СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кукла" Е.И.Носов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Кукла" Е.И.Носов»

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч») (7 класс)

Цели:   познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»; выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

Задачи:

  1. Образовательные:

- совершенствовать технику чтения;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- развить умение анализировать текст.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания:

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений сравнивать, анализировать и обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

  1. Воспитательные:

- воспитание интереса к процессу чтения;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения друг к другу;

  • создание условий для успешной деятельности в группах.

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи.

  3. Проверочная работа

  4. Физ.минутка.

  5. Беседа с классом.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование).



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1.Организационный момент, мотивация к учебной

деятельности

-Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сможем плодотворно поработать!

Приветствие учащихся.

Самопроверка

Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный  настрой  детей на серьёзную работу. Мотивация на рабочий ритм.

2.

Постановка учебной цели



Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы?

(мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)

 Предлагаю вам прочитать стихотворение «Кукла» на странице 182 и подумать над вопросом: Что общего между содержанием песни и произведением Носова «Кукла»?

    (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам.)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»?    Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер.                                                    

   (человеческий образ)    

Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.

(Зачитает ученик)

По-японски КУКЛА -     НИНГЁ, то есть  «образ человека».



-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Кукла и человек в рассказе Носова «Кукла»)

- Опираясь на это, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться?

Слушают









Формулируют тему


Формулируют цель

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.  

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

4.Слово учителя










4.Физ.минутка

Что такое рассказ?   

(рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

Герой рассказа кто?     (Акимыч, автор)

Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему?

(Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

Сегодня на уроке мы продолжим  размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.)

 Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова

«Моей неизменной темой по-прежнему                                                                                                                           остается  жизнь простого деревенского

человека, его нравственные истоки, отношение к земле,

природе и ко всему современному бытию»


Читают, отвечают.










Выполняют упражнения

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

Снятие мышечного напряжения, утомления.

5. Беседа с классом

С чего начинается рассказ?

(с описания природы)

Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Зачитайте фрагмент пейзажной зарисовки и ответьте на вопрос: о чем повествует автор, какие использует краски и художественно-выразительные средства?

Работать будете в группах. На выполнение задания – 5 минут.

Попросить зачитать отрывки.  

 «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия».

пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.)

 «Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

( вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные,  грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Что и чему противопоставлено в этих отрывках?

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

Кто виноват в трагическом состоянии природы?

(люди)

Почему люди? Какие они?

(Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

 (об издевательстве)

Работа со словарем Ожегова.

  • Глумиться-издеваться

  • Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого

  • Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

  • Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь        

                  ( из «Словаря русского языка»

                           С.И.Ожегова)

Зачитайте описание куклы.

         В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой. 

С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

 Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла.  Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!., 
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни?

(равнодушие и безразличие)

-Что намерен сделать Акимыч с куклой?

 (похоронить)

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же
молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и 
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. 
        И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: 
--- Всего не закопать...

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»?

(Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Так кто же должен бороться со злом?

(все люди)

Как называют человека, который не хочет замечать зло?

(равнодушный)

К чему может привести равнодушие?

(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

вывод 

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского:

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Я предлагаю вам несколько вариантов тем урока. Выберите ту тему, которая, по вашему мнению, больше подходит для нашего разговора.

 Остановитесь, люди!

Если ты слеп, если душа твоя глуха…

Да ведь облик-то человеческий…

Чужого горя не бывает.

Желания – половина жизни, безразличие – половина смерти.

Какими мы должны быть?  ( неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

 Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

Отвечают на вопросы





























Читают


Отвечают на вопросы




























Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий



Формирование навыка самостоятельного   чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка      способа      действия (совершенствуется навык выразительного чтения).

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

6.Рефлексия. Подведение итогов.

Продолжите фразу:

На уроке я работал…

На уроке я узнал…

Отвечают

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

7.Домашнее задание

Напишите письмо людям от имени куклы.

Записывают задание






                                                                                                                           





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!