СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Кукольный театр, как средство развития творчества у детей дошкольного, школьного и студенческого возраста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Кукольный театр, как средство развития творчества у детей дошкольного, школьного и студенческого возраста"»

ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»

















Тема: «Кукольный театр, как средство развития творчества у детей дошкольного, школьного и студенческого возраста».













Преподаватель высшей квалификационной

категории отделения Сольное и хоровое

народное пение

Егорова Светлана Викторовна









Суджа 2023

Содержание

  1. Введение

  2. Теоретическая часть

    1. О происхождении кукольного театра в России

    2. Петрушка

    3. Театр марионеток

    4. Вертеп

  3. Кукольный театр как средство развития творческих способностей

  4. Заключение

  5. Список литературы





































  1. Введение

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

 Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей является телевизор с мультфильмами, компьютер с компьютерными играми и социальными сетями, телефон и другие электронные устройства. Причем эти увлечения прививаются ребятам с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, чем поиграть с ним в ролевые игры и т.п. Как результат, повышенная любовь детей к электронным устройствам. Ограничение общения. Неумение детей найти себе интересные творческие увлечения и занятия. Очень мало ребят сегодня увлечены чтением и рисованием.

А можно ли отвлечь детей от компьютера, телефона и телевизора и помочь найти ребятам новое не менее интересное увлечение?

Конечно, можно!

Ведь все дети любят творить, мастерить, изобретать, выступать. Можно им предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают смотреть сценки, которые показываются при помощи кукол. Эти выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам - чувствам и эмоциям ребят не будет предела.

Однако кукольный театр - это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность и тп. У ребят формируется свое определенное отношение к таким свойствам характера.

А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение, инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже, возможно, талант.

 Кукольный театр – эффективное средство воспитательного воздействия на детей. Он обогащает жизнь детей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, развивают речь, художественный вкус, творческую инициативу, содействуют сплочению детского коллектива.    

2. Теоретическая часть

2.1 О происхождении кукольного театра в России

Истоки Театра кукол - в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. В Россию он, как и театр актёров добрался далеко не сразу…

По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как «своё» искусство, да и, по сути, становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре. Процесс шёл неукоснительно в сторону переработки заимствования и стоит отметить, что в области кукольного театра это произошло много раньше, чем в русском профессиональном театре.

2.2 Петрушка

Сложно в это поверить, но вплоть до XVII в. этот всем известный кукольный герой не носил имени Петрушка, а просто назывался Иваном. Имя его стало устойчивым поздно, а в XVII в. да и спустя некоторое время могло меняться. В южнорусских краях и на Украине кукольного героя называли «Ванькой - Рю-тю-тю» или «Рататуем» (от ратовать - спасать, защищать, помогать при беде; Рататуй - незадачливый герой), также героя могли называть Петром Ивановичем Уксусовым (в западнорусских краях и в Прибалтике).

Неустойчивы и имена других героев комедии: невесту Петрушки называли

«Меланьей Пелагеевной», «Прасковьей Пелагеевной» («Парашей», «Паранькой»), «Матрёной Ивановной» и др.

Независимо от оспоримости всех рискованных предположений о родине «бродячих» героев хождение куклы по странам и континентам - признанный факт, а сами культурные заимствования обычны в области полупрофессионального и профессионального творчества. Куклы явились к нам из Польши и, может быть, из ближайшего южного Зарубежья и совершенно обрусели. Нерусский облик Петрушки выдаёт его происхождение. У него большой нос и казавшаяся чудаковатой одежда иноземца. Горб роднит его с шутами-уродцами западноевропейских карнавалов, а в остальном герой принял традиционные черты русского ярмарочного весельчака.

Речь Петрушки насыщенна остротами, перемежается нередкими стихотворными пассажами. В его действиях много откровенной клоунады. Представление сопровождалось игрой на скрипке, гудке, а позднее - и на шарманке. С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка и нравственности раздражали крамольное содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. И чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком.

Петрушка не выдержал такого насилия. Лишившись главных черт своего характера, потеряв своих основных партнеров, утратив остроту ситуаций, он захирел и скоро стал никому не нужен.

Его попробовали возродить в агитационных спектаклях первых послереволюционных лет, затем - в воспитательных представлениях для детей. Но его «данные» не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

2.3 Театр марионеток

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример - управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.

Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется.

На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка».

2.4 Вертеп

Ещё одним видом кукольных представлений является культовый театр или Вертеп. Он принадлежит к виду разнообразных у народов мира устройств, использующих куклу в качестве действующего лица. В древнерусском языке слово Вертеп обозначало пещеру, но некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии. Приуроченные к важнейшим праздникам года: к Рождеству Христову, к Светлому Воскресенью, публичные зрелища состояли из ряженых в евангельские маски - ряженые являли в лицах священную историю. Они обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем ибо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!». Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода. После духовного действа драмы нередко показывались комические сцены светского содержания: сразу менялась вся тональность представления.

3. Кукольный театр как средство развития творческих способностей.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет в любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное удовольствие.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, кроме того занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импоровизации. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом.

Детский кукольный театр – это великолепная методика для интенсивного вырабатывания речи, пополнение словарного запаса ребёнка, развития творческих способностей, логического мышления и воображения.

Чаще всего, сюжет игр-драматизаций представляют наши сказки. Они знакомы и деткам и любимы многими взрослыми. Во время игры ребёнок примеряет на себя все возможные роли, проигрывает роли позитивных персонажей и негативных, испытывает оттенки добра и зла, а также последствия хороших и плохих поступков. Не всегда нужно чётко следовать сюжету выбранной сказки, в игре всегда есть место творчеству. Всегда необходимо поддерживать ребёнка в творческих начинаниях, это поможет заложению основы формирования созидательного восприятия мира.

Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Как можно чаще играйте совместно со своими детьми, это прекрасный способ построения тёплых и доверительных отношений с собственным ребёнком!

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания.

С помощью кукольного театра опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— нравственным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой.

Театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками.

Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д.

 Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:

1. Мелкую и крупную моторику.

Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память.

Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дети Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

4. Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 4-5 лет средствами кукольного театра

Кукольный театр является одним из видов драматизации литературных произведений.

В педагогической практике драматизацией называется ролевая игра, организованная обычно на сюжете литературного произведения (синоним -инсценировка).

Драматизация предлагает все виды воспроизведения в лицах - от драматических   игр   до художественно-сценического действия и от импровизации до постановки сценического спектакля. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев говорят о том, что приемы драматизации литературных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель.

Пересказ и драматизация дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

В практике детских садов пользуются следующими приемами драматизации:

1. театрализованное представление;

2. игра-инсценировка;

3. кукольный театр.

Игра-инсценировка – это: 1) дословный пересказ детьми в лицах художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста детьми – сюжетно-ролевая игра детей.

Театрализованное представление отличается от игры-инсценировки тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст литературного произведения, они выступают со специальной целью – развлечь своих товарищей слушателей.

Кукольный театр – это различные виды сюжетной игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т.д.

    Т. Н. Караманенко выделяет такие виды кукольного театра:

- Театр игрушек;

- Театр картинок;

- Фланелеграф;

- Теневой театр;

- Театр петрушек.

Теперь рассмотрим каждый из видов кукольного театра подробнее. Театр игрушек характеризуется тем, что с помощью обычных, знакомых детям, игрушек можно разыгрывать и показывать детям небольшие, но интересные сценки. Обычно воспитатель садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Справа и слева от воспитателя – по одному детскому стулу. На них лежат игрушки. Дети не должны их видеть. Воспитатель, сидя перед детьми, на глазах у детей берет руками игрушки, передвигает их и говорит за них. Обычно все внимание детей сосредотачивается на игрушках, они с увлечением следят за происходящим действием на столе. Такой спектакль игрушек не смотря на большую простоту и примитивность, не лишен театральности не лишен театральности. Дети всех возрастов смотрят его с большим удовольствием и интересом.

Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей, его показывают в групповой комнате с целью развлечь детей.

Дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получают значительно большее удовольствие, если им показать двигающиеся, действующие картинки-персонажи.

Театр картинок – иллюстративный театр. В нем показывают не пьесы, а обычные не инсценированные литературные произведения, в которых сохранен авторский текст.

При показе спектакля не следует стремиться, чтобы картинки действовали и двигались, как настоящие животные. Это невозможно и ненужно. Пусть картинка остается картинкой и делает не только то, что ей доступно. Дети быстро привыкают к условности и своеобразию театра и перестают замечать, что картонные фигурки, переходя с места на место, не переставляют ноги; нагибаясь, наклоняются туловищем.

Фланелеграф также относится к театру картинок. Фланелеграф - оригинальная форма иллюстративного рассказывания. У него большие возможности, он может быть интересно использован как развлечение, а также на занятиях в детских садах.

На доске фланелеграфа можно изобразить картины леса, луга с цветами и бабочками, моря и реки с пароходами и лодками, улицы города с транспортом и пешеходами, царство Кощея бессмертного и морского царя и многое, многое другое, что нужно для иллюстрирования литературного произведения. Можно рассказывать про различных животных, птиц и насекомых, где и как они живут, чем питаются, чем полезны людям, и все это проиллюстрировать на доске фланелеграфа.

Самостоятельная работа с фланелеграфом начинается с выбора литературного произведения. Фланелеграф, как каждый вид искусства, имеет свою специфику. Как уже говорилось раньше, картинки можно приложить в любом месте на доске, перенести на другое, заменить новыми и снять с доски совсем. Но картинки сами по себе статичны, они не могут действовать, делать движения. Поэтому для фланелеграфа надо выбирать такие литературные произведения, в которых персонажи появляются, разговаривают, стоят или сидят, переходят на другое место и уходят, не делая никаких мелких движений.

Таким образом, надо внимательно подходить к выбору литературного произведения для иллюстрирования его на фланелеграфе. И если показ не сделает текст более интересным, содержательным, лучше от такого литературного произведения отказаться. Основная цель театра картинок – создать эмоционально положительный настрой, вызвать интерес к театрализованной деятельности, закрепит и расширить знания об игрушках.

Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.      

Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.

Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей.

Так же в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6—8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее.

Театр петрушек, иначе называют петрушечным, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. 
Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащает ее образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения заставляет кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

 Рассмотрим специфику организации таких занятий для детей среднего дошкольного возраста. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным представлениям. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. К 5 годам ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).

Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами).

Самостоятельность детской игры в большой мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажайте его. Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит. Такая подготовка отняла бы время, предназначенное для других, не менее важных дел и занятий. К тому же в результате получится спектакль, а не игра.

Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.? Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином ее слове): «Вот моя кукла», «Дай мне мяч». Ну а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря то за Красную Шапочку, то за волка, вы, безусловно, умеете. Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу и во время чтения стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит» или любого другого. Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса — образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.

Далее — небольшие упражнения с детьми. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложните упражнение — пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же — за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позвольте это сделать всем. Но прежде объявите конкурс — кто лучше? Победителю — аплодисменты.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.

В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку и ответы тех, кто поселился в ней.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают три медведя. Упражнение можно провести так. Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); «дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.

Итак, еще раз сформулируем и выделим основные пункты значения театра:

 - Художественное образование и воспитание детей
 - Формирование эстетического вкуса
 - Нравственное воспитание
 - Развитие коммуникативных качеств личности
 - Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога)
- Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру

Вывод:

Проблемы и темы кукольных спектаклей начала XX в. Актуальны и по сей день, поэтому я считаю, что актуализировать можно любой кукольный спектакль - было бы желание, терпение и точное знание проблемы, поднимаемой в данном спектакле.

4. Заключение

Очень радостно думать, в России и по сей день живо и актуально искусство кукольного театра, что благодаря таким энтузиастам и мастерам, как Зайцев, Ефимовы, Образцов, Сперанский, Нуриков и других, оно развивалось, развивается и, надеюсь, в дальнейшем будет развиваться и и привлекать к себе внимание зрителей - детей и взрослых. Думаю, что стараниями умелых людей любящих своё дело театр кукольный вскоре выйдет на один уровень с театром драматическим и будет оценен по достоинству.

Кукольный театр —  наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием  личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощенности, воображения и предприимчивости.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы,  стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.

  1. Список литературы

  1. Русское устное народное творчества. Аникин В.П.

  2. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - «Нева». 2000 г.

  3. «По ступенькам памяти» С.В. Образцов М., Время, 2002

  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

  5. А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки диалога \\ Дошкольное воспитание № 12 2000 г.

  6. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002 с. 4-5,135 -136.

  7. А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание №     2007 г.

  8. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.

  9. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г. – с. 72.

  10. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

  11. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.

  12. Гризик Т. И. Речевое развитие современного ребенка // Детский сад от А до Я № 2(14) 2008 г.

  13. Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. – Л., 1983.

  14. Дорохина Н. Театр картинок// Дошкольное воспитание №1 2008г.

  15. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

  16. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982

  17. Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание, 1990. - №1,2.

  18. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1988. - с.66.

  19. Мигунова Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду. –  Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

19

  1. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. - №8.

  2. Стародубова Н.А Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведения. – М.: издательский центр «Академия», 2006. 256 с.

  3. Тихонова О.  Домашний театр // Детский сад от А до Я №4 2008 стр. 19

  4. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977г.

  5. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. / под. ред. В. Н. Шацкой – М., 1961 г.

  6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. Алексеева М. М., Яшина В. И. – М.: Академия 2000 г. 354 – 369.

  7. Юрина Н. Народный кукольный театр// Детский сад от А до Я № 4 2008

  8. Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО/ Ушакова О.С. – М: «Творческий Центр СФЕРА» –  2015 г.

  9. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС/ Коломийченко Л.В.– М: «Творческий Центр СФЕРА» –  2015 г.

  10. Логопедические сказки для самых маленьких/ Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В.– М: «Творческий Центр СФЕРА» –  2015г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!