№ | Тема | Планируемые результаты | Дата |
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | план | факт |
|
1 | «Перечитаем письмо» | – Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении русского языка уже пройден. Осознание языка как средства выражения своих мыслей и чувств. Осознание языка как средства общения. – Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, сознательного отношения к своей речи | Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные. Пользоваться изученными правилами орфографии. Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования. Выявлять принадлежность слова к части речи . Различать понятия «части речи»и «члены предложения». По опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух), определять разновидности орфограмм и соотносить их с правилами, применять изученные орфографические правила. Пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма, списывать текст и писать под диктовку. Создавать дневниковую запись как речевое произведение определённого жанра. Письменно выражать свои мысли и чувства, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом речевой задачи. | Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах – Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового и речевого материала, его подведение под понятия; систематизировать сведения, понимать проводимые аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения. | 02.09.2019 | |
2 | Обо всём понемногу. | 03.09.2019 | |
3 | Систематизация основных орфографических правил | 05.09.2019 | |
4 | Всё ли ты помнишь о речи? | 06.09.2019 | |
5 | Что ты знаешь о словах | 09.09.2019 | |
6 | Как ты умеешь анализировать слова? | 10.09.2019 | |
7 | Р.К.Предложения о родном городе.Звуки и буквы в слове: значение и строение слова | 12.09.2019 | |
8 | Состав слова и его значение | 13.09.2019 | |
9 | Глагол и его формы. | 16.09.2019 | |
10 | Орфографические умения как правильные орфографические действия. | 17.09.2019 | |
11 | Контрольная работа №1 по теме: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем » | 19.09.2019 | |
12 | Анализ контрольной работы. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 20.09.2019 | |
13 | Написание воспоминаний «Летние встречи» Р.К.Предложения о родном городе. | 23.09.2019 | |
Раздел 2. Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (9 ч) |
14 | Знакомство с понятием «словосочетание» . | Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание его богатых возможностей. Готовность целенаправленно использовать средства языка при формулировании своих мыслей. | Различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам. Понимать назначение словосочетаний. Различать главное и зависимое слова в словосочетании, ставить от вопросы от слова к слову.Ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы; составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; включать словосочетания в предложения. По смысловым вопросам определять значения словосочетаний; строить словосочетания разных видов, вычленять их из предложения. Строить и распространять предложения, находить главные члены предложения; различать главные члены предложения и словосочетания; определять, какой частью речи является тот или иной член предложения. Понимать особенности словосочетаний, составлять словосочетания и вычленять их из предложений. Устанавливать связи слов, различать главные и зависимые слова; ставить вопросы от слова к слову. | Понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение. Планировать свои действия для решения конкретных задач.Выполнять действия в речевой и умственной форме. Понимать и выполнять инструкции, представленныев словесной, схематичной форме. Контролировать свои действия и их результат. ( – Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию. Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых и речевых задач. Пользоваться словарями учебника и другими справочными материалами. Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Подводить факты языка под определённые понятия, конструировать их, классифицировать, группировать. | 04.10.2019 | |
15 | Составление словосочетаний и включение их в предложение. | 07.10.2019 | |
16 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами. | 08.10.2019 | |
17 | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний. | 10.10.2019 | |
18 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. | 11.10.2019 | |
19 | Закрепление изученного о словосочетании . | 14.10.2019 | |
20 | Обучение выбору падежной формы имени существительного. | 15.10.2019 | |
21 | Контрольное списывание №1. | 17.10.2019 | |
22 | Закрепление изученного о словосочетании. Р.К. Улицы родного Благодарного. | | |
Раздел 3. Наречие («Представляем ещё одну часть речи») (5 ч) |
23 | Знакомство с особенностями наречия как части речи. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. | Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи; опознавать наречие как самостоятельную часть речи, понимать. Строить словосочетания с наречиями. Писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами. Выявлять части слов. Пользоваться знанием алфавита для решения практических задач. Пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе употреблять наречия для повышения точности, выразительности речи. | Коллективно ставить учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять их, совместно выводить необходимый способ действия, выполнять каждую операцию; | 18.10.2019 | |
24 | Правописание наречий. | 21.10.2019 | |
25 | Продолжение работы над употреблением и правописанием наречий. | 22.10.2019 | |
26 | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи. | 24.10.2019 | |
27 | Изложение №2 с изменением лица рассказчика. | 25.10.2019 | |
Раздел 4. Проверяем себя (3 ч) |
28 | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе. | Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений. | Выделять основы предложений и словосочетания; ставить смысловые и падежные вопросы; определять часть речи, а у имён – падеж; характеризовать слова по разным параметрам; выполнять все известные виды разбора. Обнаруживать орфограммы и решать орфографические задачи различными способами | Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль | 28.10.2019 | |
29 | Контрольный диктант №3 по теме " Проверяем себя". | 05.11.2019 | |
30 | Анализ контрольной работы.Повторение. | 07.11.2019 | |
Раздел 5. Пишем объявления (3 ч) | |
31 | Знакомство с особенностями построения объявлений. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу, готовность целенаправленно использовать полученные знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать границу собственных знаний. | Становление коммуникативного мотива изучения русского языка Письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (объявление). Использовать языковые средства с учётом задач и условий общения. Применять весь комплекс орфографических умений. Проверять и редактировать написанное. | Понимать стоящую задачу, планировать и осуществлять действия для её решения, контролировать процесс и результат – Владеть общим способом решения речевой задачи. – Осуществлять анализ, синтез; действовать по аналогии. – Создавать высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая соответствующие языковые средства. | 08.11.2019 | |
32 | Р.К. Охрана животных Благодарненского округа. Создание текстов-объявлений. | 11.11.2019 | |
33 | Создание текстов-объявлений. | 12.11.2019 | |
Раздел 6. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (27 ч) | |
34 | Повторение изученного об именах существительных. | Элементы способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления. Способность осознавать и оценивать границу собственных знаний, элементы коммуникативного мотива освоения русского языка, становление положительного отношения к его изучению. – Представление о богатых возможностях русского языка, осознание его как средства общения, а себя – как его носителя. Укрепление интереса к изучению русского языка. – Понимание, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека, желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Элементы способности оценивать границу своих знаний, свои трудности и достижения, готовность использовать новые знания для решения практических задач. Осознание себя носителем русского языка. Понимание того, что правильная речь – показатель культуры человека. Становление коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка. Элементы сознательного отношения к своей речи – Осознание языка как средства устного и письменного общения, понимание значимости хорошего владения русским языком, сознательного отношения к своей речи. Осознание себя носителем русского языка. Становление сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. | Говорить на обсуждаемую тему, соблюдать правила речевого поведения. Пользоваться освоенной терминологией, соотносить термин и соответствующее понятие. Определять принадлежность слова к конкретной части речи, пользоваться при этом известными опознавательными признаками. Находить в тексте имена существительные и имена прилагательные, изменять имена существительные по падежам. Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения. Пользоваться всем комплексом орфографических умений. Ставить имена существительные в начальную форму, изменять имена существительные по падежам, сравнивать, определять склонение имён существительных, классифицировать имена существительные в соответствии со склонением, оставлять «окошки» на месте безударных гласных в окончании имён существительных. Определять морфологические признаки имён существительных, в том числе склонение, сравнивать имена существительные по выявленным признакам, изменять существительные по падежам, выделять окончания, понимать значение основы и окончания, находить в тексте имена существительные, решать орфографические задачи, осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Выполнять полный морфологический анализ имён существительных, определять роль имён существительных в предложении, применять изученные орфографические правила, осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков. Ставить имена существительные в начальную форму. Указывать морфологические признаки имён существительных. Склонять имена существительные. Обнаруживать орфограммы, определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами. Различать орфограммы на изученные и неизученные правила. Применять изученные орфографические правила, в том числе правило написания безударных падежных окончаний имён существительных. Осваивать слова с непроверяемыми орфограммами. Использовать в речи имена существительные в разных падежных формах. Распознавать части речи. Склонять имена прилагательные. Определять морфологические признаки имён прилагательных. Находить в предложениях словосочетания с именами прилагательными. Формировать комплекс орфографических умений. Употреблять в речи имена прилагательные. Анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства. Понимать тему и главную мысль текста. | Ставить и решать речевую задачу. Действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые коррективы. –Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. Анализировать средства языка, наблюдать за их использованием, конструировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других. Сотрудничать с одноклассниками. Создавать письменный текст определённого жанра (этюд) на основе картины. – Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и реализовывать их для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль. – Целенаправленно читать текст, понимать его содержание и особенности построения. Пользоваться инструкцией, выполнять указанные в ней действия. Анализировать текст, наблюдать за последовательностью изложения содержания, за выбором языковых средств; перестраивать, переформулировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. – Понимать содержание, его организацию выбранные автором языковые средства, передавать содержание в соответствии с задачей и условиями общения. Аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать. – Самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свои действия для решения задачи, действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. –Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя и одноклассников, решать поставленную задачу, находить информацию в материалах учебника, пользоваться знакомыми лингвистическими словарями. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их. – Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, строить несложные рассуждения, формулировать выводы, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. – Понимать и решать речевую задачу. Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. | 14.11.2019 | |
35 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения. | 15.11.2019 | |
36 | Формирование умения определять склонение имени существительного. | 18.11.2019 | |
37 | Закрепление изученного по теме "Склонение имени Существительного". | 19.11.2019 | |
38 | Дополнение памятки анализа имени существительного. | 21.11.2019 | |
39 | Изложение №3 текста-воспоминания. | 22.11.2019 | |
40 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. | 25.11.2019 | |
41 | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. | 26.11.2019 | |
42 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 28.11.2019 | |
43 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. | 29.11.2019 | |
44 | Контрольный диктант №4 по теме "Безударные окончания имени существительного и имени прилагательного". | 02.12.2019 | |
45 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме "Безударные окончания имени существительного и имени прилагательного". | 03.12.2019 | |
46 | Контрольное изложение №4. | 05.12.2019 | |
47 | Корректировка изложений. | 06.12.2019 | |
48 | Сочинение №1 по картине А. Пластова «Первый снег». | 09.12.2019 | |
49 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. | 10.12.2019 | |
50 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе. | 12.12.2019 | |
51 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. | 13.12.2019 | |
52 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. | 16.12.2019 | |
53 | РК. Ставрополь-краевой центр. Закрепление изученных вопросов правописания. | 17.12.2019 | |
54 | Закрепление изученных вопросов правописания. | 19.12.2019 | |
55 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. Контрольный диктант №5 | 20.12.2019 | |
56 | Работа над ошибками | 23.12.2019 | |
57 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных. | 24.12.2019 | |
58 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных. Контрольный словарный диктант № 2. | 26.12.2019 | |
59 | Р.К. Географический адрес Ставрополья. Создание словесных этюдов. | 27.12.2019 | |
60 | Создание словесных этюдов. | 30.12.2019 | |
Раздел 7. Части речи: что мы о них знаем? (14 ч) |
61 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных. | Элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, способности оценивать свои достижения и трудности, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. | Выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, вычленять имена существительные и имена прилагательные; устанавливать связи слов, определять роль слова в предложении; определять морфологические признаки слов, сравнивать слова по морфологическим признакам; находить в тексте слова по заданным параметрам; давать полную характеристику слова, анализировать слова с разных точек зрения. Обнаруживать орфограммы, определять их разновидности, применять все изученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками», использовать словари учебника для решения возникающих вопросов. самоконтроль. Понимать тему текста и каждой его части, выборочно воспроизводить текст, делать его понятным, конструируя его начало и конец. Осуществлять разностороннюю проверку написанного | – Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и выполнять их; контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои умения. – Целенаправленно слушать учителя, читать информацию в учебнике, выявлять нужные сведения, различать среди них известные и новые; понимать и использовать информацию, представленную в алгоритмичной форме; находить в текстах требуемые языковые примеры; пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями; владеть общими способами решения разнообразных языковых и речевых задач. Осуществлять анализ, сравнение, группировку языкового материала; подводить факты языка под освоенные понятия, совместно с учителем проводить систематизацию, обобщение изученного. –Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками | | |
62 | Знакомство с понятием «выборочное изложение». | | |
63 | Количественные числительные и их изменения по падежам. | | |
64 | Количественные числительные и их изменения по падежам. | | |
65 | Р.К.Название улиц, переулков г. Благодарного. Сложные числительные и особенности их изменения. | | |
66 | Сложные числительные и особенности их изменения. | | |
67 | Особенности местоимения как части речи. | | |
68 | Особенности местоимения как части речи. | | |
69 | Неопределённая форма глагола. | | |
70 | Образование неопределённой формы. | | |
71 | Времена глагола. | | |
72 | Времена глагола. | | |
73 | Контрольный диктант №6 по теме: "Части речи". | | |
74 | Анализ контрольной работы. Части речи. | | |
Раздел 8. Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (17 ч) |
75 | Введение понятия «спряжение». | Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. | Разграничивать части речи, различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. | Разграничивать части речи, различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. – В ходе совместных действий ставить учебную задачу. . и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы. Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя. | | |
76 | Р.К. Ставрополье на карте России. «Открытие» двух спряжений глагола. | | |
77 | Определение спряжения по ударным окончаниям. | | |
78 | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям. | | |
79 | Сочинение №2. | | |
80 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием. | | |
81 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме. | | |
82 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями. | | |
83 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | | |
84 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов. | | |
85 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | | | | |
86 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении. | Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности письменной, контроля за ней. | Разграничивать части речи, различать формы слов, определять известные морфологические признаки, в том числе у глаголов время; осознавать различия в изменениях слов разных частей речи, а также глаголов в формах разных времён. | Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач. Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению. Адекватно воспринимать оценку учителя. | | |
87 | Изложение №5 обучение деловому повествованию. | | |
88 | Совершенствование комплекса формируемых умений. | | |
89 | Совершенствование комплекса формируемых умений. | | |
90 | Контрольный диктант № 7 по теме " Правописание личных окончаний глаголов". | | |
91 | Анализ работы над ошибками. | | |
Раздел 9. Новое о строении предложений (12 ч) |
92 | Р .К. Села Благодарненского округа. Общее знакомство с второстепенными членами предложения. | Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях. Понимание значимости ясной и правильной речи; осознание необходимости контроля за своей речью. | Различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены; выделять в предложении главные и второстепенные члены., определять разновидности главных. Устанавливать связь членов предложения, ставить от главного к зависимому смысловые вопросы. Осознавать недостаток сведений, черпать их из учебника и использовать. По освоенным признакам различать виды второстепенных членов.Распознавать предложения с однородными членами, понимать назначение таких членов. Соотносить предложения со схемами, выбирать предложения, соответствующие схемам. Конструировать и самостоятельно строить предложения с однородными членами, пользоваться бессоюзной связью, союзами, понимать смысловые различия союзов, правильно ставить запятые. Замечать недостатки в построении предложений с однородными членами (яркие случаи), стараться не допускать их в своей речи. Понимать особенности строения сложных предложений. Замечать сложные предложения в текстах. В ясных случаях отличать сложные предложения от простых ( в том числе с однородными членами). Пользоваться сложными предложениями в речи, пунктуационно оформлять их (простые случаи в пределах изученного). | Понимать наличие проблемы, коллективно ставить учебную задачу, осуществлять шаги для её решения. Планировать (совместно с учителем) способ действия для решения конкретных языковых задач, действовать по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своих учебных действий и учебно-речевой деятельности. – Осознавать познавательную задачу, участвовать в её решении. Читать информацию в учебнике, дополнять её известными сведениями и черпать новые. Сопоставлять информацию с результатами наблюдений. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную форму, использовать для решения практических задач, владеть общими способами действия. Проводить целенаправленные наблюдения, анализировать, сравнивать, выбирать из предложенных вариантов, обосновывать выбор, конструировать; ставить языковой опыт, оценивать, делать умозаключения, выводы; высказывать предположения, проверять их по учебнику; обобщать, систематизировать. – Участвовать в общей беседе, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Формулировать и высказывать свою точку зрения; выражать свои мысли, заботясь об их понимании собеседниками; слушать другие точки зрения, стараться понимать их. | | |
93 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения». | | |
94 | Союзы и знаки препинания при однородных членах. | | |
95 | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. | | |
96 | Контрольное списывание №2. по теме "Работа с деформированным текстом. Разбор простого предложения". | | |
97 | Использование в речи предложений с однородными членами. | | |
98 | Общее знакомство со сложными предложениями. | | |
99 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. | | |
100 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | | |
101 | Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений. | | |
102 | Контрольный диктант №8 по теме "Строение предложений". | | |
103 | Анализ контрольной работы. Строение предложений. | | |
Раздел 10. Учимся рассуждать (7 ч) |
104 | Р.К.Ботанические заповедникиСтаврополья. Знакомство с построением рассуждения. | Осознание языка как средства общения, а себя как носителя языка. Становление коммуникативного мотива освоения русского языка, представление о его богатых возможностях. Желание умело пользоваться русским языком, понимание необходимости ясной, правильной речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. | Понимать тему, главную мысль текста, развитие мысли в тексте и последовательность частей. Восстанавливать последовательность предложений и последовательность частей текста. Замечать языковые средства, помогающие передавать главную мысль, связывать предложения и части текста. | Замечать языковые средства, помогающие передавать главную мысль, связывать предложения и части текста. – Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать (под руководством учителя) свои действия по созданию высказывания, последовательно выполнять их. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Адекватно воспринимать оценку учителя. Читать информацию учебника, выявлять новые сведения и использовать их для решения практических задач. Понимать читаемые тексты, приводимые в них суждения и аргументы. Владеть общими способами решения различных языковых и речевых задач; ориентироваться на возможность решения некоторых задач разными способами. | | |
105 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. | | |
106 | Обучение написанию объяснительной записки. | | |
107 | Обучение построению рассуждений (на материале русского языка). | | |
108 | Контрольное изложение №6: письменный пересказ текста-рассуждения. | | |
109 | Конструирование текста-рассуждения. | | |
110 | Создание текста-рассуждения. | | |
| | |
Раздел 11. Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (16ч.) |
111 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | – Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском языке как языке своей страны. | Осознавать роль слов в языке, его словарное богатство. Читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию другим. Выявлять в текстах непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём; участвовать в обсуждении различных вопросов. | Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. – Читать, находить нужные сведения, включать их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить факты языка под понятия. – Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать во внимание другие мнения; проявлять доброжелательное отношение к собеседникам. Передавать другим приобретённую информацию. | | |
112 | О словах, которые выходят из употребления | | |
113 | Объясняем происхождение некоторых слов. | | |
114 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста. | | |
115 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём. | | |
116 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | | |
117 | Подробное изложение №7: обучение словесному рисованию. | | |
118 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне. | | |
119 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. | Становление желания умело пользоваться русским языком, элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней | Понимать тему и главную мысль текста; озаглавливать текст и его части; отбирать содержание. Строить предложения для решения определённой речевой задачи, для развития мысли в тексте; связывать их между собой. Кратко передавать содержание. Письменно излагать мысли, проверять и улучшать написанное. | Становление коммуникативного и познавательного мотивов изучения русского языка. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. – Принимать учебную задачу и сохранять её. Планировать свои действия и выполнять их в речевой или умственной форме. Контролировать и оценивать результат действий, вносить коррективы. Выявлять новую информацию при чтении, представлять, воображать картину. Понимать учебные задания и выполнять их. Пользоваться словарями учебника. Анализировать, сравнивать, выбирать, классифицировать, группировать; наблюдать и оценивать. Участвовать в коллективном поиске, в общей беседе. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения, особенности использования языковых средств. Воспроизводить прочитанное, доносить до других, сохраняя особенности оригинала. Выражать свои мысли, чувства, заботясь о ясности и правильности речи. | | |
120 | Р.К. Здравницы КМВ. Слово с разных точек зрения. | | |
121 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. | | |
122 | Совершенствование комплекса орфографических умений. | | |
123 | Проверяем свои умения. | | |
124 | Контрольный диктант №9 по теме " Повторение, систематизация и расширение знаний о слове". | | |
125 | Анализ работы над ошибками. Повторение. | | |
126 | Культура речи: повторение и обобщение. | | |
Раздел 12. Размышляем, рассказываем, сочиняем (8 ч) |
127 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте. | Осознание языка как средства общения. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка, расширение представления о его богатых возможностях; осознание себя носителем этого языка. Становление желания умело пользоваться русским языком в процессе общения. – Появление желания умело пользоваться русским языком для выражения своих мыслей, чувств, впечатлений; становление сознательного отношения к своей речи. | Понимать тему и главную мысль текста, осознавать ход развития мысли. Строить предложения для развития мысли в тексте. Замечать особенности построения текстов, различать повествования, описания рассуждения (яркие случаи). Строить предложения со значением оценки, выражать в них главную мысль. Выделять части текста, составлять план. Озаглавливать текст, передавать в заголовке тему или главную мысль. Находить в художественных текстах средства языка, создающие выразительность речи. Письменно пересказывать тексты повествовательного характера, стараясь сохранять особенности оригинала. | Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия и действовать по плану. Контролировать процесс и результат своей речевой деятельности, вносить необходимые коррективы. – Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, читать, адекватно воспринимать информацию, использовать её в практической деятельности. Владеть общими способами решения конкретных языковых и речевых задач, осознавать возможность решения отдельных задач разными способами. Проводить наблюдения, небольшие рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение; делать умозаключения, выводы, подводить факты речи под понятия. – Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске. | | |
128 | Обучение связи предложений в тексте | | |
129 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | | |
130 | Подробное изложение №8: обучение построению рассказа. | | |
131 | Итоговая контрольная работа. Контрольный диктант №10 . | | |
132 | Анализ работы над ошибками. Повторение. | | |
133 | Введение термина «сочинение»; письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок. | | |
134 | Р.К.Благодарный – капелька России. Сочинение-рассуждение №3. | | |
Раздел 13. Перелистаем учебник (2 ч) |
135 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка | Осознание языка как средства общения, укрепление коммуникативного мотива освоения русского языка, понимание значимости хорошего владения им. | значением оценки, выражать в них главную мысль. Выделять части текста, составлять план. Озаглавливать текст, передавать в заголовке тему или главную мысль. Находить в художественных текстах средства языка, создающие выразительность речи. Письменно пересказывать тексты повествовательного характера, стараясь сохранять особенности оригинала. | Целенаправленно слушать учителя, одноклассников, читать, адекватно воспринимать информацию, использовать её в практической деятельности. Владеть общими способами решения конкретных языковых и речевых задач, осознавать возможность решения отдельных задач разными способами. Проводить наблюдения, небольшие рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение; делать умозаключения, выводы, подводить факты речи под понятия. – Участвовать в общей беседе, в коллективном поиске. | | |
136 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… | | |