Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «С азбукой по родному краю» составлена на основе программы к завершенной предметной линии учебников по предмету «Брянский край»
В 2018 – 2019 учебном году на учебный предмет «С азбукой по родному краю» выделено 1 час в неделю (33 часа в год)
Курс «С Азбукой по родному краю» разработана для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
- включение учащихся в активную деятельность;
- принцип наглядности;
- связь теории с практикой;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Программа по краеведению для младших школьников «С Азбукой по родному краю» разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю, 35 минут в I полугодии, 40 минут во II полугодии, всего 33 часа. В авторскую программу не внесены изменения, т.к. она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Цель программы:
- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;
- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае;
- расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:
в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Задачи программы:
познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.
Содержание учебного предмета
Уч-ся должны узнать:
понятие "краеведение";
особенности географического положения города, района, области;
животный и растительный мир Брянской области и места их обитания;
экологические проблемы города, района и области;
историко-культурные достопримечательности города и района, области;
объекты образования, медицины, культуры, досуга и спорта;
ведущие отрасли хозяйства, их центры и предприятия;
основные транспортные магистрали;
названия улиц, памятных мест, рек, озер;
наиболее важные исторические события и факты о населённых пунктах области;
достопримечательности Брянской области;
имена поэтов, писателей, художников Брянской области;
виды декоративно–прикладного искусства Брянской области по дереву, вышивка,
роль области в жизни страны;
правила учебного сотрудничества;
литературу о родном крае;
правила поведения в природе;
Должны научиться:
находить местоположение своего города на карте России;
вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов своей
местности;
его влияние на особенности развития территории;
описывать функции города, быт, традиции, культуру;
составлять родословную семьи;
использовать элементы исследовательской работы при изучении родного края;
выполнять правила природоохранного поведения;
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Тематическое планирование курса
«С Азбукой по родному краю» (1 класс – 33 часа)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | К-во часов |
1. | | | Введение. Земля Пересвета | 1 |
2. | | | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. | 1 |
3. | | | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск | 1 |
4. | | | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса». В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 |
5. | | | Согласные буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г']. Герб Брянской области. | 1 |
6. | | | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна | 1 |
7. | | | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й'] [э]. Реки Брянской области. | 1 |
8. | | | Гласные буквы ё, ё, обозначающие два звука [й'] [ о]. Памятники природы. | 1 |
9. | | | Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | 1 |
10. | | | Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка. | 1 |
11. | | | Гласные буквы И, и, обозначающие звук [и]. Ипуть-река. | 1 |
12. | | | Согласные буквы Й, й, обозначающие согласные звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | 1 |
13. | | | Согласные буквы К, к, обозначающие звуки [к], [к']. | 1 |
14. | | | Согласные буквы Л, л, обозначающие звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | 1 |
15. | | | Согласные буквы М, м, обозначающие звуки [м], [м']. Путешествие по населенным пунктам. Мглин. | 1 |
16. | | | Согласные буквы Н, н, обозначающие звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | 1 |
17. | | | Гласные буквы 0, о, обозначающие звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева в Овстуге. | 1 |
18. | | | Согласные буквы П, п, обозначающие звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы -Александр Пересвет. | 1 |
19. | | | Согласные буквы Р, р, обозначающие звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | 1 |
20. | | | Согласные буквы С, с, обозначающие звуки [с], [с']. Брянский Сусанин. | 1 |
21. | | | Согласные буквы Т, т, обозначающие звуки [т], [т*]. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 |
22. | | | Гласные буквы У, у, обозначающие звук [у]. Путешествие по населенным пунктам Унеча. | 1 |
23. | | | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. | 1 |
24. | | | Согласные буквы X, х, обозначающие звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | 1 |
25. | | | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие звук [ц]. Птицы Брянского края. | 1 |
26. | | | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч']. Грибы Брянского края. | 1 |
27. | | | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие звук [ш]. Село 16 в. Шеломы. | 1 |
28. | | | Согласные буквы Щ, щ; обозначающие звук [щ']. | 1 |
29. | | | Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 |
30. | | | Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края. | 1 |
31. | | | Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | 1 |
32. | | | Гласные буквы Э, э, обозначающие звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 |
33. | | | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й'], [у]. На стоянку первобытного человека Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й'], [а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 |
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся получат возможность научиться:
Личностным универсальным учебным действиям:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
— моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
— составлять план проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
— пересказывать и понимать тексты о природе