№ п/п | Дата | Тема | Форма организации учебной деятельности | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
План | Факт | предметные | метапредметные | личностные |
Раздел «Здравствуй, дорогой друг!»(1 час) |
1 | | | Как работать с учебником. Путешествием по городу. Уч. стр.3-10 Т.3-4 | Вводный урок | Знакомятся с учебником и рабочей тетрадью. Анализируют изделия (материал, способ изготовления). Выполняют задание «Стоимость». | ориентироваться на страницах учебного комплекта; — активно пользоваться навигационной системой учебника; — вычислять стоимость изделий; — составлять маршрутный лист путешествия по учебнику, используя план. | Познавательные умения: — объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; — анализировать содержание учебного пособия, используя оглавление; — соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение; — анализировать план местности; — использовать план для составления маршрутного листа путешествия по учебнику; — использовать приобретённые знания при вычислении стоимости изделия. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие, используя условные знаки; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой; — распределять обязанности для выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства при работе в группе; — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; — представлять результат деятельности группы. | Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к учебной книге; — желание определять стоимость изделий, выполненных на уроке; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — осознание собственных достижений при освоении темы. |
Раздел «Человек и земля»(21 час) |
2 | | | Архитектура. Работа с бумагой. Изделие «Дом». | Комбиниро-ванный урок | Изучают стили архитектуры; профессии людей, связанных со строительством. Выполняют задание «Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6). Составляют план работы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, отделка. | Активно пользоваться навигационной системой учебника. Выполнять чертёж развёртки изделия в масштабе 2:1. Создавать: — макет «Дом» на основе развёртки; — макет «Телебашня» из проволоки; — макет «Парк отдыха» из природного материала. • Оформлять проект «Двор моей мечты». Выполнять измерение при помощи портновского метра и оформлять данные в таблице. • Выполнять эскиз школьной формы. • Проводить исследование тканей и оформлять дан5ные в таблице. • Сопоставлять образец ткани с её описанием для организации коллекции. • Выполнять изделие «Коврик» из полос, используя технику ткачества. • Определять состав, качество и назначение ткани для одежды, используя ярлык. • Выполнять аппликации. • Сопоставлять эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения. • Выполнять браслет «Подковки» из бисера, используя схему. • Выполнять эскиз карнавального костюма. | Познавательные умения: — объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; — определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение; — определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор; — использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; — использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты». — определять различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, и обосновывать своё мнение; — определять вид одежды в соответствии с её назначением и обосно5вывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления эскиза школьной формы; Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять учебное действие, используя условные знаки; — выполнять учебное задание по чертежу; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — формулировать собственное мнение; — приходить к согласованному мнению в совместной деятельности. | Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе города; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — позитивное отношение к процессу создания ткани и способам её обработки; — желание участвовать в проекте «Двор моей мечты». — желание описывать карнавальный костюм и оформлять его эскиз |
3 | | | Городские постройки. Работа с проволокой. Изделие «Телебашня». | Комбиниро-ванный урок | Знакомятся с типами архитектурных сооружение по практическому назначению. Делают макет телебашни из проволоки |
4 | | | Парк. Работа с природным материалом и пластилином. Изделие « Городской парк». | Комбиниро-ванный урок | Знакомятся с профессиями, связанными с садово-парковым искусством (с. 25). Вспоминают, какие материалы мы можем назвать природными. Самостоятельно составляют свой план работы над изделием (это может быть работа в группе или в парах). |
5 | | | Проект «Детская площадка». Работа с бумагой. Изделие «Качалка», «Песочница». | Урок-проект | Знакомятся с алгоритмом работы над проектом. Каждый учащийся составляет план работы над своим изделием для проекта. Распределяют роли и обязанности для выполнения проекта. |
6 | | | Проект «Детская площадка». Работа с бумагой. Изделие «Качели», «Игровой комплекс». | Урок-проект | Создают объемный макет из бумаги. Применяют приемы работы с бумагой. Размечают детали по шаблону. Составляют и оформляют композицию |
7 | | | Ателье мод. Работа с тканью. Изделие «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой». | комбинированный урок | Знакомятся с профессиями людей, работающих в ателье. Проверяют свои ответы и читают текст «Профессии» на с. 36 Работают над заданием «Модели школьной и спортивной формы» в рабочей тетради (с. 19). Знакомятся с типами швов, с алгоритмом работы над стебельчатым швом |
8 | | | Ателье мод. Работа с тканью. Аппликация. Изделие: Украшение фартука. Практическая работа «Коллекция тканей». | комбинированный урок | Знакомятся с алгоритмом работы над петельным швом, читают текст алгоритма на с. 45. Самостоятельно рассказывают план работы над швом. |
9 | | | Работа с бумагой и шерстяной нитью. Изделие «Гобелен». | комбинированный урок | Знакомятся с понятиями: ткачество, прядение и отделка. Вспоминают, какими качествами обладает ткань. Читают текст о гобеленовом производстве. Работа над изделием «Гобелен» в группе по плану и иллюстрациям в учебнике (с. 50—51). |
10 | | | Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие «Воздушные петли». | комбинированный урок | Путешествуют во времени с помощью текста с.52. Знакомятся с классификацией ниток, с различными видами крючков. Изучают правила работы с крючком. Самостоятельно составляют план работы над изделием, изучив план работы и иллюстрации в учебнике (с. 54). |
11 | | | Одежда для карнавала. Работа с тканью. Изделие «Кавалер», «Дама». | комбинированный урок | Читают текст на странице 55 учебника, отвечают на вопросы по содержанию текста. Читают определение понятия «крахмал» в словарике юного технолога, читают о назначении крахмала и о том, зачем нужно крахмалить ткань. Затем описывают последовательность крахмаления ткани по слайдам в учебнике |
12 | | | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. Изделие «Браслетик», «Цветочки». Практическая работа «Ателье мод». | комбинированный урок | Путешествуют во времени: читают текст на с.59, отвечают на вопросы учителя. Изучают новое приспособление – леску. Проводится групповой анализ изделия по стандартной схеме. |
13 | | | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Изделие «Весы», «Кухонные принадлежности». | комбинированный урок | Работают по учебнику: читают текст на с. 63 и отвечают на следующие вопросы: что такое рецепт, ингредиент, порция? Что значит нарушить рецепт? Как подготовить необходимое количество продуктов? Выполняют задание „Кухонные принадлежности“ в рабочей тетради (с. 32) (работа в группах). Проводят анализ образца изделия «Весы», который демонстрирует учитель. Выполняют практическую работу |
14 | | | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. Изделие «Салат из фруктов», «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Стоимость завтрака». | Урок-проект | Читают рецепт на странице 69 учебника. Отвечают на вопросы: Какие ингредиенты вы будете использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления нам понадобятся? Для чего нужна разделочная доска? Для чего стаканы и миска? А нож и ложка? Правила работы ножом. Выполняют практическую работу |
15 | | | Сервировка стола. Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие «Колпачок-цыпленок». | Комбиниро-ванный урок | Читают страницу 72 учебника и узнают, что предлагают сделать Аня и Ваня, сколько времени надо варить яйцо, чтобы оно получилось сваренным вкрутую и всмятку, а так же, что Аня предлагает сшить специальный колпачок. Узнают о преимуществах синтепона. Выставка работ учащихся, анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность. |
16 | | | Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. Изделие «Бутерброды», «Радуга на шпажке». | Комбиниро-ванный урок | Читают диалог Ани и Вани на странице 74 учебника. Определяют, какую подготовительную работу нужно провести перед тем, как приступить к приготовлению пищи?» (Помыть овощи и фрукты.) Рассказывают, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана, задают вопросы и обсуждают планы работы. |
17 | | | Сервировка стола. Работа с бумагой. Изделие «Салфетница». Практическая работа «Способы складывания салфеток». | Комбиниро-ванный урок | Вспоминают, где встречали изображения с выраженной симметрией. Знакомятся с классификацией видов симметрии. Рассматривают и анализируют образец изделия. Читают план работы в учебнике (с. 78—79), рассматривают иллюстрации и составляют свой план работы над салфетницей |
18 | | | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие «Брелок для ключей», «Соленое тесто». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст на с. 80 учебника и обсуждают его с помощью вопросов: что представляет собой магазин подарков? Что такое подарок? Что значит «бесплатно преподносить» что-либо? Выполняют задание в учебнике на с. 80. Выполняют брелок, самостоятельно украшают. |
19 | | | Соломка. Работа с природными материалами. Изделие «Золотистая соломка». | Комбиниро-ванный урок | Вспоминают, какие материалы называют природными. Перечисляют известные природные материалы. Называют, что мы уже умеем делать из природных материалов. Знакомятся с новым природным материалом — соломкой. Рассматривают иллюстрации на странице 85 учебника и изображения изделий из соломки на доске. Рассказывают, что можно сделать из соломки. Узнают два способа подготовки соломки к работе |
20 | | | Упаковка подарков. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Подарочная упаковка». | Комбиниро-ванный урок | Играют в игру «Подбери упаковку для подарка». Анализируют упакованные подарки по следующим критериям: достаточность декоративных элементов, сочетаемость упаковки с размером подарка, сочетание цветов. Делают вывод. Читают план работы над изделием в учебнике (с.88) и рассматривают иллюстрации к нему (с. 89), проводится групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков». |
21 | | | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Фургон Мороженое». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст (определение выделенных слов смотрят в словаре) и говорят, какой транспорт относится к пассажирскому. Дайте определение понятию „автомобиль“. Как изменились автомобили с момента появления первого автомобиля до нашего времени? Выполняют задание на странице 81. Рассматривают основные детали, из которых состоит автомобиль. |
22 | | | Работа с металлическим конструктором. Изделие «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа «Человек и земля». | Комбиниро-ванный урок | Обсуждение и подготовка к работе с конструктором с помощью вопросов: какие детали конструктора вам известны? А какие инструменты? Какие виды соединений деталей конструктора вы знаете? Выполняют работу над заданием «Грузовик» в рабочей тетради (с. 45-47) до пункта 6. При составлении плана работы проводится аналогия с процессом создания реального грузовика. |
Раздел «Человек и вода» (4 часа) |
23 | | | Конструирование. Работа с различными материалами. Изделие «Мост». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст учебника на с. 100—101. Отвечают на вопросы: что представляет собой мост? Чем отличается мост-путепровод от виадука? Какие мосты были раньше? Какие существуют в наше время? В чём особенность конструкции каждого моста? Рассказывают об особенностях висячего моста. Анализируют образец изделия, демонстрируемый учителем: конструкцию какого моста предстоит воссоздать? (Висячего.) | Выполнять: — макет подвесного моста; — изделие «Осьминог» из перчатки; — изделие «Рыбка» из рукавицы; — изделие «Фонтан» из пластилина. - Конструировать макет яхты. - Изготавливать модель баржи из пластмассового конструктора и презентовать изделие. - Составлять и оформлять правила сохранения и защиты воды | Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «акватория», «акведук», «балка», «баржа», «ванты», «верфь», «виадук», «ихтиолог», «кабель», «конструкция», «корабль», «кораблестроитель», «лодка», «мост», «океанариум», «паром», «пилон», «порт», «пролёт», «путепровод», «судно», «трос», «фонтан», «чаша», «яхта» и использовать их в активном словаре; — определять тип и назначение сооружения для переправы через водное пространство и обосновывать своё мнение; — определять вид и назначение водного транспорта и обосновывать своё мнение; — определять назначение океанариума и аквариума и обосновывать своё мнение; — определять вид фонтана, его назначение и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления правил сохранения и защиты воды. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом; — распределять обязанности для выполнения учебного задания; — выполнять взаимопроверку, взаимооценку, самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; — согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно оценивать результат учебной деятельности. | Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к воде; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — желание составлять правила сохранения и защиты воды; — осознание необходимости успешности при освоении темы. |
24 | | | Водный транспорт. Работа с бумагой. Проект «Водный транспорт». Изделие «Баржа», «Яхта». | Комбиниро-ванный урок | По внешнему виду определяют историческую последовательность появления водного транспорта (на доске изображения судов с подписями названий): плот, лодка, парусник, пароход, корабль. Проводят анализ образца изделия «Яхта». Читают план работы и рассматривают иллюстрации к нему на с. 104—105 учебника. |
25 | | | Океанариум. Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие «Осьминоги и рыбки». Практическая работа «Мягкая игрушка». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст учебника (с.108-109) и выполняют задание „Мягкая игрушка“ в рабочей тетради (страница 55). Читают правило и последовательность работы над мягкой игрушкой на с. 110 учебника. Анализируют изделие. |
26 | | | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие «Фонтан». Практическая работа «Человек и вода». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст на с. 112 учебника и определяют вид фонтана на иллюстрациях. Знакомятся с основными элементами фонтана. Повторяют правила работы с пластичными материалами |
Раздел «Человек и воздух» (3 часа) |
27 | | | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами. Изделие «Птицы». Практическая работа «Условные обозначения техники оригами». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст и рассказывают, что за наука бионика. Знакомство с условными обозначениями техники оригами на с. 118. Знакомство осуществляется с сопутствующей демонстрацией учителем каждого условного обозначения. Работа в группах: составляют композицию из птиц и декорируют её по своему вкусу. | Оформлять композицию «Городской пруд», используя фигурки оригами. Выполнять: — модель вертолёта «Муха»; — изделие «Воздушный шар» в технике папье-маше. | Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «вертолёт», «воздушный шар», «модель», «оригами», «папье-маше», «схема» и использовать их в активном словаре; — различать условные обозначения оригами разных видов и обосновывать своё мнение; — определять материалы для изготовления изделия из папье-маше и обосновывать своё мнение; — определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления рассказа о воздушном шаре и его возможностях. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания в группе. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; — адекватно представлять результат деятельности группы. | Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — осознание собственных достижений при освоении темы. |
28 | | | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование. Изделие «Вертолет Муха». | Комбиниро-ванный урок | Читают текст и рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы: За счёт чего летает вертолёт? Что такое лопасти? Как может летать вертолёт, в каких направлениях? В чём его преимущества перед остальными воздушными транспортными средствами? Где можно использовать вертолёт? Рассказать о профессиях штурмана, лётчика и авиаконструктора, информацию о которых удалось найти дома. Знакомятся с планом работы и иллюстрациями в учебнике (с. 121) и самостоятельно составляют свой план работы. |
29 | | | Воздушный шар. Работа с бумагой. Изделие «Воздушный шар». Практическая работа «Человек и воздух». | Комбиниро-ванный урок | Обсуждение по следующим вопросам: какие материалы применяются в технологии изготовления изделия из папье-маше? Какую бумагу мы будем использовать в работе над изделием? Что можно делать из папье-маше? Как можно украсить работы, выполненные по этой технологии? Рассказывают последовательность работы над изделием из папье-маше. Работа в паре: изготовление шара. |
Раздел «Человек и информация» (5 часов) |
30 | | | Переплётная мастерская. Работа с картоном и цветной бумагой. Изделие «Переплетные работы». | Комбиниро-ванный урок | Учащиеся читают текст на с. 126 учебника и отвечают на вопросы: как писали тексты до изобретения печати? В чём достоинство книгопечатания? Как печатали книги при появлении книгопечатания? Как сейчас создаются книги? Каковы основные операции при книгопечатании? Читают план работы в учебнике и рассматривают иллюстрации к нему на с. 127. Вступают в беседу о правилах работы с книгой, о том, как с ней грамотно обращаться. | Выполнять: — переплёт папки достижений; — проект «Кукольный театр»; — программку к спектаклю в проекте «Кукольный театр». Оформлять бланк телеграммы и рассчитывать её стоимость. Оформлять приглашение на праздник. | Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «газета», «журнал», «книгопечатание», «корреспонденция», «кукловод», «марионетка», «переплёт», «переплётчик», «письмо», «почта», «почтальон», «почтовый служащий», «почтовый ящик», «театр», «театр кукол», «телеграмма», «телефон», «художник-декоратор» и использовать их в активном словаре; — определять назначение переплёта, материалы для его выполнения и обосновывать своё мнение; — определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; — определять назначение театральной программки и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления приглашения на праздник. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — распределять обязанности для выполнения учебного задания; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — выполнять самооценку и самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; — согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно представлять результат собственной деятельности. | Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к книге; — ответственность при в(полнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — желание оформлять приглашение на праздник; — осознание необходимости успешности при освоении темы. |
31 | | | Почта. Работа с почтовыми бланками. Изделие «Заполняем бланк». | Комбиниро-ванный урок | Чтение текст на странице 128 учебника. Ответы на вопросы: Что такое корреспонденция? Какой путь преодолевает письмо, пока не дойдёт к адресату? Как называется работник, который каждый день разносит корреспонденцию по домам? Выполняют задание в рабочей тетради «Заполняем бланк» (с. 65). |
32 | | | Кукольный театр. Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр». | Урок-проект | Вспоминают, что такое информация и из каких источников ее можно получить. Выполняют задание «Программа» в рабочей тетради (с. 68)— нарисовать программку к спектаклю «Красная Шапочка». Рассказывают, что они знают о театре. |
33 | | | Кукольный театр. Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр». | Урок-проект | Читают определение понятия „сцена“ на странице130 учебника. По материалам учебника проходит знакомство с видами занавесов. В рабочей тетради выполняют задание «Афиша» (с. 68)— создать эскиз афиши для кукольного представления «Красная Шапочка». |
34 | | | Афиша. Работа с бумагой, картоном. Изделие «Афиша». Итоговый тест. | комбинированный урок | Читают текст на странице 134 учебника. Отвечают на вопросы. Знакомятся с профессией художника-оформителя. Готовят групповую презентацию «Афиша спектакля». |