| Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Материалы (ссылки на Интернет-ресурсы) | Контроль |
Введение | Обучение ИКТ. Учить выдвигать гипотезы. | Постановка проблемы: - Есть мнение, что Русь домонгольская и послемонгольская – это совершенно разные страны. Так ли это? Как вы думаете? -Знакомство с виртуальной доской, которая поможет выполнить домашнее задание. | Ученики выдвигают свои предположения. | https://padlet.com/pereleska2010/fk5y7aygq0rw https://edpuzzle.com/media/5902f9a830ea3e3e4174a2cb | |
Дома Повторение, первичное восприятие и усвоение нового материала. | - развивать навыки работы с компьютером и разнообразной информацией; -выполнять задания, опираясь на полученный ранее опыт; Сравнивать реалии и делать самостоятельные выводы; | Дома ученики изучают материалы виртуальной доски и выполняют (одно их двух) задание 1. Русская сказительница из Пудожского района А.М.Пашкова воспроизводит отрезок древнего пути из “варяг в греки”, по которому Садко везёт товары из Новгорода в море Варяжское. Перечисляя этапы этого пути, она говорит, что купец из моря Варяжского далее отправляется да в Золоту Орду. И тут же отмечает: “Не знаю, кака така Золота Орда..” Задание 1 . Нарисуйте (схематично) отрезок пути из Новгорода до моря Варяжского. Прочитайте отрывок из былины. Как вы думаете, правильно ли выбрал путь купец в Золотую Орду? Как вы думаете, почему сказительница знает этапы древнего торгового пути, но не знает Золотой Орды? 2 задание: Рассмотрите фотографии храмов из г. Каргополя. Какой из них сохранил черты древнерусского зодчества? Перечислите эти черты. | https://padlet.com/pereleska2010/fk5y7aygq0rw https://storify.com/Pereleska/kultura-rusi-13-14-vekov | Первоначальный контроль осуществляется через группу «ВКонтакте» (учитель просит оставить краткий комментарий о просмотренных материалах) |
В классе. Организационный момент. (Столы расставлены для работы в микрогруп- пах) | Анализировать проделанную работу; | - Здравствуйте, ребята! Прошу вас занять места в группах (выберите себе одну из групп: архитекторы, книжники, живописцы, фольклористы). - Понравилось ли вам работать дома с виртуальной доской? С какими трудностями вы столкнулись? Как их преодолели? | Ученики рассаживаются. Высказываются по желанию о работе дома. | https://padlet.com/pereleska2010/fk5y7aygq0rw | Анализ своей работы. |
Постановка цели урока. | Учить работать с картой, оценивать факты и возможности, выдвигать гипотезы; Формулировать цель и задавать вопросы к теме урока. | Мы начинаем наш урок с былины о Садко. А можно ли было морем попасть в Золотую Орду? Что он вёз для продажи? А удобен ли этот путь? А могли бы вы посоветовать другой путь Садко? А торговал ли Новгород с Золотой Ордой? Как вы думаете, почему сказительница знает этапы древнего торгового пути, но не знает Золотой Орды? Давайте сформулируем цель сегодняшнего урока: какую проблему мы будем исследовать? Каждая группа просмотрит эти изменения в свой сфере. | 1 ученик на доске рисует отрезок пути, пройденного на корабле Садко. 2 ученик показывает возможный путь морем в Золотую Орду. Дети предлагают решение проблемы и обсуждают, торговал ли Новгород с Ордой (выдвигают гипотезы) Дети выдвигают гипотезы. Дети формулируют цель и вопросы к теме. Фиксируя их на доске. | | Коллективная проверка работы на доске. |
Применение теоретичес-ких положений в условиях выполнения практической работы. | Развивать умение организовывать учебное сотрудничество; Развитие речевых навыков и культуры речи; | Организует работу в группах (задания определены на карточках и дополнены учениками). Ученикам раздаются вспомогательные материалы. Организуется совместное представление добытых знаний. | Группа «Архитекторы» : рассмотрите фотографии храмов. Какой из них сохранил черты древнерусского зодчества? Перечислите эти черты Группа «Фольклористы»: сравните героев новгородских и киевских былин. Чем они отличаются? Кого бы вы назвали любимым героем былин? Почему? Группа «Живописцы»: кто такой иконописец и подмастерье? какой мир создаёт в своём творчестве Феофан Грек? Какие приёмы и краски он использует? Группа «Книжники»: Много ли было грамотных людей на Руси? На чём писали русичи? Как выглядели древнерусские книги? Почему они были дорогими? | | Проверяем совместно. Дети записывают на свои рабочие листы ответы по колонкам: сохранившиеся черты и новые. Сравниваем результаты работы. |
Физкультминутка. | | | |
Использова-ние учебных умений и навыков для решения новых задач . | Учить систематизиро-вать и обобщать материал; устанавливать причинно-следственные связи; | - Смогли ли вы заполнить таблицу? Хватило ли вам материала? Тогда ставим новые учебные задачи в группах ( изменения и их причины) Решить эти задачи нам помогут учебник (п. 22, стр. 57) Учитель работает с группами, корректирует задачи, помогает с источниками. | Ученики ставят новые задачи и работают над ними. Группа «Архитекторы» (что изменилось в архитектуре) Группа «Фольклористы»: какие новые жанры появились в фольклоре? Чем исторические песни отличались от былин? Группа «Живописцы»: почему Феофан Грек перебрался в русскую землю? Как его творчество повлияло на русскую иконопись? Что нового появилось ещё? Группа «Книжники»: как изменились книги? Какие города стали центрами книжности? | Работа с учебником. | |
Обобщение усвоенного | Развивать навык самоконтроля и самооценки; | - Подведём итоги работы. Что нового появилось в культуре Руси? Сделайте 1-3 самостоятельных вывода к таблице Обозначьте условными значками: 1. Какие знания вы добыли самостоятельно! 2. Что вы узнали нового от одноклассников? 3. Есть ли у вас незаполненные ячейки в рабочем листе? 4. Есть ли то, что осталось непонятным. 5. Есть ли вопросы, ответы на которые вы бы хотели узнать ещё по этой теме. | Выступление групп, заполнение таблицы. Формулировка выводов. Анализ проделанной работы и самооценка. | | Самооценка . |
Рефлексия | Учить выявлять главное, существенное в явлении, высказывать своё отношение к изученному; | Предлагает детям составить синквейн. | Составление синквейнов. | | |
Домашнее задание | Учить делать осознанный мотивированный выбор; Стимулировать познавательный процесс. Помочь ребёнку объективно оценить свои знания и умения. | П. 22. 1 уровень: кроссворд в “Фабрике кроссвордов” по теме (не менее 10 слов) и вопрос 4 с. 62. 2 уровень: документ в учебнике стр. 62 и вопросы к нему и вопрос 7 к п. 22 ; 3 уровень: вопрос 2 и документ стр. 63 Необязательное задание: В группе предложен отрывок из фильма «Василий Буслаев». с заданиями для него – он поможет понять, о чём же эта былина и почему погибает главный герой. Напишите эссе об этом. Также можно выполнить другие задания (см. группу) | | https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe0Ty5Xrt3fcVXCCaewVsqFRakoCFSa5oq8OAAb9Og2lWad-Q/viewform?usp=sf_link https://edpuzzle.com/media/5906d4c02d58d93e0c76024d https://app.wizer.me/preview/X9YKTC | Проверить свою готовность по данной теме можно, выполнив тест (будет выложен в группе) |