г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 13»
№ темы | Дата | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Календ. | Фактич. | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки(18 ч) |
1. | | | Классика и современность. | Урок «открытия нового знания» | 1 | Знать нити связующие музыку прошлого и современностью. | Р: самостоятельно определять стиль музыки. П: ориентироваться в муз. терминах. К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений | Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке |
2. | | | В музыкальном театре. Опера. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере. | Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы ( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. | Научиться понимать оперное искусство. |
3. | | | Опера М.И.Глинки- «Иван Сусанин» | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. | Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) | Уважать патриотические чувства русского народа. |
4. | | | Опера А.П.Бородина- «Князь Игорь». | Урок «открытия нового знания» | 1 | Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. | Р: самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне «Плач Ярославны» П: знать интонационно-жанровые особенности построения музыки К: уметь описывать женские образы на картинах различных художников. | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. |
5. | | | Опера А.П.Бородина- «Князь Игорь». | Урок общеметодологической направленности | 1 | | | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. |
6. | | | В музыкальном театре.Балет. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. | Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П:четко знать муз. термины. К: знать роль музыки в балете | Научиться понимать сложные внутренние взаимоотношен. Действующих лиц выраженные в танце. |
7. | | | Балет Тищенко – « Ярославна» | Урок « открытия нового знания» | 1 | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора) | Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | Уважать корни руссого народа. |
8. | | | Балет Тищенко – « Ярославна» | Урок « открытия нового знания» | 1 | Знать роль хора в балета «Ярославна». ( драматическая роль -поясняющий текст от автора | Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев | Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. |
9. | | | Героическая тема в русской музыке. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении | Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» | Уважать героику русског народа. |
10-11 | | | Д.Гершвин – «Мой народ- американцы» | Урок общеметодологической направленности | 2 | Знать главные принципы муз.сцен. драматургии. ( контраст) | Р: самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей. П:отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу муз. творчества Гершвина. | Расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. Расширять свои познания в области духовной музыки |
12-13 | | | Опера « Кармен»Ж.Бизе | Урок общеметодологической направленности | 2 | Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение) | Р: самостоятельно Определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. П: определять кульминационный момент оперы. К: определять жанровые особенности тем главных героев. | Расширять музыкальный кругозор. Образно воспринимать Музыкальные зарисовки. |
14 | | | Балет «Кармен» Р.К. Щедрина | Урок « открытия нового знания» | 1 | Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. | Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита» | Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен» |
15 | | | Сюжеты и образы духовной музыки. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. | Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. | Расширять свои познания в области духовной музыки. |
16 | | | Рок- опера «Иисус Христос – суперзвезда». | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать основные мелодические линии. | Р: самостоятельно Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» | Расширить музыкальный кругозор |
17 | | | Музыка к драматическомуспектаклю Кабалевского « Ромео и Джульетта» | Урок « открытия нового знания» | 1 | Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении | Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. | Образно воспринимать музыкальные зарисовки. |
18 | | | «Гоголь- сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» | Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей. П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: какие муз.жанры Раскрывают скрытый смысл художественного образа. | Вдумчиво перчитать произведения Гоголя. |
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» ( 19 часов) |
19 | 23.01 | | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. | Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. | Любить руские народные песни |
20 | 30.01 | | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка |
Урок «открытия нового знания» | 1 | Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Ценить музыкальное искусство прошлого. |
21-22 | | | 1.Камерная и инструментальная музыка. Этюд. 2.Камерная и инструментальная музыка. Транскрипция. | Урок общеметодологической направленности | 2 | Знать жанры камерной инструментальной музыки. | Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. | Расширить музыкальный кругозор. |
23 | | | Циклические формы инструментальной музыки. | Урок открытия нового знания | | Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки | Р: знать особенности музыки Шнитке. ( свободное совмещение прошлого и настоящего) П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке. К: творческое задание. | Расширить музыкальный кругозор. |
24-25 | | | «Соната». | Урок общеметодологической направленности | 2 | Знать признаки построения сонатной формы. | Р: определять главные части сонаты. П: знать принципы варьирования К: определять главные и побочные темы сонаты. | Интересоваться музыкой Бетховена, Прокофьева, Моцарта. |
26 | | | Симфоническая музыка. Симфония № 103 Й. Гайдна; Симфония №40 Моцарта. | Урок общеметодологической направленности | 1 | Хорошо разбираться в особенностях симфонии | Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. | Интересоваться музыкой Моцарта и Гайдна |
27 | 20.03. | | Симфония №1 «Классическая» С.Прокофьева; Симфония №5 Бетховена; | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать сюжетные линии всех частей симфонии. Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 5» Бетховена- |
28-29 | | | Симфония №1 Калинникова, симфония №8 Ф. Шуберта (Неоконченная). | | 2 | Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. | Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы. П: как в симфонии передается «жизнь чувств» К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях. | Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. |
30 | 17.04 | | Симфония №5 П. Чайковского; Симфония №7 Д.Шостаковича(Ленинградская) | Урок открытия нового знания | 1 | Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской | Р: самостоятельно определять особенности музыкального языка и жанровую принадлежность. П: уметь сравнивать симфонии Чайковского и Бетховена. К:творческое задание. Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. | Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Д.Шостаковича . |
31 | | | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | Урок открытия нового знания | 1 | Знать понятие симфоническая картина. | Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. К: творческое задание. | Уважать творчество зарубежных композиторов. |
32 | | | Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать, почему рапсодию Гершвин отнес к серьезной музыке. | Р: определять главные темы «Рапсодии» П: знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. К: вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов. | С любовьюотноситься к музыке джаза и блюза |
33 | | | Пусть звучит музыка | Урок общеметодологической направленности | 1 | Знать звучание народных муз.инструментов, и хиты мюзиклов и рок – опер. | Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. | Уважительно относится к народному творчеству , увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» |
34 | | | Напол-ним музыкой сердца. (Исследовательский проект) | | 1 | Защита исследоват. проекта. | Р: самостоятельно защищать проект. П: знать муз. термины. К: уметь определять смысл выбранных муз. произведений | Расширить музыкальный кругозор. |