СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура моей души" -подготовка к сочинению-расуждению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Просмотр содержимого документа
«"Культура моей души" -подготовка к сочинению-расуждению»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Решоткинская основная общеобразовательная школа







Урок подготовки к сочинению-рассуждению

на морально-этическую тему

«Культура моей души»






Выполнил:

учитель русского языка и литературы

Алексеенкова И.Б.



Московская область, г. Клин

2011



Цели:

- формирование у учащихся системы ценностных ориентиров;

- развитие коммуникативных способностей;

- обучение написанию сочинения.


Задачи:

- помочь учащимся найти себя в этом мире и объяснить этот мир для

себя;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- формировать культуру работы в группах.


Предварительное задание: подобрать афоризмы, пословицы, поговорки, высказывания о человеке, душе.


Индивидуальное задание: с помощью красок попытаться передать состояние своего внутреннего мира, отношения ко всему окружающему, выразить свое духовное «я». Подготовить краткий комментарий к своим иллюстрациям.


Оборудование:

- мультимедиа-проектор;

- презентация (Приложение);

- раздаточный материал для работы в группах:

- словари;

- афоризмы;

- иллюстрации учащихся;

- диск с записью «Лунной сонаты» Л.Бетховена


Эпиграфы к уроку:

  1. Научите вашу душу не только воспринимать, но и впитывать

прекрасное.

В.Комиссаржевская.

2. Желание служить благу должно непременно быть потребностью

души, условием личного счастья.

А. Чехов

3. Душа озябла… Страшно, когда наступает озноб души.

В. Розанов








Ход урока:

  1. Слово учителя:


Слайд 1.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.


Слайд 2.


Как часто нам приходится слышать вокруг себя слова «дух», «душа», «духовность», «душевное состояние»! Может, потому, что живём в непростое время? И от того, какова душа человека, каков его внутренний мир, и будет зависеть, КАКОВ человек, КАКОВЫ его жизненные ценности.

А разобраться с проблемами, поднятыми на уроке, помогут наши «проводники»: проза, поэзия, музыка, изобразительное искусство.

Обратимся к эпиграфам урока.


Слайд 3


Что их объединяет? (Слово «душа»)

Как трактуется это понятие в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова?


Слайд 4

Душа - 1) внутренний, психологический мир человека, его сознание;

2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или

иными свойствами;

3) вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

(стр. 168)


Духовное начало в человеке высоко ценил Ф.М.Достоевский (портрет).


Слайд 5

Творчество этого великого писателя вам ещё предстоит открыть.


  1. Задание: запишите его высказывание (под диктовку), произведите синтаксический разбор, расставьте знаки препинания. Сверьте с доской. Прокомментируйте.


Человек – целый мир, отражающий состояние душевной чистоты.

- Вам понятен смысл этой цитаты? (Каждый человек по-своему относится к миру, его окружающему. И те светлые зёрна, заложенные в нем, и есть «душевная чистота»).


- А что есть мир души? (Учитель обращает внимание на выставку рисунков. Ответы учащихся.) У каждого человека особый, свой внутренний мир, который должен обогащаться впечатлениями. И это должно быть потребностью.


  1. А теперь давайте обратимся к тексту притчи. Но сначала вспомним значение этого термина. Обратимся к словарю.

Слайд 6


Притча-

  1. иносказательный рассказ с нравоучением;

  2. о непонятном, труднообъяснимом явлении (перен.)

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена звучит притча (читает учитель или подготовленный заранее ученик).

Слайд 7


Пауло Коэльо. Музыка от души.


,Одна женщина пошла на представление на Бродвее и во время перерыва вышла в фойе. Фойе было заполнено, люди курили, разговаривали и пили. Пианист играл, но никто не обращал внимания на его музыку. Женщина изучала музыканта. Он казался скучным — просто делал свою работу и ждал окончания перерыва, чтобы прекратить играть. Прошло немного времени. Она подошла к фортепиано.
— Вы как зубная боль! Почему вы не сыграете просто для себя? — воскликнула женщина.
Пианист был удивлён. И затем он стал играть ту музыку, которую он любил. Через несколько минут фойе целиком замолчало. Когда композиция закончилась, раздались восторженные аплодисменты.


Слайд 8


Задания к тексту.

- Назовите слова, противоположные по смыслу («разговаривали –

молчали», «не обращали внимание – восторженно аплодировали»).

- Определите основную мысль притчи.

- В чём тайна последнего предложения? (Толпа почувствовала

красоту души пианиста, прониклась чарующими звуками его музыки,

исходившими, подобно божественному огню, из самого сердца.)


Учитель: Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

- Обратимся к эпиграфам урока. Какой из них, по вашему мнению, соответствует моему выводу? (№ 1)

- Раскройте смысл высказывания В.Комиссаржевской.


  1. Слайд 9

А вот ещё одна притча. Послушайте её. Читая, я буду прерываться и задавать вопросы.

Жил-был один человек, ну, очень странный.

Каких людей называют «странными»? Что может вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите, «странный»?

Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение. [Словарь С.И. Ожегова, стр. 798].

Когда-то шел он по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так находка! Что с ним делать-то?

Постараемся ответить на вопрос: что с ним делать-то. Если бы это случилось с вами...



Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь.

На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что камень утащат?



Но никто не откликнулся.

Почему никто не откликнулся?

Внимательно прослушайте, как эту ситуацию объясняет притча. Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет. Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат. Растолкуйте пояснение.



Слайд 10

Какие типы людей представлены в притче?

1 - собирает стекляшки

мир через очки (слепые)

видящие

2 - глядит в небо

ожидающие

прогрессивные

3 - не верят

неверящие

верящие

4 - быстро идут, не слышат

неслышащие (глухие)

слышащие


Заменим слова из притчи синонимичными понятиями. Рядом запишем противоположные качества.

Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит».

Поговорим про героев притчи. Герой и странник. Странник. Странник?! Странный герой? Что вы о нём узнали нового?

К какому бы типу людей вы отнесли странного и странника?

Для странного человека главной ценностью стали материальные блага.
Золотой слиток выявил его качества. Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться своим сокровищем, но почему же странник ответил ему: «Главное для человека в другом»?



Как вы думаете, о чём не сказал странник странному человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной притчи? Не всё то золото, что блестит.

Слайд 11

Какой же должен быть человек? Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из домашнего задания. (Учащиеся зачитывают выписанные высказывания).
Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно выбрано?

  1. Задание : завершите мысль данного предложения.
    Цена человека определяется не количеством золота, а ... .

Прокомментируйте свое мнение.

  1. Прочитайте стихотворение поэта Михаила Львова, догадайтесь, какое слово в нем пропущено.

Нет, не права ________ душа,
Собой живя, одной собой дыша,
За той душой богатства – ни гроша.
Ни люди, ни зверье ее не примут –
Не даст житья ее __________ климат.
Ее лучи _________ и нищи.
Причины очерственья не ищи –
Условия... ошибки воспитанья.
Ей нету никакого оправданья.
За ней нет правды, даже небольшой,
И нету права числиться душой.
Ее и с камнем сравнивать не должно.
Из камня все же дом построить можно.

(Ученики могут дать варианты неправильные. Задача учителя – объяснить причину ошибочного суждения). Пропущенное слово – холодный (в разных формах).


7. Задания к тексту.

Слайд 12

О ком говорят «холодная душа»? (О безразличном человеке, эгоистичном, самовлюбленном, никому не нужном.)
Какое богатство за душой подразумевает автор? (Это доброта, чуткость, умение сопереживать, отзывчивость, милое сердце.)
Соберите семантический ряд, который развивает смысл словосочетания холодная душа (Холодная душа – нет богатства – нет житья – очерствение.)
Назовите причины очерствения. («Условия... ошибки воспитанья») Рассуждения учащихся.
Какими морфологическими средствами выражена идея «неправильности» существования холодной души? (Все стихотворение пронизано отрицаниями – с первого слова-предложения; далее следуют отрицательные частицы, союз ни – ни, отрицательные глагольные формы нет, «нету»).

Учитель: Подумайте, КАКОЙ из эпиграфов к уроку соответствует основному содержанию стихотворения М.Львова? (№3) Поясните, как вы понимаете высказывание В.Розанова?

Ответы учащихся: Озябшая душа – это та духовная пустота, которая делает внешность человека безликой. От этого и страшно…

  1. Учитель: Против «холодных и бездушных» обращает свои слова выдающийся педагог, писатель, публицист, человек, озаривший светом своей личности XX век, Симон Львович Соловейчик.

Слайд 13

Обратимся к его размышлениям

Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни.

чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.

Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать...Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовем их стремлениями: "священные сердца жар, к высокому стремленье"(Пушкин).
Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С.Соловейчик)


  1. Задания (по группам):

1гр. – Определите тему текста. (Данный текст о духовности и

бездуховности)

2гр. – Какие вопросы задаёт читателю автор? (Может ли искусство

быть духовным или бездуховным?)

Какие аргументы приводит?

А) Духовная жизнь –

стремление человека к высокому.

Б) В искусстве человек

ищет силу духа.

В) Желания могут быть конечные и

бесконечные. Бесконечные желания – это стремление

человека к добру, красоте, высоким идеалам.

Г) Если

искусство не отражает стремление человека к правде, добру,

оно бездуховно).

3гр. – Определите основную мысль текста (Духовность – это

бесконечное СТРЕМЛЕНИЕ к добру, неутолимая жажда

правды, ненасытный голод по красоте).


  1. Учитель: В нашем пораженным злом мире духовное развитие, как правило, не упрощает, не облегчает жизнь человека, а делает ее труднее, опаснее, напряженнее. Но все это только внешне. Зато духовное развитие приносит внутреннее спокойствие, большее согласие с самим собой, со своей совестью, со своим духом. И это, кстати, еще один критерий духовного развития. Если ваша жизнь становится внешне все легче, обеспеченнее, беззаботнее, «красивее», есть повод задуматься, правильно ли вы живёте.

Ваша духовность, духовность окружающих вас людей - это та основа, которая делает человека ЧЕЛОВЕКОМ.

Слайд 14 О духовности и человечности

В духовность планку опустив до дна
и в человечность нить порвав на части,
все бросились на поиски бобла.
по жрачке и тряпью бушуют страсти.

На лохотроне серь срывает куш,
позоря пращуров неандертальцев.
Как мало в нашем мире светлых душ,
но рядятся лукавцы под страдальцев.

Нам с каждым годом всё сложнее жить
и выполнять заветы мудрых старцев.
И я не стану помощи просить
у сребролюбцев, истину предавших.

Средь катаклизмов двадцать первый век
болеет от бацилл непониманья.
Так помоги планете, человек,
поставив цель на мир и созиданье!

Исаак Гуревич.



Д/З: Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. «Ты – творец собственной духовной красоты».

  2. «Не позволяй душе лениться…»

  3. «Лишь духовными ценностями живо человечество»

  4. «Вечные» ценности человеческой души»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!