«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович»
устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Природа вокруг нас Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. | приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; объяснять, что такое экология; понимать, что такое горизонт, линия горизонта; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы; рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе; устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы; характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан); объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер; рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования |
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. | рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе; устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы; характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан); объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер; рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования. |
О царствах живой природы (16 ч) Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. | характеризовать органы растений и животных и их значение; характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); характеризовать органы растений и животных и их значение; характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы; проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты. |
Человек (10 ч) Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. | |
Человек в обществе (18 ч) Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. | характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты; рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны; описывать устройство города, жизнь и быт горожан; различать символы государства; показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву; описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении; характеризовать главный закон страны; рассказывать об устройстве нашего государства; раскрывать основные права и обязанности ребенка. Учащиеся получат возможность научиться: рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края; рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города; |
№ уро ка | тема урока | | |
Дата по плану | Фактическая дата |
1 | Что нас окружает. | | |
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | | |
3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | | |
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. | | |
5 | Ориентирование по компасу и местным признакам | | |
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | | |
7 | Свойства тел и веществ. Практическая работа. | | |
8 | Явления природы. Проверочная работа. | | |
9 | Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа. | | |
10 | Вода – растворитель. Практическая работа. | | |
11 | Свойства льда, снега и пара. | | |
12 | Родники. Водоёмы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | | |
13 | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | | |
14 | Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. | | |
15 | Проверочная работа по теме «Вода и её свойства» | | |
16 | Значение воздуха для жизни. | | |
17 | Свойства воздуха. Практическая работа. | | |
18 | Ветер. Охрана воздуха. | | |
19 | Почва. Охрана почвы. | | |
20 | Горные породы. | | |
21-22 | Полезные ископаемы (песок, глина, гранит, известняк) | | |
23-24 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа. | | |
25 | Четыре царства живой природы. | | |
26 | Строение растений. Практическая работа. | | |
27 | Разнообразие растений. | | |
28 | Дикорастущие и культурные растения. | | |
29 | Жизнь растений. | | |
30 | Размножение и развитие растений. | | |
31 | Развитие растения из семени. Охрана растений. | | |
32 | Строение животных. Практическая работа. | | |
33 | Разнообразие животных. | | |
34 | Домашние и дикие животные. | | |
35 | Как животные воспринимают мир. | | |
36 | Передвижение и дыхание животных. | | |
37 | Питание животных. | | |
38 | Размножение и развитие животных. | | |
39 | Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» | | |
40 | Грибы и бактерии. | | |
41 | Человек – часть живой природы. | | |
42 | Кожа – первая «одежда». Практическая работа. | | |
43 | Скелет. Практическая работа. | | |
44 | Мышцы. Практическая работа. | | |
45 | Кровеносная система. Практическая работа. | | |
46 | Дыхание. | | |
47 | Питание и выделение. | | |
48 | Органы чувств. Практическая работа. | | |
49 | Нервная система. | | |
50 | Эмоции и темперамент. Проверочная работа. | | |
51 | Народы нашей страны. | | |
52 | Традиции народов нашей страны. | | |
53 | Путешествие по ленте времени. | | |
54 | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
55 | Города и села. Названия городов. | | |
56 | Кремль – центр города. | | |
57 | Улицы города. | | |
58 | Герб – символ города. | | |
59 | Памятные места городов. | | |
60 | Современный город. | | |
61 | Москва – столица России. Проверочная работа. | | |
62 | Что такое государство. | | |
63 | Конституция – основной закон нашей страны. | | |
64 | Права ребёнка. | | |
65 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России. | | |
66 | Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа. | | |
67-68 | Государственные награды. Итоговое повторение. | | |