СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП "С Азбукой по родному краю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «С азбукой по родному краю» составлена на основе программы к завершенной предметной линии учебников по предмету «Брянский край»

Просмотр содержимого документа
«КТП "С Азбукой по родному краю"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «С азбукой по родному краю» составлена на основе программы к завершенной предметной линии учебников по предмету «Брянский край»

В 2018 – 2019 учебном году на учебный предмет «С азбукой по родному краю» выделено 1 час в неделю (33 часа в год)

Курс «С Азбукой по родному краю» разработана для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.


Общая характеристика курса


Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

- включение учащихся в активную деятельность;

- принцип наглядности;

- связь теории с практикой;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Программа по краеведению для младших школьников «С Азбукой по родному краю» разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю, 35 минут в I полугодии, 40 минут во II полугодии, всего 33 часа. В авторскую программу не внесены изменения, т.к. она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

Цель программы:

- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;

- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае;

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:

  1. в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

  2. в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

  3. в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Задачи программы:

  • познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

  • воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

  • учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

  • способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

  • создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.

Содержание учебного предмета

Уч-ся должны узнать:

  • понятие "краеведение";

  • особенности географического положения города, района, области;

  • животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;

  • экологические проблемы города, района и области;

  • историко-культурные достопримечательности города и района, области;

  • объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;

  • ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;

  • основные транспортные магистрали;

  • названия улиц, памятных мест, рек, озер;

  • наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;

  • достопримечательности Брянской области;

  • имена поэтов, писателей, художников Брянской области;

  • виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,

  • роль области в жизни страны;

  • правила учебного сотрудничества;

  • литературу о родном крае;

  • правила поведения в природе;

Должны научиться:

  • находить местоположение своего города на карте России;

  • вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей

местности;

  • определять географическое положение района, города, своего населенного пункта,

его влияние на особенности развития территории;

  • описывать функции города, быт, традиции, культуру;

  • составлять родословную семьи;

  • использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;

  • выполнять правила природоохранного поведения;

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию;

  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
















Тематическое планирование курса

«С Азбукой по родному краю» (1 класс – 33 часа)

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

К-во часов

1.



Введение. Земля Пересвета


1

2.



Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.


1

3.



Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск


1

4.



Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки

брянского леса». В. Соколова. «Лесная сказка»


1

5.



Согласные буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г']. Герб Брянской области.


1

6.



Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна


1

7.



Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й'] [э]. Реки Брянской области.


1

8.



Гласные буквы ё, ё, обозначающие два звука [й'] [ о]. Памятники природы.


1

9.



Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

10.



Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка.

1

11.



Гласные буквы И, и, обозначающие звук [и]. Ипуть-река.


1

12.



Согласные буквы Й, й, обозначающие согласные звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».


1

13.



Согласные буквы К, к, обозначающие звуки [к], [к'].


1

14.



Согласные буквы Л, л, обозначающие звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.


1

15.



Согласные буквы М, м, обозначающие звуки [м], [м']. Путешествие по населенным пунктам. Мглин.

1

16.



Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

17.



Гласные буквы 0, о, обозначающие звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева в Овстуге.


1

18.



Согласные буквы П, п, обозначающие звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы -Александр Пересвет.


1

19.



Согласные буквы Р, р, обозначающие звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.


1

20.



Согласные буквы С, с, обозначающие звуки [с], [с']. Брянский Сусанин.


1

21.



Согласные буквы Т, т, обозначающие звуки [т], [т*]. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.


1

22.



Гласные буквы У, у, обозначающие звук [у]. Путешествие по населенным пунктам Унеча.


1

23.



Согласные буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.


1

24.



Согласные буквы X, х, обозначающие звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.


1

25.



Согласные буквы Ц, ц, обозначающие звук [ц]. Птицы Брянского края.


1

26.



Согласные буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч']. Грибы Брянского края.


1

27.



Согласные буквы Ш, ш, обозначающие звук [ш]. Село 16 в. Шеломы.


1

28.



Согласные буквы Щ, щ; обозначающие звук [щ'].


1

29.



Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.


1

30.



Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.


1

31.



Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.


1

32.



Гласные буквы Э, э, обозначающие звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».


1

33.



Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й'], [у]. На стоянку первобытного человека Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й'], [а]. Яловка. Брянск - наш край родной.


1


Планируемые результаты изучения курса


Учащиеся получат возможность научиться:



Личностным универсальным учебным действиям:

— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

— моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивным универсальным учебным действиям:

— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

— составлять план проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

— оценивать собственные знания и умения;

— доводить дело до конца.

Познавательным универсальным учебным действиям:

— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;

— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативным универсальным учебным действиям:

— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— пересказывать и понимать тексты о природе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!