Культурно-образовательный потенциал музеев разного профиля в реализации актуальных аспектов воспитания подрастающего поколения на примере деятельности
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович
Недостаточно знания,
необходимо также применение:
недостаточно хотеть,
надо и делать.
И.В. Гёте
Стратегия развития образования требует значительного внимания к вопросам гражданско-патриотического воспитания, формирования системы общенациональных ценностей, которые являются сегодня актуальными и приоритетными.
Музейная педагогика – это тот инструмент, с помощью которого подростки знакомятся с историей своего Отечества и географией родного края. Знаем ли мы свою страну? А если знаем, то насколько глубоко? Самосознание каждого народа основано на его исторической памяти, осознании своего исторического пути.
Музейная педагогика способствует решению целого комплекса задач: воспитание подрастающего поколения как субъектов национальной культуры и духовного наследия народа, желание беречь и преумножать духовные и материальные ценности.
И. Кант называл сохранение культурного наследия «основой нравственного поведения, подведением к добру, любви к своему Отечеству».
Именно учреждения образования то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов, людей, которые будут гордиться своей Родиной. С реализацией этих задач связана работа музеев учреждений образования.
Музеи как нельзя лучше способствуют процессу сохранения информации средствами эмоционального воздействия и позволяют закрепить в сознании детей сложившиеся традиции в их исторической последовательности. По словам академика Д.С. Лихачёва «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Музеи учреждений образования представляют собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную работу с учащимися, обучить их элементам исследования. Исходя из опыта работы музеев учреждений образования, можно сказать, что музей – это центр гражданско-патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Основными функциями музеев являются:
Музейная педагогика является стержнем культурно-образовательной деятельности и в первую очередь, направлена на развитие любознательности у человека в целом. Однозначно можно сказать, что основной плюс музея – трансляция знаний, способность вызвать эмоции у посетителя от соприкосновения с подлинным предметом истории и культуры.
Авторами статьи предлагается в качестве содержательного компонента музейной педагогики следующий алгоритм:
Особенность музейной педагогики обусловлена многозначностью экспозиции, разработкой музейно-образовательных программ и мероприятий. Педагогика приобщения подрастающего поколения к культуре через музейную педагогику характеризуется широкими инновационными процессами, происходящими в образовании.
Музей предполагает дифференциацию и индивидуализацию образования. В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурно-логический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.
Музей – это фактически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур.
Методы работы с детьми в музее можно разделить на две группы:
Музейная педагогика позволяет находить новые приёмы в подаче исторического материала, так, чтобы он был доступным и находил эмоциональный отклик у подрастающего поколения. Музейная педагогика формируется на стыке следующих наук: педагогика, психология и музееведение.
Направления музейной педагогики | Содержание направления |
Поисковое | Даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. Основной принцип комплексность. |
Экспозиционное | Оформительское. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что социальное явление отражается не только с помощью музейных экспонатов, но и с помощью технических, художественных средств. |
Экскурсионное | Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме. Сочетает следующие методы: показ и рассказ |
Культурно-досуговое | Включение в работу музея различных мероприятий, образовательных и воспитательных маршрутов. |
Эффективными формами работы музеев могут служить: индивидуальные, групповые и коллективные.
Формы работы | Виды работы |
Коллективные | Походы, экскурсии, олимпиады, викторины, встречи с участниками исторических событий, лекции. |
Групповые | Объединения по интересам («Живой родник», «Юные экскурсоводы», «Мой родовод»). |
Индивидуальные | Подготовка рефератов, выполнение индивидуальных заданий, написание научно-исследовательских работ, переписка с ветеранами. |
Как показывает опыт, эффективными в музейной педагогике являются игровые технологии, технологии КТД (коллективно-творческих дел), технологии проблемного обучения.
Государственным учреждением образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» проводится большая работа по использованию музейных экспонатов и архивов в научно-исследовательских работах учащихся, культурно-досуговой работе. В стенах музеев учреждений образования проводятся уроки мужества, семинары, встречи с ветеранами, что делает само мероприятие более наглядным и интересным.
В заключении хочется отметить, что главная задача музея заключается в воспитании национально-сознательного человека, небезразличного к наследию своих предков. В связи с чем, необходимо формировать у учащихся понимание целостности и преемственности культурно-жизненных процессов, ощущение их связи с историей и культурой своего народа.
Список использованной литературы:
Васичева, Э.В., Иванова, Л.М., Соколова, Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э.В. Васичева, Л.М. Иванова, Т.А. Соколова // Методист. – 2007. – № 7. – С. 53-59.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016 – 2020 г.г.
Никитин, А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. – 1995. – № 5.
3