Линдгрен Литературная викторина | | |
125 | С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка) | | |
126 | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка). | | |
127 | М.Зощенко «Великие путешественники». | | |
128 | М.Зощенко «Великие путешественники» | | |
129 | М.Зощенко «Великие путешественники». Итоговый контроль навыков чтения | | |
130 | Внеклассное чтение. Детская периодическая литература. | | |
131 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом» Тест по теме «И в шутку, и в серьёз» | | |
132 | Итоговая комплексная работа | | |
133 | Читальный зал. А. Усачёв «На чём держится земля» | | |
134 | А. Дорофеев. «Укушенные» Словарный диктант | | |
135 | Литературная викторина «Я - читатель» | | |
136 | Итоговый урок, чтение понравившихся произведений. | | |
ИТОГО | 136 часов | | |