СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП "Проф.минимум в9 классе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП "Проф.минимум в9 классе"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональный минимум - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профессиональный минимум содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.

  1. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.

  1. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.

  1. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.

  1. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.

  1. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.


Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.

Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Сопутствующие цели:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

  • обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

  • развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);

  • Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;

  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

  • Приказ от 01.09.2018 г. №____ «Об утверждении общеобразовательной программы МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина».

Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания»

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.

Предусмотрено безоценочное обучение.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34 часа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;

  • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;

  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;

  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;

  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;

  • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;

  • понятие о специальности и квалификации работника;

  • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;

  • характеристику профессий и специальностей;

  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;

  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

  • виды и формы получения профессионального образования;

  • виды учреждений профессионального образования.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Программа реализуется с использованием методического комплекса:

  1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно – методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с.

  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);

  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Профориентация» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.

Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.

Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.

В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа).

В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Пензенской области.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.

Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).

В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

  • Сформированные рефлексивные действия:

  • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

  • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

  • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

  • Выпускник основной школы сможет:

  • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);

  • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

  • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию)





















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс


Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

1

Введение в курс. Из истории профориентации.

1

Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала.

2

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1

Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

Что такое профессия?

1

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

4

Ориентация в мире профессий – классификация профессий.

1

Изучение нового материала.

5

Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

Секреты выбора профессии (2 часа).

6

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Изучение нового материала. Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

На пути к самопознанию (7 часов).

8

Хорошо ли я себя знаю?

1

Рефлексия. Рассуждение.

9

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

1

Изучение нового материала.

10

Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

Изучение нового материала.

12

Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности.

1

Изучение нового материала.

13

Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

14

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание».

1

Изучение нового материала.

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

(7 часов).

15

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Изучение нового материала

16

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия.

17

Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях?

1

Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия.

18

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности.

1

Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия.

19

Способности к профессиям социального типа.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

21

Способность к предпринимательской деятельности.

1

Изучение нового материала, рассуждение.

Профессиональная пригодность (4 часа).

22

Здоровье и выбор профессии.

1

Изучение нового материала.

23

Что такое профессиональная пригодность?

1

Изучение нового материала, рассуждение.

24

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

1

Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование.

25

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

1

Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

26

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

Изучение нового материала.

27

Имидж и этикет современного делового человека.


1

Изучение нового материала.

28

Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании.

1

Изучение нового материала. Обобщение. Синтез.

29

Резюме: структура и содержание.

1

Практическая работа по отработке навыков составления резюме.

Возможности получения профессионального образования в России

(3 часа).

30

Виды профессионального образования в России.

1

Изучение нового материала. Рассуждение и обобщение.

31

Высшее профессиональное образование Пензенской области.

1

Классификация, анализ, обобщение.

32

Получение среднего профессионального образования.

1

Классификация, анализ, обобщение.

Личный профессиональный план (2 часа).

33

Профессиональный план. Диагностика работоспособности.

1

Изучение нового материала. Познание своих индивидуально-личностных особенностей.

34

Итоговое занятие по курсу.

1

Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение.


Итого: 34 часа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!