СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода проекта (культуроведческого) на уроках английского языка приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых, лексических навыков и письменной речи, т.е. совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции. Это оказывает положительное влияние на результаты обучения, о чём свидетельствует позитивная динамика учебных достижений учащихся. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании; оказывает поддержку и помощь одарённым и талантливым ученикам, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Просмотр содержимого документа
««Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»






Тема:

«Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся».














Выполнила:

Классен Любовь Ивановна

учитель английского языка

МОУ «КСОШ № 1»

Красногвардейского района












с. Плешаново, 2011 г.

Содержание:


I.Описание педагогического опыта……………………………………3

1.Сведения об авторе………………………………………………….3

2.Информация об опыте………………………………………………3

3.Актуальность опыта…………………………………………………4

4.Идея опыта…………………………………………………………...5

5.Новизна опыта……………………………………………………….6

II.Теоретическая база опыта……………………………………………7

III. Технология опыта…………………………………………………...8

1.Постановка целей и задач педагогической деятельности………...8

2.Организация учебно-воспитательного процесса…………………..8

3.Содержание образования…………………………………………....8

4.Средства достижения цели………………………………………….8

5.Описание алгоритмов учебной деятельности школьников……...10

6.Поэтапные действия учителя………………………………………14

7.Внеклассная работа…………………………………………………15

IV.Результативность опыта……………………………………………17

V.Литература…………………………………………………………...21

VI.Приложение

Приложение №1 – презентация урока «Англоязычные страны»

(компакт диск №1)

Приложение №2 – конспект урока

«Политическая система Великобритании и России»

Приложение №3 – презентация проекта

«Политическая система Великобритании и России»

(компакт диск №2)

Приложение №4 – полилог «Мы летим в Россию»

Приложение №5 – речевые образцы

Приложение №6 – авторская программа элективного курса

«Деловой английский» (10).













Сведения об авторе.


Фамилия: Классен

Имя: Любовь

Отчество: Ивановна

Образование: высшее

Должность: учитель английского языка

Общий педагогический стаж: 33 года

Специальность по диплому: филолог, преподаватель английского языка

Стаж работы в МОУ «КСОШ № 1»: 18 лет


Информация об опыте.


Научно-методическая тема школы: «Совершенствование компетенций учителя и учащихся как одно из основных средств повышения качества образования».

Такой подход к проблеме обучения и воспитания школьников предполагает, что ученик становится субъектом познания; изучив субъективные законы существования мира, он научится ими управлять. Поэтому в основу образования необходимо положить развитие познавательных способностей ученика. Этому способствует создание педагогических ситуаций общения учителя и обучающихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, субъективную избирательность в ходе переработки учебного материала, использование новых критериев оценки школьных достижений с учётом не только того, какими знаниями ученик овладел, но и как организована его деятельность. В результате в центре внимания оказывается не некий усреднённый ученик, а каждый школьник как личность в своей самобытности, уникальности.

Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Иностранный язык должен стать для выпускника средством получения профессиональной и иной информации и средством осуществления коммуникации.

Всё это определило выбор темы моего опыта: «Культуроведческий проект как средство совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся».


Условия возникновения, становления опыта.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1» является старейшей школой в районе, в которой обучается 556 человек. С переходом на обучение по новому базисному плану, обучение иностранному языку ведётся со второго класса. Для проведения исследования были выбраны старшие классы. Данные классы характеризуются устойчивой мотивацией к обучению. В настоящее время владение иностранным языком считается престижным для учащихся и общества в целом. Общение через Интернет, дистанционное образование и повышение квалификации стало реальностью и требует высокого качества владения иноязычной коммуникативной компетенцией.


I. Актуальность опыта.


В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом. Это значит, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, наблюдаемые в характере образования, диктуют новые условия преподавания предмета, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов.


Таким образом, актуальность опыта определяется следующими противоречиями:


  1. Между потребностью в более гибком и неординарном преподавании предмета, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и «классической», «традиционной» формой преподавания.

  2. Между потребностью применения коммуникативных способностей обучающихся на практике в ситуациях близких к «реальному» общению и недостатком времени и возможности полного погружения в языковую атмосферу, диктуемую рамками традиционного урока.


Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.


Противоречия заключаются в следующем:


  • учащиеся в неполной мере обладают такими личностными качествами, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения;

  • недостаточно развиты способности и готовность старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

  • традиционный подход к содержанию и организации урокам стал менее продуктивен, появилась потребность введения новых педагогических технологий в обучение иностранным языкам как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;

  • учащиеся, особенно старшеклассники, относятся с большим интересом к внедрению нововведений в учебный процесс, поэтому перед учителем задача изучения и применения новых педагогических технологий стала особенно актуальной.


Исходя из этих противоречий, я пришла к выводу о необходимости совершенствования практики преподавания, так как это обусловлено социальными переменами, происходящими в обществе, а основными целями обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка; вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося являются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.


Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании метода проекта для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание условий для развития познавательной активности учеников, творческой индивидуальности каждого школьника. Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу иностранного языка является совершенствование работы по привитию навыков общения на иностранном языке.

Сущность опыта заключается в том, чтобы увлечь ученика, научить его мыслить, работать с информацией, развивать коммуникативные способности, помочь стать ему свободной творческой и ответственной личностью.


Новизна опыта.


Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку. Новизна опыта состоит в разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием проектной методики как новой педагогической технологии, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам.

Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.

Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении пяти лет. В личностном развитии учащихся применение современных образовательных технологий способствует развитию познавательной деятельности и коммуникативной компетентности, что играет огромную роль в развитии современного общества.

Длительность работы над опытом.

Разработка опыта продолжалась пять лет, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.

1-й этап. Анализ литературы по данной проблеме, рассмотрение методик и видов занятий по развитию творческого мышления, осознание актуальности проблемы, выделение объекта исследования.

2-й этап. Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий.

3-й этап. Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий.

4-й этап. Обобщение результатов, их апробация, выработка рекомендаций.

5-й этап. Публичное выступление на методическом совете школы, методическом объединении учителей иностранного языка.

Диапазон опыта: Опыт предоставляет возможности использования проектной и коммуникативной методик. Овладение этим инструментарием позволяет расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный. Опыт реализуется в пределах системы «урок - внеклассная работа».

Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности учителя и классного коллектива, принимая различные формы (содружества, сотворчества, соуправления). Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным.

Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка в общеобразовательных школах.



II. Теоретическая база опыта.


Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В качестве основной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Основными составляющими коммуникативной компетенции являются:

речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать своё речевое и неречевое поведение с учётом специфики ситуации общения;

языковая компетенция – владение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – знания о социокультурной специфике стран изучаемого языка, умения строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учётом ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, в процессе иноязычного общения;

учебно-познавательная компетенция – специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать её продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования.

Глубоко изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Зимняя И.А. (психология обучения иностранным языкам в школе), Е.И. Пассов, Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Е.С. Полат (метод проектов на уроках иностранного языка), Селевко Г.К. и другие (компетенция и компетентность), я пришла к выводу о внедрении элементов опыта этих учёных в своей работе для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

Таким образом, возникла гипотеза: если внедрить метод проектов в процесс преподавания английского языка, то можно совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию на уровне современных требований.


III. Технология опыта.


Постановка целей и задач педагогической деятельности.

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • разработать систему работы по развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету с использованием современной педагогической технологии – технологии метода проектов;

  • увлечь детей своим предметом, делая уроки современными, более интересными и продуктивными;

  • осуществлять мониторинг сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.


Организация учебно-воспитательного процесса.

Решая поставленную цель, провожу единую стратегию обучения через «Федеральные примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по английскому языку» (базовый уровень).

В своей работе я использую коммуникативно-ориентированный учебно-методический комплект под редакцией авторского коллектива В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой, и др. Научный руководитель авторского коллектива - профессор Е.И. Пассов. А так же авторскую рабочую учебную программу курса английский язык Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н. к линии учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием».

Все УМК построены в соответствии с современными требованиями к владению иностранным языком в начальной, основной и средней школе, они включают не только учебник, но и книгу для учителя, рабочую тетрадь, книги для чтения, аудиокассеты для работы в классе и дома. Раздаточный и дидактический материал готовлю самостоятельно.


Содержание образования. Средства достижения целей.


В образовательных учреждениях должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приёмы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Современному учителю необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого с учётом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными.

В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Что такое коммуникативная компетенция? Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом.

Коммуникативная компетенция – это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н.)

Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определёнными языковыми средствами и навыками проектной деятельности.

Современный отечественный методист д.п.н., проф. Е.С. Полат даёт следующее определение методу проектов: «Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».

По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться средствами иностранного языка в познание окружающего мира.

Применение метода проектов решает ряд важных задач:

  • занятия ориентированы на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

  • осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы;

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;

  • осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнёра и консультанта, строятся речевые коммуникации;

  • повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;

  • работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку);

  • ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать её, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения;

  • повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.

Новая форма организации обучения предоставляет следующие возможности:

  • включить учащихся в исследовательскую деятельность;

  • развивать их умение собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации;

  • использовать современные технологии для обработки информации;

  • интегрировать знания из различных предметных областей;

  • совершенствовать иноязычную, коммуникативную компетенцию.

В практике своей деятельности я использую метод проекта пятый год. Проектная работа – это эффективное средство, которое способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению его языковых знаний. Учащиеся воспринимают язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия; знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познают особенности функционирования языка в новой для них культуре, формируя и развивая коммуникативную компетенцию.

Метод проектов превращает уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Чтобы учащиеся воспринимали язык, как средство межкультурного взаимодействия, необходимо знакомить их со страноведческой тематикой и искать способы включения их в активный диалог культур. Тогда школьники на практике смогут глубже познавать историю, культуру, традиции и дух народа страны изучаемого языка, совершенствуя при этом иноязычную коммуникативную компетенцию.

Особый акцент можно ставить в данной технологии на разработке школьниками культуроведческих проектов.

В рамках программы Intel «Обучение для будущего», на уроках английского языка в 8 классе был реализован проект на тему: «Англоязычные страны». {ПРИЛОЖЕНИЕ №1}

Его творческое название «Добро пожаловать в Британию»

Основополагающий вопрос:

- Какие они британцы?

Проект охватывает 8 учебных часов.

Дидактические цели:

  • расширить социокультурные знания учащихся об англоязычных странах и их народах;

  • актуализировать имеющиеся в опыте учащихся знания, полученные на предыдущих уроках английского языка, географии, истории, а также из различных источников информации.

Методические задачи:

  • научить собирать, обобщать, систематизировать и анализировать культуроведческую информацию;

  • развить умение выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке.

Для реализации данного проекта, восьмиклассники были поделены на 3 исследовательские группы. Каждая группа работала над своей конкретной программой. Результаты работ были оформлены на компьютере в программе Microsoft Power Point и Microsoft Office Excel Publisher.


I группа учащихся оформила буклет на тему «Страны Британских островов»


II группа учащихся подготовила презентацию на тему «Что значит быть британцем?»

Темы исследования этой группы:

1. Этнический состав населения Британских островов.

2. На каких языках говорят в странах Британских островов?


Тема презентации III группы – «Британия-страна традиций»

Школьники провели исследования по двум направлениям:

- Как обычаи британцев связаны с их национальными праздниками?

- Роль традиций в жизни британского народа.

В результате проектной деятельности восьмиклассники осознали важность изучения данной темы и пришли к выводу, что культура англоязычных стран представляет собой совокупность неповторимых ценностей, поскольку именно через свои традиции британский народ заявляет о себе всему миру.

Следовательно, культуроведческий проект позволил углубить и обобщить знания о Великобритании, развить умение учащихся собирать, систематизировать и схематизировать полученную информацию.

Проблемные задания данного проекта:

- Что объединяет страны Британских островов?

- Все ли британцы англичане?

- Как традиции связывают британцев с их прошлым, настоящим и будущим?

создают возможность для обучения ведению дискуссии на английском языке, стимулируют развитие коммуникативно-познавательных и общекультурных умений.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении.

Таким образом, используя метод проекта, интегрируя его в учебный вопрос можно более эффективно развивать коммуникативную компетенцию учащихся на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, используя материалы разной степени сложности;

б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных текстов;

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, развивать умение вести полилог;

г) совершенствовать умения письменной речи (письма, реферата, сочинения);

д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определённый этап развития культуры народа;

е) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации, поэтому, организуя работу над проектом, соблюдаю несколько условий.

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учётом уровня его языковой подготовки.

В качестве примера рассмотрим урок – проект в 10 классе «Политическая система Великобритании и России». Для реализации проекта, десятиклассники были поделены на две группы. {ПРИЛОЖЕНИЕ №2}

Первая группа – школьники из России.

Вторая группа – школьники из Британии.

Ими были подготовлены презентации к творческим проектам по темам:

  1. «Политическая система Великобритании». {ПРИЛОЖЕНИЕ №3}

  2. «Политическая система России».

Проблемное задание данного проекта:

- Что общего и каковы различия политического устройства России и Великобритании?

Цели урока:

- расширить объём знаний в области политического устройства государств (России и Великобритании);

- совершенствовать навыки речевой деятельности, умение высказываться логично и связно;

- развивать культуру общения (создать условия для диалога культур).

«Школьники из Британии» продемонстрировали полилог «We are flying to Russia» {ПРИЛОЖЕНИЕ №4}, в котором все члены этой группы приняли участие. После чего было дано задание – «Introduce yourself». Каждый представил себя, говорил о своих увлечениях, любимых предметах, друзьях. Было проведено интервью. Учащиеся задавали вопросы, касающиеся политического устройства России и Британии. Каждая команда представила свою презентацию и выступила с защитой. Проблемный вопрос предоставляет возможность вести дискуссию на английском языке.

«What are the differences and similarities in the political systems of Great Britain and Russia».

Вовлечённые в решение проблемного вопроса, школьники обучаются адекватно реагировать, что стимулирует их к созданию спонтанных высказываний, а не шаблонной манипуляции языковыми формами. И когда это начинает получаться, можно говорить о формировании языковой компетенции. Пусть даже при наличии незначительных ошибок. Главное умение – это гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои мысли на английском языке. В результате совместного обсуждения был сделан вывод об общих чертах и различиях в политическом устройстве России и Великобритании.

В ходе выполнения проекта ученики активны. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении, имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. В результате подготовки и проведении презентаций учащиеся совершенствуют навыки речевой деятельности, пополнив свой лексический запас, работая с различными источниками информации.

Работая над проектом, учащиеся с помощью учителя определили структуру проекта, основные этапы работы, распределили роли, мы обсуждали промежуточные наработки, анализировали полученные данные, подводили итоги, оформляли конечные результаты, после защиты проекта проводили коллективное обсуждение, сделали выводы. Мои наблюдения показывают, что применение метода проекта на уроках английского языка помогает мне обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определённой теме;

  • обеспечивается деловая рабочая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие учителя на уроке.

Рассмотрим, какова же роль учителя, его поэтапные действия.

При подготовке проекта учащимися были пройдены следующие этапы:

  1. подготовительный этап;

  2. организационный этап;

  3. основной этап;

  4. заключительный этап;

  5. презентация/защита проекта;

  6. подведение итогов проектной работы.

На первом этапе важно заинтересовать учащихся. А для того, чтобы они достаточно свободно владели необходимой лексикой по данной теме, продумываю систему коммуникативных упражнений, которые необходимо выполнить на подготовительном этапе. Далее повторяем все типы вопросов. Особое внимание уделяю умению составлять разделительный вопрос (поскольку он часто используется носителями языка). Повторяем необходимые разделы грамматики: 1. There is/are…; 2. Модальные глаголы: should, would. По мере того, как лексика, грамматические структуры, умения, навыки начинают объединяться, предлагаю проблему, которую ученики должны сформулировать на английском языке.

На втором этапе выполняются упражнения на закрепление лексики, а тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Особое внимание уделяю повторению и изучению разговорных клише (I think…; To my mind….; That’s why…; Let me explain…) {ПРИЛОЖЕНИЕ №5}. Именно на этом этапе проектной деятельности закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

На третьем и четвёртом этапах выступаю в роли консультанта при отборе наиболее интересного материала, найденного из различных источников информации, в том числе и Интернете. Материал, представленный на русском языке, учащиеся переводят на английский язык, составляют сообщения, диалоги. Последнее время большое внимание, я уделяю составлению полилога, так как считаю эту форму самой эффективной для совершенствования устной речи на английском языке.

Пятый этап – это защита проекта. На уроке, в основном, говорят ученики. Они выступают с сообщениями, интервью, диалогами, полилогом, обсуждают проблемный вопрос, представляют свои презентации проектов. Роль учителя – наблюдать за работой ребят на уроке, отмечать, как усвоена ими лексика по данной теме, грамматический материал, разговорные клише.

Важным моментом является шестой этап – этап подведения итогов, на котором выставляются оценки, отмечаются успехи и сложности. Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Особенно они отметили лексический материал – много незнакомых слов, которых не было в учебниках. Но они справились с этими проблемами. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приёмов работы.

Внеклассная работа является необходимым условием успешности педагогической деятельности учителя-предметника. Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания позволяют формировать способности к межкультурной коммуникации. В нашей школе регулярно проводятся «Недели иностранного языка», во время которых проходят школьные олимпиады, конкурсы, игры, викторины. Старшеклассники принимают активное участие в конкурсе переводчиков. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции продолжается на занятиях дополнительного образования. Так в рамках авторской программы по английскому языку «Деловой английский» я проводила элективные курсы для 10-го класса. Основные задачи курса:

  • формирование более высоких умений письменной и устной речи;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • содействие формированию потребностей школьников в самостоятельном приобретении знаний.{ПРИЛОЖЕНИЕ №6}

Изучение данного курса завершается итоговой формой отчётности – защитой проекта (индивидуального, парного или коллективного).

Коллективные проекты интересны и важны тем, что к работе над ним привлекается большое количество учащихся. Это является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации.

Однако преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении.

Сочетание классной и внеурочной работы создаёт благоприятные условия для последовательного и целенаправленного процесса обучения, обеспечивает условия для формирования способности учащихся использовать язык как средство общения в диалоге культур.

Использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников средствами иностранного языка, так как даёт возможность:

  • включить учащихся в исследовательскую, поисковую и практическую деятельность;

  • индивидуализировать процесс обучения;

  • организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;

  • совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;

  • использовать современные технологии для сбора и обработки информации;

  • интегрировать знания из различных предметных областей;

  • развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.

Одним из условий формирования эффективной коммуникативной компетенции необходимо считать создание эффективной системы развития и многоуровневого языкового контроля.

Применение различных форм контроля составляет основу содержания обучения языку. От содержания итоговых испытаний зависит направленность, содержание и процесс взаимодействия на уроках и в ходе самостоятельной работы по изучению иностранного языка, где формируются базовые составляющие коммуникативных умений. Коммуникативная компетенция с методической точки зрения представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях.

Содержание развития коммуникативных умений учащихся зависит от нескольких составляющих, которые я использую в ходе обучения английскому языку:

Процесс учебного взаимодействия на занятиях:

  • обучение использованию различных схем и таблиц

  • различные виды чтения и аудирования

  • развитие письменной речи

  • смещение акцента с обучения монологу на обучение диалогу и полилогу.

Использование активных методов обучения:

  • метод проектов

  • использование ИКТ

Проблемные задания:

  • коммуникативно-ориентированные

  • познавательно-поисковые культуроведческие

Самостоятельная работа по изучению английского языка:

  • сообщение

  • сочинение

  • проект

Я считаю, что развитие коммуникативных умений школьников необходимо отслеживать, контролировать и корректировать, поэтому применяю различные виды контроля. Эффективный контроль – это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.

Виды контроля, применяемые мною в ходе обучения английскому языку, неразрывно связаны с содержанием развития коммуникативных умений: самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, творческая форма контроля «открытого типа» наряду с объективизированными контрольно-тестовыми заданиями, рефлексия собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.

При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенции учащихся я руководствуюсь требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте.

Уровневый подход в настоящее время имеет достаточно широкое применение. Мониторинг проводится три раза в год, который показывает повышение уровня коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.

Показатели коммуникативной компетенции:

  • овладение новыми языковыми средствами;

  • устные монологические высказывания;

  • устные диалогические высказывания;

  • письменная презентация;

  • овладение страноведческим материалом.

Отслеживая и корректируя учебный процесс по предмету, я применяла начальный, промежуточный и итоговый виды контроля. Привожу данные моего практического исследования, которые отражают уровни коммуникативных умений учащихся выпускных классов.









Таблица 1. Уровень развития коммуникативной компетенции.


Вид контр.

Начальный

Промежуточный

Итоговый

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2006-2007 г. 11 «б» класс (11 уч.)

2

8

1

3

7

1

4

6

1

2007-2008 г. 11 «в» класс (6 уч.)

0

4

2

1

4

1

1

4

1

2008-2009 г. 11 «а» класс (15 уч.)

4

6

5

5

6

4

6

5

4


На примере данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие коммуникативных умений – основная составляющая при обучении учащихся иностранным языкам.

  2. Эффективная система уровневого контроля даёт возможность корректировки учебного процесса и достижение учащимися более высоких уровней коммуникативных умений.

  3. Уровневый подход наиболее чётко и ясно отражает степень овладения учащимися коммуникативных умений.

Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.















Диаграмма 1. Качество знаний выпускных классов на начало и конец учебного года.





















Главный итог обученности – это выпускной экзамен. В 2009-2010 учебном году ученик 11 класса прошёл итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по английскому языку. Окончательный тестовый балл-80.


Таблица 2. Результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Ф.И

Окончательный тестовый балл

Рейтинг

1.Анохин.

80

87,17


Кроме того, школьники каждый год принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку.


Таблица 3. Результаты Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку:


Учебный год

Класс

Ф.И. учащегося

Место в районе

2007-2008

11 «а»

Саидов Р.

III

2008-2009

10 «а»

Анохин И.

I

2009-2010

11 «а»

Анохин И.

I



Таблица 4. Результаты участия во Всероссийских конкурсах.


Учебный год

Класс

Ф.И. учащегося

Место в районе

2006-2007

9 «а»

Солнышкина А.

III

2009-2010

11 «а»

Анохин И.

I

2010-2011

7 «б»

Давлетов Р.

5

7 «б»

Габдулманов Э.

10

9 «б»

Насырова Л.

8


ВЫВОДЫ:


Применение метода проекта (культуроведческого) на уроках английского языка приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых, лексических навыков и письменной речи, т.е. совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции. Это оказывает положительное влияние на результаты обучения, о чём свидетельствует позитивная динамика учебных достижений учащихся. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании; оказывает поддержку и помощь одарённым и талантливым ученикам, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Применение метода проекта наиболее результативно на завершающем этапе (10-11 классы) средней общеобразовательной школы, так как отвечает основным психологическим особенностям старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. К 10-му классу у школьников уже накоплен достаточный словарный запас, сформированы навыки письменной и устной (монологической и диалогической) речи. А так как проектная деятельность предполагает создание максимальных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивая их воображение, формируя внутренний мотив говорения, то возникает необходимость в общении на иностранном языке.

Всё это способствует мотивации к изучению иностранного языка, а следовательно, помогает достижению основной цели обучения, намеченной современной программой, а именно, совершенствование коммуникативной компетенции. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Используя в своей работе метод проектов, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно, при организации его практического применения, этот метод очень эффективен.

Отсюда можно сделать вывод, что проектная деятельность на уроках английского языка способствует формированию и совершенствованию общей культуры общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.


V. Литература.


1.Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. - №1. – с. 3-8.

2.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2006, №8. – с. 20-26.

3.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка./ - М. 2003.

4.Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.-с 96.

5.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004. 214 с.

6.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. - №2.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, 2003.

8.Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.

9.Селевко Г.К. и другие. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. // Народное образование. 2004, № 4. – с. 144.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. // М.: АРКТ. 2005. – 13 с.

11Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. – 2002, № 4.
























ПРИЛОЖЕНИЕ













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!