СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России ​​​​​​​ХVIII века. Литература, история, музыка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (литературы, история, МХК). "Культура России ХVIII века. Литература, история, музыка" 

Учитель русского языка и литературы: Сухарева Светлана Алексеевна

Просмотр содержимого документа
«Культура России ​​​​​​​ХVIII века. Литература, история, музыка.»

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля




Культура России

ХVIII века


Литература, история, музыка



Учитель русского языка и литературы:

Сухарева Светлана Алексеевна









Владикавказ, 2014


Цели и задачи урока:


  • углубление знаний детей, раскрытие взаимосвязи различных направлений культуры с историей;

  • развивать логического мышления, речи, памяти;

  • формировать навыки работы с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • формировать направленности на самореализацию, выработка навыка взаимодействия в группе

  • воспитывать умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • учить выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • развивать умение сотрудничать и работать в группе;

  • воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру.




Технологическая карта подготовки к уроку

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Приём «Сбор ассоциаций»

Стратегия «Зигзаг». Создания слайдов.

Прием РАФТ


Класс делится на три группы: историков, литераторов и музыкантов.

Группы комплектуются так, чтобы в каждой были дети с разными типами темперамента, психологически совместимы, разного пола.

Правила работы в группе:

  1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Критика запрещена.

  2. Вы уважаете мнение каждого а.


Ход урока

I Стадия вызова.

Приём «Сбор ассоциаций»

Слайд1

  • Давайте внимательно посмотрим на лоску, что вы увидели, что услышали?

  • Каким общим понятием можно определить перечисленное?

  • Культура. Но сегодня наш разговор не о культуре вообще, о культуре России 18 века

(Слайд 2)

  • Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Идет заполнение схемы.

Итак! Мы можем выделить три основных направления нашей работы. Музыка, живопись, литература. Художники, музыканты, литераторы, творчество которых мы сегодня будем рассматривать, создавали свои произведения в 18 веке. И естественно, что вся их деятельность неразрывно была связана с политическими и социальными событиями той эпохи. История и литература неразделимы, поэтому в своих произведениях люди искусства описывали те исторические перепетии, современниками которых они были. Следовательно, у нас будет еще оно направление, разрабатывающее связь между культурой и историей. Итак, у нас образовалось 3 «круглых стола»: «литераторов», «искусствоведов», «историков».

II Cтадия осмысления

Стратегия «Зигзаг». Создания слайдов. Сейчас каждая группа получает текстовой материал, касающийся их направления. Каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый работает со своей частью текста прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача а: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

Следующий этап работы групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста и оформления слайда. Вы видите, что в нашей презентации только 2 слайда, и наша задача закончить презентацию, а также приготовить 2 вопроса для другого «круглого стола».


Группа литераторов (Ломоносов, Михаил Никитич Муравьёв Александр Петрович Сумароков Г.Р. Державин.)

  • Кто заложил основы новой русской литературы 18 века? (Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы русской литературы. Приобщая её к опыту и достижениям европейской культуры.)

  • Каких поэтов и писателей того времени вы ещё знаете? К сожалению, мы не часто вспоминаем их имена. А вклад их в формирование русской литературы поистине огромен.

(Показ слайда №1)

Михаил Никитич Муравьёв (1757-1801)

Сначала он писал стихи в манере классицизма. Человек, по мнению русских поэтов, должен всегда сохранять внутреннее равновесие, или, как они говорили, покой.

Роль Муравьёва в истории русской литературы велика: он, в частности, первым описывал внутренний и внешний мир в развитии, подробно рассматривая, то душевные движения, то зрелища. Открывающиеся перед путником, то картины наступающего вечера.

Много работал Муравьёв над совершенствованием стихотворной техники, и в некоторых поздних стихотворениях его стих приближается к предпушкинской ясности.

На крыльях времени мои прекрасны дни,

С собой похитил смехи и забавы,

И нежные мечты, и обещанья славы.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

Задача Сумарокова была огромна: прежде всего. Следовало дать читателю понятие о всей мировой культуре. С. Дал список из двух десятков главнейших классиков мировой поэзии. В своём журнале «Трудолюбивая пчела» он печатал серию переводов классических текстов. Собственным же трудом он считал необходимым создать образцы для русской литературы во всех литературных жанрах. Он написал девять трагедий, две оперы и бесчисленное множество лирических стихотворений.

Конечно. Произведения такого автора должны быть написаны языком простым и точным. Он сам писал об этом многократно и в прозе, и в стихах:

Ум здравый завсегда гнушает мечты,

Коль нет во чьих стихах приличной простоты.

В водоворот событий 34-летнего правления Екатерины II был вовлечён солдат Преображенского полка Г.Р. Державин.

Его первые стихи писались в тесной казарме ночью, при свете луны или свечного огарка.

Ученик. Сочинять стихи Д. начал ещё в гимназии. Служа в Петербурге, он в ночной казарме продолжал свои поэтические занятия, подражая тем самым Ломоносову, Сумарокову, а также и немецким поэтам, которых знал благодаря совершенному владению немецким языком.

Первые стихотворные опыты выходили корявыми и неуклюжими, но зато владение пером принесло начинающему поэту авторитет у обитателей казармы. Его стали просить написать письма родным. Но особенно прославили Д. весёлые отрывки из солдатской жизни, которые он перекладывал на стихотворный лад.

Более всего вдохновляли Д. блестящие победы и слава русского оружия.

огонь в волнах неугасимый

Очаковские стены жрёт.

Пред ними росс непобедимый

И в раз зелены лавры жнёт,

Седые бури презирает,

На льды, на рвы, на гром летит,

В водах и в плави помышляет

Или умрёт, иль победит. (Слайд №3, №.4)

(Необходимо показать на карте место описываемых событий, дать историческую справку.)

Правильный ответ:

Д. описал события русско-турецкой войны. Адмирал Ушаков помог суворовской пехоте блокировать Очаков.

Очаков был хорошо укреплён турками при помощи французских инженеров. Русские солдаты и матросы взяли крепость в декабре 1788. это стихотворение называлось «Осень во время осады Очакова»

Это стихотворение обращено к князю Голицыну, который был в армии, которая осаждала Очаков. Его жена, жившая в это время в деревне, очень волновалась, потому что в то время известия их армии доходили крайне редко. И Д. написал и послал ей это стихотворение в утешенье.

Вопр 1.

Ученик. Послушайте ещё один отрывок из стихотворения Державина.

Какому историческому событию оно посвящено и кого автор называет в стихотворении «вождём»? (Пок. сайдов №4,5)

О! Ежели издревле миру

Побед славнейших звук гремит,

И если приступ славен Тиру,–

К Измайлу больше знаменит.

Там был вселенной покоритель,

Машин и башен сам строитель,

Горой он море запрудил,

А здесь вождя одно веленье;

Велий дух был вместо крыл.

Правильный ответ: это стихотворение посвящено событию из второй русско-турецкой войны. Русские взяли неприступную крепость Измаил. Штурмом Измаила руководил А.В. Суворов. Крепость пала в декабре 1790 года. Это стихотворение «На взятие Измаила».

Вопр 2

Ученик. С волнением сердца, следя за событиями русско-турецкой войны, Д. воспел штурм Очакова и взятие Измаила героические подвиги суворовских пехотинцев, сражавшихся в тесном взаимодействии с матросами Ушакова.

Ученик. Сейчас мы вам прочитаем ещё один отрывок из оды Д. Постарайтесь ответить какой военной кампании она посвящена, когда эти события происходили и кого автор называет «северным орлом»? (Слайд 6,7)

Ученик. Послушайте ещё один отрывок из стихотворения Д.

Какому историческому событию оно посвящено и кого автор называет в стихотворении «вождём»? (Пок. сайдов №4,5)

О! Ежели издревле миру

Побед славнейших звук гремит,

И если приступ славен Тиру,–

К Измайлу больше знаменит.

Там был вселенной покоритель,

Машин и башен сам строитель,

Горой он море запрудил,

А здесь вождя одно веленье;

Велий дух был вместо крыл.

Пламенной одой откликнулся Д. на беспримерный переход русских войск через Альпы. В этой оде запечатлён образ «северного орла» великого русского полководца А.В. Суворова.

Вывод: Читая Д., мы убеждаемся, что русская поэзия от самых истоков была поэзией, прочно связанной с заботами своего времени.

Ученик. Послушайте ещё один отрывок из стихотворения Державина.

Какому историческому событию оно посвящено и кого автор называет в стихотворении «вождём»? (Пок. сайдов №4,5)

Материал группы «историков». Пётр I Великий (1672-1725) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Правление царя. Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.

В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.

Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

Реформирование России

В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был принят титул императора.

Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского моря.

Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Проводилась она, кратко говоря, насильственно.

Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).

Елизавета Петровна Романова, будущая российская императрица родилась восемнадцатого декабря 1709 года в незаконном (на момент рождения) церковью браке между Екатериной Первой и Петром Первым. Узнав о её рождении, царь отменил запланированное на этот день празднование по случаю успеха в окончании русско-шведской войны. Весной 1711 года незаконнорожденную Лизу объявляют царевной.

По утверждениям современников, Елизавета отличалась находчивостью, острым умом, удивительной красотой, а также езде на лошадях и любовью к танцам. Своё образование будущая правительница получила в Измайловском и Преображенском сёлах, изучая там иностранные языки, географию и историю.

Многочисленные попытки женитьбы дочери на представители правящих династий не смогли принести положительных результатов. Также неуспешно закончились попытку князя Меньшикова найти партию и при Петре Втором. Сам Остерман даже предлагал выдать дочь Петра Первого за Петра Алексеевича, но сама царевна отклонила данный выбор.

После смерти в 1730 году Петра Алексеевича встал вопрос о том, кто именно теперь займёт престол. По завещанию Екатерины Первой это должна быть только Елизавета. Но тайный совет решает отдать власть в руки Анны Иоанновны сестре царевны с которой у неё были довольно сложные отношения.

В период правления Анны престиж государства был значительно снижен. Кроме того, она разорила казну. После её кончины трон должен был занять Иван Шестой, но он был очень мал, поэтому после переворота Елизавета овладевает престолом.

Внутренняя политика:

  • Была отменена смертная казнь в государстве.

  • С 1741 года появляется Сенат государственный орган, который составил новые законы.

  • Были значительно улучшены возможности дворян.

  • Елизавета отменила таможенные пошлины.

  • В 1744 1747 годах осуществляется вторая перепись населения в российском государстве.

  • Началось значительное развитие страны (экономики, сельского хозяйства и промышленности).

  • Научный и культурный рост российского государства. Открываются академии и театры.

Внешняя политика:

  • В результате успеха русско-шведской войны России отходит часть Финляндии.

  • Кроме того, успех в войне повлёк за собой желание многих стран вступить в союз с Россией.

  • Государство выступает в войне за Австрийское наследство.

  • В 1756 году началась Семилетняя война в ходе которой Россия и союзники почти уничтожили Пруссию.

Елизавета скончалась в декабре 1761 года.

Екатерина II Великая (172-1796 гг.)

Российская императрица. По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В 1745 г. вышла замуж за великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола в 1762 г., опираясь на гвардию (Г. Г. и А. Г. Орловых и других).

При Екатерине II произошло значительное укрепление российского государства, проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма. Провела реорганизацию Сената в 1763 г, секуляризацию земель (1763-1764 гг.), упразднила гетманство на Украине. Возглавляла Уложенную комиссию 1767-1769 гг. При ней усилилось угнетение крестьянства, в результате чего произошла Крестьянская война 1773-1775 гг под руководством Емельяна Пугачева. Издала Учреждение для управления губернией 1775 г., Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которой окончательно оформила сословные привилегии дворян.

При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию. В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772,1793,1795 гг.), по которым России отошли западно-украинские, белорусские и литовские земли. При ней выдвинулся ряд выдающихся военных и политических деятелей А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин, ПЛ. Румянцев.

Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. После начала Великой Французской революции активно боролась с ее влиянием, преследовала вольнодумство в России. Являлась автором многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».

Суворов Александр Васильевич, 13 ноября 1729 6 мая 1800.

Родился 13 (24) ноября 1729 (1730) года в Москве в семье подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова и Евдокии Феодосьевны Мануковой. Доныне в Москве сохранился особняк Суворовых на Никитской улице и церковь, в которой крестили русского военного гения.

Отец Суворова был человеком замечательным. Крестник Петра Великого, начинал он свою службу в качестве царского денщика. Являлся одним из самых эрудированных и образованных людей Российской империи. Блистательный переводчик и администратор, Василий Иванович был одним из выдающихся организаторов службы тыла армии Российской империи и достиг к концу жизни звания генерал-аншефа и сенатора.

Свое первое боевое крещение Александр Васильевич получил в разгар Семилетней войны, а именно - летом 1759 года. Молодой офицер в составе драгунского эскадрона вступили в схватку с противником и одержали сокрушительную победу над прусскими войсками. После этого Суворова повышают в звании.

Зимой 1770 года его производят в звание генерал- майора. В том же году он получает свой первый орден.

Летом и весной 1773 года Суворов со своим отрядом дважды переходят Дунай и одерживают победу над турецкими войсками под Туртукаем.

Во времена восстания Емельяна Пугачева, Александр Васильевич получает приказ подавить бунт от императрицы. После разгрома войск Пугачева Суворов лично конвоирует главаря бунтарей в Симбирск.

С 1774 по 1786 он руководил различными военными соединениями практически по всей территории Российской империи.

В 1778 году Суворов сумел разбить турецкий десант при попытке того высадится в Ахтирской бухте, чем предотвратил начало новой войны с Турцией, которая в то время была крайне невыгодна России.

В 1786 году он получает звание генерала. При осаде Очакова Суворов получает ранение.

Считавшаяся до этого неприступной, крепость Измаил была взята Суворовым в 1790 году. В 1791-94 годы Александр Васильевич занимается укреплением оборонных сооружений на границах своей родины.

В соответствии с планом, эскадра Ушакова подошла к Дунаю 21 октября, когда в устье входил уже арьергард Лиманской флотилии. Задача Ушакова состояла в том, чтобы не допустить проникновения с моря в Дунай подкреплений противника и тем самым обеспечить успешные действия русской гребной флотилии, выделенной в помощь Суворову. Ушаков оставался у устья Дуная до 10 ноября, после чего пошел на поиски противника к румелийским берегам, а 14 ноября 1790 г., когда стало ясно, что турецкий флот помешать действиям флотилии на Дунае не может, возвратился в Севастополь.

18 ноября гребная флотилия начала систематическую бомбардировку Измаила и турецких судов, стоявших под защитой крепости. В период с 18 по 27 ноября русской флотилией было уничтожено 43 каботажных судна, 45 транспортных судов, 10 лодок, шхуна и более 40 паромов.

Непосредственно перед штурмом Измаила войсками Суворова флотилия (567 орудий) совместно с батареями острова Чатал бомбардировала Измаил, а в день штурма участвовала во взятии крепости. Известно, что Измаил был взят концентрическим ударом девяти колонн: шесть наступали с суши и три колонны, составленные из десанта, штурмовали крепость со стороны реки.

Флотилия действовала в штурме Измаила двумя линиями: в первой линии находились суда с десантом, во второй - суда, которые прикрывали высадку десанта огнем своих орудий. 11 декабря утром флотилия под прикрытием непрерывного огня судовых орудий высадила десант. Первая его колонна быстро овладела укреплениями на берегу. Вторая колонна встретила более сильное сопротивление, но все же завладела батареей противника. Третья колонна выходила на берег в наиболее трудных условиях, под сильным огнем с неприятельского редута. Все три колонны после ожесточенных боев соединились с войсками, штурмовавшими крепость с суши. В этот день все крепостные укрепления были в руках русских. Начался штурм самого города, и в числе отрядов, первыми ворвавшихся в центр города, был высаженный с судов флотилии десант.

Взятие Суворовым Измаила и действия Ушакова в этот период на Черноморском театре имели в основе единый стратегический замысел. Разгромом турецкого флота под Тендрой и последующими действиями Ушаков обеспечил безопасный переход флотилии в Дунай и прикрыл ее действия с моря в период непосредственного продвижения к Измаилу, чем оказал серьезную услугу войскам Суворова. Действия Лиманской флотилии под Измаилом получили высокую оценку со стороны Суворова и Потемкина.

Кампания 1791 г. ознаменовалась новыми успехами русских войск. При поддержке речной флотилии взят был приступом город Браилов. 28 июня войска Репнина разбили у Мачина 80-тысячную армию турок. С потерей этой армии противник лишился своих последних резервов, Суворов получает назначение.

Ученик. Мы сейчас вам расскажем об историческом событии, описанном в одной из од Л. Вопрос: что это за историческое событие и как называется эта ода?

Ученик. Мы сейчас вам расскажем об историческом событии, описанном в одной из од Л.

Вопрос: что это за историческое событие и как называется эта ода? (Слайд №9)

Ученик. Весной 1709 г. Шведы осадили Полтаву. Небольшой гарнизон героически сражался более двух месяцев, а 27 июня Петр обратился к войскам: «Воины, вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за род свой, за отечество».

В 1709 году шведы потеряли более девятисот тысяч убитыми. Непобедимая шведская армия перестала существовать.

Правильный ответ: Ода на день рождения её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийская, 1746 года. (Слайд 10)

Тогда от радостной Полтавы

Победы Росской звук гремел,

Тогда не мог Петровой славы

Вместить вселенные предел,

Тогда вандалы побежденны

Главы имели преклоненны

Ещё при пеленах твоих;

Тогда предъявлено судьбою,

Что с трепетом перед тобою

Падут полки потомков их.

Группа «искусствоведов»

Русские художники 18 века, список которых в общем-то невелик, - это, в И.Н. Никитин «Портрет Г.И. Головкина»;

Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»;

Д.Г.Левицкий «Екатерина II-законодательница»;

В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет А.Б. Куракина»;

О.А. Кипренский «Портрет Швальбе», «Девочка в маковом венке», «Автопортрет», «Портрет Давыдова», «Портрет А.С. Пушкина»;

Литературный ряд:

Н.А. Заболоцкий «Портрет»;

Г.Р. Державин «Видение мурзы»;

Я.П. Полонский « К портрету М.И. Лопухиной».

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление. Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

  • Дионисий. "Митрополит Петр с житием"

  • Парсуна "Иван Грозный"

Еще с XVII века были известны парсуны портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера. Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками. Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану. С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку. Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.

  • Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

  • отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

  • традиции средневековой парсуны портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

  • живопись иностранцев на территории Росии россика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

  1. Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

  2. В начале XVIIІ века, а для провинции и на протяжении всего столетия, актуальными оставались парсуны – возникший в средние века жанр портрета, сходство изображений на котором с реальными людьми было лишь условным. Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С развитием жанра парсуны стали занимать почетные места в светских интерьерах русских дворцов и усадеб. И именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.

  3. Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века россика – связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

  • Луи Токке "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1756

Виды портретов в русской школе 18 века

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

  • парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост), И.П.Аргунов. "Екатерина Алексеевна"

  • полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

  • камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую – на нейтральном фоне), А.П.Антропов "Портрет М.А.Румянцевой"

  • интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека), В.Л.Боровиковский "Портрет М.И.Лопухиной", 1797.

Национальная специфика русской портретной живописи

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками. Русские мастера портрета научились правильно

  • выстраивать картинную плоскость,

  • анатомически верно передавать человеческое тело,

  • овладели искусством перспективы,

  • основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

  • выработали свои композиционные схемы,

  • тональность и стилевые установки.

Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям как своеобразной оправе лица.

  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.

  • Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и русские мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Русские художники 18 века - мастера портрета

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета можно смело назвать А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

Алексей Петрович Антропов, Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ портретиста Антропова портреты:

  • А.Антропов "Портрет княгини Т.А.Трубецкой", 1761

  • Измайлова;

  • А.И. и П.А. Колычевых;

  • Елизаветы Петровны;

  • Петра І;

  • Екатерины ІІ в профиль;

  • атамана Ф.Краснощекова;


Иван Петрович Аргунов, И.П.Аргунов "Автопортрет"

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

Самыми значимыми в творчестве Аргунова были портреты:

  • Екатерины Алексеевны;

  • П.Б. Шереметева в детстве;

  • четы Шереметевых;

  • Екатерины ІІ;

  • Екатерины Александровны Лобановой - Ростовской;

  • неизвестной в крестьянском костюме.

  • в 1754-м «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».

Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме – одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией.

Фёдор Степанович Рокотов, Ф.Рокотов "Портрет неизвестного в треуголке"

Новая фаза развития портретного искусства связана с именем русского мастера портрета – Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ – портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на портретах кисти великого мастера. Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на 3/4, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип портрета, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»). Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу русскому мастеру портрета Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;

  • Неизвестной в розовом;

  • В.Е. Новосильцевой;

  • П.Н. Ланской;

  • Суровцевой;

  • А.И. и И.И. Воронцовых;

  • Екатерины ІІ.

  • Ф.С.Рокотов "Портрет А.П.Струйской"

Дмитрий Григорьевич Левицкий, Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы:

  • портрет А.Ф. Кокоринова,

  • цикл портретов «Смолянки»,

  • портреты Дьяковой и Маркеровского,

  • портрет Агаши.

Многие портреты Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами. Д.Г. Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров русского портрета XVIII века.

Самые известные его работы произведения:

  • Портрет А.Ф.Кокоринова;

  • Е. И. Нелидовой

  • М. А. Львовой

  • Н. И. Новикова

  • А. В. Храповицкого

  • четы Митрофановых

  • Бакуниной

  • В.Л. Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский, Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность русского мастера портретного жанра В.Л. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета. Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские портреты обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что- то, держа в руках цветы или фрукты. Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени.

Перу художника принадлежат такие портреты:

  • "Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена";

  • В.А. Жуковского;

  • «Лизанька и Дашенька»;

  • Г.Р. Державина;

  • Павла I;

  • А.Б. Куракина;

  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами. Русские мастера портрета старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали мастера русского портретного жанра. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

В.А. Пашкевич и Е.И. Фомин, мастер инструментальной музыки И.Е. Хандошкин, выдающиеся творцы классического духовного концерта М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, создатели камерной «российской песни» О.А. Козловский и Ф.М. Дубянский и другие. С. Березовский выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы.

Д.С. Бортнянский развил основной тип русского классического хорового концерта, соединив в музыке элементы светского музыкального инструментализма и вокальной церковной музыки. Как правило, его концерты имеют три части, чередующиеся по принципу быстро медленно быстро. Нередко первая часть, самая весомая в цикле, содержит признаки сонатности, выраженные в сопоставлении двух контрастных тем, изложенных в тонико-доминантовом соотношении. Возвращение в основную тональность происходит в конце части, но без тематических повторов.

Сохранившееся творчество композитора невелико по объему, однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открывает новый этап эпоху русского классицизма.

Бортнянскому принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, ряд других церковных песнопений, а также светские хоры, в том числе патриотическая хоровая песня «Певец во стане русских воинов» на сл. В. А. Жуковского (1812).

Для всей передовой русской культуры XVIII века характерен глубокий интерес к образу жизни, нравам и обычаям народа. Начинается систематическое собирание и изучение фольклора. Известный литератор Михаил Дмитриевич Чулков составляет первый в России сборник текстов народных песен.

Впервые делаются нотные записи народных песен, появляются печатные сборники с их обработками: Василия Федоровича Трутовского («Собрание русских простых песен с нотами»), Николая Александровича Львова и Ивана Прача («Собрание народных русских песен с их голосами»).

В сборник Львова-Прача вошли 100 песен, многие из которых являются классическими образцами русского фольклора: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде». В предисловии к сборнику («О русском народном пении») Н. Львов впервые в России указал на неповторимое своеобразие русской народной хоровой полифонии.

Песни из этих сборников использовались как любителями музы­ки, так и композиторами, которые заимствовали их для сво­их произведений опер, инструментальных вариаций, сим­фонических увертюр.

К середине XVIII века относится уникальное собрание русских былин и исторических песен под названием «Сборник Кирши Данилова». О его составителе нет достоверных сведений. Предполагается, что Кирша Данилов (Кирилл Данилович) был певцом-импровизатором, скоморохом, жившим на горнозаводском Урале. Напевы песен он записал одн

Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А. Аблесимова, М. Матинского.

Комическая опера была бытовой по своему содержанию, с незамысловатой, но увлекательной фабулой из повседневной российской жизни. Ее героями были сметливые мужички, крепостные крестьяне, скупые и жадные богатеи, наивные и прекрасные девушки, злые и добрые дворяне.

Драматургия строилась на чередовании разговорных диалогов с музыкальными номерами, основанными на русских народных песнях. Поэты указывали в либретто, на какой «голос» (популярную песню) следовало петь ту или иную арию. Примером может служить самая любимая русская опера XVIII века «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779) А. Аблесимова с музыкой М. Соколовского. Драматург А. О. Аблесимов сразу писал свои тексты в расчете на определенный песенный материал. Вклад М. Соколовского заключался в обработке песен, что вполне мог осуществить и другой музыкант (не случайно авторство музыки долгое время приписывалось Е. Фомину).

Расцвету комической оперы способствовал талант выдающихся русских актеров Е.С. Яковлевой замужестве Сандуновой, на сцене же Урановой), крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой, И.А. Дмитревского.

Выдающуюся роль в развитии русской оперы XVIII века сыграл Василий Алексеевич Пашкевич (ок. 1742-1797) один из крупнейших русских композиторов XVIII века. Лучшие из его опер («Несчастье от кареты», «Скупой», «Санкт-петербургский гостиный двор») пользовались большой популярностью, они шли на сценах многих городов России до середины XIX века. Пашкевич был мастером ансамблевого письма, острых и метких комедийных характеристик. Удачно воспроизводя в вокальных партиях речевые интонации, он предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творческого метода Даргомыжского и Мусоргского.

Разносторонне одарённым художником проявил себя в оперном творчестве Евстигний Ипатьевич Фомин (1761-1800). Его опера «Ямщики на подставе»[13]. (1787) выделяется мастерством хоровой обработки народных напевов самых разных жанров. Для каждой песни он нашел свой стиль обработки. В опере звучат протяжные песни «Не у батюшки соловей поет» и «Высоко сокол летает», бойкие плясовые «Во поле береза бушевала», «Молодка, молодка молодая», «Из-под дуба, из-под вяза». Несколько песен, отобранных для «Ямщиков», спустя три года почти без изменений вошли в «Собрание народных русских песен» Н.Л. Львова И. Прача.

В другом своем сочинении мелодраме «Орфей» (на текст Я. Княжнина по античному мифу, 1792) Фомин впервые в русской опере воплотил трагическую тему. Музыка мелодрамы стала одним из вершинных творений русского искусства эпохи Просвещения.

В увертюре, предшествующей мелодраме, во всей полноте раскрылось дарование Фомина-симфониста. В ней композитор с удивительным чувством стиля сумел передать трагический пафос древнего мифа. По сути, Фоминым был сделан первый шаг на пути создания русского симфонизма. Так в недрах театра, как это было и в Западной Европе, рождалась будущая русская симфония.

Оперы Фомина были по достоинству оценены лишь в середине XX века. При жизни композитора их сценическая судьба не была счастливой. Опера «Ямщики на подставе», написанная для домашнего театра, осталась неизвестной широкой публике. Постановка комической оперы «Американцы» (на либретто молодого И.А. Крылова) была запрещена (директору императорских театров не понравилось, что в ходе развития сюжета индейцы собираются сжечь двух европейцев).

Театр в 18 веке в России кратко можно охарактеризовать как классицистский. Это направление господствовало в Европе в 17 столетии. В последующий период классицизм сменился более демократичным творчеством эпохи Просвещения. Русское искусство 18 века тяготело к рациональности, жанровой иерархии и строгим канонам. Театральные пьесы строго делились на трагедии и комедии. Их смешивание не допускалось. Театр и музыка 18 века в России были неразрывно связаны. Опера стала, пожалуй, самым популярным развлечением. Итальянские певцы появились при дворе Анны Иоанновны. Первое либретто на русском языке написал Александр Сумароков. Классицистская опера, как и драма, тяготела к строгому разделению жанров. Трагические произведения сочинялись в итальянских традициях и отличались возвышенной музыкой. Комедии, считавшиеся второстепенным жанром, были связаны с русскими традициями ярмарочного балагана. Отличительные черты таких веселых опер разговорные диалоги и песенные музыкальные номера. Произведения для театра писали композиторы Соколовский, Пашкевич, Бортнянский. Оперы исполнялись на французском и русском языках.

Вопр:

Послушайте строчки, написанные поэтом Заболоцким, к какой картине, по-вашему, они относятся и кто автор этого полотна?

Ты помнишь как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портретов Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Н. Заболоцкий

Личность русского мастера портретного жанра В.Л. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета. Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной).

III. Стадия рефлексии.

Группы представляют представляют изученную информацию в виде презентации, задают вопросы участникам других «круглых столов», делают выводы.

Подводятся итоги работы, задается домашнее задание:


Составить РАФТ


Роль - человек искусства 18 века

Аудитория - Российский император

Форма - прошение об открытии академии литературы и искусства

Тема - необходимость развития и сохранения российской культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!